Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Паспортизация методик выполнения измеренияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из путей выполнения требований по обеспечению точности измерений при обследованиях спортсменов является разработка и применение методик выполнения измерения на каждый измерительный процесс (рис. 30). Повышение качества выполнения измерений
Рис. 30. Схема метрологической аттестации методик выполнения измерений Метрологический паспорт выполняется как приложение к типовой программе комплексного обследования спортсменов и состоит из титульного листа и четырех разделов. На титульном листе помещаются следующие данные: назначение методики, место выполнения, руководители и исполнители, а также сведения о том, кто составил и ведет паспорт, дата согласования и утверждения паспорта руководством. Паспорт содержит следующие разделы: 1. Задания на измерения (измеряемый параметр и краткая характеристика условий измерения, цель и обоснование измерений, размерность, скорость изменения параметров, пределы измерения, допустимая условиями измерений погрешность, характер регистрации результатов измерений, дополнительные требования к измерениям). 2. Выбор методов и средств измерений. Оценка ожидае 3. Обеспечение измерений (предполагаемая дата проведе-lj 4. Краткие данные по результатам измерений (что измеря- I лось и размерность, когда измерялось и количество измере- г ний, величины поправки, инструментальная погрешность измерительного комплекса, средняя квадратическая погрешность, доверительный интервал, суммарная величина погрешности измерения, основные результаты измерения с учетом поправок, характер и величина взаимосвязи между результатами измерения и исследуемыми факторами). Паспортизация измерительных процессов и создание комплекса нормативной документации обеспечения позволяют значительно сократить время, затрачиваемое на планирование,! подготовку и проведение массовых комплексных обследова- i, ний спортсменов. ние требуемых точности, воспроизводимости и достоверности результатов обследований. Единство результатов обследований — это состояние совокупности результатов повторных обследований спортсменов одинаковой квалификации и спортивной дисциплины, полученных по одной методике, при которой они известны с определенной точностью и (или) достоверностью и достаточно близки друг к другу, т.е. воспроизводимы. Кроме того, предполагается, что результаты повторных обследований сопоставимы, т.е. имеют одну размерность и единую форму представления; такие результаты можно сравнивать друг с другом. Единство результатов обследований спортсменов достигается выполнением следующего комплекса мероприятий и работ: • установление допускаемых отклонений параметров и показателей специальной подготовленности обследуемого спортсмена; • нормирование точностных характеристик средств измерений и результатов обследований; • выбор методов и разработкой методик обследований, содержащих строгую регламентацию операций проведения измерений, решающие правила и контрольные нормативы, математическую обработку данных и результатов обследований; • аттестация методов (методик) обследований, предусматривающих перерасчет результатов обследований с учетом нормальных или базовых (модельных) условий; • аттестация подразделений и КНГ, осуществляющих массовые комплексные обследования спортсменов; • осуществление ведомственного контроля за внедрением унифицированных методик в практику обследований спортсменов. Обследования спортсменов должны проводиться по типовым программам и методикам контроля на метрологически аттестованном оборудовании и с применением поверенных средств измерений в аттестованных лабораториях и подразделениях КНГ. Обеспечение единства результатов обследований Обеспечение единства результатов обследований спортсменов — это комплекс научно-технических и организационных мероприятий, методов и средств, направленных на достиже- Таблица 28. Эстетические требования, регламентированные правилами состязаний в видах спорта со сложной координацией движений РАЗДЕЛ VII КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЭСТЕТИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА ГЛАВА 18 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ Эстетические показатели спортивно-технического Мастерства Эстетическое начало присуще всем видам спорта как проявление совершенства физической природы человека, однако в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду и акробатика, прыжки на батуте, и в более молодых, таких, как фигурное катание на водных лыжах, синхронное плавание, фристайл, мера эстетичности максимальна уже в силу определенной направленности правил (табл. 28). В этих видах оценка совершенства исполнения упражнений не ставится в зависимость от объективно измеряемых физических величин — метров, секунд, килограммов, а производится субъективно — судьями-арбитрами, оценивающими спортивные выступления визуально, не опираясь на показания измерительных приборов. Повышение трудностей произвольных композиций в технико-эстетических видах спорта все чаще ставит судей-оценщиков в затруднительное положение. Все большее число спорт-
