Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерий F Фишера, сравнение дисперсий двух независимых выборокСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Анкетирование как метод экспертизы. При составлении анкет наибольшее внимание уделяется четкой и осмысленной формулировке вопросов. По своему характеру они подразделяются на следующие типы: 1) вопрос, при ответе на который необходимо выбрать одно из заранее сформулированных мнений (в некоторых случаях каждому из этих мнений эксперт должен дать количественную оценку в шкале порядка); 2) вопрос о том, какое решение принял бы эксперт в определенной ситуации (и здесь возможен выбор нескольких решений с количественной оценкой предпочтительности каждого из них); 3) вопрос, требующий оценить численные значения какой-либо величины. Опрос может проводиться как очно, так и заочно в один или несколько туров. Развитие вычислительной техники позволяет проводить анкетирование в режиме диалога с ЭВМ. Особенностью диалогового метода является составление математической программы, предусматривающей логическое построение вопросов и очередность их воспроизведения на дисплее в зависимости от типов ответов на них. В память машины закладываются стандартные ситуации, позволяющие контролировать правильность ввода ответов, соответствие численных значений диапазону реальных данных. ЭВМ контролирует возможность ошибок и в случае их появления находит причину и указывает на нее. 2. Надежность тестов. Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. Как уже отмечалось, полное совпадение результатов при повторных измерениях практически невозможно, и поэтому основное уравнение измерений выглядит так: xt=xист+е1+е2+е3, где xt — зарегистрированный в процессе измерений результат теста; xист— так называемый истинный результат. Условно он соответствует среднему значению измеряемой величины при бесконечно большом числе измерений одного показателя в одних и тех же условиях. Видно, что xист — абстрактная величина и измерить ее в действительности невозможно. В идеальных условиях значение xист должно соответствовать реально существующей величине искомого показателя. Но такого соответствия никогда не бывает и вот почему. Рассмотрим следующий пример. Из определения теста следует, что его надежность — это, по сути дела, надежность оценки состояния спортсмена, его способностей. Чем ближе значения xt и xист, тем надежнее оценка. Из формулы (1) видно, что степень близости xt и xист зависит от величин е1,е2 и е3. Величина e1—это систематические и случайные ошибки измерений. Величина е2 отражает различия в процедуре тестирования при повторных измерениях. И наконец, величина е3 характеризует внутреннюю нестабильность функциональных систем организма. Подтвердим сказанное следующим примером. При измерении времени простой реакции спортсмена на световой раздражитель были получены следующие результаты: первая попытка — 0,225 с; вторая — 0,296 с; третья — 0,203 с. Точность работы измерительных устройств (±2%) позволяет сравнительно легко вычислить значение e1 и учесть его при анализе результатов. Предположим, что во второй попытке яркость светового раздражителя была вдвое меньшей, чем в первой и третьей. Если провести исследование о зависимости яркости светового сигнала и времени реакции, то можно определить, как изменение процедуры тестирования изменяет результат теста. Полученная в результате такого исследования величина и будет характеризовать составляющую е2. В спортивной практике мы одновременно сталкиваемся как минимум с тремя разновидностями вариативности. Вариант А: 1) внутриклассовая (внутрииндивидуальная) — вариативность индивидуальных результатов в серии повторных измерений; 2) межклассовая (межиндивидуальная) — вариативность результатов разных спортсменов. Вариант Б: 1) внутриклассовая (как в варианте А); 2) межклассовая — вариативность серий индивидуальных данных, зарегистрированных на разных этапах тренировочного цикла. Вариант В: 1) внутриклассовая— различия между спортсменами в измерениях, проведенных в один день; 2) межклассовая—различия между сериями измерений спортсмена, проведенных на разных этапах тренировочного цикла. 