Нормы — основы сравнения результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы — основы сравнения результатов



Нормой в спортивной метрологии называется граничная ве­личина результата теста, на основе которой производится клас­сификация спортсменов.

Есть официальные нормы: разрядные в ЕВСК, в прошлом — в комплексе ГТО. Используются и неофициальные нормы: их устанавливают тренеры или специалисты в области спортив­ной тренировки для классификации спортсменов по каким-либо качествам (свойствам, способностям).

Существует три вида норм: а) сопоставительные; б) инди­видуальные; в) должные.

Сопоставительные нормы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же сово­купности. Процедура определения сопоставительных норм та­кова: 1) выбирается совокупность людей (например, студенты гуманитарных вузов Москвы); 2) определяются их достижения в комплексе тестов; 3) определяются средние величины и стандарт­ные (среднеквадратические) отклонения; 4) значение х ± 0,5 ст принимается за среднюю норму, а остальные градации (низкая — высокая, очень низкая — очень высокая) — в зависимости от коэффициента при а. Например, значение результата в тесте свыше х + 2 а считается «очень высокой» нормой.


Реализация такого подхода приведена в табл. 13.

Таблица 13. Классификация мужчин по уровню работоспособности

(по К. Куперу)

Градация   Уровень   МП, мл/кг/мин  
  Очень слабый   28,0 и менее  
  Слабый   28,1-34,0  
  Средний   34,1-42,0  
  Хороший   42,1 - 52,0  
  Отличный   Свыше 52,1  

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Эти нормы имеют исключительно важное значение для индивидуализа­ции тренировки во всех видах спорта. Необходимость их опре­деления возникла вследствие существенных различий в струк­туре тренированности спортсменов.

Градация индивидуальных норм устанавливается с помо­щью тех же статистических процедур. За среднюю норму здесь можно принимать показатели тестов, соответствующие сред­нему результату в соревновательном упражнении. Индивиду­альные нормы широко используются в текущем контроле.

Должные нормы устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни, профессия, не­обходимость подготовки к защите Родины. Поэтому во многих случаях они опережают действительные показатели. В спортив­ной практике должные нормы устанавливаются так: 1) опре­деляются информативные показатели подготовленности спортсмена; 2) измеряются результаты в соревновательном уп­ражнении и соответствующие им достижения в тестах; 3) рас­считывается уравнение регрессии типа у = kx + b, где л: — дол­жный результат в тесте, а у — прогнозируемый результат в соревновательном упражнении. Должные результаты в тесте и являются должной нормой. Ее необходимо достичь, и толь­ко тогда можно будет показать запланированный в соревно­ваниях результат.

В основе сопоставительных, индивидуальных и должных норм лежит сравнение результатов одного спортсмена с ре­зультатами других спортсменов, показателей одного и того же спортсмена в разные периоды и в разных состояниях, имею­щихся данных с должными величинами.

Возрастные нормы. В практике физического воспитания наи­большее распространение получили возрастные нормы. Типич-


ным примером являются нормы комплексной программы фи­зического воспитания учащихся общеобразовательной школы, нормы комплекса ГТО и т.д. Большинство из этих норм состав­лялись традиционным способом: результаты тестирования в различных возрастных группах обрабатывались с помощью стан­дартной шкалы, и на этой основе определялись нормы.

В таком подходе есть один существенный недостаток: ориен­тация на паспортный возраст человека не учитывает существен­ного влияния на любые показатели биологического возраста и размеров тела.

В соответствии с данными табл. 14 двигательный возраст, равный десяти годам, будет иметь мальчик любого паспортно­го возраста, прыгающий в длину с разбега на 2 м 76 см и метающий мяч на 29 м. Чаще, однако, бывает так, что по од­ному тесту (например, прыжку) мальчик опережает свой пас­портный возраст на два-три года, а по другому (метанию) — на один год. В этом случае определяется средняя арифметиче­ская по всем тестам, комплексно отражающая двигательный возраст ребенка.

