Паспортизация методик выполнения измерения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паспортизация методик выполнения измерения



Одним из путей выполнения требований по обеспечению точности измерений при обследованиях спортсменов является разработка и применение методик выполнения измерения на каждый измерительный процесс (рис. 30).

Повышение качества выполнения измерений

Исходные   т Объект измерений Г]   ...... Обеспечение единства 1 и достоверности! измерений..... 1    
     
         
Методика        
    выполнения измерений   Сравнение с заданной | величиной _ _ Результаты Выб°Р поверок 1    
-' S'    
         
I; | Обработка j?•• и анализ i    
Методы измерений    
     
*;: Результаты измерений 1 Расчет Разработка   | Средства измерений   „„ ———,~| 1 Обработка и анализ 1    
        1 1 мендации | выбору    
I ' ————— V   'ежповерочные    
| Управление    
интервалы    
| единообразием I средств 1 измерений L   Реко по    
        1    
Предг   юлагаемая погрешнее измерений   ть    
         
         
    itm проведения измер<   гний ———    
         

Рис. 30. Схема метрологической аттестации методик выполнения измерений


Метрологический паспорт выполняется как приложение к типовой программе комплексного обследования спортсменов и состоит из титульного листа и четырех разделов.

На титульном листе помещаются следующие данные: на­значение методики, место выполнения, руководители и ис­полнители, а также сведения о том, кто составил и ведет пас­порт, дата согласования и утверждения паспорта руководством.

Паспорт содержит следующие разделы:

1. Задания на измерения (измеряемый параметр и краткая характеристика условий измерения, цель и обоснование изме­рений, размерность, скорость изменения параметров, пределы измерения, допустимая условиями измерений погрешность, характер регистрации результатов измерений, дополнительные требования к измерениям).

2. Выбор методов и средств измерений. Оценка ожидае­
мых погрешностей измерений (метод измерений, наимено­
вание средств измерений, градуировка и пределы измере­
ния, динамическая характеристика средств измерения, класс
точности, оценка ожидаемых систематических погрешностей
измерения, оценка ожидаемых динамических погрешностей
измерения, оценка ожидаемых случайных погрешностей из­
мерения). I

3. Обеспечение измерений (предполагаемая дата проведе-lj
ния измерений, необходимое количество средств измерений, |
наличие средств измерений, дата их поверки, сведения о не-;
достающих средствах измерения, сотрудник лаборатории, от-'
ветственный за проведение измерений).;

4. Краткие данные по результатам измерений (что измеря- I лось и размерность, когда измерялось и количество измере- г ний, величины поправки, инструментальная погрешность из­мерительного комплекса, средняя квадратическая погрешность, доверительный интервал, суммарная величина погрешности измерения, основные результаты измерения с учетом попра­вок, характер и величина взаимосвязи между результатами из­мерения и исследуемыми факторами).

Паспортизация измерительных процессов и создание комп­лекса нормативной документации обеспечения позволяют зна­чительно сократить время, затрачиваемое на планирование,! подготовку и проведение массовых комплексных обследова- i, ний спортсменов.


ние требуемых точности, воспроизводимости и достоверности результатов обследований.

Единство результатов обследований — это состояние сово­купности результатов повторных обследований спортсменов одинаковой квалификации и спортивной дисциплины, полу­ченных по одной методике, при которой они известны с оп­ределенной точностью и (или) достоверностью и достаточно близки друг к другу, т.е. воспроизводимы. Кроме того, предпо­лагается, что результаты повторных обследований сопостави­мы, т.е. имеют одну размерность и единую форму представле­ния; такие результаты можно сравнивать друг с другом.

Единство результатов обследований спортсменов достигает­ся выполнением следующего комплекса мероприятий и работ:

• установление допускаемых отклонений параметров и по­казателей специальной подготовленности обследуемого спорт­смена;

• нормирование точностных характеристик средств изме­рений и результатов обследований;

• выбор методов и разработкой методик обследований, со­держащих строгую регламентацию операций проведения из­мерений, решающие правила и контрольные нормативы, ма­тематическую обработку данных и результатов обследований;

• аттестация методов (методик) обследований, предусмат­ривающих перерасчет результатов обследований с учетом нор­мальных или базовых (модельных) условий;

• аттестация подразделений и КНГ, осуществляющих мас­совые комплексные обследования спортсменов;

• осуществление ведомственного контроля за внедрением унифицированных методик в практику обследований спорт­сменов.

