Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели функциональной подготовленности

Поиск

Показатели функциональной подготовленности характеризу­ются комплексом свойств и качеств спортсмена, определяю­щих эффективность его тренировочной и соревновательной деятельности, его соответствие целевому назначению — спе­цифическим требованиям спортивного достижения. Например, применительно к спортсменам-многоборцам — это свойства


Признак классификации   Группы свойств  
КОМПОНЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ   Психические свойства (психическое состояние, пси­хические качества, психическая работоспособность). Нейродинамические свойства (корковые процессы, вегетативная регуляция)  
КОМПОНЕНТЫ ИСПОЛНЕНИЯ   Двигательные свойства (физические качества, двигательная активность). Энергетические свойства (аэробная производитель­ность, анаэробная производительность)  
Таблица 21. Классификация свойств функциональной подготовленности

В литературе обычно выделяются три типа критериев, с по­мощью которых можно оценить функциональное состояние спортсмена: физиологические, поведенческие и субъективные. В табл. 22 представлены основные физиологические показате­ли функциональной подготовленности спортсмена. В монографиях и справочниках даются детальные описания используемых в контроле и оценке функциональной подго­товленности спортсменов физиологических показателей. Следует учитывать тот факт, что конкретные спортивные дис­циплины предъявляют различные требования к уровню функ­циональной подготовленности спортсмена. Таблица 22. Номенклатура физиологических показателей функциональной подготовленности

Групповые показатели

ЦНС

АНАЛИЗАТО­РОВ

Групповые показатели

Таблица 20. Номенклатура показателей теоретической подготовленности

Единичные показатели

СПОРТИВНЫЕ ЗНАНИЯ (ТЕОРИЯ)

Доскональное знание и глубокое освоение теории кон­кретного вида спорта и спортивной специализации. Компетентное знание основных общих положений спорта и дисциплин, лежащих за пределами данной узкой специализации в спорте

СПОРТИВНАЯ ПРАКТИКА (ОПЫТ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ)

Самостоятельные тренировки и участие в соревнованиях. Составление планов учебно-тренировочного процесса. Владение приемами страховки и самостраховки. Оборудование места тренировки и состязаний. Участие в судействе состязаний.

Изготовление и ремонт спортивной формы и инвентаря. Оказание первой медицинской помощи. Саморегуляция неблагоприятных психических состо­яний.

Перенимание опыта партнеров и известных спорт­сменов.

Помощь партнерам в овладении спортивным мастер­ством

ТВОРЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНТЕЛЛЕКТА (МЫШЛЕНИЕ И КАЧЕСТВА УМА)

Предвидение возможных препятствий и заблаговре­менный подбор способов их преодоления. Знание собственных достоинств и недостатков в спор­тивной деятельности.

Анализ спортивных ситуаций и причин неудач. Организация индивидуальной деятельности по само­воспитанию.

Использование рекомендаций научно-методической литературы по спорту.

Знание спортивных событий в стране и за рубежом. Рассудочность, ясность, критичность, изобретатель­ность, самостоятельность, последовательность, на­блюдательность мышления

универсальности (десятиборье, современное пятиборье) и ши­роты (конькобежное, гимнастическое многоборья) психофи­зических в своей основе возможностей спортсмена (табл. 21).

В реальных ситуациях тренировочной работы и участия в состязаниях функциональное состояние спортсмена изменя­ется под влиянием целого ряда как связанных между собой, так и независимых воздействий. При этом реакция спортсмена выражается в разнообразных изменениях его физиологических и личностно-психологических характеристик.


Единичные показатели

Показатели головного мозга (разность потенциалов переменного электрического поля, статический потен­циал, кровенаполнение, неоднородность структуры мозга).

Показатели биопотенциалов субкортикальных отделов ЦНС.

Показатели спинномозговой жидкости (Ликвора -давление, температура)

Показатели чувствительности (абсолютный и диффе­ренциальный пороги чувствительности). Показатели пространственных характеристик (поле зрения, диаграммы направленности). Показатели временных характеристик (хронаксия, кри­тическая частота мельканий, интервал дискретности)


 



 

 


Окончание

Продолжение

 


 


Групповые показатели

СЕРДЕЧНО­СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ

ЭНДОКРИН­НЫЕ

Единичные показатели

Показатели электромагнитного поля сердца (разность потенциалов электромагнитного поля и напряженность магнитного поля). Показатели движения сердца и крупных сосудов (изменение размеров сердца и сосудов, скорость движения мышцы и клапанов сердца, перемещение стенок артерий и вен, скорость распространения пульсовой волны).

Показатели движения грудной клетки при работе сердца (перемещение, скорость и ускорение стенки грудной клетки, давление в грудной клетке). Показатели движения тела при работе сердца (пере­мещение, скорость и ускорение тела; перемещение центра тяжести).

Показатели движения крови в сердце и сосудах (дав­ление крови в сердце, крупных сосудах, артериях и венах; изменение объема органов при кровенаполне­нии, скорость кровотока, минутный объем кровооб­ращения, циркулирующий объем крови)

Показатели легочных объемов (ЖЕЛ, общая ем­кость легких, функциональная остаточная емкость, остаточный объем, объем вдоха, мертвое простран­ство, неравномерность вентиляции, минутный объем дыхания).