3. Типы шкал измерений. Существует 4 типа шкал: 1) шкала наименований - Здесь речь идет о группировке объектов, идентичных по определенному признаку, и о присвоении им обозначений. Не случайно, что другое название этой шкалы—номинальное. Обозначениями, присваиваемыми объектам, являются числа. Например, легкоатлеты-прыгуны в длину в этой шкале могут обозначаться номером 1, прыгуны в высоту — 2, прыгуны тройным — 3, прыгуны с шестом — 4. При номинальных измерениях вводимая символика означает, что объект 1 только отличается от объектов 2, 3 или 4. Однако насколько отличается и в чем именно, по этой шкале измерить нельзя; 2) шкала порядка - Если какие-то объекты обладают определенным качеством, то порядковые измерения позволяют ответить на вопрос о различиях в этом качестве. Но чаще всего шкала порядка используется там, где невозможны качественные измерения в принятой системе единиц. При использовании этой шкалы можно складывать и вычитать ранги или производить над ними какие-либо другие математические действия; 3) шкала интервалов - Измерения в этой шкале не только упорядочены по рангу, но и разделены определенными интервалами. В интервальной шкале установлены единицы измерения (градус, секунда, и т. д.). Измеряемому объекту здесь присваивается число, равное количеству единиц измерения, которое он содержит. Обработка результатов измерений в интервальной шкале позволяет определить «на сколько больше» один объект по сравнению с другим; 4) шкала отношений - В шкале отношений нулевая точка не произвольна, и, следовательно, в некоторый момент времени измеряемое качество может быть равно нулю. В связи с этим при оценке результатов измерений в этой шкале возможно определить «во сколько раз» один объект больше другого. 4. Пригодность норм (релевалентность, репрезентетивность, современность). Нормы составляются для определенной группы людей и пригодны только для этой группы. Пригодность норм только для той совокупности, для которой они разработаны, называется релевантностью норм. Другая, характеристика норм — репрезентативность. Она отражает их пригодность для оценки всех людей из генеральной совокупности (например, для оценки физического состояния всех первоклассников города Москвы). Репрезентативными могут быть только нормы, полученные на типичном материале. Третья характеристика норм — их современность. Известно, что результаты в соревновательных упражнениях и тестах постоянно растут и пользоваться нормами, разработанными давно, не рекомендуется. Некоторые нормы, установленные много лет назад, воспринимаются сейчас как наивные, хотя в свое время они отражали действительную ситуацию, характеризующую средний уровень физического состояния человека. 5. Тесты (определение, требования к тестам). Измерение или испытание, проводимое для определения состояния или способностей спортсмена, называется тестом. Требования: 1) должна быть определена цель применения любого теста; 2) следует разработать стандартизированную методику измерений результатов в тестах и процедуру тестирования; 3) необходимо определить их надежность и информативность; 4) должна быть разработана система оценок результатов в тестах; 5) необходимо указать вид контроля (оперативный, текущий или этапный). Процедура выполнения теста называется тестированием; результатом тестирования является численное значение, полученное в ходе измерений. В зависимости от цели все тесты подразделяются на несколько групп. В первую из них входят показатели, измеряемые в покое. К таким тестам относят показатели, физического развития (длина и масса тела, толщина жировых складок, объем мышечной и жировой ткани и т. д.), показатели, характеризующие функционирование основных систем организма (частоту сердечных сокращений, состав крови, мочи и т. п.). В эту же группу входят психические тесты. Вторая группа — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение одной минуты подтянуться на перекладине 10 раз и т. д.). Третья группа — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат, а измеряются значения различных функциональных систем (ЧСС, МПК и т. д.). Особенность таких тестов — высокий психологический настрой (мотивация) спортсмена на достижение предельных результатов. Следовательно, все, что регистрируется при их выполнении, зависит как минимум от двух факторов: 1) уровня развития измеряемого качества (например, выносливости или техники и т. д.) и 2) мотивации. 6. Квалиметрия. Квалиметрия — это наука об измерении и количественной оценке качественных показателей. Измерение качества — это установление соответствия, между характеристиками таких показателей и требованиями к ним. При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность движений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он представляет как выразительность. На практике, однако, качество оценивается не по одному, а по нескольким признакам. При этом наивысшая обобщенная оценка не обязательно соответствует максимальным значениям по каждому признаку. В последние годы, например, резко повысился темп выполнения упражнений в художественной гимнастике. Не исключено, что он повысится еще больше, но тогда, возможно, ухудшатся другие характеристики упражнения. Поэтому при оценке необходимо учитывать взаимосвязь разных качественных признаков. Если по какому-то критерию качественная оценка максимальна, то по другим она вынужденно может такой не оказаться. Измерение некоторых качественных признаков может проводиться с помощью различных технических средств. Но для большинства из них такие способы оценки неэффективны. В этом случае целесообразно применять экспертные методы измерения и оценки. 