ТОП 10:

Методика обучения одновременному двухшажному ходу



Одновременный двухшажный ход применяется на равнине при отличных и хороших условиях скольжения и на пологих спусках при удовлетворительном скольжении. Ход позволяет передвигаться с достаточно высокой скоростью, хотя он и усту­пает по этому показателю одновременному одношажному; по­этому сильнейшие лыжники применяют его мало. У лыжников-новичков и школьников он пользуется большей популярностью, особенно в туристских походах и на прогулках. Ход требует твердой опоры для палок. Благодаря наличию в цикле хода двух скользящих шагов и только одного одновременного толчка пал­ками ученики даже с относительно слабым уровнем развития мышц рук и плечевого пояса достигают довольно высокой ско­рости при передвижении на подготовительной лыжне. Цикл движений хода состоит из двух скользящих шагов и одновре­менного толчка руками на второй шаг. Квалифицированные лыжники за один цикл проходят на лыжне от 8 до 11 м со сред­ней скоростью 5-7 м/с.

Одновременный двухшажный ход выполняется следующим об­разом (рис. 13):

1. После окончания одновременного толчка руками лыжник скользит на двух лыжах в согнутом положении и, медленно вы­прямляясь, начинает выносить палки вперед.


Рис. 13. Одновременный двухшажный ход

2-3. Сосредоточив массу тела на левой ноге, после предвари­тельного небольшого подседания лыжник делает шаг правой впе­ред, продолжая вынос палок. После окончания толчка левой но­гой начинается скольжение на правой.

4-5. Предварительно перенеся массу тела на правую лыжу и выполнив подседание, лыжник отталкивается правой ногой; пал­ки в это время выводятся кольцами вперед-и ставятся на снег.

6. В момент окончания толчка ногой палки приходят в рабочее положение (под острым углом вперед) и начинается отталкивание руками.

7. Продолжается отталкивание руками и скольжение на левой лыже. В это время правая нога непрерывным маховым движением выносится вперед.

8. С окончанием толчка руками правая нога приставляется к опорной и начинается скольжение на двух лыжах. Некоторое вре­мя лыжник пассивно скользит на двух лыжах, используя набран­ную скорость.

Затем цикл движений повторяется.

При объяснении или показе следует обратить внимание учеников на следующие детали хода, которые очень важны для достижения высокой скорости скольжения и экономичности движения: в момент проката недопустимо резкое выпрямление, так как это увеличивает давление лыж на снег и сокращает длину скольжения; палки выно­сятся вперед мягким, расслабленным маятникообразным движением


с последующей энергичной постановкой на снег; давление на палки резко увеличивается сразу после постановки их; недопустимо отбра­сывание палок назад-вверх после окончания отталкивания.

После объяснения и показа техники данного хода целесооб­разно вместе со школьниками проимитировать без лыж все дви­жения цикла хода, добиваясь согласованности в работе рук и ног и выполняя все элементы скользящего шага. После этого присту­пают к выполнению всего хода в целом при передвижении на лы­жах. Ученики после показа и объяснения хода обычно довольно быстро осваивают общую схему движений. Дальнейшее изучение идет по пути устранения ошибок в цикле, а также совершенство­вания отдельных элементов и всего хода в целом.

Нельзя допускать значительного падения скорости в момент скольжения на двух лыжах. Это приведет к неравномерности пере­движения и к большей затрате сил. Оба шага в цикле хода должны быть длинными, сочетание сильных отталкиваний ногами и руками позволяет поддерживать высокую скорость передвижения.

Если некоторые ученики после показа и объяснения за не­сколько попыток (прохождение 2-3 учебных кругов) не осваива­ют в общих чертах согласованности движений, целесообразно провести обучение расчлененным методом под счет преподавате­ля с остановкой и проверкой положения частей тела после перво­го и второго шага. Затем можно выполнить движения в замедлен­ном темпе под команду учителя. При такой последовательности освоение хода проходит всегда успешно. Указанными методиче­скими приемами можно воспользоваться и при изучении других способов передвижения на лыжах, но прибегать к расчленению движений следует только в крайних случаях, когда целостный ме­тод не дает нужного эффекта.

