Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели функциональной подготовленностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Показатели функциональной подготовленности характеризуются комплексом свойств и качеств спортсмена, определяющих эффективность его тренировочной и соревновательной деятельности, его соответствие целевому назначению — специфическим требованиям спортивного достижения. Например, применительно к спортсменам-многоборцам — это свойства
Таблица 20. Номенклатура показателей теоретической подготовленности Единичные показатели
Доскональное знание и глубокое освоение теории конкретного вида спорта и спортивной специализации. Компетентное знание основных общих положений спорта и дисциплин, лежащих за пределами данной узкой специализации в спорте
Самостоятельные тренировки и участие в соревнованиях. Составление планов учебно-тренировочного процесса. Владение приемами страховки и самостраховки. Оборудование места тренировки и состязаний. Участие в судействе состязаний. Изготовление и ремонт спортивной формы и инвентаря. Оказание первой медицинской помощи. Саморегуляция неблагоприятных психических состояний. Перенимание опыта партнеров и известных спортсменов. Помощь партнерам в овладении спортивным мастерством
Предвидение возможных препятствий и заблаговременный подбор способов их преодоления. Знание собственных достоинств и недостатков в спортивной деятельности. Анализ спортивных ситуаций и причин неудач. Организация индивидуальной деятельности по самовоспитанию. Использование рекомендаций научно-методической литературы по спорту. Знание спортивных событий в стране и за рубежом. Рассудочность, ясность, критичность, изобретательность, самостоятельность, последовательность, наблюдательность мышления универсальности (десятиборье, современное пятиборье) и широты (конькобежное, гимнастическое многоборья) психофизических в своей основе возможностей спортсмена (табл. 21). В реальных ситуациях тренировочной работы и участия в состязаниях функциональное состояние спортсмена изменяется под влиянием целого ряда как связанных между собой, так и независимых воздействий. При этом реакция спортсмена выражается в разнообразных изменениях его физиологических и личностно-психологических характеристик. Единичные показатели Показатели головного мозга (разность потенциалов переменного электрического поля, статический потенциал, кровенаполнение, неоднородность структуры мозга). Показатели биопотенциалов субкортикальных отделов ЦНС. Показатели спинномозговой жидкости (Ликвора -давление, температура) Показатели чувствительности (абсолютный и дифференциальный пороги чувствительности). Показатели пространственных характеристик (поле зрения, диаграммы направленности). Показатели временных характеристик (хронаксия, критическая частота мельканий, интервал дискретности)
Единичные показатели Показатели электромагнитного поля сердца (разность потенциалов электромагнитного поля и напряженность магнитного поля). Показатели движения сердца и крупных сосудов (изменение размеров сердца и сосудов, скорость движения мышцы и клапанов сердца, перемещение стенок артерий и вен, скорость распространения пульсовой волны). Показатели движения грудной клетки при работе сердца (перемещение, скорость и ускорение стенки грудной клетки, давление в грудной клетке). Показатели движения тела при работе сердца (перемещение, скорость и ускорение тела; перемещение центра тяжести). Показатели движения крови в сердце и сосудах (давление крови в сердце, крупных сосудах, артериях и венах; изменение объема органов при кровенаполнении, скорость кровотока, минутный объем кровообращения, циркулирующий объем крови) Показатели легочных объемов (ЖЕЛ, общая емкость легких, функциональная остаточная емкость, остаточный объем, объем вдоха, мертвое пространство, неравномерность вентиляции, минутный объем дыхания). Показатели механики дыхания (частота дыхания, объемная и линейная скорость вдоха и выдоха, давление воздуха на вдохе и выдохе, степень растяжимости легких и грудной клетки, изменения объема грудной клетки, величина работы дыхания). Показатели дыхания на этапе «альвеолярный воздух — кровь легочных капилляров» (% О2, % СО2, РО2, РСО2 в альвеолярном и выдыхаемом воздухе, объем поглощенного О2 и выделенного СО2, диффузная способность легких). Показатели газового состава артериальной крови (процентное содержание О2 и СО2, парциальное давление О2 и СО2, рН крови) Показатели эпифиза, гипофиза, тимуса, щитовидной железы, околощитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез
Использование физиологических показателей в оценке функциональной подготовленности спортсменов сдерживается существенными трудностями метрологического порядка. Несмотря на относительную простоту непосредственного количественного измерения наблюдаемых при обследованиях спортсменов сдвигов физиологических функций, перед специалистом спорта встает целый ряд проблем. К их числу относятся задачи создания и выбора адекватных целям контроля методических средств анализа (математические модели и концептуальные схемы анализа). Существует целый ряд общих для всех видов физиологических измерений, метрологических проблем, главные из которых — это проблемы эталонного уровня функционирования и нелинейности шкал измерений. Перечисленные факты, а также сохраняющееся методическое несовершенство процедур регистрации и обработки физиологических данных представляют собой реальные трудности в деле использования этих показателей для практической оценки функциональной подготовленности спортсменов. Психометрические показатели используются для оценка успешности выполнения заданного вида деятельности. При этом анализируется динамика показателей количества, качества и скорости выполнения задания, а также лежащие в ее основе изменения соответствующих психологических функций.
К подгруппе психометрических показателей относятся: — абсолютные и дифференциальные пороги чувствительности в различных модальностях; — показатели работоспособности анализаторов; — особенности восприятия пространственных отношений и репродуктивного мышления; — показатели устойчивости и объема внимания при длительной однообразной работе; — преимущественная установка на скорость или тщательность в работе; — темп психических процессов при влиянии помех; — особенности процесса мышления (активности, сообразительности и оперативной памяти); — особенности внимания в работе в вынужденном темпе и при дефиците времени. Основными психологическими средствами оценки функцио Применение психометрических показателей — один из наи- | более перспективных путей решения проблем оценки функ- | циональной подготовленности спортсмена, так как они, с од- ' ной стороны, непосредственно характеризуют возможности спортсмена, а с другой — объективны в том смысле, что исключают возможность сознательного завышения оценки спортивной работоспособности. Однако большинство из существующих психометрических методов имеет два серьезных недостатка. Прежде всего задания, по выполнению которых судят о функциональном состоянии, имеют мало общего с реально выполняемой спортсменом деятельностью. Другой принципиальный недостаток существующих психометрических методов тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь результативную сторону деятельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений. Показатели субъективных состояний предназначаются для оцен- '• ки степени утомления самим спортсменом (табл. 23). Испытуемого спортсмена просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из которых выделены полярные оценки (отсутствие — присутствие, плохой — хороший). Таблица 23. Субъективные показатели утомления
В спорте широкое распространение получила методика оценки субъективного состояния, основанная на трех группах показателей: самочувствия, активности и настроения (САН). Основное направление развития методов субъективных оценок функционального состояния идет по линии создания многоплановых тестов, основанных на использовании метода шкалирования — субъективной психофизиологии и психомоторики. Таким образом, развитие этого направления сталкивается в основном с трудностями метрологического характера. Поэтому оценка функциональной подготовленности, основанная только на данных субъективного отчета и самооценки, может не отражать истинного положения дел.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.009 с.) |