7. Метрологическое обеспечение измерений в спорте и ФК. Метрологическое обеспечение — это применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и точности измерений в физическом воспитании и спорте. Метрологическое обеспечение направлено на то, чтобы обеспечить единство и точность измерений. Единство измерений достигается тем, что их результаты должны быть представлены в узаконенных единицах и с известной вероятностью погрешностей. Основными единицами физических величин в СИ являются единицы длины — метр (м); массы — килограмм (кг); времени — секунда (с); силы электрического тока — ампер (А); термодинамической температуры — кельвин (К); силы света — кандела (кд); количества вещества — моль (моль). Дополнительные единицы СИ: радиан (рад) и стерадиан (ср) — для измерения плоского и телесного углов соответственно. Кроме того, в спортивно-педагогических измерениях используются следующие единицы измерений: силы — ньютон (Н); температуры — градусы Цельсия (°С), частоты — герц (Гц), давления — паскаль (Па), объема — литр, миллилитр (л, мл). Достаточно широко используются в практике внесистемные единицы. Например, мощность измеряется в лошадиных силах (л. с), энергия — в калориях, давление — в миллиметрах ртутного столба и т. д. В практике спорта широкое распространение получил такой показатель, как энерготраты (в ккал) при выполнении упражнений в единицу времени (мин): 1 ккал/мин=69,767 Вт = 426,85 кгм/мин=4,186 кДж/мин. 8. Применение шкал оценок в практике. 1) стандартная шкала - В основе ее лежит пропорциональная шкала, а свое название она получила потому, что масштабом в ней служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Наиболее распространена Т-шкала. При ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом: Т=50+10*(Хi – Х штрих)/σ, где Т – оценка результата теста, Хi – показанный результат, Х штрих – средний результат, σ – стандартное отклонение. 2) перцентильная шкала - в основе этой шкалы лежит следующая операция: каждый спортсмен из группы получает за свой результат (в соревнованиях или в тесте) столько очков, сколько процентов спортсменов он опередил. Перцентильная шкала наиболее пригодна для оценки результатов больших групп спортсменов. В таких группах статистическое распределение результатов нормальное (или почти нормальное). Это значит, что очень высокие и низкие результаты показывают единицы из группы, а средние — большинство. Главное достоинство этой шкалы — простота, здесь не нужны формулы, а единственное, что нужно вычислить — какое количество результатов спортсменов укладывается в один перцентиль (или сколько перцентилей приходится на одного человека). Перцентиль— это интервал шкалы. 3) шкала ГЦОЛИФКа - в практике спорта тренеры постоянно сталкиваются еще с одной проблемой: оценка результатов периодического тестирования одного и того же спортсмена в разные периоды цикла или этапа подготовки. Для этой цели предложена шкала ГЦОЛИФКа, выраженная в формуле: Оценка в баллах = 100Х(1 – луч рез – оценив результата) луч рез – худший результат Смысл такого подхода заключается в том, что результат теста рассматривается не как отвлеченная величина, а во взаимосвязи с лучшим и худшим результатами, показанными в этом тесте спортсменом. 4) оценка комплекса тестов - существует два основных варианта оценки результатов тестирования спортсменов по комплексу тестов. Первый заключается в выведении обобщенной оценки, которая информативно характеризует подготовленность спортсмена в соревнованиях. Это позволяет использовать ее для прогноза: рассчитывается уравнение регрессии, решив которое, можно предсказать результат в соревновании по сумме баллов за тестирование. Второй вариант оценки результатов комплексного контроля заключается в построении «профиля» спортсмена. 9.Отбор. Метрологические основы отбора в спорте. Основные направления отбора: 1) отбор детей для занятий определённым видом спорта; 2) отбор спортсменов для комплектования команды; 3) отбор спортсменов в сборные команды. Прогнозирование – один из наиболее важных элементов отбора. Прогнозирование — один из наиболее важных элементов отбора и подготовки спортсменов. Чаще всего прогнозируют: 1) развитие методики тренировки в том или ином виде спорта; 2) высшие мировые достижения в них (такой прогноз проводится на один-два олимпийских цикла); 3) спортивную одаренность. Высшие мировые достижения прогнозируются обычно в видах спорта с объективно измеряемыми результатами. Для этого используют уравнение регрессии типа: y(t)=x(t)+z(t), (28) где