Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двигательные навыки и их характерные чертыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе обучения на уроках у учащихся формируются навыки в технике способов передвижения на лыжах. Основой формирования двигательных навыков являются возникновение и закрепление целой системы сложных условных рефлексов. Хотя дети и в дошкольном возрасте катаются на лыжах, обучение технике передвижения на лыжах начинается на уроках в школе. Учащиеся на первом уроке не могут правильно выполнить необходимые действия, обеспечивающие отталкивание и скольжение, но опираясь на имеющийся двигательный опыт (например, навыки обычной ходьбы), знания, полученные из объяснений учителя, и показ способа передвижения, они могут начать передвигаться по лыжне. Уже с первых шагов возникают сложные системы взаимосвязанных нервных процессов, которые на основе механизма запоминания запечатлеваются в нервных клетках больших полушарий. Вначале движения у школьников неуверенные, велико общее напряжение, кроме того, выполняется много лишних, совершенно ненужных движений. С каждым повторением благодаря двигательной памяти и приобретенному опыту школьники выполняют движения все лучше, точнее, экономичнее. Затем на основе многократных повторений возникают прочные связи между отдельными нервными процессами, в результате чего постепенно создается сложная уравновешенная система и образуется двигательный стереотип. Обучение любому способу передвижения на лыжах осуществляется по следующей схеме. Вначале необходимо создать у школьника двигательное представление об изучаемом способе передвижения, что достигается путем показа, рассказа и объяснения. Затем ученики на этой основе пытаются его выполнить. Путем многократных повторений приобретается умение (неавтоматизированный способ управления движением), которое впоследствии переходит в двигательный навык. Этот процесс обучения довольно длительный; он зависит от сложности изучаемого способа, двигательной одаренности учеников, имеющегося опыта и, естественно, от применяемой методики обучения и педагогического мастерства учителя. Обучение способам передвижения на лыжах предполагает участие сознания, активной умственной деятельности учащихся. Характерные черты двигательного навыка - осознанность, прочность, автоматизм и в то же время подвижность.
3 И. М. Бутин Автоматизм движений - это главная характерная черта двигательного навыка. Автоматизация происходит по следующей схеме. Вначале после многократных повторений того или иного способа передвижения на лыжах движения постепенно становятся привычными для школьников. При передвижении по лыжне учащиеся все меньше и меньше думают над тем, как выполнить отдельные движения в цикле хода. Так постепенно умения заменяются навыком, автоматизируются отдельные элементы хода. В итоге автоматизируется и управление всем движением (ходом в целом). У квалифицированных лыжников, хорошо владеющих техникой способа передвижения (на стадии сформированного навыка), отвлечение внимания не нарушает ее. На стадии умения (когда навык еще не сформирован) школьники основное внимание обращают на то, как правильно выполнить элементы хода. В этом случае трудно рассчитывать на высокую скорость передвижения на лыжах, так как внимание учащихся раздваивается. В процессе обучения сознание направлено на контроль за выполняемым элементом или ходом в целом, на оценку выполнения движений. Для облегчения процесса обучения вначале необходимо тщательно готовить лыжню и по возможности сохранять одинаковые условия скольжения. Следует обратить внимание и на подготовку инвентаря, правильный подбор мази и смазку лыж. С образованием двигательного навыка сознание освобождается от контроля за каждым отдельным элементом хода, происходит автоматизация управления движением. Сознание на этом этапе обучения меняет свою функцию, начинает играть пусковую или тормозную роль или способствует переключению с одного способа передвижения на другой. В этом случае школьники основное внимание концентрируют на конечном результате хода (скорость передвижения), условиях (скольжение, рельеф лыжни) или на неожиданно возникших ситуациях (появление препятствий на спуске, тактическая борьба с противником и т.д.). На финише, когда необходимо максимально увеличить скорость, порой приходится сосредоточить внимание и на отдельных движениях, хотя они хорошо изучены и закреплены. Например, финишируя одновременными ходами (а, как известно, они дают максимальную скорость при хороших условиях скольжения), школьники обращают главное внимание на усиление одновременного толчка палками за счет активного сгибания туловища («навал» туловища на палки). Частично изменить ритм хода, длину и частоту шагов лыжнику приходится при передвижении попеременным двухшажным ходом, если этого требуют внешние условия, например при преодолении участка лыжни с буграми и впадинами. При длительном передвижении на лыжах в связи с нарастающим утомлением лыжник сосредоточивает волевые усилия на поддержании скорости при правильном и экономичном выполнении техники ходов. В зависимости от меняющейся ситуации лыжник сознательно контролирует такие элементы хода, как силу и скорость отталкиваний, ускорение или замедление маховых движений и т.д. Прочность двигательного навыка является важной чертой, характеризующей спортивное мастерство лыжника. Спортсмен может многократно и точно выполнять движения лыжного хода, несмотря на различные внешние воздействия. При передвижении по лыжне на спортсмена постоянно действует множество сбивающих факторов (широкая, узкая или извилистая лыжня, жесткий и мягкий снег), и на стадии прочного навыка лыжник автоматически противодействует их влиянию. Прочные навыки в технике ходов позволяют спортсмену демонстрировать стабильную технику - на тренировке или соревнованиях, в спокойных условиях и при сильном возбуждении от необычных условий и обстановки, на фоне восстановления или при нарастающем утомлении, на небольшой и максимальной скорости и даже после относительно длительных перерывов в тренировке. Но если у лыжника умения еще не превратились в навык, то даже кратковременный перерыв в занятиях приводит к заметному ухудшению техники и появлению ошибок. Устойчивость двигательных навыков в технике передвижения на лыжах очень важна, и, в свою очередь, это предъявляет высокие требования к процессу обучения детей, подростков и юношей способам передвижения на лыжах. Необходимо с первых шагов изучать рациональную технику передвижения на лыжах с учетом возрастных особенностей школьников, так как при многократных повторениях возникает серьезная опасность превращения в навыки неточностей и ошибок в технике ходов. Впоследствии, при переучивании или исправлении ошибок, придется столкнуться с серьезными трудностями, так как прежде, чем изучить новые, точные, наиболее целесообразные движения, следует разрушить старые навыки, которые при многократных повторениях стали очень прочными. Вариативность (подвижность) навыка тесно связана с его прочностью. Совершенный навык при передвижении на лыжах дает озможность приспосабливать технику к меняющимся условиям ыжных гонок. У высококвалифицированных лыжников диапазон ариативности навыка необычайно широк. Волевым усилием ыжник может заметно изменить характер привычного стабиль-ого движения, сократить или увеличить длину шага, замедлить ли ускорить маховые движения, вынос палок (в зависимости от еняющихся в широких пределах условий скольжения, рельефа естности и состояния лыжни, утомления и т.п.).
Все эти изменения происходят в допустимых пределах с сохранением основной системы движений хода, при этом не меняются и ее индивидуальные особенности. Вариативность достигается при совершенствовании техники в различных условиях, что позволяет выработать новые динамичные стереотипы на эти внешние воздействия. Новые навыки базируются на основном варианте техники: чем больше вариативность, тем выше эффективность действий лыжника при передвижении в оттепель, по глубокой и мягкой лыжне, по леденистой и неровной лыжне и т.д. В целом вариативность техники следует понимать как необходимое приспособление данного способа передвижения к конкретным внешним условиям, индивидуальное приспособление каждого способа передвижения к изменяющимся внешним условиям, своевременную смену способа передвижения в соответствии с рельефом лыжни, скольжением и сцеплением лыж со снегом. Все это и определяет высокое техническое мастерство лыжника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.011 с.) |