Определение норм может проводиться также с учетом со­вместного влияния на результаты в тестах паспортного возра­ста, длины и массы тела. Проводится регрессионный анализ и составляется уравнение:

У=

где У— должный результат в тесте; Х} паспортный возраст; Х2 длина и Х3 масса тела.

На основании решений уравнений регрессии составляются номограммы, по которым легко определить должный результат.

Пригодность норм. Нормы составляются для определенной группы людей и пригодны только для этой группы. Например, по данным болгарских специалистов, норма в метании мяча массой 80 г для десятилетних детей, проживающих в Софии, — 28,7 м, в других городах — 30,3 м, в сельской местности — 31,6 м. Такая же ситуация и в нашей стране: нормы, разработан­ные в Прибалтике, не годятся для центра России и тем бо­лее для Средней Азии. Пригодность норм только для той со­вокупности, для которой они разработаны, называется релевантностью норм.

Опыт показывает, что у_мальчиков 12 лет велики различия в длине тела: 130— 170 см (х — 149 ± 9 см). Чем выше рост, тем больше, как правило, и длина ног. Поэтому в беге на 60 м при одной и той же частоте шагов высокие дети будут показывать меньшее время.

Возрастные нормы с учетом биологического возраста и осо­бенностей телосложения. Показатели биологического (двигатель­ного) возраста человека лишены недостатков, свойственных


показателям паспортного возраста: их значения соответствуют среднему календарному возрасту людей. В табл. 14 представлен двигательный возраст по результатам в двух тестах.

Таблица 14. Двигательный возраст мальчиков по результатам прыжка в длину с разбега и метанию мяча (80 г)

Возраст, лет   Результаты, м  
Прыжок   Метание мяча  
  1,98    
  2,27    
  2,54    
  2,76    
  3,00    
  3,23    
  3,42    

Другая характеристика норм — репрезентативность. Она от­ражает их пригодность для оценки всех людей из генеральной совокупности (например, для оценки физического состояния всех первоклассников города Москвы). Репрезентативными мо­гут быть только нормы, полученные на типичном материале.

Третья характеристика норм — их современность. Известно, что результаты в соревновательных упражнениях и тестах по­стоянно растут и пользоваться нормами, разработанными дав­но, не рекомендуется. Некоторые нормы, установленные мно­го лет назад, воспринимаются сейчас как наивные, хотя в свое время они отражали действительную ситуацию, характе­ризующую средний уровень физического состояния человека.

Измерение качества

Качество — это обобщенное понятие, которое может отно­ситься к продукции, услугам, процессам, труду и любой дру­гой деятельности, включая физическую культуру и спорт.

Качественными называются показатели, не имеющие опре­деленных единиц измерения. Таких показателей-в физическом воспитании, и особенно в спорте, много: артистичность, вы­разительность в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду; зрелищность в спортивных играх и единобор­ствах и т. д. Для количественной оценки таких показателей ис­пользуются методы квалиметрии.

Квалиметрия — это раздел метрологии, изучающий вопро­сы измерения и количественной оценки качественных пока­зателей. Измерение качества — это установление соответствия между характеристиками таких показателей и требованиями к


ним При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность дви­жений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он мысленно представляет как выразительность.

На практике, однако, качество оценивается не по одному, а по нескольким признакам. При этом наивысшая обобщен­ная оценка не обязательно соответствует максимальным зна­чениям по каждому признаку.

В основе квалиметрии лежат несколько исходных положении:

- любое качество можно измерить; количественные мето­пы издавна применяются в спорте для оценки красоты и вы­разительности движений, а в настоящее время используются для оценки всех без исключения сторон спортивного мастер­ства, эффективности тренировочной и соревновательной дея­тельности, качества спортивного инвентаря и т.д;

- качество зависит от ряда свойств, образующих «древо качества».

