Управление в спортивной тренировке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление в спортивной тренировке



Управление тренировочным процессом — система воздей­ствий на спортсмена с целью перевода его с одного (исход­ного) уровня спортивной подготовленности на некоторый заданный другой уровень для достижения намеченных спортивных результатов. Управление тренировочным про­цессом всегда базируется на некоторых принятых челове­ком, осуществляющим управление (субъектом управления), специальных конкретных принципах, концепциях, мето­дах, правилах, но корректируется («подправляется») в со­ответствии со складывающимися реальными условиями и самим ходом управления. Управление спортивной подго­товкой осуществляется целевым подбором и дозированной реализацией воздействий на спортсменов. Эффективность управления определяется уровнем достигнутых целевых сдвигов применительно к затраченным времени, силам, материальным расходам.

В каждый момент времени человек находится в опреде­ленном физическом состоянии. Физическое состояние оп­ределяют как минимум:

здоровье;

телосложение;

состояние физиологических функций, в частности двига­тельной функции, а именно: а) возможности выполнять опре­деленный круг движений (т.е. техническая подготовленность); б) уровень двигательных (физических) качеств.

То физическое состояние, которого стихийно достигает человек под влиянием условий жизни, обычно далеко от же­лаемого. Поэтому физическим состоянием человека надо уп­равлять, изменяя его в нужном направлении. Этому служит физическое воспитание с помощью специальных средств (преимущественно физических упражнений). Пример: физи­ческое состояние человека, впервые пришедшего в спортив­ную секцию, характеризуется невысокими показателями, скажем, силы или гибкости. Построив тренировочный про­цесс соответствующим образом, можно повысить уровень либо одного из названных качеств, либо обоих вместе, т.е. можно управлять состоянием этого человека. В спортивной трени­ровке цель такого управления — стойкое улучшение физи­ческого состояния, выражающееся в повышении спортив­ных результатов.


Сложность управления в спортивной тренировке заключа­ется в том, что мы не можем непосредственно управлять из­менением спортивных результатов. Например, мы не в состоя­нии каким-либо прямым способом повысить у спортсмена силу или выносливость. Это можно сделать только опосредствован­но. Фактически тренер управляет лишь действиями (или, как иначе говорят, поведением) спортсмена: он задает ему опре­деленную программу упражнений (тренировочную нагрузку) и добивается ее правильного выполнения, в частности пра­вильной техники движений.

Те изменения в организме, которые наступают во время выполнения физических упражнений и сразу после их завер­шения, называются срочным тренировочным эффектом. Из-за наступающего утомления он обычно связан со снижением ра­ботоспособности и спортивных результатов. Те изменения в организме, которые происходят в результате суммирования следов многих тренировочных занятий, называются кумуля­тивным тренировочным эффектом (от лат. «кумул» — куча). При правильно построенном процессе тренировки этот эффект выражается в повышении работоспособности и спортивных результатов.

Таким образом, в спортивной тренировке имеется такая последовательность причин и следствий:

действия спортсмена (поведение) —» срочный эффект —> ку­мулятивный эффект.

Воздействуя на начальное звено этой цепи (поведение), мы хотим добиться желаемого результата в конечном (кумулятив­ном) эффекте. Пример: желая развить у бегуна выносливость, тренер предлагает ему пробежать, скажем, 6 раз по 300 м с определенными скоростью и интервалами отдыха, т.е. он уп­равляет поведением спортсмена. В результате выполнения этой нагрузки в организме спортсмена произойдут некоторые фи­зиологические сдвиги — срочный тренировочный эффект. При систематических занятиях накопление их следов приведет к кумулятивному тренировочному эффекту — росту выносливо­сти бегуна.

Конечно, приведенная схема весьма упрощена. Ее следу­ет уточнить.

Поведением спортсмена, строго говоря, управляет не тре­нер, а сам спортсмен. Тренер дает ему указания, которые он может выполнить, а может и не выполнить (не хочет или не может). Допустим, спортсмен стремится выполнить все указа­ния тренера. Тогда начальная часть схемы управления будет выглядеть так:

тренер —> спортсмен -> поведение.