Наиболее типичной для школьников ошибкой при передвиже­нии этим ходом являются короткие «подбегающие» шаги. Внеш­не это выглядит как разбег перед отталкиванием руками. Данная ошибка обычно бывает вызвана недостаточно сильным или не­верно (больше вверх, чем вперед) выполненным толчком ногой. Исправлению этой ошибки способствует передвижение по лыж­не, размеченной ориентирами для отталкивания ногами (на рас­стоянии скользящих шагов). Кроме того, полезно повторить и другие упражнения для освоения и совершенствования скользя­щего шага. Встречаются ошибки и в работе рук, что уменьшает силу отталкивания: незаконченный толчок руками «до бедра». Причиной этому может быть неверно усвоенное движение, а также слишком короткие или слишком длинные петли у палок (ученики боятся потерять контроль за палкой и поэтому сжима­ют ее в кулаке). При исправлении этой ошибки необходимо тре-


бовать от учеников убирать руки за спину, как бы стараясь со­единить там кисти рук.

Заметно уменьшается сила толчка и при «провале» головы и туловища между рук при постановке палок в начале отталкива­ния. Появление такой ошибки может быть связано с широкой по­становкой палок и, что встречается особенно часто, с сильным сгибанием рук и отведением локтей в сторону до начала отталки­вания. Для устранения ошибки необходимо требовать от учени­ков держать близко друг к другу кисти рук и опущенные локти, а также постоянно смотреть на кисти рук.

Ошибками также являются: чрезмерный наклон туловища (ниже горизонтального) при отталкивании руками, отбрасывание рук с палками вверх после окончания толчка. Последующее выпрямление туловища из низкого положения и перемещение рук с палками вниз вызывают инерционные силы и сокращение длины свободного скольжения. Это надо объяснить ученикам при исправлении указан­ных ошибок. Недопустимо и сгибание (приседание) ног при одно­временном толчке руками - это вызывает снижение силы отталкива­ния, так как не создается жесткая система (руки - туловище - ноги) для передачи усилий от толчка руками на скольжение лыж. Ошибкой следует считать и быстрый (преждевременный) вынос палок вперед, в этом случае ученики вынуждены удерживать палки впереди в стати­ческом положении, что нарушает общую согласованность движений.

Необходимо объяснить ученикам способы постановки палок на снег под различными углами. При хорошем скольжении (под ук­лон) палки можно выносить кольцами вперед, что позволит свое­временно выполнить «навал» туловищем на палки, усилить и удли­нить отталкивание. При ухудшении скольжения или при движении по равнине палки ставятся более вертикально с тем, чтобы быст­рее перевести их в острый угол, что сразу увеличит горизонталь­ную составляющую силу толчка. Следует иметь в виду, что, как только палки пройдут вертикальное положение (даже если они выбрасывались кольцами вперед), необходимо сразу увеличить давление на них (начать отталкивание), так как, создавая жесткую передачу усилий по замкнутой цепи «палки - руки - туловище -ноги - лыжи», лыжники уже частично уменьшают давление лыж на снег, а тем самым увеличивается скорость скольжения. В даль­нейшем с уменьшением угла отталкивания палками скорость уве­личивается за счет возрастания горизонтальной составляющей толчка. Ошибками считаются и широкая постановка палок (кольца ставятся далеко от лыжни), и широкое разведение локтей.

Первоначальное обучение одновременному двухшажному ходу удобно проводить на учебной площадке, имеющей небольшой уклон. Лыжня должна иметь твердую опору для палок. Если часть учеников



не смогла сразу освоить общую согласованность движений, можно рекомендовать проводить обучение на обычной скорости, но под счет. На счет «раз» - первый шаг и вынос палок; на счет «два» - тол­чок другой ногой и постановка палок на снег; на счет «три» - оттал­кивание палками с одновременным приставлением ноги. Иногда счет заменяют командами «Шаг - шаг!», «Толчок!» Как только ученики освоят движение без грубых ошибок, можно перейти к совершенство­ванию хода на учебно-тренировочной лыжне, объясняя и показывая ученикам, где лучше применить этот способ передвижения. С первого же занятия по изучению этого хода необходимо приучать учеников делать первый шаг в цикле поочередно с левой и правой ноги.

