ТОП 10:

И ЛЫЖНОМУ СПОРТУ СО ШКОЛЬНИКАМИ



Формы работы по лыжной подготовке со школьниками

Вобщеобразовательных школах и профессионально-техничес­ких училищах используются учебная, внеклассная и внешкольная формы работы по лыжному спорту. Основой всей работы по лы­жам со школьниками и учащимися профессионально-технических училищ является учебная работа по лыжной подготовке, которая проводится по государственным программам. Лыжная подготовка (обязательная дисциплина для всех учащихся) проводится в форме урока.

Внеклассные занятия по лыжам и лыжному спорту организуются в школе в виде секционных занятий, разнообразных физкультурно-массовых мероприятий на лыжах (прогулок, туристских походов, экскурсий и зимних праздников), занятий на лыжах в режиме про­дленного дня, соревнований по различным видам лыжного спорта. Кроме этого, большое значение во внеклассных мероприятиях имеют самостоятельные занятия школьников (индивидуальные и групповые) по выполнению домашних заданий по уроку или в виде активного отдыха с товарищами или родителями.

Важнейшими задачами внеклассной работы являются: оздо­ровление учащихся, улучшение физического развития, вовлечение в систематические занятия на лыжах, в секции лыжного спорта и в различные физкультурно-массовые мероприятия возможно боль­шего количества учащихся школы и ПТУ. Учебная работа по лыжной подготовке и внеклассная работа по лыжам и лыжному спорту тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга в системе физического воспитания учащихся. Лыжная под­готовка является ведущей, а внеклассные занятия на лыжах до­полняют и расширяют знания, умения и навыки, полученные на уроке по лыжной подготовке. В то же время внеклассная работа и имеет большое прикладное значение, и способствует приви­тию интереса к занятиям лыжным спортом, пополнению рядов юных лыжников, занимающихся в ДЮСШ. Внеклассные меро­приятия организуются и проводятся учителем физической куль­туры с обязательным привлечением классных руководителей, спортивно-физкультурного актива, родителей и шефствующих над школой организаций. Вместе с тем внеклассная работа - это 160


дело всего коллектива учителей школы. В старших классах в эту работу должны широко включаться преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в связи с тем, что лыжи имеют большое прикладное значение.

Внешкольная работа по лыжному спорту организуется в ос­новном в детско-юношеских спортивных школах (ЦЮСШ). Такие школы создаются при органах народного образования (гороно, облоно), в системе комитетов по физической культуре и спорту, и при клубах ДЮСШ ставят своей задачей прежде всего привлече­ние к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее дви-гательно одаренных школьников и подготовку их к участию в со­ревнованиях по лыжному спорту. Кроме этого, внешкольная ра­бота по лыжам проводится в спортивно-оздоровительных лагерях во время зимних каникул, на стадионах и лыжных базах незави­симо от их принадлежности, при детских туристских и экскурси­онных станциях, в парках культуры и отдыха, а также по месту жительства школьников. Во всех этих учреждениях и организаци­ях проводятся и физкультурно-массовые мероприятия на лыжах, и спортивная работа по лыжному спорту.

Часть занятий носит эпизодический характер и проводится в форме физкультурно-массовых мероприятий с привлечением возможно большего числа учащихся школ и ПТУ, проживаю­щих в микрорайоне или городе. Другие занятия носят регуляр­ный организованный характер с постоянным контингентом школьников - это прежде всего секционные занятия по лыжному спорту, туристские походы.

-Основное требование к любым занятиям в системе внешколь­ной работы: обеспечить всестороннее физическое развитие, оздо­ровление и воспитание подрастающего поколения всеми средст­вами и методами лыжного спорта; подготовить школьников к ак­тивной работе на благо нашего общества и к защите Родины.

Частными задачами внешкольной работы являются: выявление и привлечение к систематическим занятиям лыжным спортом наиболее способных юных лыжников из числа занимающихся в школьных секциях; подготовка квалифицированных спортсменов, инструкторов-общественников и судей; оказание методической и практической помощи общеобразовательным школам в органи­зации внеклассной работы по лыжам и в подготовке физкультур­ного актива.

