Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В технико-эстетических видах спортаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В технико-эстетических видах спорта Зрелищность упражнения определяется его оригинальностью, широтой движений, сменой темпа, характера движений, эмоциональных нюансов, согласованностью работы и высоким индивидуальным мастерством. Зрелищность спортивного выступления формируется в процессе двигательной деятельности спортсмена и актуализируется в ситуациях, предполагающих наличие источника эстетической информации (т.е. спортсмена) и воспринимающего субъекта (судьей, зрителей). Значительный зрелищный эффект создают увеличение амплитуды движений, замена статических элементов скорост-но-силовыми, включение в упражнение большого количества прыжков. Зрелищность во многом зависит от соблюдения требований к основным закономерностям построения композиций, т.е. от содержания упражнения. Однако исполнение композиции, со- Таблица 31. Группировка качественных характеристик исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта
ставленной на высоком качественном уровне, может быть недостаточно технически совершенным, что мешает созданию зрелищности. 2. Эффектность, производящая значительное впечатление, эффект. Представляется, что по своему смыслу это понятие близко к понятию зрелищности. Однако если зрелищность является характеристикой всего упражнения, то эффектность чаще всего характеризует отдельные моменты выступлений. 3. Гармоничность, характеризующаяся стройным сочетанием, согласованностью, слаженностью, взаимным соответствием разных качеств, предметов, явлений, частей целого. Гармония входит в состав наиболее общих эстетических категорий, является одним из существенных признаков прекрасного и имеет объективные основы. В искусстве под гармонией понимают органическую взаимосвязь всех компонентов художественного произведения. В спорте под гармонией движений понимают особенности двигательного акта, обусловленные наилучшим соотношением, установленным между его составными элементами, и характеризующиеся эстетическим эффектом. Гармония исполнительского мастерства связана с уровнем техничности спортсмена и индивидуальными особенностями его личности. Она определяет красоту, художественность исполнения упражнений и является связующим звеном всех компонентов красоты движений. 4. Естественность, которая определяется через такие характеристики, как легкость, непринужденность, отсутствие натянутости, непосредственность, простота. В искусстве хореографии естественными считаются движения, совершающиеся по законам естественной природы человека. Чтобы выполнять движения естественно, необходимо всегда оставаться самим собой, не допускать чрезмерных эмоционально-пластических акцентов, напыщенности (вычурности). В физической культуре естественными называют движения, произвольно реализуемые человеком в повседневной жизни, — ходьбу, бег и т.п., которые являются основой, фундаментом для развития более сложных двигательных функций. Естественность исполнения упражнения в художественной гимнастике определяется проявлением истинных черт спортсменки, ее индивидуальности, раскрепощенностью в движениях. Отсутствие излишнего напряжения в движениях характеризует естественность исполнения в спортивной гимнастике. Естественность как качество исполнительского мастерства в гимнастике связана с выполнением достаточно сложных двигательных действий без видимых усилий, на высоком уровне техничности, естественности в проявлении индивидуальных особенностей и выражении эмоций движениями. 5. Художественность. Художественным является то, что очень искусно, красиво, изящно, выполнено в соответствии с требованиями искусства, артистически, эстетически. В искусстве художественность в узком смысле слова определяет степень эмоционально-эстетического воздействия произведения на людей и представляет собой совокупность доведенных автором до совершенства качеств, присущих данному произведению. Истинно художественное произведение характеризуется глубиной, оригинальностью замысла и совершен- ством формы его выражения, четкостью построения. Художественность в конечном счете определяет такие качественные характеристики произведения искусства, как красота, гармония, выразительность, целостность, точность, законченность. В спорте под художественными движениями понимается система физических упражнений, преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, особой утонченностью движений, органической связью с музыкой. 6. Яркость. Яркий — выделяющийся среди других по силе, воздействию и т.п., выдающийся в каком-либо отношении, производящий сильное впечатление своей убедительностью, выразительностью и т.