Пример - древо качества исполнения упражнений в фигурном ката­нии на коньках, состоящее из трех уровней - высшего (качество исполне­ния композиции в целом), среднего (техника исполнения и артистизм) и низшего (измеряемые показатели, характеризующие качество исполне­ния отдельных элементов);

- каждое свойство определяется двумя числами: относи­тельным показателем К и весомостью М',

- сумма весомостей свойств на каждом уровне равна еди­нице (или 100%).

Относительный показатель характеризует выявленный уро­вень измеряемого свойства (в процентах от его максимально возможного уровня), а весомость - сравнительную важность разных показателей.

Например, фигурист получил за технику исполнения оценку К = 5,6 балла, а за артистизм - оценку КТ = 5,4 балла. Весомо­сти техники исполнения и артистизма в фигурном катании на коньках признаны одинаковыми (Мс = М = 1,0). Поэтому об­щая оценка Q = МсКс + МТКТ составила 11,0 балла.

Методические приемы квалиметрии делятся на две группы: эвристические (интуитивные), основанные на экспертных оцен­ках и анкетировании, и инструментальные, или аппаратурные.

Проведение экспертизы и анкетирования - это отчасти техническая работа, предполагающая строгое соблюдение оп­ределенных правил, а отчасти - искусство, требующее инту­иции и опыта.

Метод экспертных оценок. Экспертной называется оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов. Эксперт (от лат. expertus - опытный) - сведущее лицо, приглашаемое


для решения вопроса, требующего специальных знаний. Этот метод позволяет с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. Такие оценки — случайные величи­ны, они могут быть обработаны некоторыми методами много­мерного статистического анализа.

Как правило, экспертное оценивание, или экспертиза, проводится в виде опроса, или анкетирования, группы экспер­тов. Анкетой называется опросный лист, содержащий вопросы, на которые нужно ответить письменно. Техника экспертизы и анкетирования — это сбор и обобщение мнений отдельных лю­дей. Девиз экспертизы — «Ум хорошо, а два лучше!» Характер­ные примеры экспертизы: судейство в гимнастике и фигурном катании на коньках, конкурс на звание лучшего по профессии или лучшую научную работу и т.п.

К мнению специалистов обращаются всякий раз, когда осу­ществить измерения более точными методами невозможно или очень трудно. Порой лучше получить приблизительное реше­ние немедленно, нежели долго искать пути точного решения. Но субъективная оценка значительно зависит от индивиду­альных особенностей эксперта: квалификации, эрудиции, опы­та, личных вкусов, состояния здоровья и т. п. Поэтому инди­видуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Таким образом, современная экспертиза — это система организационных, ло­гических и математико-статистических процедур, направлен­ных на получение от специалистов информации, и ее анализ с целью выработки оптимальных решений. И лучший тренер (педагог, руководитель и т.п.) тот, который опирается одно­временно на собственный опыт, на данные науки, на знания других людей.

Методика групповой экспертизы включает в себя: 1) фор­мулировку задач; 2) отбор и комплектование группы экспер­тов; 3) составление плана экспертизы; 4) проведение опроса экспертов; 5) анализ и обработку полученной информации.

Подбор экспертов — важный этап экспертизы, так как до­стоверные данные можно получить не от всякого специалиста. Экспертом может быть человек: 1) обладающий высоким уров­нем профессиональной подготовки; 2) способный к крити­ческому анализу прошлого и настоящего и к прогнозирова­нию будущего; 3) психологически устойчивый, не склонный к соглашательству.

Есть и другие важные качества экспертов, но указанные выше должны быть обязательно. Так, например, профессио­нальная компетентность эксперта определяется: а) по степени близости его оценки к среднегрупповой; б) по показателям решения тестовых задач.


Для объективной оценки компетентности экспертов могут быть составлены специальные анкеты, отвечая на вопросы ко­торых в течение строго определенного времени кандидаты в эксперты должны продемонстрировать свои знания. Кроме того, полезно предложить им заполнить анкету самооценки своих знаний. Опыт показывает, что люди с высокой самооценкой ошибаются меньше других.