Формы организации занятий по лыжной подготовке

Существует две основные формы организации занятий по лыж­ной подготовке и лыжному спорту: урочные (уроки лыжной под-

6 И. М. Бутин


готовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ) и внеурочные (организованные групповые, самодеятель­ные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия). Наиболее широкое распространение получили урочные формы занятий. Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается решение важнейших задач физического воспитания школьников.

На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обуче­ние разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Главными характерными чертами урока всегда являются руково­дящая роль учителя и единство решения образовательных, воспи­тательных и оздоровительных задач. Урок всегда проводится при постоянном составе занимающихся одной возрастной группы (кроме сельских малокомплектных школ, где могут быть уроки для учащихся разного возраста).

Успешное решение задач физического воспитания школьников во многом зависит от правильного сочетания урочных форм заня­тий по лыжной подготовке с широкими физкультурно-массовыми мероприятиями по лыжному спорту.

Уроки лыжной подготовки в школе

Успешное решение задач урока лыжной подготовки во многом зависит от предварительной подготовки материальной базы, мест занятий, учебной документации и разъяснительной работы с уча­щимися и родителями.

Важную роль играет и непосредственная, личная подготовка учителя, правильная организация урока. На уроках в школе и ПТУ решаются основные образовательные, воспитательные и оз­доровительные задачи, предусмотренные программами по физи­ческой культуре для общеобразовательных школ и ПТУ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особен­ностей школьников. На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи: обучение школьников способам пе­редвижения на лыжах; оздоровление и закаливание учащихся, раз­витие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловко­сти и др.); воспитание морально-волевых качеств (смелости, на­стойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навы­ков и умений, необходимых для самостоятельных занятий, и т.д.


К каждому отдельному уроку и ко всему учебно-воспитатель­ному процессу по лыжной подготовке предъявляется целый ряд требований, которые базируются на принципах дидактики и оте­чественной системы физического воспитания.

1. На каждом уроке лыжной подготовки решаются конкретные
образовательные, а также оздоровительные и воспитательные за­
дачи. Если образовательные задачи обязательно планируются и
точно формулируются на каждый урок, то оздоровительные и
воспитательные задачи обычно на каждый урок не планируются.
Воспитание морально-волевых качеств, оздоровление и закалива­
ние школьников, как правило, осуществляются всей системой

. уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и приме­нением упражнений из других разделов, включенных в школьную программу. В ряде случаев воспитательные и оздоровительные задачи могут планироваться как частные на отдельные уроки или систему взаимосвязанных уроков. Для решения указанных задач учитель должен подобрать комплекс упражнений из средств лыж­ного спорта, необходимо также предусмотреть и условия их про­ведения. Например, для воспитания смелости на нескольких взаи­мосвязанных уроках лыжной подготовки можно планировать спуски в различных стойках с постепенным увеличением крутизны склонов и с переходом на неровные склоны.

2. Каждый урок неразрывно связан с предыдущими и после­
дующими в единую систему уроков по лыжной подготовке, и в то
же время он является вполне самостоятельной и целостной частью
учебной работы. Большинство способов передвижения на лыжах

школьники не в состоянии освоить на одном уроке. Для изучения даже простых ходов, поворотов в движении и других элементов отводится несколько уроков, связанных между собой. Так как ка­ждый способ требует разного времени обучения, то, как правило, изучение одного заканчивается, другого начинается, а какого-либо третьего еще продолжается. При планировании данной системы уроков необходимо учитывать взаимодействие навыков, макси­мально используя такое явление, как положительный перенос.

3. Руководящая роль учителя - важнейшее требование к уроку
лыжной подготовки. Урок по лыжной подготовке имеет свои орга­
низационные особенности, связанные с выдачей инвентаря, его
подготовкой и возвращением на базу после окончания урока, с за­
тратой времени при передвижении к месту занятий, с влиянием
погодных условий на процесс обучения и т.п. С тем чтобы избе­
жать значительных потерь времени, требуются четкая организация
урока, высокая дисциплинированность и активность учеников;
оптимальное планирование времени, отводимого на различные
части урока и отдельные организационные мероприятия. Решение


поставленных задач во многом определяется предварительной под­готовкой, различного рода организационными мероприятиями и личной готовностью учителя к каждому конкретному уроку. При подготовке к уроку, в процессе его проведения учитель должен быть организатором и руководителем школьников, всегда прояв­лять высокую требовательность и направлять деятельность учени­ков, активизируя их на решение поставленных задач.