п. По своему содержанию данное понятие приближается к таким рассмотренным выше характеристикам исполнительского мастерства, как зрелищность и эффектность. В связи с этим яркость рассматривается как адекватное им. 7. Техничность. Как известно, техническое совершенство движений является основным компонентом исполнительского мастерства в гимнастике. Техника упражнений в гимнастике определяется как вариант решения двигательной задачи, выбранный исполнителем произвольно или вынужденно, как способ реализации механизма движения, как определенная рациональная структура, последовательность и подчиненность отдельных признаков движений. Под техничностью как качеством исполнительского мастерства понимается система действий спортсмена, соответствующая современным представлениям об образцовой технике исполнения, обеспечивающая максимальную эффективность его движений, уровень владения совокупностью необходимых двигательных навыков. В силу особых требований, предъявляемых к форме движений, в гимнастике качество техники во многом зависит от уровня хореографической подготовленности, культуры движений, рациональности, точности и чистоты. В качестве критерия технической подготовленности гимнастов может выступать умение легко и красиво двигаться, поскольку отсутствие эстетичности в реализованной технике упражнения обычно свидетельствует о наличии двигательных ошибок. 8. Выразительность. В общепринятом смысле под выразительностью понимают способность выражать мысль, чувство, настроение. Иногда выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений. Понимание сущности выразительности требует выявления ее структуры, природы образующих ее элементов, раскрытия связей между этими элементами. Выделяют следующие компоненты выразительности исполнения в художественной гимнастике: соответствие движений характеру музыки, логическую правдивость поз, эмоциональную насыщенность упражнения. Основными предпосылками обеспечения эмоциональной выразительности в технико-эстетических видах спорта являются музыкальное сопровождение и его субъективное эмоциональное переживание исполнителем. Последнее связано с двигательной интерпретацией музыки, нюансами движений (торжественно, энергично, плавно, жизнерадостно и т.п.), достигаемыми соответствующей регуляцией движений и дозировкой усилий. Проявление выразительности движений возможно на основе правильного подбора музыки, соответствующей движениям, техническим возможностям и индивидуальности гимнасток. Выразительность должна гармонично сочетаться с действиями, решающими спортивно-техническую часть двигательной задачи. Более того, выразительность движений невозможна без высокого уровня техники и культуры движений, а в соответствии с характером аккомпанемента усложняет двигательную задачу спортсмена. Однако технически грамотное выполнение не всегда бывает выразительным. Таким образом, выразительность исполнения достигается отражением в движениях эмоциональных особенностей и характера музыкального аккомпанемента, что совпадает с мнениями большинства специалистов по технико-эстетическим видам спорта. 9. Музыкальность как качество исполнения упражнения в технико-эстетических видах спорта, связанная с проявлением определенных способностей спортсменов в этой области. Как известно, музыкальный человек — это способный к музыке, тонко понимающий ее. Основным признаком музыкальности является переживание музыки как выражение ее содержания. Определяя музыкальность в художественной гимнастике, специалисты выделяют ее основные компоненты: соответствие движений характеру музыки, соблюдение темпа, заданного композитором, и ритма произведения. Важнейшими ориентирами для изменения характера движений служат основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, полифония, композиция) и нюансы музыкальных произведений (его динамические оттенки, ритмический рисунок, темп). 10. Хореографичность, представляющая собой характеристику исполнительского мастерства, связанную с соответствием движений рук, ног, туловища и осанки принятым внешним нормам.
Как известно, в основе вольных упражнений гимнастики лежат движения, базирующиеся на системе классического танца, которая складывалась в течение многих лет путем отбора определенных положений и движений, обладающих законченностью, выразительностью и представляющих эстетическую ценность. Эти движения связаны с разработкой основных позиций ног, рук, корпуса, головы и должны соответствовать вполне определенным требованиям: сохранению вертикального положения туловища, умению «держать спину», опустить плечи, сомкнуть лопатки, подобрать живот, сохранять выворот-ность в положениях ног. Высокий уровень развития этого качества позволяет демонстрировать в упражнении культуру движений в соответствии с канонами классического, народного и характерного танцев и достигается в процессе хореографической подготовки. Последняя в гимнастике представляет собой систему упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение арсенала их выразительных средств. Занятия хореографией формируют правильную постановку частей тела, учат выразительно работать ими, помогают развить двигательные способности, пластичность, музыкальность, ритмичность и многие другие качества. 