Специфика управления в спортивной тренировке заклю­чается в том, что мы пытаемся воздействовать на самоуправ-


ляемую систему (организм спортсмена). Реакции этой систе­мы определяются ее собственными законами, нам во многом неизвестными. Поэтому, хотя наличие причинных связей в цепочке: поведение -> срочный эффект -> кумулятивный эффект бесспорно, в наших силах лишь косвенно влиять на каждое из этих звеньев. При этом из-за очень больших индивидуаль­ных и временных различий в состоянии спортсменов мы не можем быть уверены в том, что, применяя одно и то же воз­действие, получим одну и ту же ответную реакцию. Одинако­вая тренировочная нагрузка может вызвать разный трениро­вочный эффект. Поэтому актуален вопрос об обратных связях (контроле).

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется управлением?

2. Что понимается под системой?

3. Чем определяется состояние системы в данный момент времени?

4. Чем определяется эффективность управления тренировочным про­цессом?

5. Что называется срочным тренировочным эффектом?

ГЛАВА 15 КОНТРОЛЬ - КОМПОНЕНТ УПРАВЛЕНИЯ

Основные положения контроля

Чтобы управлять тренировочным процессом не «вслепую», нужно получать информацию о ходе и результатах выполнения тренировочных и соревновательных упражнений, о состоянии спортсмена, об окружающих условиях. Это информация обрат­ной связи. Без нее невозможно управление сколько-нибудь слож­ной системой, процессом. Ее должны получать и сам спорт­смен, и его тренер, и физкультурник.

Если ограничиться лишь обратными связями, идущими к тренеру, можно выделить четыре различных типа связей, со­ответствующих четырем различным направлениям в педагоги­ческом контроле:

1) сведения, получаемые от спортсмена (о самочувствии, отношении к происходящему, настроении и т.п.);

2) сведения о поведении спортсмена (какие тренировочные задания выполнены, как это сделано, ошибки в технике и т.п.);

3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер тренировочных сдвигов под влиянием однократной физической нагрузки);


 

тренер ——»• спорт [(ft ———   гсмен — > пове;   дение — > сроч эфф   ныи ект   *• кумуля эфф   гивный ект  
   
   

Рис. 26. Схема управления

4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (из­менения в подготовленности спортсменов).

Схема управления приведена на рис. 26.

Следует иметь в виду, что эта схема отражает лишь прин­ципиальную сторону вопроса. Контроль за спортивной подго­товкой — активное добывание, хранение, анализ и оценива­ние такой информации, которая позволяет обоснованно судить об организации, материально-техническом обеспече­нии, медицинской, научной, воспитательной сторонах, ходе и результатах подготовки спортсмена (спортсменов). Контроль различают: а) оперативный (за сиюминутным ходом и резуль­татами подготовки — в рамках одного тренировочного заня­тия, в крайнем случае — одного дня); б) текущий (относится к микро- и мезоциклам тренировочного процесса); в) этап­ный — за результатами (только результатами) целого этапа подготовки (за полгода, год, 4 года — в зависимости от опре­деления продолжительности намеченного этапа того или иного иерархического уровня).

Для того чтобы спортивная тренировка стала действитель­но управляемым процессом, необходимо, чтобы тренер при­нимал решения с учетом результатов объективных измерений. Тренировка, построенная с учетом только самочувствия спорт­смена и интуиции тренера, не может дать хороших результа­тов в современном спорте (впрочем, не менее опасна и про­тивоположная ошибка: неучет самочувствия спортсмена; только гармоничное сочетание объективных и субъективных показа­телей может обеспечить успех).

Различают виды контроля и по другому признаку — в со­ответствии с делением подготовки на так называемые ее сто­роны: а) за физической (функциональной), б) технической, в) тактической, г) психологической, д) теоретической под­готовленностью и подготовкой. Различают также контроль: а) за нагрузками, б) за восстановлением после физических нагрузок, болезней, травм (физическая, медицинская реа­билитация), в) за питанием, г) за режимом дня, д) за пси­хологическим состоянием и его обеспечением. Контроль бы­вает визуальным и инструментальным, количественным и качественным.


Контроль начинается с измерения, но не исчерпывается им. Нужно еще знать, что измерять, уметь выбирать наиболее информативные (существенные) показатели. Нужно уметь ма­тематически грамотно обрабатывать результаты наблюдений. Необходимо владеть методами контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.007 с.)