4. Содержание, нагрузка, методы обучения и развития физиче­ских качеств на уроке лыжной подготовки всегда должны соот­ветствовать программному материалу, поставленным задачам, полу и возрасту школьников. Для решения конкретных задач уро­ка учитель должен подобрать средства (подводящие и специаль­ные упражнения), методы и методические приемы, которые спо­собствовали бы более быстрому и прочному овладению техникой способов передвижения на лыжах. При этом необходимо всегда учитывать соответствие трудности изучаемого материала уровню подготовленности школьников (как двигательной, так и физиче­ской). Помимо этого, необходимо тщательно спланировать объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие физических ка­честв средствами лыжной подготовки, с учетом тех конкретных ус­ловий, в которых будут проводиться уроки.

По сравнению с другими видами физических упражнений (на­пример, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и монотонно, поэтому одной из важнейших задач учителя является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению учащимися учебного мате­риала. С этой целью необходимо своевременно чередовать пере­движение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению элементов горнолыжной техники, включать игры и игровые зада­ния, разнообразить методы обучения и т.д.

Уроки лыжной подготовки, учитывая внешние погодные усло­вия, имеют свою специфику - при морозе и ветре недопустимы длительные паузы в передвижении по учебному кругу, объяснение и показ должны быть оптимально краткими и точными и в то же время объемными по информации. В целом плотность урока по лыжной подготовке выше по сравнению с другими видами занятий физическими упражнениями. А это обязывает учителя внимательно контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае не­обходимости) вносить поправки в дозировку упражнений на лы­жах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией уче­ников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам


(изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показате­лям - частоте сердечных сокращений (ЧСС).

При передвижении на лыжах на уроках лыжной подготовки ЧСС у школьников должна быть в пределах 120-160 уд/мин, что говорит о допустимой нагрузке на уроке. На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показа­тель может достигать 160-180 уд/мин, а в паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен сни­жаться до 110-120 уд/мин. При оценке ЧСС необходимо учиты­вать и возраст учащихся. Помимо этого, всегда следует сопостав­лять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью.

5. Методика проведения и содержание урока должны всегда
стимулировать активную деятельность учащихся на уроке, побуж­
дать к сознательному освоению нового материала. При планирова­
нии учебной работы необходимо предусмотреть применение мето­
дов и методических приемов, активизирующих сознательное отно­
шение школьников к изучению нового материала и проявление
самостоятельности. Для повышения эмоциональности урока следу­
ет широко включать элементы соревнования, игры и игровые зада­
ния. При закреплении навыков в технике способов передвижения
целесообразно проводить состязание на достижение более высоких
количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее коли­
чество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расстав­
ленных флажков и др.). Однако недопустимо превращение урока в
чисто развлекательное мероприятие, в этом случае будет страдать
решение образовательных, а порой и воспитательных задач.

Правильное соотношение применяемых подводящих упражне­ний с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упраж­нениями и заданиями будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.

6. Необходимо оптимальное сочетание коллективной и индиви­
дуальной работы учащихся. Вначале, при изучении нового способа
передвижения, всегда применяется коллективное обучение. Однако
различная степень подготовленности школьников приводит к тому,
что часть из них опережает товарищей в освоении нового материа­
ла. С тем чтобы не тормозить процесс обучения и не снижать ак­
тивность учащихся, целесообразно на определенном этапе обуче­
ния распределить учеников на подгруппы по подготовленности так,
чтобы, передвигаясь по разным лыжням (по внутреннему и наруж­
ному кругу), они могли успешно осваивать технику, не мешая друг
другу. Ученики, хуже осваивающие изучаемый ход, передвигаются
по внутреннему (ближе к учителю) кругу.


 




В дальнейшем по мере освоения способа передвижения следует перейти к индивидуальному исправлению ошибок у отдельных школьников, поочередно вызывая отстающих на внутренний круг, не останавливая всего класса. Подобный подход необходим и при развитии физических качеств, следует разбивать учеников на под­группы с одинаковой подготовленностью. В этом случае все уче­ники в подгруппе будут двигаться примерно с одинаковой скоро­стью, не мешая друг другу. В то же время такой подход позволит избежать перегрузки школьников, что может случиться, если в подгруппе хорошо подготовленных школьников окажется один-два слабых ученика. При обучении технике можно составлять па­ры из учеников различной подготовленности (в этом случае луч­ше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ - следом, перенимая навыки техники).