Показатели механики дыхания (частота дыхания, объ­емная и линейная скорость вдоха и выдоха, давление воздуха на вдохе и выдохе, степень растяжимости лег­ких и грудной клетки, изменения объема грудной клетки, величина работы дыхания). Показатели дыхания на этапе «альвеолярный воздух — кровь легочных капилляров» (% О2, % СО2, РО2, РСО2 в альвеолярном и выдыхаемом воздухе, объем по­глощенного О2 и выделенного СО2, диффузная спо­собность легких).

Показатели газового состава артериальной крови (про­центное содержание О2 и СО2, парциальное давление О2 и СО2, рН крови)

Показатели эпифиза, гипофиза, тимуса, щитовидной железы, околощитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез


 

Групповые показатели   Единичные показатели  
НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЕ   Показатели биоэлектрической активности мышц (порог возбуждения, хронаксия, порог тетануса, порог песси-ума, биопотенциалы мышц, Н-рефлекс). Показатели биомеханической деятельности мышц (сила и силовая выносливость; упругость, вязкость и твердость мышцы; кинематические показатели дви­жений тела (перемещение, скорость, ускорение)  
ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГООБЕС­ПЕЧЕНИЯ   Показатели обмена веществ (белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ). Показатели энергетического обмена (энергетический баланс, потребление кислорода и кислородный долг, основной обмен, добавочный расход энергии)  
ТЕПЛО­ОБМЕНА   Показатели регуляции теплообмена (теплопродукции, теплоотдачи, температуры тела, регуляции температу­ры тела)  

Использование физиологических показателей в оценке функ­циональной подготовленности спортсменов сдерживается суще­ственными трудностями метрологического порядка. Несмотря на относительную простоту непосредственного количественно­го измерения наблюдаемых при обследованиях спортсменов сдвигов физиологических функций, перед специалистом спорта встает целый ряд проблем. К их числу относятся задачи со­здания и выбора адекватных целям контроля методических средств анализа (математические модели и концептуальные схемы анализа).

Существует целый ряд общих для всех видов физиологи­ческих измерений, метрологических проблем, главные из кото­рых — это проблемы эталонного уровня функционирования и нелинейности шкал измерений.

Перечисленные факты, а также сохраняющееся методи­ческое несовершенство процедур регистрации и обработки фи­зиологических данных представляют собой реальные трудности в деле использования этих показателей для практической оцен­ки функциональной подготовленности спортсменов.

Психометрические показатели используются для оценка успешности выполнения заданного вида деятельности. При этом анализируется динамика показателей количества, ка­чества и скорости выполнения задания, а также лежащие в ее основе изменения соответствующих психологических функций.


 


 

 

 



К подгруппе психометрических показателей относятся:

— абсолютные и дифференциальные пороги чувствитель­ности в различных модальностях;

— показатели работоспособности анализаторов;

— особенности восприятия пространственных отношений и репродуктивного мышления;

— показатели устойчивости и объема внимания при дли­тельной однообразной работе;

— преимущественная установка на скорость или тщатель­ность в работе;

— темп психических процессов при влиянии помех;

— особенности процесса мышления (активности, сообра­зительности и оперативной памяти);

— особенности внимания в работе в вынужденном темпе и при дефиците времени.

Основными психологическими средствами оценки функцио­
нальной подготовленности спортсмена являются короткие тесто­
вые испытания (степ-тест и теппинг-тест, корректурная проба,
численно-буквенные сочетания, отыскивание чисел, восприятие
времени, порог различения массы, «перепутанные линии», про- в
ба с кольцами, отыскание закономерностей, реакция на движу-1
щийся объект, измерение тремора, поддержание равновесия тела, |
точность оценивания и отмеривания параметров движений), ха-|
растеризующих эффективность различных психических процес- I
сов во время выполнения двигательного задания. |,

Применение психометрических показателей — один из наи- | более перспективных путей решения проблем оценки функ- | циональной подготовленности спортсмена, так как они, с од- ' ной стороны, непосредственно характеризуют возможности спортсмена, а с другой — объективны в том смысле, что ис­ключают возможность сознательного завышения оценки спортивной работоспособности.

Однако большинство из существующих психометрических методов имеет два серьезных недостатка. Прежде всего зада­ния, по выполнению которых судят о функциональном состо­янии, имеют мало общего с реально выполняемой спортсме­ном деятельностью.

Другой принципиальный недостаток существующих психо­метрических методов тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь результативную сторону дея­тельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений.

Показатели субъективных состояний предназначаются для оцен- '• ки степени утомления самим спортсменом (табл. 23). Испытуе­мого спортсмена просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие — присутствие, плохой — хороший).


Таблица 23. Субъективные показатели утомления

Групповые показатели   Единичные показатели  
УСТАЛОСТЬ   Учащение дыхания, боль в мышцах, ощущение уста­лости, затруднение дыхания, учащение сердцебиений, слабость в ногах, истощение сил, дрожь в ногах, сухость во рту, одышка  
НЕЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ   Потливость, напряженность, желание изменить род деятельности, ощущение дискомфорта  
МОТИВАЦИЯ   Ощущение свежести, определенность в действиях, заинтересованность, энергичность  

В спорте широкое распространение получила методика оцен­ки субъективного состояния, основанная на трех группах по­казателей: самочувствия, активности и настроения (САН).

Основное направление развития методов субъективных оце­нок функционального состояния идет по линии создания мно­гоплановых тестов, основанных на использовании метода шка­лирования — субъективной психофизиологии и психомоторики. Таким образом, развитие этого направления сталкивается в основном с трудностями метрологического характера. Поэто­му оценка функциональной подготовленности, основанная только на данных субъективного отчета и самооценки, может не отражать истинного положения дел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.009 с.)