11. Артистичность. В общепринятом понимании артистичный — это отличающийся искусством исполнения, художественным вкусом. В искусстве под артистичностью подразумевают способность непосредственно воздействовать и заражать своим искусством других людей. Основными ее компонентами считаются внешняя выразительность (тело и голос), заразительность эмоций, чувство такта, «художественное чутье». Специфика проявления артистичности в технико-эстетических видах спорта имеет свои особенности. Например, в художественной гимнастике артистизм понимается как совершенство, законченность, выразительность, изящество, самобытность выполнения движений и упражнения в целом. В соответствии с правилами соревнований по художественной гимнастике ошибками в проявлении артистичности являются: недостаток легкости, уверенности, элегантности, неловкие, угловатые движения, незаконченное, натянутое исполнение, оставляющее плохое впечатление. 12. Культура движений. Данное понятие является специфическим для технико-эстетических видов спорта. Ряд авторов понимают культуру движения в широком смысле слова. Компонентами этого понятия они считают технику и школу исполнения упражнений, манеру держаться, осанку, музыкальность, выразительность, точность, умение в нужный момент изменять направление, амплитуду, скорость, темп, ритм движений, динамичность, элегантность, пластичность, легкость. Другие считают культуру движений более узким понятием, определяющимся правильной осанкой, точностью в положениях рук, головы, туловища, оттянутыми носками и выпрямленными коленями. В определении данной характеристики интересно мнение В. Б. Коренберга, который отмечает, что культура движений — комплексная характеристика исполнительского мастерства, отражающаяся на оценке внешнего рисунка движений и взаимосвязанная с техническим мастерством. По его мнению, культура движений включает в себя характеристики отдельных деталей, целесообразности движений, эстетической стороны выступления, осанку, «чистоту», выразительность и достигается выполнением таких деталей, которые лишь украшают упражнение, не определяя его технического совершенства. Эти детали автор называет фоновыми двигательными действиями, которые по сравнению с техническими действиями существенно не влияют на энергетику выполнения упражнений, на управление движениями и на работоспособность спортсменов. Они значимы только с точки зрения эстетики и включают особенности позы, ориентации тела в пространстве, телодвижений, передвижений, тонизации мышц, ритма. 13. Виртуозность. Обычно виртуозом называют исполнителя, мастерски владеющего техникой своего искусства, или человека, достигшего в работе высшей степени мастерства. В технике-эстетических видах спорта в понятие виртуозности исполнения различные авторы включают разные компоненты. Так, в спортивной гимнастике это совершенная техника, большая амплитуда, легкость, изящество, элегантность исполнения, выразительность, динамичность, эмоциональность, артистизм. В художественной гимнастике виртуозность определяется прежде всего техникой владения предметом. В соответствии с современными требованиями спортивной гимнастики исполнение не является виртуозным, если при совершенной технике гимнаст не сохраняет хорошую осанку, выступает без легкости и изящества. В этом случае оценка выводится из 9,8 балла и только при виртуозном исполнении может быть увеличена на ОД —0,2 балла. Часто под виртуозностью понимают особенно техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением некоторых характеристик движения в «превосходной степени». В широком смысле слова виртуозность — это высшая ступень мастерства гимнаста, проявляемая при исполнении не отдельных элементов, а комбинаций в целом. 14. Школа. В общепринятом понимании «школа» — это система определенных правил, способов, приемов изучения чего-либо, освоения чего-либо, воспитание, обучение в духе каких-либо правил, принципов. С учетом специфики спорта «школа» рассматривается как система организации и руководства процессом двигательного воспитания, сложившаяся система обучения и тренировки для овладения техникой избранного вида. По определению Д.Д.Донского, «школа» является фундаментом техники и представляет собой выявленные основы стандарта, т.е. общих требований, которые могут и должны быть заложены с детства. В гимнастике понятие «школы» включает в себя воспитание начальных навыков, необходимых для дальнейшего процесса освоения технически усложняющихся движений. Такими начальными, базовыми, навыками являются сохранение в движениях правильной осанки, правильные положения рук и головы, умение держать ноги натянутыми и выворотность стоп, когда это необходимо, умение выполнять движения под музыку. Применительно к вольным упражнениям спортивной гимнастики, акробатики и упражнениям художественной гимнастики «школа» во многом определяется соответствием формы движений требованиям хореографии. 