Другой подход к отбору экспертов основан на определении эффективности их деятельности. Абсолютная эффективность де­ятельности эксперта определяется отношением числа случа­ев, когда эксперт верно предсказал дальнейший ход событий, к общему числу экспертиз, проведенных данным специали­стом. Например, если эксперт участвовал в 10 экспертизах и 6 раз его точка зрения подтвердилась, то эффективность дея­тельности такого эксперта равна 0,6. Относительная эффек­тивность деятельности эксперта — это отношение абсолют­ной эффективности его деятельности к средней абсолютной эффективности деятельности группы экспертов. Объективная оценка пригодности эксперта определяется по формуле:

ДЛ/=(М-Мист),

где МЯСТ истинная оценка; М — оценка эксперта.

Желательно иметь однородную группу экспертов, но если это не удается, то для каждого из них вводится ранг. Очевидно, что эксперт представляет тем большую ценность, чем выше показате­ли его деятельности. Для повышения качества экспертизы ста­раются повысить квалификацию экспертов путем специаль­ного обучения, тренировок и ознакомления с возможно более обширной объективной информацией по анализируемой про­блеме. Судей во многих видах спорта можно рассматривать как своеобразных экспертов, оценивающих мастерство спортсмена (на­пример, в гимнастике) или ход поединка (например, в боксе).

Подготовка и проведение экспертизы. Подготовка эксперти­зы сводится в основном к составлению плана ее проведения. Наиболее важными его разделами являются подбор экспер­тов, организация их работы, формулировка вопросов, обра­ботка результатов.

Существует несколько способов проведения экспертизы. Наиболее простой из них — ранжирование, которое состоит в определении относительной значимости объектов экспертизы на основе их упорядочения. Обычно наиболее предпочтитель­ному объекту приписывается наивысший (первый) ранг, наи­менее предпочтительному — последний ранг.

После оценивания объект, получивший у экспертов наи­большее предпочтение, получает наименьшую сумму рангов. Напомним, что в принятой оценочной шкале ранг определяет только место объекта относительно других объектов, подверг-


шихся экспертизе. Но оценить, насколько далеко эти объекты отстоят друг от друга, ранжирование не позволяет. В связи с этим метод ранжирования используется сравнительно редко.

Большее распространение получил метод непосредственной оценки объектов по шкале, когда эксперт помещает каждый I объект в определенный оценочный интервал. Третий метод экспертизы — последовательное сравнение факторов.

Сравнение объектов экспертизы с помощью этого метода проводится так:

1) вначале они ранжируются в порядке значимости;

2) наиболее важному объекту приписывается оценка, рав­ная единице, а остальным (тоже в порядке значимости) — оценки меньше единицы — до нуля;

3) эксперты решают, будет ли оценка первого объекта пре­восходить по значимости все остальные. Если да, то оценка «веса» этого объекта увеличивается еще больше; если нет, то тогда принимается решение уменьшить его оценку;

4) эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут оценены все объекты.

И наконец, четвертый метод — метод парного сравнения -основан на попарном сравнении всех факторов. При этом в каждой сравниваемой паре объектов устанавливается наибо­лее весомый (он оценивается баллом 1). Второй объект этой пары оценивается в 0 баллов.

Широкое распространение в физической культуре и спорте \ получил такой метод экспертных оценок, как анкетирование. i Анкета здесь представлена как последовательный набор воп-росов, по ответам на которые судят об относительной важно­сти рассматриваемого свойства или о вероятности свершения каких-либо событий.

При составлении анкет наибольшее внимание уделяется четкой и осмысленной формулировке вопросов. По своему ха­рактеру они подразделяются на следующие типы:

1) вопрос, при ответе на который необходимо выбрать одно из заранее сформулированных мнений (в некоторых случаях каждому из этих мнений эксперт должен дать количественную оценку по шкале порядка);

2) вопрос о том, какое решение принял бы эксперт в оп­ределенной ситуации (и здесь возможен выбор нескольких ре­шений с количественной оценкой предпочтительности каж­дого из них);

3) вопрос, требующий оценить численные значения какой-либо величины.