В процессе уроков необходимо варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Так, при развитии быстроты пере­движения на одном из уроков целесообразно проводить эстафе­ты (командные гонки), а на другом уроке наоборот - индивиду­альное прохождение отрезка на скорость с раздельного старта (через 5-10 с). Такое сочетание различных методов проведения обучения и развития физических качеств во многом будет способ­ствовать повышению эффективности урока.

7. Активная деятельность школьников на уроке лыжной подго­товки должна быть разнообразной не только по содержанию мате­риала, но и характеру напряжений. Применение разнообразных подводящих, имитационных и основных упражнений в передвиже­нии на лыжах в различных сочетаниях (чередование обучения на учебной площадке, на учебном склоне и на учебно-тренировочной лыжне) с разнообразной интенсивностью позволяет не только пе­реключать внимание, но и поддерживать на оптимальном уровне работоспособность учеников на протяжении всего урока.

Следует отметить, что все это чередуется с образовательными элементами, рассказом, объяснением, пояснением деталей и дру­гими методами сообщения знаний по изучаемому способу пере­движения или применяемому методу и т.д. Выполнение всех этих требований к уроку во многом будет способствовать повышению его эффективности. Особенно важно применять методы, повы­шающие интерес школьников к изучаемым элементам, побуж­дающие умственную активность школьников, повышающие их внимание и самостоятельный поиск знаний, изучение вариантов ходов в разнообразных условиях и т.п.

Помимо перечисленных существует еще целый ряд частных тре­бований, зависящих от возраста занимающихся, их подготовлен­ности и др.


В зависимости от поставленных задач выделяются следующие типы уроков по лыжной подготовке: вводные, учебные, трениро­вочные, смешанные и контрольные. Каждый из перечисленных ти­пов уроков в соответствии с возрастными особенностями учащих­ся имеет свои характерные черты в структуре, приемах организа­ции и активизации учащихся.

Вводные урокипроводятся в каждом классе в начале занятий лыжной подготовкой. На вводных уроках учитель знакомит уча­щихся с содержанием и требованиями раздела лыжной подготов­ки в данном классе, сообщает теоретические сведения, предусмот­ренные программой, одновременно выявляет особенности класса и координационную и физическую готовность школьников к ос­воению нового учебного материала. Часть этих задач решается во время беседы в классе, однако превращать весь урок в теоретиче­ское занятие нецелесообразно. Продолжительность такой беседы в различных классах обычно не превышает 15 мин. Поэтому очень важно использовать это время с максимальной продуктивностью, что требует от учителя тщательной подготовки. Сообщение тео­ретических сведений и рассказ о задачах лыжной подготовки должны быть максимально краткими и точными. Оставшееся от вводной беседы время необходимо использовать на практические занятия на лыжах. В первом классе эту часть урока целесообразно провести в спортивном зале или в другом просторном помеще­нии, где необходимо ознакомить школьников с лыжным инвента­рем, надеванием лыж и их переноской. Оставшееся время от пер­вого урока ученики используют для свободного передвижения по учебному кругу. Учителю очень важно в это время оценить степень подготовленности учеников, уровень владения лыжа­ми, так как вполне возможно, что большая часть из них уже каталась на лыжах в дошкольном возрасте. В других классах школьники по заданию учителя передвигаются по кругу с ис­пользованием лыжных ходов, изученных в предыдущих клас­сах. Это дает возможность учителю оценить подготовленность учащихся, учесть это и при необходимости внести соответст­вующие коррективы в планирование учебного материала на предстоящую четверть.

Учебные урокиимеют своей задачей изучение нового материа­ла. Они проводятся преимущественно в начальных классах, зна­чительно реже в IV-VIII классах, так как в них помимо нового материала уже включаются совершенствование ранее изученных способов передвижения, а также упражнения на развитие физиче­ских качеств. Для решения этой важнейшей задачи необходимо очень тщательно спланировать учебный материал в зависимости от уровня подготовленности учеников.


