Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика разновидностей контроля

Поиск

Каждому тренеру приходится составлять три разновидности планов: 1) план для проведения тренировочного занятия;

2) план микроцикла (в спортивных играх — межигрового цикла);

3) план (программу) подготовки на этап, период. Необходи­мость этих трех документов планирования обусловливается следующими обстоятельствами. Цель тренировки — это воз­действие на состояние спортсмена. В результате такого воздей­ствия состояние изменяется.

Практический опыт и результаты научных исследований по­казывают, что состояние не является единым понятием. Раз­личают три типа состояний: устойчивое (этапное, перманент­ное), текущее и оперативное.

1. Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать отно­сительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характе­ристика этапного состояния спортсмена, отражающая его воз­можности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности — спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировоч­ных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состо­яний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

2. Текущее состояние характеризуется повседневными коле­баниями уровня подготовленности (этапного состояния) спорт­сменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в ин­тервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отстав­ленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называет­ся текущей готовностью.

3. Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным.


Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем. Опе­ративное состояние изменяется в ходе тренировочного заня­тия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упраж­нений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность по­казать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется оперативной.

Содержание и организация комплексного контроля каждо­го состояния неодинаковы. Как отмечалось выше, различают этапный, текущий и оперативный контроль.

Цель этапного контроля — получить информацию, на осно­вании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах (или только в тестах) в начале и конце очередного этапа подготовки. Применяемые тесты (или батареи тестов) условно можно разделить на два блока: первый приме­няется для оценки здоровья и физической работоспособности (часто тесты общие для многих видов спорта); второй — специ­фические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения.

Анализ результатов контроля проводится на основании оцен­ки зависимости между приростами достижений в соревнова­тельных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объемами нагрузок за этап — с другой. Для этого частные объемы специализированных и неспециализированных упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта. В про­цессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражне­ний, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты на­зываются сквозными). В этом случае можно получить динами­ку показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.

Основная задача текущего контроля — сбор и анализ ин­формации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки. Из результатов науч­ных исследований и практического опыта известно, какой Должна быть структура нагрузок микроцикла в том или ином виде спорта. Исходя из этого тренер составляет план трениро-


вок, предполагая, что выполнение заданий приведет к нуж­ному тренировочному эффекту. Это должен подтвердить или опровергнуть текущий контроль. Если его результаты показы­вают, что реальные ОТЭ соответствуют запланированным, то можно и дальше выполнять запланированную на последую­щие дни работу. В случае несоответствия необходима коррек­ция нагрузок.

Эффективность такого регулирования проявляется в прибли­жении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к ка­ким последствиям приводят разные схемы нормирования нагру­зок в микроциклах. Он систематизирует ее и в дальнейшем более обоснованно распределяет объем и содержание нагрузок по дням микроцикла. Главным в таком подходе является выбор метроло­гически корректных тестов текущего контроля. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями:

— достижениями в комплексе тестов;

— показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

Основная задача оперативного контроля — экспресс-оцен­ка состояния, в котором находится спортсмен в момент вы­полнения или сразу по окончании упражнения (серии упраж­нений, занятия). В содержание этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

Оперативный контроль является наиболее важным, так как по его результатам судят о соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) запланированному.

Анализ показывает, что в оперативном контроле и плани­ровании можно условно выделить три этапа. На первом основ­ное внимание уделяется тому, что должен выполнить спорт­смен на тренировочном занятии. Поэтому в планах-конспектах подробно записываются упражнения, способы их выполне­ния, дозировка и т. п. Должный тренировочный эффект рабо­ты не указывается, но лучшие наши тренеры, конечно, пред­полагают, что если спортсмен полностью выполнит задание, то это приведет к необходимому достижению.

Второй этап характерен тем, что наряду с описанием мето­дики выполнения упражнений в конспектах появляются ука­зания о должных нормах тренировочных эффектов. Например, спортсмен должен не просто пробежать 6 раз по 400 м, но сделать эта так, чтобы частота сердечных сокращений во вре­мя бега не опускалась ниже 180 уд/мин, а следующее повторе­ние начинать при уменьшении ее значений до 120 уд/мин.

Ускорение научно-технического прогресса в спорте сказа­лось прежде всего на повышении эффективности оперативно­го контроля и планирования нагрузок. Тренировочный про­цесс все более становится процессом управления срочными


тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики оперативного контроля и планирования. Вначале планируются должные тренировочные эффекты, а затем подбираются тренировочные средства и методы, кото­рые позволяют достичь их. В связи с этим к тестам и методике оперативного контроля, которые должны подтверждать до­стижения запланированных СТЭ, предъявляются очень жест­кие требования. Если условия позволяют, то контроль осуще­ствляется непосредственно по ходу выполнения упражнения. Если нет — то сразу же по его окончании.

Информативность тестов оперативного контроля определя­ется тем, насколько они чувствительны к выполняемой нагруз­ке. Этому требованию в наибольшей степени удовлетворяют био­механические, физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов оперативного контроля оп­ределяется значением коэффициента корреляции, рассчитан­ного между изменениями критерия и изменениями в тесте.

Надежность тестов оперативного контроля зависит прежде всего:

— от точности воспроизведения величины нагрузки в по­вторных попытках;

— от неизменности подготовленности спортсменов на раз­ных этапах тестирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое обратная связь?

2. Какие различают виды контроля за спортивной подготовкой?

3. Какой тренировочный эффект лежит в основе этапных состояний?

4. Какое состояние спортсмена называют оперативным?

7—2785


Таблица 15. Классификация свойств и показатели спортивной подготовленности


РАЗДЕЛ VI

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И

ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ГЛАВА 16

КЛАССИФИКАЦИЯ СВОЙСТВ И

ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.007 с.)