15. Динамичность. Одна из важных характеристик исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта — показатель динамичности. В спорте динамика движения рассматривается как сложная характеристика двигательного акта, которая является результатом соотношения внутренних и внешних сил, обусловливающих его выполнение, и конкретно выражается отдельными характеристиками движений — темпом, ритмом, амплитудой. Применительно к технико-эстетическим видам спорта динамичность как характеристика исполнительского мастерства представляет собой уплотнение соединений и каскадов, ритмическую структуру экспрессии. В спортивной гимнастике более динамичным считается упражнение, в котором при заданном времени выполняется большее количество элементов, т.е. выше темп исполнения движения. Идеальной с точки зрения динамичности будет такая комбинация, в которой отсутствуют остановки. Другими словами, гимнаст постоянно перемещается по площадке. 16. Легкость. Легкий — плавный, как бы скользящий, парящий, быстрый, подвижный, скорый. Двигаться легко — значит с малым усилием, без физического напряжения. В хореографии легкость развивается на основе гибкости, устойчивости, точности движений, музыкальности. Она выра- жается в приподнято-стройной пластике, особенно в позах, прыжках, вращениях. 17. Ритмичность. Ритм означает чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. В спорте ритм характеризует организацию движений во времени, закономерное чередование отдельных элементов (длительность, паузы, акцентирование, чередование). Ритм движения — это временная характеристика двигательного акта, состоящая из периодического подчеркивания по определенным правилам некоторых его составных элементов. Ритмические движения обладают внутренней рациональной структурой, которая находит свое выражение в различных формах организации, повторения и выделения специфического движения. В технико-эстетических видах спорта ритмичность движений тесно связана с ритмом музыкального аккомпанемента, зависит от наличия у спортсмена музыкально-ритмического чувства, заключающегося в соответствии двигательных реакций человека временному ходу музыкального движения. Высокий уровень его развития позволяет выполнять движения в неразрывной связи с музыкой, так как ритм — компонент музыки, наиболее полно отражающийся в движении. Вместе с тем следует отметить, что полное соответствие движений ритму музыки еще не определяет качества музыкальности в целом. Кроме того, движения не обязательно должны представлять собой ритмическую копию музыкального произведения. 18. Амплитудностъ. Максимальная амплитуда движений в гимнастике — один из основных признаков современной техники. В соответствии с требованиями правил соревнований при выведении оценки за исполнение судья должен производить сбавки за все отклонения от предельной амплитуды. В широком смысле слова амплитудность означает наибольшее отклонение от нулевого значения величины, колеблющейся по определенному закону. В области спорта под амплитудой движений понимаются размах движений отдельных частей тела по отношению друг к другу и всего тела по отношению к снаряду; величина передвижения тела или его сегментов, выраженная в градусах или линейных единицах измерения. Амплитуда движений выражает пространственную характеристику, зависящую от задач двигательного акта, числа мышечных волокон и от подвижности суставов. Иногда наряду с амплитудой исполнения отдельных движений и элементов выделяют характеристику амплитудности целостного исполнения композиций. Этот показатель качества исполнительского мастерства связан с максимальным использованием пространства, в рам- ках которого проходит выступление, и непрерывностью перемещений по площадке. 19. Точность. Точный — исполняемый в строгом, не приблизительном соответствии с расчетом, безошибочный, правильно ориентированный, рассчитанный. В спорте под точностью движений понимают качество двигательного акта, реализованное соблюдением заранее установленной системы характеристик. При этом точностные действия выполняются путем безошибочного приведения рабочей точки кинематической цепи к заданной точке другого тела, сопоставления движений во времени, тонкой дозировки усилий. За нарушение точности движений в гимнастике производятся сбавки в соответствии с градацией ошибок: мелкой ошибкой считается отклонение частей тела от правильного положения до 15°, средней — от 15 до 45°, грубой — больше 45°. Эти ошибки вызываются нарушением дозирования усилий. Общим критерием точности спортивных движений может служить вероятность попадания в требуемую (заданную) область. 20. Пластичность. Пластичный — значит плавный, изящный, способный принимать любую форму, сохраняя ее в дальнейшем. Пластика понимается как красота движения, характеризующаяся гибкостью, плавностью, выразительностью, гармоничностью движений и жестов. В спорте пластичность движений характеризуется закономерной последовательностью сменяющихся положений тела, а также его отдельных частей при условии их гармонической слаженности, непрерывности, слитности. Угловатость, резкость, дисгармония движений исключены. Пластичность обусловливает красивую постановку и непринужденную грациозность движений. Проявление пластичности движений в гимнастике возможно на основе умения снимать мышечные напряжения в нужный момент выполнения движения с широкой амплитудой. 