Опрос может проводиться как очно, так и заочно в один или несколько туров.

Развитие вычислительной техники позволяет проводить ан­кетирование в режиме диалога с ЭВМ. Особенностью диало-


гового метода является составление математической програм­мы, предусматривающей логическое построение вопросов и очередность их воспроизведения на дисплее в зависимости от типов ответов на них. В память машины закладываются стан­дартные ситуации, позволяющие контролировать правильность ввода ответов, соответствие численных значений диапазону реальных данных. ЭВМ контролирует возможность ошибок и в случае их появления находит причину и указывает на нее.

В последнее время квалиметрические методы (экспертиза, анкетирование и др.) все чаще используются для решения оп­тимизационных задач (оптимизация соревновательной деятель­ности, тренировочного процесса). Современный подход к за­дачам оптимизации связан с имитационным моделированием соревновательной и тренировочной деятельности. В отличие от других видов моделирования при синтезе имитационной мо­дели наряду с математически точными данными используется квалитативная информация, собираемая методами эксперти­зы, анкетирования и наблюдения. Например, при моделиро­вании соревновательной деятельности лыжников нельзя точ­но предсказать коэффициент скольжения. Его вероятную величину можно оценить путем опроса специалистов по смаз­ке лыж, знакомых с климатическими условиями и особенно­стями трассы, на которой будут проходить соревнования.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие параметры являются основными измеряемыми и контроли­руемыми в современной теории и практике спорта?

2. Почему изменчивость является одной из особенностей спортсмена как объекта измерений?

3. Почему следует стремиться снизить число измеряемых перемен­ных, контролирующих состояние спортсмена?

4. Что характеризует квалитативность при исследованиях в спорте?

5. Какую возможность предоставляет спортсмену адаптивность?

6. Что называется тестом?

7. Каковы метрологические требования к тестам?.

8. Какие тесты называются добротными?

9. В чем разница между нормативно-ориентированным и критериаль­но-ориентированным тестом?

10. Какие существуют разновидности двигательных тестов?

11. В чем разница гомогенных и гетерогенных тестов?

12. Какие требования должны соблюдаться для стандартизации про­ведения тестирования?; 13. Что называется надежностью теста?; | 14. Что вносит погрешность в результаты тестирования?

15. Что понимают под стабильностью теста?

16. От чего зависит стабильность теста?

 

3 —2785


17. Чем характеризуется согласованность теста?

18. Какие тесты называются эквивалентными?

19. Что понимают под информативностью теста?

20. Какие существуют методы определения информативности тестов?

21. В чем суть логического метода определения информативности тестов?

22. Что обычно используют в качестве критерия при определении ин­формативности тестов?

23. Как поступают при определении информативности тестов, когда отсутствует единичный критерий?

24. Что называется педагогической оценкой?

25. По какой схеме происходит оценивание?

26. Какими способами можно перевести результаты тестирования в баллы?

27. Что такое шкала оценок?

28. Каковы особенности пропорциональной шкалы?

29. В чем отличия прогрессирующей шкалы от регрессирующей?

30. В каких случаях применяются сигмовидные шкалы оценок?

31. В чем достоинство перцентильной шкалы?

32. Для чего могут использоваться шкалы выбранных точек?

33. Для каких целей используется шкала ГЦОЛИФКа?

34. Какие существуют варианты оценки результатов тестирования спортсменов по комплексу тестов?

35. Что называется нормой в спортивной метрологии?

36. На чем основаны индивидуальные нормы?

37. Как устанавливаются должные нормы в спортивной практике?

38. Как составляются большинство возрастных норм?

39. Какие существуют характеристики норм?

40. Что изучает квалиметрия?

41. В каком виде проводится экспертное оценивание?

42. Какими качествами должен обладать эксперт?

43. Как определяется объективная оценка пригодности эксперта?


РАЗДЕЛ II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.078 с.)