Метод графической записи движений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод графической записи движений



Применение точных методов к исследованию искусства ис­полнения композиций в технико-эстетических видах спорта зависит от наличия качественных критериев и их количествен­ного выражения. Два этих момента представляют собой фор­мализованное описание математической модели исследуемого явления из области гуманитарных наук.


 


 

 


Основные требования к этим критериям следую­щие:

— соответствие оценива­емому явлению;

— однозначность оценок;

— наличие количествен­ных характеристик;

76543 21 012345
6 7

— полнота оценки яв­ления;

— гибкость и универ­сальность применения си­стемы критериев.

76543 21 0123
5 6

Метод графической запи­си произвольных движений получил название WEB-graphis, или «паутинный график». Он используется учеными в различных об­ластях знаний, в том чис- 7 ле в спорте, для оценки ка-о——|——2——з——4 5 б 7 чественных характеристик

движения.

Рис. 31. «Паутинный» график закпона с за- В настоящее время WEB-хватом нога (А - гибкость, равновесие и графическая модель произ-статичность) и акселя в 3,5 оборота (Б - вольных движений спорт-сложность, динамичность, равновесие и сменов представляет собой сила); усредненные данные 32 экспертов пять сходящихся к нулевой

точке линий-шкал (рис. 31).

Каждая из этих линий-шкал, обозначающих отдельные ка­чественные признаки движения (динамичность, гибкость, рав­новесие, силу, статичность, отдельную нулевую точку, слож­ность), имеет семибалльную шкалу, позволяющую выразить на графике относительную величину каждого из качеств (призна­ков) движения в количественных величинах и одновременно наглядно представить наиболее существенные качественные признаки с указанием их ранжированной размерности.

Метод семантического дифференциала

В последнее время для количественной оценки качествен­ных явлений в различных дисциплинах технико-эстетических видов спорта все большее применение находит метод семан­тического дифференциала. Он широко применяется для опи­сания целых стилистических направлений, выработки крите­риев эстетической оценки, выявления различий в восприятии


и переживании эстетических феноменов различными группа­ми людей, регистрации эффективности педагогических воз­действий на эстетические показатели и оценки и т. п.

Метод семантического дифференциала впервые был пред­ложен американским ученым Ч.Осгудом с сотрудниками (1957) для измерения эмоциональных значений отдельных семанти­ческих единиц (слов) в психолингвистике. Сущность метода заключается в оценке коннотативных (эмоционально-оценоч­ных) значений и свойств изучаемого явления путем соотнесе­ния предметов или понятий с рядом признаков, обозначен­ных прилагательными, и количественном определении степени выраженности каждого из признаков в данном предмете или понятии. Это метод количественного и качественного индек­сирования значения с помощью двухполюсных шкал с семью делениями на каждой, задаваемых парой антонимичных (про­тивоположных по смыслу) прилагательных. Содержание шка­лы слева направо включает следующие категории: 1) очень; 2) вполне; 3) немного; 4) ни... ни...; 5) немного; 6) вполне; 7) очень. Деления нумеруются от +3 до —3, 0 посередине; или от 1 до 7, 4 посередине.

Составление шкал семантического дифференциала осно­вывается на выборе группы свойств, адекватно характеризую­щих изучаемое явление.

Метод круговой шкалы

Совершенствование судейства в технико-эстетических ви­дах спорта — сложная проблема, включающая многие важные вопросы:

подготовку судей и по возможности согласование их мне­ний до начала соревнований;

комплектование судейских бригад;

контроль за работой судей;

использование технических средств.

На соревнованиях судьи оценивают:

а) содержание произвольных упражнений: сложность, ори­гинальность, композицию;

б) исполнение упражнений: технику выполнения и эсте­тическое впечатление от исполнения (выразительности вы­полнения).

Решение этих задач представляется возможным с помо­щью разработанной круговой шкалы. Цель этого подхода зак­лючается в графическом представлении на плоскости сис­тематических или случайных расхождений оценок экспертов или судей, а также в статистическом оценивании этих рас­хождений.