y(t)—прогнозируемый результат; x(t)—неслучайная составляющая (временной тренд результатов), z(t)—случайная составляющая. Комплектование команды в каждом виде спорта должно проводиться с учетом его специфики, и прежде всего факторов, определяющих в нем результат. Так, например, в гребном спорте при комплектовании экипажей следует отдавать предпочтение спортсменам, способным выполнить тест, моделирующий греблю. В спортивных же играх критерий равенства показателей, характеризующих подготовленность спортсменов, имеет гораздо меньшее значение при комплектовании команды. Так, после тестирования кандидатов необходимо отбирать из них лучших по критериям технико-тактического мастерства. При этом стиль игры у некоторых спортсменов может различаться. Существует несколько методов отбора спортсменов в сборные команды. Первый — это проведение серии контрольных соревнований перед основным, к которому и комплектуется сборная команда. Время, в течение которого они проводятся, не должно превышать трех месяцев: этот срок для большинства спортсменов является пределом, в течение которого они могут показывать высокие результаты (или, как еще говорят в теории спорта, удерживать спортивную форму). Любая другая форма контроля рассматривается при этом как дополнительная (проведение различного рода обследований). В основе другого способа отбора лежит анализ динамики результатов обследований, проводимых через определенные интервалы времени. Информативность тестов при использовании этого метода определяется в ходе сопоставления данных спортсменов, попавших и не попавших в сборную команду. 10. Контроль за величиной нагрузки. Величина нагрузки определяется двумя способами: 1) через величину механической работы, выполненной спортсменом; 2) по показателям функциональных реакций организма на эту работу. При этом во втором случае важна не только интенсивность реакции, но и их длительность. В теории спорта величина нагрузки определяется как произведение ее объема на интенсивность. Основными показателями объема нагрузки являются: 1) количество тренировочных дней в микроцикле; 2) количество тренировочных занятий; 3) время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность. Анализ критериев объема и интенсивности нагрузки показывает, что найти ее величину простым перемножением двух переменных нельзя. Действительно, умножив, например, время бега (объем) на его скорость (интенсивность), получим не величину нагрузки, а расстояние. Поэтому необходимо использовать другие показатели. Можно использовать и другие способы оценки величины нагрузки упражнений, например, по сумме сердечных сокращений, регистрируемых спорттестером во время их выполнения. 11. Контроль за ловкостью. В соответствии с положениями теории спорта высокий уровень развития ловкости предполагает, что спортсмен: 1) умеет выполнять координационно сложные движения; 2) выполняет их точно (точность в данном случае означает, что биомеханические характеристики этих движений близки к эта лонным); 3) быстрее других перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий; 4) быстрее других осваивает новые движения. Анализ, однако, показывает, что умение выполнять координационно сложные движения и делать это точно характеризует техническое мастерство спортсмена. Умение быстро перестраивать свою деятельность при изменении ситуации измеряется временем сложной реакции (а это, как известно, одно из проявлений скоростных качеств). Таким образом, ловкость характеризуется обучаемостью, быстротой освоения действий, движений, приемов и т. п. Для того чтобы измерить это свойство моторики спортсмена, необходимо прежде всего иметь качественные критерии освоенности движений. Из него видно, что измерители ловкости — время освоения или количество повторений упражнения до его освоения. 12. Контроль за технической подготовленностью. Контроль за технической подготовленностью, или за техническим мастерством (ТМ), заключается в оценке того, что умеет делать спортсмен и как он выполняет освоенные движения. Различают два основных метода контроля за ТМ: визуальный и инструментальный. Визуальный контроль является наиболее распространенным, одним из основных в спортивных играх, единоборствах, гимнастике, фигурном катании на коньках и некоторых других видах спорта. Визуальный контроль ТМ может проводиться как в ходе непосредственных наблюдений за действиями спортсмена, так и с помощью видеомагнитофонной техники. Второй способ в последнее время становится все более распространенным. Это связано с возможностью: 1) документально зафиксировать движения спортсмена (а при наличии нескольких видеокамер — с разных точек); 2) при систематической записи иметь видеотеку движений спортсмена и анализировать его ТМ в динамике; 3) использовать стоп-кадр, а