Как только ученики освоят ход в целом, необходимо обратить их внимание на согласование движений с дыханием. Это необходимо делать и при изучении других одновременных ходов. Толчок выпол­няется в момент выдоха, при выпрямлении делается вдох. Такая рит­мичность усиливает отталкивание и улучшает вентиляцию легких.

Хороший эффект при обучении всем одновременным ходам дает применение упражнений игрового характера. Например, на хорошо подготовленной лыжне на расстоянии 25-50 м устанавливаются ворота; задание ученикам: кто пройдет отрезок за наименьшее ко­личество циклов одновременного хода? Длина отрезка зависит от изучаемого хода; естественно, при бесшажном ходе он короче.

Можно устроить небольшие соревнования: учащиеся проходят по параллельным лыжням (отрезок 50-100 м) на скорость (кто быстрее). Это задание можно давать, если ученики хорошо освоили технику хода. Здесь внимание обращается на силу отталкивания. Недопусти­мо применение этого упражнения при наличии ошибок в цикле хода. Целесообразно применять упражнение и на освоение техники одно­временных ходов по ориентирам (флажкам, воротам из палок и др.).

Коньковый ход

Коньковый ход, как подводящее упражнение к изучению пово­ротов переступанием или совершенствованию отталкивания в скользящем шаге (например, у школьников), известен очень давно и нашел применение в практике работы по лыжному спорту.

Однако в связи с появлением пластиковых лыж и более тща­тельной подготовкой лыжных трасс он стал применяться как спо­соб передвижения на лыжах. Значительное улучшение условий скольжения, широкие укатанные трассы позволяют развивать коньковыми ходами более высокую скорость передвижения по сравнению с другими ходами.

В настоящее время на соревнованиях применение классических лыжных ходов и свободных (коньковых) разделено. В положении


о соревнованиях заранее оговаривается, какими ходами лыжники проходят данную дистанцию.

Коньковый ход введен и в школьную программу, однако усло­вия уроков лыжной подготовки в школе (инвентарь, смазка лыж, подготовка учебной лыжни, подготовленность школьников) не позволяют в полной мере изучать коньковый ход.

Однако в VII классе необходимо ознакомить учащихся с этим способом передвижения на лыжах.

В школьной секции изучение и совершенствование коньковых ходов происходит более детально и углубленно.

Различают следующие варианты передвижения коньковыми ходами: полуконьковый одновременный ход, коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов руками), одновре­менный двухшажный коньковый ход, одновременный одношаж­ный коньковый ход, попеременный коньковый ход.

Действия лыжника при передвижении данными способами не­сколько напоминают движения конькобежца - отсюда и пошло название хода.

Отталкиваясь внутренним ребром одной из лыж назад-в сто­рону (скользящий упор), лыжник переносит вес тела на другую скользящую лыжу, и движения повторяются с другой ноги, оттал­кивание выполняется со скользящей лыжи. В отличие от класси­ческих ходов остановки лыжи в циклах хода нет. При передви­жении этим ходом активно работают и руки, отталкивание про­исходит одновременно или попеременно в согласовании с ритмом работы ног. Возможны варианты и без отталкивания руками (с махами рук и без них).

На ровных участках трассы толчок руками чаще всего выпол­няется одновременно, а на подъемах - в зависимости от крутизны (одновременно или попеременно). Полуконьковый ход (отталкива­ние многократно одной из ног, другая скользит прямолинейно) применяется чаще при прохождении поворота по пологой дуге (толчок выполняется наружной лыжей). На иллюстрациях пока­заны одновременный одношажный коньковый ход (рис. 14), по­переменный коньковый ход (рис. 15), одновременный двухшаж­ный коньковый ход (рис. 16).