Примечание: с/г — спортивная гимнастика; ф/к — фигурное катание; х/г — художественная гимнастика; акр. — акробатика; п/в — прыжки в воду; бат. — батут. сменов включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняют их технически совершенно. При такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем трудноуловимым моментом, который дает возможность качественного различения выступления спортсменов. Однако проблема оценки качества и исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта недостаточно решена и освещена в научных исследованиях. В то же время в последние годы интенсивно развивается новое направление исследований, связанное с количественным описанием качества предметов или процессов, которое получило название «квалиметрия». Использование квалиметрических положений в оценке эстетичности исполнительского мастерства спортсменов позволяет по-новому осветить некоторые старые проблемы, выявить возникшие на стыках этих наук новые аспекты исследований. Под исполнительским мастерством в технико-эстетических видах спорта понимается высокий уровень умений и достижений искусного выполнения соревновательных упражнений (композиций, комбинаций). Принципом исполнительского мастерства является единство функции и формы, а эстетическим критерием — общественная и биологическая целесообразность. По существу исполнительское мастерство — умение показать физические, спортивно-технические возможности спортсмена и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом. В понятие исполнительского мастерства входит спортивная подготовка на уровне кандидата в мастера, мастера спорта и мастера спорта международного класса. Таким образом, исполнительское мастерство, согласно имеющимся в спортивной классификации указанным градациям, имеет три уровня. Кроме того, в спортивной практике сформировалось устойчивое понятие — высшее исполнительское мастерство. К нему относят спортсменов наиболее высокого класса — чемпионов и призеров страны, Европы, мира, олимпийских игр. Совершенствование исполнительского мастерства в практике спортивной тренировки осуществляется по двум направлениям. Во-первых, совершенствуется качество исполнения соревновательных упражнений в рамках ранее освоенных технических элементов без принципиального изменения композиционного и эстетического содержания. Во-вторых, создаются новые оригинальные элементы, соединения и каскады, основанные на использовании новых композиционных и биомеханических идей, на применении педагогических приемов обучения (тренажеры и т.п.). Эстетический аспект обязывает изучать исполнительское мастерство с точки зрения модели эстетического отношения человека к действительности. В ее основе лежит теоретическая концепция о ценностной природе эстетического в двигательных проявлениях спортсменов. Модель включает в себя четыре взаимно дополняющих друг друга компонента: структуру изучаемого явления, его ценность или соответствие назначению, красоту внешней формы, художественную выразительность, раскрывающую эстетически значимое содержание. Определенные требования к эстетическим показателям соревновательных упражнений отражены в правилах соревнований многих видов спорта. Если соединить эти требования (см. табл. 28), то обнаружится различие подходов к их выбору. Цля большей наглядности все сопоставимые показатели мож-
) разделить на две группы: основные (общие для видов спорта) сложной координацией движений) и особо выделяемые. основным относятся как спортивно-технические, так и показатели стиля исполнения. Причем различия в требованиях основных показателей сводятся, как правило, к их различным группировкам. Например, в перечне требований правил состязаний по спортивной гимнастике все показатели основной группы выступают в нерасчлененном виде, а такой показатель, как виртуозность исполнения упражнений, попадает в группу особых признаков. В требованиях правил фигуристов, напротив, группа основных разделяется на ряд составляющих, заполняя почти все строки таблицы. Во всех случаях так и остается неясным, почему выделялось разное число требований: 3 в акробатике, 10 в спортивной и художественной гимнастике, 17 в фигурном катании. По-видимому, ни один из представленных, в общем-то достаточно содержательных перечней, не может быть признан оптимальным без детального анализа его обоснований. Из сказанного следует, что эстетические показатели спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений, во-первых, должны быть выведены на основе анализа; во-вторых, простые перечни требований даже при сведении в отдельные группы не могут составить целостной системы, если не будет установлена их четкая внутренняя связь. Все формулировки понятий эстетических показателей спортивно-технического мастерства могут быть объединены в четыре совокупности, связанные с проявлением таких сторон исполнения упражнений, как: состав элементов соединений; соподчиненность элементов и их целостность; динамичность исполнения; художественное оформление композиции. 8 —2785