также замедленно воспроизводить записанные движения, что повышает достоверность их анализа; 4) устранить влияние соревновательной обстановки на результаты наблюдений. Даже опытный эксперт, наблюдая за спортсменом на соревнованиях, может ошибаться в оценке его движений (действий) вследствие эмоционального возбуждения, увлеченности каким-то моментом и т. п. Инструментальный контроль за ТМ предназначен для измерения биомеханических характеристик техники движений. Регистрации подлежат время, скорость и ускорение движения в целом или его отдельных фаз, усилия, развиваемые при выполнении движений, положение тела или его сегментов. Выбор каждого из регистрируемых показателей определяется мерой их информативности. 13. Контроль за силовыми качествами. Способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений называют силовыми качествами. При контроле за силовыми качествами учитывают группы показателей: 1) основные – а)мгновенные значения силы в любой момент движения, в частности максимальную силу б)среднюю силу; 2) интегральные – импульс силы; 3) дифференциальные – градиент силы. Различают 2-а способа регистрации силовых качеств: без измерительной аппаратуры, с использованием измерительных устройств – динамометрии или динамографы. Измерения статической силы и динамической. При контроле за силовыми качествами без измерительных устройств используют прямой и косвенный способ измерения силы. Прямой – максимально поднятый вес на соревнованиях (жим штанги лёжа, рывок не целесообразен). Косвенный - больше измеряют скоростно-силовые качества или силовую выносливость (прыжки с места, метание набивных мячей, подтягивания). Надёжность силовых тестов зависит от их сложности способа измерения результата. 14. Точность измерений. Виды: прямое – когда искомое значение величины находится непосредственно из опытных данных; косвенное – измерения, при которых искомое значение величины находится на основании зависимости между этой величиной и величинами подвергаемыми измерению. Никакое измерение нельзя выполнить точно, он всегда содержит в себе ошибку. Необходимо чтобы эта ошибка была разумно минимальна. Точно измерил – точно спланировал. В задачу измерения входит не только нахождение самой величины, но и оценка допущенных при этом погрешностей. При измерении возникают систематические и случайные ошибки, абсолютные и относительные ошибки. Различают четыре группы систематических ошибок: 1) ошибки, причина возникновения которых известна и величина которых может быть определена достаточно точно. 2) ошибки, причина возникновения которых известна, а величина нет. Такие ошибки зависят от класса точности измерительной аппаратуры. 3) ошибки, происхождение которых и величина неизвестны. 4) ошибки, связанные не столько с процессом измерения, сколько со свойствами объекта измерения. В некоторых случаях ошибки возникают по причинам, предсказать которые заранее попросту невозможно. Такие ошибки называются случайными. Выявляют и учитывают их с помощью математического аппарата теории вероятностей. 15.Контроль за телосложением. Установлено что длина тела – информативный показатель в волейболе, гандболе, баскетболе, академической гребле + длина рук. В беговых видах л/а как относительная длина ноги. Получили широкое распространение показатели плотности тела и соотношение между жировой и мышечной массой. Информативным показателем является сумма измерений кожно-жировых складок: над трицепсом, над бицепсом, предплечья, под лопаткой, над подвздошной костью, на внутренней и внешней стороне бедра, на голени. В последние годы в практике контроля получили широкое распространение показатели, характеризующие: 1) плотность тела спортсменов и 2) соотношение между жировой и мышечной массой. 16. Содержание и организация оперативного контроля. Основная задача – экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения. Сюда также входит срочная оценка техники упражнений и тактики. Этот вид контроля наиболее важный, т.к. по его результатам судят в соответствии реального срочного тренировочного эффекта запланированному. Надёжность тестов зависит от: 1) от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках; 2) от неизменности подготовленности спортсменов в разные этапы тестирования. Анализ показывает, что в оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделялось тому, что должен выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Должный тренировочный эффект работы не указывался, но лучшие наши тренеры, конечно, предполагали, что если спортсмен полностью выполнит задание, то это приведет к достижению необходимого эффекта. Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в конспектах стали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов. Ускорение научно-технического прогресса в спорте сказалось прежде всего на повышении.