 




В I—III классах в начале лыжной подготовки обычно прово­дятся 1-2 учебных урока, целиком посвященные изучению нового материала, а затем в связи с изменением задач (включается уже повторение и совершенствование) планируются другие типы уро­ков. В старших классах содержание нового материала по лыжной подготовке невелико, поэтому учебные уроки там не планируются.

Тренировочные урокичаще всего проводятся в старших клас­сах. В начальных школах такие уроки не проводятся, а в средних классах встречаются крайне редко. В школьной программе для IX-XI классов в раздел «Лыжная подготовка» включено очень мало нового учебного материала, поэтому основная задача, кото­рая ставится на этих уроках, - развитие физических качеств сред­ствами лыжного спорта. Учитель, планируя материал, должен об­ратить внимание прежде всего на развитие такого жизненно важ­ного физического качества, как общая выносливость, а также быстроты и скоростной выносливости. В ходе тренировочных уро­ков осуществляется планомерная подготовка к сдаче учебных нор­мативов и подготовка к участию в соревнованиях по лыжному спорту. Развитие физических качеств осуществляется методами спортивной тренировки. На уроках в основном применяются сле­дующие методы: равномерный - в первую очередь для развития общей выносливости; повторный - в основном для развития быст­роты; переменный - для развития скоростной выносливости. Ин­тервальный метод тренировки в школьных уроках, как правило, не используется. Учитывая то, что время школьного урока ограниче­но, следует отдать предпочтение повторному и переменному мето­дам тренировки. При использовании этих методов интенсивность передвижения на лыжах значительно выше, что повышает нагрузку и моторную плотность урока и позволяет более продуктивно ис­пользовать время урока. Длительное равномерное передвижение на лыжах играет важную роль в развитии общей выносливости, но ограниченное время урока не позволяет в полной мере использо­вать этот метод. Он включается в младших классах в первые уроки, в начале лыжной подготовки - в V-VIIIклассах, а более интен­сивная нагрузка повторным и переменным методами планируется на последующих уроках в зависимости от подготовленности школьников. Общая выносливость в определенной мере повыша­ется и при развитии других качеств этими методами. Заметное влияние на развитие общей выносливости оказывает и общая плотность урока, поэтому учитель в старших классах должен из­бегать длительных пауз и объяснений, тем более что объем нового учебного материала очень мал. Необходимость сокращения объ­яснений диктуется и внешними условиями при проведении уроков лыжной подготовки (ветер, низкие температуры и т.д.).


Тренировочные уроки широко применяются и во внеклассной работе по лыжному спорту при проведении занятий в школьной секции. Общая продолжительность отдельного занятия и их ко­личество в неделю в школьной секции планируются в зависимости от возраста и подготовленности школьников (существуют специ­ально разработанные нормы нагрузки). Это позволяет использо­вать все методы тренировки, планомерно развивая у школьников физические качества.

Смешанные урокипо лыжной подготовке получили широкое распространение во всех классах. На этих уроках решаются самые разнообразные задачи обучения, совершенствования техники спо­собов передвижения на лыжах, развития физических качеств и те­кущего контроля за освоением учащимися учебного материала. В связи с тем, что в одном уроке могут использоваться самые раз­нообразные средства и методы обучения и развития физических качеств, то, например, могут стоять такие задачи: изучение ново­го способа поворота в движении и совершенствование какого-либо хода; изучение нового хода и развитие скорости передвиже­ния; совершенствование двух ранее изученных ходов и развитие выносливости; изучение нового хода и текущий учет успеваемости по освоенному на предыдущих уроках повороту; совершенствова­ние техники ходов и прием учебных нормативов и другие разно­образные сочетания. Параллельно решаются воспитательные и оздоровительные задачи.

Контрольные урокипроводятся в конце всех уроков по лыж­ной подготовке с целью подведения итогов и учета успеваемости. На этих уроках в первую очередь принимаются учебные нормати­вы по дистанциям. Оценка за технику выполнения отдельных спо­собов передвижения может быть выставлена как на контрольном уроке, так и в ходе других уроков (текущий учет успеваемости). Итоговая оценка по лыжной подготовке выставляется в конце четверти после приема учебных нормативов.