Единичные показатели Сложность — отражает степень объективных и субъективных (трудность) требований к психомоторным возможностям спортсмена. Оригинальность — характеризует демонстрацию спортсменом новых форм движений. Ценность — представляет собой произведение показателей трудности и оригинальности Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей и композиции в целом. Равномерность распределения трудности элементов по всей композиции. Рассредоточение в композиции главных, кульминационных («ударных»), элементов. Формы соединения элементов (отсутствие трафаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и композиционных стереотипов) Уплотнение соединений (каскадов), сведение к минимуму числа «разгоночных» движений. Формирование композиции соединений из нескольких элементов и каскадов. Стремительное соотношение смены темпов выполнения элементов (каскадов). Организация ритмической структуры композиции (с учетом длительности отдельных фрагментов, нарастания или замедления темпа в оединениях). Использование подскоков в качестве композиционных элементов Экспрессия движений — умение сочетать движения с музыкой и достигать эмоционального воздействия на зрителей и судей. Соответствие композиции современной моде и тилю исполнения. Артистизм — выполнение движений с «подтекстом» (внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы). Применение художественных приемов (повторы, игра мотивов»», контраст и нюанс, элементы неожиданности) В табл. 29 для каждой из перечисленных выше характеристик подгрупп эстетических показателей дается перечень единичных эстетических показателей. Оценка эстетических показателей проводится в два этапа: 1) сравнительный анализ групповых и единичных показателей; 2) их оценка. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный ряд спортсменов одинакового класса, составляемый на основе действующих требований ЕВСК и условных модельных (идеальных) характеристик, утвержденных спортивными федерациями и (или) отобранных специалистами. Процесс оценки эстетических показателей включает выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анализа оцениваемого спортсмена и определение численных значений эстетических показателей в баллах с использованием экспертных методов. Можно отметить еще два принципа, которые могут служить исходными при анализе эстетических показателей спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений. 1. Предполагается, что исполняемые упражнения (композиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комплексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т.е. такие упражнения, все характеристики которых (кроме собственно эстетических) уже получили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выполненные упражнения оказываются в конечном счете и эстетически неполноценными. 2. Эстетическая ценность исполняемых упражнений должна рассматриваться с двух сторон: с формально-эстетической и с содержательно-эстетической. Это означает, во-первых, что внешним носителем эстетических свойств является гармонизированная форма, которая уже сама по себе может заключать известное эстетическое содержание: организацию ритмической структуры, артистизм, экспрессию и пластику движений и т.д. Во-вторых, необходимо учитывать, что подобное выражение упражнений может оказаться «показным блеском» (вычурностью), а само исполнение упражнений (композиции), следовательно, эстетически ложным в своей основе. Лишь при соответствии гармонизированной структуры групповых и единичных показателей, соответствующих целевому назначению композиции, специфической для каждой дисциплины группы сложно-координационных видов спорта, можно говорить о подлинной красоте, спортивно-техническом совершенстве. Основные понятия, характеризующие качество исполнительского мастерства Качество какого-либо предмета или явления характеризуется совокупностью его отдельных свойств, через которые раскрываются смысл и содержание этого качества. Для оценки уровня проявления любого качества необходимо прежде всего установление перечня и количества элементов, составляющих данный предмет или явление. С позиций квалиметрии исполнительское мастерство в спорте также может быть представлено как некоторая иерархическая упорядоченная совокупность его свойств, которая рассматривается в одновременной целостности и дифференцированное™, что позволяет выявить внутренние специфические отношения между ее элементами. При этом, как следует из принципа квалиметрии, качество элементов каждого предыдущего иерархического уровня является основой для формирования элементов последующего уровня. Выявлено 34 наименования качественных характеристик, определяющих уровень исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта (табл. 30, 31). Рассмотрим содержание этих понятий с учетом мнений специалистов, отраженных в научно-методической литературе. Красота - одна из важнейших категорий эстетики, которая служит для определения и оценки отдельных свойств предметов и явлений действительности: совершенства, гармоничности, выразительности, завершенности. Красота является одной из сторон прекрасного и характеризуется многообразными признаками: соразмерностью, пропорциональностью, гармонией, яркостью, целесообразностью, целостностью и т. п. Основными разновидностями красоты считаются изящность и грация. В технико-эстетических видах спорта красота исполнения движений определяется их внешними характеристиками: положением тела в пространстве, скоростью перемещений, амплитудой и специфическими свойствами — легкостью, выразительностью, пластической четкостью, геометрической точностью, согласованностью, ритмичностью движений. В состав этого понятия различные авторы включают характеристики как содержания упражнения (оригинальность, удачную последовательность движений и т.п.), так и его исполнения (чистоту линий, гармоничность сочетания движений и музыки). Очевидно, что красота как свойство исполнительского мастерства представляет собой комплексную характеристику и состоит из многих компонентов. 1. Зрелищность, определяемая созданием зрительного впечатления. Таблица 30. Частотность использования отдельных понятий
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.01 с.) |