эффективности оперативного контроля и планирования нагрузок. Тренировочный процесс все более становится процессом управления срочными тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики оперативного контроля и планирования. 17. Метрологические основы отбора в спорте. Основные направления отбора: 1) отбор детей для занятий определённым видом спорта; 2) отбор спортсменов для комплектования команды; 3) отбор спортсменов в сборные команды. Прогнозирование – один из наиболее важных элементов отбора. Прогнозирование — один из наиболее важных элементов отбора и подготовки спортсменов. Чаще всего прогнозируют: 1) развитие методики тренировки в том или ином виде спорта; 2) высшие мировые достижения в них (такой прогноз проводится на один-два олимпийских цикла); 3) спортивную одаренность. Высшие мировые достижения прогнозируются обычно в видах спорта с объективно измеряемыми результатами. Для этого используют уравнение регрессии типа: y(t)=x(t)+z(t), (28) где y(t)—прогнозируемый результат; x(t)—неслучайная составляющая (временной тренд результатов), z(t)—случайная составляющая. Комплектование команды в каждом виде спорта должно проводиться с учетом его специфики, и прежде всего факторов, определяющих в нем результат. Так, например, в гребном спорте при комплектовании экипажей следует отдавать предпочтение спортсменам, способным выполнить тест, моделирующий греблю. В спортивных же играх критерий равенства показателей, характеризующих подготовленность спортсменов, имеет гораздо меньшее значение при комплектовании команды. Так, после тестирования кандидатов необходимо отбирать из них лучших по критериям технико-тактического мастерства. При этом стиль игры у некоторых спортсменов может различаться. Существует несколько методов отбора спортсменов в сборные команды. Первый — это проведение серии контрольных соревнований перед основным, к которому и комплектуется сборная команда. Время, в течение которого они проводятся, не должно превышать трех месяцев: этот срок для большинства спортсменов является пределом, в течение которого они могут показывать высокие результаты (или, как еще говорят в теории спорта, удерживать спортивную форму). Любая другая форма контроля рассматривается при этом как дополнительная (проведение различного рода обследований). В основе другого способа отбора лежит анализ динамики результатов обследований, проводимых через определенные интервалы времени. Информативность тестов при использовании этого метода определяется в ходе сопоставления данных спортсменов, попавших и не попавших в сборную команду. 18. Метод экспертных оценок. Этот метод позволяет с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения субъективными оценками специалистов-экспертов. Такие оценки – случайные величины, они могут быть обработаны некоторыми методами многомерного статистического анализа. Как правило, экспертное оценивание или экспертиза проводится в виде опроса или анкетирования группы экспертов. Методика групповой экспертизы включает в себя: 1) формулировку задач; 2) отбор и комплектование группы экспертов; 3) составление плана экспертизы; 4) проведение опроса экспертов; 5) анализ и обработку полученной информации. Подготовка экспертизы сводится в основном к составлению плана ее проведения. Наиболее важными его разделами являются подбор экспертов, организация их работы, формулировка вопросов, обработка результатов. Существует несколько способов проведения экспертизы. Наиболее простой из них — ранжирование, которое состоит в определении относительной значимости объектов экспертизы на основе их упорядочения. Обычно наиболее предпочтительному объекту приписывается наивысший (первый) ранг, наимение предпочтительному — последний ранг. Большее распространение получил метод непосредствен оценки объектов по шкале, когда эксперт помещает каждый объект в определенный оценочный интервал. Третий метод экспертизы: последовательное сравнение факторов. Сравнение объектов экспертизы с помощью этого метода проводится так: 1) вначале они ранжируются в порядке значимости; 2) наиболее важному объекту приписывается оценка, равная единице, а остальным (тоже в порядке значимости) — оценки меньше единицы — до нуля; 3) эксперты решают, будет ли оценка первого объекта пре восходить по значимости все остальные. Если да, то оценка «веса» этого объекта увеличивается еще больше; если нет, то тогда принимается решение уменьшить его оценку; 4) эта процедура повторяется до тех пор, пока не будут оценены все объекты. И наконец, четвертый метод — метод парного сравнения — основан на попарном сравнении всех факторов. При этом устанавливается в каждой сравниваемой паре объектов наиболее весомый (он оценивается баллом 1). 