Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный надзор за стандартами

Поиск

Правовые основы стандартизации в России установлены За­коном Российской Федерации «О стандартизации». Положе­ния закона обязательны к выполнению всеми государствен­ными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, обществен­ными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нор­мы, вносимые в государственные стандарты при их разработ­ке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Кроме данного закона отношения в области стандартиза­ции в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например Федеральным Зако­ном «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг"» (1995 г.); Постановле­ниями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона «О стандартизации», приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден «Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за серти­фицированной продукцией».


Государственный надзор за стандартами и средствами измерений проводится на промышленных предприятиях, в производственных и научно-производственных объединени­ях, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организациях, на предприятиях и организациях транспор­та, торговли, сбыта, в кооперативных и общественных орга­низациях.

Надзор охватывает все стадии создания и потребления про­дукции: разработку (проектирование), подготовку производ­ства, изготовление, транспортирование, хранение, ремонт и эксплуатацию (потребление) продукции.

Надзор распространяется на все виды производимой про­дукции и призван контролировать деятельность предприятий и организаций по стандартизации, метрологии и внедрению комплексных систем управления качеством продукции.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обяза­тельных требований государственных стандартов осуществля­ются в России на основании Закона РФ «О стандартизации» и составляют часть государственной системы стандартизации.

К основным задачам госнадзора можно отнести:

предупреждение и пресечение нарушений обязательных тре­бований государственных стандартов, правил обязательной сер­тификации и Закона «О единстве измерений» всеми субъекта­ми хозяйственной деятельности;

предоставление информации органам исполнительной влас­ти и общественным организациям по результатам проверок.

Проводят госнадзор должностные лица Госстандарта и под­ведомственных ему центров стандартизации и метрологии, получивших статус территориальных органов госнадзора, — государственные инспекторы. Главный государственный ин­спектор России — председатель Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе РФ и дру­гих субъектов Федерации — руководители центров стандар­тизации и метрологии, т.е. территориальных органов госнад­зора. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов могут осуществлять и другие организации. В частности, Государствен­ной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного зако­нодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой. Проверка осуществляется как лично инспекторами, так и создаваемы­ми под их руководством комиссиями.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препят-• ствовать работе, а оказывать содействие государственным ин- \ спекторам во всех их действиях, составляющих процедуру гос-|: надзора: свободный доступ в служебные и производственные


помещения, привлечение к работе специалистов и имеющих­ся на предприятии технических средств, отбор проб и образ­цов и т.п.

Государственный инспектор находится под защитой госу­дарства и имеет право:

• свободно проходить в служебные и производственные по­мещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и об­разцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реали­зацию) продукции, не соответствующей обязательным требо­ваниям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке;

• по результатам проверок облагать штрафами нарушите­лей обязательных требований стандартов. Строгое наказание — штраф в размере стоимости реализованной продукции, при­меняется и к не выполняющим запрет на реализацию;

• направить необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные госинспектором предписания или постановления не выполняются предприя­тием — объектом госнадзора.

Инспекторами госнадзора выявляется немало нарушений. Так, по итогам проверок 1995 г. (их было проведено около 40 тыс.) из более чем 10 тыс. предприятий половина работала с на­рушением обязательных требований государственных стан­дартов и правил обязательной сертификации. Более 30% средств измерений на проверенных более чем 13 тыс. предприятиях были признаны непригодными к применению. Поверка же средств измерений выявила ошибки в показаниях около 14% приборов.

Главной целью своей работы госинспекторы считают доби­ваться от изготовителей продукции (услуг) осознания и по­вышения ответственности за качество и безопасность произ­водимой их предприятиями продукции. Механизмом, позволяющим осуществлять эту задачу, служит разделение процедуры проверок на две стадии: при обнаружении несо­ответствий госинспектор выдает предписание о приостанов­ке (или запрете) реализации продукции до устранения при­чин нарушений, а затем проводит окончательную проверку. По результатам госнадзора за 1995 г. отмечалось, что субъек­ты хозяйственной деятельности, как правило, выполняют предписания, благодаря чему значительно уменьшается ущерб, наносимый потребителю некачественными товарами. За указанный год предотвращен ущерб от приобретения по­купателями небезопасных товаров на сумму более 480 млрд руб. Около 70 % предприятий устранили нарушения требова­ний стандартов, выявленные госнадзором.


Основная форма государственного контроля и надзора — выборочная проверка. В процессе проверки проводятся испы­тания, измерительный контроль, технический осмотр, иден­тификация, другие мероприятия, обеспечивающие достовер­ность и объективность результатов.

По результатам испытаний оформляется протокол испы­таний, а проведенные проверки заканчиваются составлени­ем акта. Акт проверки — весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту пред­писания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок. Акт подписывают и проверяющая, и проверяемая стороны, причем последняя имеет право отказаться признать результа­ты, а также изложить в письменной форме свое особое мне­ние. Акт должен быть направлен руководству проверенной организации, а если возникла необходимость применения мер воздействия — в Госстандарт России, где в соответствии с Законом «О стандартизации» и другими действующими за­конодательными положениями определяются конкретные штрафные санкции.

Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту, Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9 — 95 «Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам». В соответ­ствии с этим документом предприятия-изготовители, как оте­чественные, так и любого другого государства, могут добро­вольно, по своей инициативе использовать знак соответствия, если их продукция производится в полном соответствии с требованиями российского государственного стандарта. При этом они обязаны соблюдать правила и процедуры указанно­го выше нормативного документа. Знак соответствия стан­дарту дает потребителю достаточно четкую информацию о качестве товара.

Вопросы для самоконтроля

1. Кто может быть заявителем на разработку стандарта?

2. Что определяется в техническом задании на разработку стан­дарта?

3. Каковы требования к первой редакции проекта стандарта?

4. Кем рассматривается окончательная редакция проекта стандарта?

5. Что включает в себя процедура принятия стандарта?

6. В каких случаях проводятся пересмотр и отмена стандарта?

7. Каковы основные задачи госнадзора?

8. Какими правами обладает государственный инспектор?


ГЛАВА 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.007 с.)