Структура урока лыжной подготовки в школе, несмотря на большое многообразие задач, применяемых методов и разнообра­зие содержания, остается постоянной и соответствует общеприня­той в отечественной системе физического воспитания. Урок по лыжной подготовке и лыжному спорту в школе состоит из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовителъной, основной и за­ключительной.

Вводно-подготовительная часть урока. Такое название более точно соответствует задачам и содержанию первой части урока. Здесь решаются вопросы начальной организации школьников, ознакомления их с предстоящей работой. Кроме этого, проводится постепенная функциональная подготовка организма учащихся к


 




повышенным нагрузкам в основной части урока, осуществляется психологическая настройка школьников на сознательное и актив­ное овладение техникой способов передвижения на лыжах. От чет­кой организации вводно-подготовительной части урока во многом зависят эффективность обучения и качество всего урока в целом. Дежурный в начале урока выстраивает класс с лыжами и отдает рапорт учителю о готовности класса и количестве отсутствующих учеников. После этого учитель в доступной для данного возраста форме сообщает школьникам задачи и содержание урока.

В старших классах задачи урока излагаются в точных форму­лировках, записанных в конспекте учителем, и в терминологии, принятой в лыжном спорте. Учащиеся должны не только овладеть способами передвижения на лыжах, но и уметь точно их назвать. Перед строем учитель может сообщать и теоретические сведения, предусмотренные школьной программой. Затем переходят к практическим действиям.

В содержание вводно-подготовительной части урока могут быть включены строевые упражнения с лыжами и на лыжах, переход без лыж или передвижение на лыжах к месту занятий (последнее зави­сит от местных условий). Подготовка мест занятий, укатывание склона и прокладка лыжни учебного круга также могут входить в содержание этой части урока. Передвижение на лыжах к месту .за­нятий осуществляется со слабой и в конце со средней интенсивно­стью. Именно в это время проходит подготовка организма к более интенсивной работе в основной части урока.

Продолжительность вводно-подготовительной части во мно­гом зависит от расположения мест занятий. В сельских школах обычно такой проблемы не возникает, места занятий чаще всего расположены рядом со школой, а в городских школах занятия проводятся в близлежащих скверах и парках. Если при переходе к местам занятий приходится пересекать улицы или дороги с интен­сивным движением, учитель обязан обеспечить безопасность пе­рехода. Такие участки преодолеваются строем с лыжами в руках.

С учениками младших классов уроки можно проводить на при­школьной площадке участка с тем, чтобы избежать более или менее длительных переходов. Обычно время вводно-подготовительной части достигает 8-12 мин. В ходе данной части можно решать и образовательные, а чаще и воспитательные задачи, но это не должно мешать функциональной подготовке («разогреву») и пси­хологической настройке школьников на выполнение основных задач урока.

Основная часть урока. Главные задачи этой части урока - обра­зовательные. Происходит обучение школьников новым способом передвижения на лыжах и развитие физических качеств средствами


лыжного спорта. Основная часть урока строится по следующей схеме: вначале обычно повторяется материал предыдущего урока. Повторение, как правило, занимает не более 3-5 мин. В отдельные уроки время, отводимое на это, может быть увеличено и до 15 мин. Следует отметить, что в этом случае происходит не только повто­рение, но и дальнейшее совершенствование способов передвиже­ния на лыжах. Общая .продолжительность в этом случае зависит от характера повторяемого материала, а также от задач и типа урока. Например, в VI классе перед изучением поворота упором необходимо повторить одноименное торможение, а в VIII классе, приступая к освоению попеременного четырехшажного, целесо­образно повторить скользящий шаг и т.п.

Закончив повторение, приступают к решению важнейших за­дач основной части урока - изучению новых способов передвиже­ния на лыжах, предусмотренных программой для данного класса и рабочим планом учителя. В системе уроков и на каждом кон­кретном уроке очень важно определить последовательность изу­чения основных способов передвижения на лыжах и упражнений, направленных на развитие физических качеств, с тем, чтобы мак­симально использовать положительный перенос навыков в обуче­нии (или хотя бы нейтрализовать отрицательный перенос). Кроме этого необходимо учитывать совместимость и последователь­ность развития физических качеств в одном уроке.