19. Контроль за гибкостью. Способность выполнять движения с большой амплитудой называется гибкостью. Для измерения этого двигательного качества необходимо измерить амплитуду движений. Способы: механический, механоэлектрический, оптический, рентгенографический. В первом случае гибкость измеряют с помощью механического гониометра — угломера, к одной из ножек которого прикреплен транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, образующих сустав. При выполнении движения (сгибания, разгибания, вращения и т. п.) изменяется угол между осями сегментов, и это изменение регистрируется гониометром. Если транспортир заменить потенциометрическим датчиком, получится электрогониометр. Измерения с его помощью дают возможность получить гониограмму. Этот метод контроля более точен; кроме того, он позволяет проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические методы измерения гибкости основаны на применении фото-, кино-, видерегистрации. На суставных точках тела спортсмена укрепляются датчики-маркеры; изменение их взаиморасположения фиксируется регистрирующей аппаратурой. Наиболее точным из оптических методов является стереоциклография, позволяющая регистрировать амплитуду движений в трехмерном пространстве. Рентгенографический метод позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, рассчитав ее на основании рентгенологического анализа строения сустава. Различают два типа показателей гибкости: 1)при измерении активной гибкости тест выполняется только за счет активности мышц. 2) пассивная же гибкость определяется по той наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы. 20. Текущий контроль. Основная задача текущего контроля – сбор и анализ информации, необходимой для текущего планирования, определение величин повседневных колебаний в состоянии спортсмена, причина которых – разная степень восстановления после предшествующей тренировочной нагрузки, эмоциональное возбуждение и т.п. Текущий контроль проводится либо утром после сна, либо перед началом тренировочного занятия и по его результатам корректировать план занятия. Для этого вида контроля используются простейшие тесты. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями: 1) достижениями в комплексе тестов; 2) показателями выполняемой тренировочной нагрузки. Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений. 21. Информативность тестов. Информативным называется тест, по результатам которого можно судить о свойстве, измеряемом в ходе контроля. Если говорить об оценке подготовленности спортсмена, то наиболее информативным показателем является результат в соревновательном упражнении. Методы определения информативности: логический и эмпирический. Логический – цепочка рассуждений, в котором сопоставляют биомеханических, физиологических, психологических и др. характеристики и логически обосновывается информативность применения теста. Эмпирический – путь проведения прямого эксперимента доказывающего взаимосвязь между результатами соревновательного упр. или результатом теста. Сравнивают с тестом, информативность которого уже доказана. Сравнивают с суммой очков в батарее тестов. Для комплексного оценивания теста на основе множественного коэффициента корреляции, проводят факторный анализ – которые позволяют сделать оценки общих факторов создаваемых внешне, от которых зависят результаты однородных тестов. Использование информативного теста позволяет резко сократить количество тестов. 22. Контроль за уровнем развития выносливости. Выносливость – это способность длительно выполнять упр. без снижения их эффективности. При измерении выносливости необходимо учитывать: 1) в разных проявлениях выносливости лежат разные механизмы энергообеспечения; 2) мощность и эффективность работы этих механизмов зависит от технико-тактического мастерства спортсменов; 3) проявление выносливости и волевых качеств взаимосвязано. Выносливость измеряется с помощью групп тестов: неспецифических (оценивают потенциальные возможности) и специфические (указывают на степень реализации потенциальных возможностей). Критерии измерения выносливости: время, объём и интенсивность выполнения заданий. 23. Стабильность тестов. Стабильность тестов – это такая разновидность надёжности, которая проявляется в степени совпадения результатов тестирования, когда первое и последующие измерения разделены определённым временным интервалом. При этом повторное тестирование обычно называют ретестом. Стабильность свидетельствует о сохранении приобретённых качеств и навыков. Стабильность теста, прежде всего, зависит от содержания тренировочного процесса: при исключении силовых упр. На стабильность теста также влияет сложность теста и длительность временного интервала между тестом и ретестом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.166 (0.019 с.) |