Что касается изучения вариантов коньковых ходов, то, не­смотря на включение этих способов передвижения на лыжах в программу по физической культуре для общеобразовательных школ, решить задачи обучения невозможно, учитывая неболь­шой объем часов по лыжной подготовке, низкое качество и от­сутствие специального лыжного инвентаря и невозможность качественной подготовки лыжных трасс практически во всех школах.


 



5 И. М. Бутин



               
   
     
 
 
 
   
 


Рис. 14. Одновременный одношажный коньковый ход


Рис. 15. Попеременный коньковый ход со свободным скольжением 130


Рис. 16. Одновременный двухшажный коньковый ход


Авторы различных альтернативных программ, учитывая все эти факторы, рекомендуют включить коньковые ходы в лыжную подготовку в школе только в качестве ознакомления.

Во внеклассной работе по лыжному спорту с подростками и в ДЮСШ можно рекомендовать изучение коньковых ходов. Но важно помнить, что занятия коньковым ходом требуют специ­альной физической подготовки и укрепления голеностопных и коленных суставов.

Обучение коньковому ходу проходит на ровной, широкой, хо­рошо укатанной учебной площадке, но снег не должен быть леде­нистым. Небольшой верхний слой снега должен быть разворошен, чтобы лыжник мог оттолкнуться ребром лыжи.

Сначала школьники при передвижении по лыжне, проложен­ной по дуге, пробуют оттолкнуться внутренним ребром наружной (по отношению к дуге поворота) лыжи.

Первые упражнения выполняются без палок в ту или другую сторону. Постепенно угол отведения лыжи в сторону увеличива­ется. Лучше, если первые попытки будут выполняться под поло­гий уклон или на выкате после спуска со склона средней крутизны. Главное заключается в том, чтобы предварительно набрать ско­рость (со спуска) или выполнить движения в облегченных услови­ях (под пологий уклон). Основное внимание обращается на оттас­кивание ребром лыжи.

Затем переходят к изучению конькового хода в целом, оттал­киваясь поочередно правой и левой ногой. При первых попытках угол отведения носка лыжи не должен быть велик; учащиеся как бы поддерживают скорость, набранную при «разбеге». Главное при этих первых попытках - обратить внимание на координацию движений и отталкивание внутренним ребром лыжи.

Вначале обучение проходит без палок, что позволяет легче освоить координацию движений. Более успешно идет обучение, если площадка имеет очень пологий уклон (здесь легче поддер­живать скорость движения, даже если толчок еще не освоен должным образом). Необходимо обратить внимание на свое­временный перенос веса тела на скользящую лыжу. Затем угол отведения носка толчковой лыжи увеличивается. После освое­ния этого способа без палок школьники пробуют передвигать­ся с палками. Сначала с одновременными толчками палками (так школьникам легче освоить координацию движений), а за­тем с попеременными отталкиваниями. Можно варьировать за­дание - передвижение с одной палкой и с махом другой рукой и наоборот. При отталкивании следует обратить внимание так­же на небольшой наклон и разворот туловища в сторону дви­жения.


Для более успешного овладения коньковым ходом перед его изучением на снегу целесообразно проимитировать все движения без лыж. Имитация выполняется как шаговая, так и прыжковая. Шаги (прыжки) выполняются вперед - в сторону с низкой (стелю­щейся) траекторией движений. При этом следует обратить внима­ние на отталкивание всей стопой (боковой - внутренней частью), а не носком. Носок маховой ноги обязательно разворачивается чуть вперед - в сторону.

В отличие от конькобежцев лыжники выполняют движения в более высокой посадке (наклон туловища значительно меньше). Руки также выполняют имитацию отталкивания (а не размахива­ния в стороны).

В условиях глубокой лыжни данный ход неприменим, он тре­бует специальной подготовки трасс. В программу школьных зим­них праздников можно включать эстафеты и соревнования на ко­ротких отрезках при условии передвижения коньковым ходом -это повышает эмоциональность и вызывает интерес у учащихся. Тщательно подготовить короткую трассу для таких праздников школьникам вполне по силам, и это можно сделать без примене­ния машин.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.009 с.)