Обучение, а точнее, главная задача урока всегда должны ре­шаться на фоне оптимального возбуждения центральной нервной системы, т.е. сразу после окончания вводно-подготовительной час­ти. В том случае, когда на уроке ставятся задачи совершенствова­ния техники способов передвижения, непосредственно не связанные структурой движений с новым материалом, вначале изучают новые и более сложные ходы или повороты в движении, а закрепление и совершенствование проходят в конце основной части.

Развитие физических качеств всегда лучше проводить после обу­чения и совершенствования техники. Вопросы сочетания в разви­тии отдельных физических качеств тоже необходимо предусмотреть в зависимости от их совместимости. Лучше, если развитие скорости и выносливости будет запланировано на разные уроки, но в случае совмещения этих качеств в одном уроке вначале включают упраж­нения на развитие скорости, а в конце урока - выносливости.

В каждый урок включаются занятия на учебном склоне, где изучаются спуски, торможения и повороты в движении. Очень важно обучение способам ходов чередовать с изучением горно­лыжной техники. Такое сочетание уменьшает психологическое утомление от однообразной и монотонной работы на учебной площадке, повышает эмоциональность урока и способствует бо-


лее быстрому и прочному усвоению и тех и других упражнений. Если позволяет время урока, то целесообразно такую смену (учеб­ная площадка - склон) повторить дважды. Известно, что ученики, хорошо владеющие спусками со склонов, быстрее осваивают и тех­нику лыжных ходов. Разнообразить основную часть урока можно играми и игровыми заданиями. Количество времени, отводимого на эти упражнения, зависит от возраста учащихся (в младших классах больше), от задач урока и условий проведения.

Игровые упражнения следует подбирать так, чтобы они спо­собствовали совершенствованию техники и развитию физиче­ских качеств. Однако не следует и перегружать урок играми -нельзя превращать основную часть в чисто развлекательное ме­роприятие. В этом случае будет страдать образовательная сто­рона урока.

В основную часть можно включать и упражнение соревнова­тельного характера. Например, развитие скорости повторным ме­тодом можно провести в виде эстафет на коротких отрезках, раз­бив учащихся по силам на несколько команд. При равенстве сил созданные команды можно закрепить и на все последующие уроки. Общее время основной части урока обычно составляет 25-35 мин в зависимости от перечисленных факторов - задач, содержания, методов проведения и т.д.

Заключительная часть урока. Основная задача этой части -приведение организма школьников в оптимальное функциональ­ное состояние для дальнейшей школьной деятельности, а также подведение итогов урока (краткий разбор). Кроме того, здесь да­ются задания на дом. Продолжительность этой части урока обыч­но 4-5 мин (в младших классах чуть больше). В заключительной части урока необходимо постепенно снизить нагрузку, чтобы снять возбуждение, возникшее с интенсивной работой на развитие фи­зических качеств (этим обычно заканчивается основная часть урока). Для этого включают спокойное передвижение на лыжах от места занятий к школе. Организованное построение завер­шает урок, что особенно важно в младших и средних классах (приучает к дисциплине и порядку). В теплую погоду (при не­большом морозе) построение можно провести и на улице, в хо­лодную лучше это сделать в помещении - коридоре или спор­тивном зале. Учитель, подводя итоги урока, делает замечания, отмечает наиболее общие ошибки или недостатки и дает задание на дом. Задание на дом по закреплению и совершенствованию техники способов передвижения на лыжах, изученных на уроке, можно дать всему классу, группе учеников (при одинаковых ти­пичных недостатках в технике) или отдельным ученикам (исправ­ление индивидуальных ошибок).


Закончив урок, учитель организованно ведет школьников на лыжную базу или в кладовую для сдачи инвентаря. Затем ученики переодеваются и готовятся к следующему уроку. В связи с тем что продолжительность урока невелика (учитывая сложные организа­ционные моменты), для подготовки и завершения его необходимо использовать время перемен между уроками.

В зависимости от задач, типа урока, условий и места проведе­ния, возраста и подготовленности учащихся продолжительность отдельных частей урока может значительно изменяться. При про­ведении уроков лыжной подготовки организационные трудности всегда больше, чем при других видах спорта. Даже при образцо­вой организации много времени уходит на переодевание, получе­ние и сдачу лыж, подгонку креплений и т.д. Продолжительность урока лыжной подготовки в школе 45 мин. В младших и средних классах сдваивать уроки (до 90 мин) не рекомендуется.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.027 с.)