21. Мягкость. Двигаться мягко — значит двигаться нежно, легко, тихо, едва слышно, плавно. Мягкость — одно из основных выразительных средств артистов балета, которое заключается в умении двигаться эластично, выворотно, гибко и ритмично. Мягкость движений достигается путем выполнения следующих требований: — двигаться с отставанием частей тела; — выполнять движение с последовательным включением участвующих в нем звеньев — волной; — добиваться целостного характера движений. 22. Элегантность. Элегантный — означает изящный, изысканный. В гимнастике элегантность — это изящество, чувство изящного, сдержанность, внимание к выразительности линии, мягкость, пластичность. Элегантный исполнитель — в меру изысканный, утонченный. 23. Четкость. Четкий — отчетливый, отличающийся строгой организацией, точностью выполнения. 24. Темп. Понятие темпа в спорте — устоявшееся и понимается специалистами однозначно. Как известно, темп — это степень быстроты движения, осуществления чего-либо; временная мера их повторности. Он измеряется количеством движений, повторяющихся в единицу времени. Темп может служить показателем совершенства техники, поскольку является величиной, обратной длительности исполнения движений. 25. Грациозность. Грация — особый вид красоты, проявляющийся в легкости, пластичности движений и форм. Грация — это то, что придает движениям естественность и непринужденность, служит выражением красоты движений человека. Фундаментом грации является умение выполнять движения с совершенством и легкостью. Имеются указания на зависимость грациозности исполнения движений в гимнастике от правильной постановки частей тела. Очевидно, специалисты по технико-эстетическим видам спорта вкладывают в понятие грациозности общепринятый смысл и понимают ее как изящество, красоту в позах, движениях. 26. Изящество. Изящный — обладающий красивой, художественной соразмерностью частей, художественно тонкий, изысканный. Изящное — одна из разновидностей красоты, проявляющаяся во внешнем облике предметов и явлений действительности и характеризующаяся особой завершенностью, соразмерностью, легкостью форм, ловкостью, грациозностью движений и несовместимая с вычурностью, показной красивостью. В спортивной гимнастике изящество исполнения определяется умением двигаться легко, выразительно, целесообразно и точно. 27. Плавность. Плавный — совершаемый легко и ровно, без резких и крутых изменений, отличающийся равномерными, ритмичными движениями. 28. Законченность. Законченными считаются предметы или явления, характеризующиеся цельностью, завершенностью. Применительно к фигурному катанию можно отметить, что законченные движения не отрывисты в своих амплитудах и создают впечатление легкости их выполнения. Законченное, целостное впечатление производят также упражнения, построенные логически оправданно, без разрыва между отдельными частями. 29. Слитность — как свойство и состояние слитного, нераздельность, единство чего-либо. В хореографии слитность движений означает «связанные темпы». Этот принцип требует исполнять упражнения слаженно, слитно, согласовывать движения всех частей тела. В гимнастике слитность - это непрерывность и единство в движениях частей тела и предмета или умение исполнять элементы в темпе. Слитность движениям придают специфические элементы: волны, взмахи, пружинистые движения и расслабления, выполняемые легко, пластично. 30. Целостность, представляющая собой внутреннее единство объекта. Целостность - одна из основных особенностей движений в технико-эстетических видах спорта. Она заключается в том, что движения выполняются слитно и плавно, с одновременным или последовательным включением всех частей тела. Целостность исполнения в художественной гимнастике достигается согласованностью движений рук с основными движениями туловища и предметов, придающей движениям мягкость, закругленность. 31. Свобода. Свободный - совершаемый, протекающий легко, без затруднений, без напряжений. Не связанный, не напряженный. Свободный в движениях — отличающийся легкими, плавными движениями. Свобода движений в классическом танце понимается как выполнение движений без чрезмерных напряжений, энергично и уверенно. 32. Чистота. Чистый — тщательно, аккуратно и искусно выполненный, четкий, ясно очерченный, не расплывшийся. В гимнастике чисто выполнить движение значит выполнить его без ошибок. 33. Согласованность. Согласованный - такой, в котором достигнуто взаимное согласие, соответствие, слаженный. 34. Рациональность. Рациональный - основанный на требованиях разума, логики; разумный, направленный к наиболее разумному использованию чего-либо, целесообразный. В гимнастике рациональность - характеристика технических действий, которая определяется возможностью достичь на их основе высших спортивных результатов. Одним из критериев рациональной техники в гимнастике может служить красота движений, которая является в этом виде спорта основой спортивного мастерства.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.123.162 (0.017 с.) |