Анализ работ по квалиметрии показывает, что экспертный метод не сводится только к «мнению ученых-специалистов» и что на современном этапе развития педагогических наук «сферу действия экспертного метода» необходимо расширить Метод ГЭО применительно к спортивно-эстетическим ис­следованиям заключается в проведении специально отобран­ными экспертами интуитивно-логического анализа технико-эстетической проблемы с количественной оценкой своих суждении (оценка в баллах) и обработкой этих результатов методами математической статистики. Причем все операции (подбор экспертов, проведение экспертизы, обработка экс­пертных оценок) должны проводиться с учетом требований и рекомендаций государственных стандартов, касающихся про­ведения экспертных оценок в различных отраслях В основе метода ГЭО лежат следующие утверждения-1. Экспертная оценка имеет вероятностный характер и ос­новывается на способности эксперта давать информацию-оцен­ку в условиях неопределенности (так называемого поля нечет­ных экспертных суждений - рис. 32), т.е. тогда, когда полнота или достоверность информации, необходимой для принятия решении, сравнительно невелика. 2. Считается, что когда оценку дает не один, а несколько экспертов, то истинное значение исследуемой характеристи-   19.4. Метод групповых экспертных оценок (ГЭО)   2) проведение пробного (адекватного) эксперимента ког­да вместо реальных объектов для оценки предъявляются их модели или фотографии; 3) преобразование матрицы частот правильных и непра­вильных ответов в матрицу вероятностных мер; 4) определение координат центра тяжести многоугольни­ка, вершинами которого являются оценки вероятностных меп по каждому показателю; р 5) статистическое оценивание значения модуля радиус-век­тора, соединяющего начало координат с центром тяжести мно­гоугольника; 6) численное и графическое представление расчетных па­раметров в абсолютной и относительной системах координат-/) трансформация круговой шкалы в многомерную линейную' Разработанная процедура бьша апробирована на экспери­ментальном материале по художественной гимнастике   1) выбор набора показателей, которые необходимо оце­нить в изучаемом объекте;   Процедура построения круговой шкалы включает следую­щие этапы: "у  


§g ws я £р§ §§1 е ° 2 и хз Д s s д д 3 а q S х Н 4J ев • ш cd x S м П) Э

II- Cd Л fa X Ш 2 о х S»Q и с- Э Я Я О) РЧЗ

о I л !>а ' Н 3 3 ^ о rs=

 

а а»о S ••< С PS

X Is lull О О О Я м И w t3 S о ssg^e • • "Н

^SM not» д си д > 2 s s 1 - 2 и 2 ^,?s д :>о s и < g a i С Д to i fl о о 3 Ч cd a

к о СП О S а н ^ ]~1 О ^ О) s о 1 ill

о

я

«

очень хорошо   хорошо   недостаточно хорошо   вполне удовле­творительно   удовлетвори­тельно   недостаточно удовлетвори­тельно   почти плохо   плохо   очень плохо   неприемлемо      
                                        в полной мере  
                                        достаточно  
                                        скорее не знаю  
                                       
                                        скорее достаточно  
                                       
                                        в полной мере  
отлично   очень хорошо   хорошо   недостаточно хорошо   волне удовле­творительно |   удовлетвори­тельно   недостаточно удовлетвори­тельно   почти плохо   плохо   очень плохо      
о     оо   ~J   о   <~п   £*   tjj   to   1 —    
                             

Шаг 2-й. Каждый эксперт независимо от других решает сфор­мулированную задачу. Результаты решений собирают органи­заторы экспертизы.

Шаг 3-й. Организаторы опроса производят статистическую обработку анкет и формируют коллективное суждение эксперт­ной группы, выявляют и обобщают аргументы, соответствую­щие различным суждениям.

Шаг 4-й. Полученная в результате обработки информация вместе с начальной информацией снова сообщается экспер­там. Участникам опроса предлагают объяснить причины не­согласия с коллективным суждением и пересмотреть первона­чальную точку зрения.

Шаг S-й. Повторение шага 2 (2-й тур экспертизы) с целью сужения диапазона оценок экспертов и т.д.

Процедура (цикл экспертизы) повторяется 3—4 раза, до установления определенной стабильности в суждениях каждо­го эксперта.

Данная методика позволяет оценивать спортивно-техниче­ское мастерство гимнастов по качеству исполнения, составу элементов и композиционному содержанию.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой WEB-графическая модель произ­вольных движений спортсменов?

2. Как может выглядеть двухполюсная шкала, используемая в методе семантического дифференциала?

3. Какие утверждения лежат в основе метода групповых эк­спертных оценок?


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в фи­зическом воспитании. — М., 1978.

Благуш П. К теории тестирования двигательных способностей. — М.,

1982.

Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физи­ческой культуры. — М., 1988.

Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». -

М., 1993.

Закон Российской Федерации «О стандартизации». - М., 1993. Закс Л. Статистическое оценивание. - М., 1976. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. — М., 1979. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.,

1987.

Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертифи­кации: Учеб. пособ. — М., 1996.

Клименко А. Практика тестирования. — М., 1991.

Коренберг В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метроло­гии: Учеб. пособ. — М., 1996.

Крылова Т.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учеб. для вузов. — М., 1998.

Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, прове­дение, использование. — СПб., 1996.

Смирнов Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготов­ленности: Учеб. пособ. — Малаховка, 1996.

Уткин В.Л. Измерения в спорте. — М., 1978.

Шишкин И.Ф. Теоретическая метрология: Учеб. для вузов. —М., 1991.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.024 с.)