Обследования спортсменов должны проводиться по типо­вым программам и методикам контроля на метрологически аттестованном оборудовании и с применением поверенных средств измерений в аттестованных лабораториях и подразде­лениях КНГ.


Обеспечение единства результатов обследований

Обеспечение единства результатов обследований спортсме­нов — это комплекс научно-технических и организационных мероприятий, методов и средств, направленных на достиже-


Таблица 28. Эстетические требования, регламентированные правилами состязаний в видах спорта со сложной координацией движений


РАЗДЕЛ VII

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ЭСТЕТИЧНОСТИ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА

В ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ

ВИДАХ СПОРТА

ГЛАВА 18

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ

Эстетические показатели спортивно-технического

Мастерства

Эстетическое начало присуще всем видам спорта как про­явление совершенства физической природы человека, однако в таких видах спорта, как фигурное катание на коньках, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду и акробатика, прыжки на батуте, и в более молодых, таких, как фигурное катание на водных лыжах, синхронное плавание, фристайл, мера эстетичности максимальна уже в силу опреде­ленной направленности правил (табл. 28).

В этих видах оценка совершенства исполнения упражнений не ставится в зависимость от объективно измеряемых физи­ческих величин — метров, секунд, килограммов, а произво­дится субъективно — судьями-арбитрами, оценивающими спортивные выступления визуально, не опираясь на показа­ния измерительных приборов.

Повышение трудностей произвольных композиций в тех­нико-эстетических видах спорта все чаще ставит судей-оцен­щиков в затруднительное положение. Все большее число спорт-


 

1 п/п   Требования   Виды спорта  
с/г   ф/к   х/г   акр.   п/в   бат.  
  Легко   +   +   +   +          
  Выразительно   +   +   +   +          
  В соответствии с музыкой   +   +   +   +          
  С хорошей осанкой   +   +   +           +  
  Четко   +   +   +           +  
  Уверенно   +   +   +              
  С большой амплитудой движения   +       +           +  
  Грациозно   +   +                  
  Безукоризненно   +   +                  
  С высоким полетом (в прыжках)       +           +      
  Виртуозно       +                  
  Чисто   +                      
  На большой скорости       +               +  
  Ритмично       +               +  
  Точно       +                  
  Плавно       +                  
  В соответствии с индивидуаль­ными особенностями       +                  
  Слаженно, синхронно       +               +  
  Мягко       +                  
  Артистично       +                  
  С высокой степенью владения телом           +              
  Элегантно           +              
  Непринужденно                   +      
  Естественно                   +      
  Изящно                   +      
  Свободно                   +   +  

Примечание: с/г — спортивная гимнастика; ф/к — фигурное катание; х/г — художественная гимнастика; акр. — акробатика; п/в — прыжки в воду; бат. — батут.


сменов включают в свою произвольную программу максимум элементов высшей трудности и выполняют их технически со­вершенно. При такой ситуации лишь эстетическая сторона мо­жет служить тем трудноуловимым моментом, который дает воз­можность качественного различения выступления спортсменов. Однако проблема оценки качества и исполнительского мас­терства в технико-эстетических видах спорта недостаточно ре­шена и освещена в научных исследованиях. В то же время в последние годы интенсивно развивается новое направление исследований, связанное с количественным описанием каче­ства предметов или процессов, которое получило название «квалиметрия». Использование квалиметрических положений в оценке эстетичности исполнительского мастерства спортсме­нов позволяет по-новому осветить некоторые старые пробле­мы, выявить возникшие на стыках этих наук новые аспекты исследований.

Под исполнительским мастерством в технико-эстетических видах спорта понимается высокий уровень умений и достиже­ний искусного выполнения соревновательных упражнений (композиций, комбинаций).

Принципом исполнительского мастерства является единство функции и формы, а эстетическим критерием — обществен­ная и биологическая целесообразность.

По существу исполнительское мастерство — умение пока­зать физические, спортивно-технические возможности спорт­смена и передать их в художественном оформлении при вы­полнении композиции в целом.

В понятие исполнительского мастерства входит спортив­ная подготовка на уровне кандидата в мастера, мастера спор­та и мастера спорта международного класса. Таким обра­зом, исполнительское мастерство, согласно имеющимся в спортивной классификации указанным градациям, имеет три уровня. Кроме того, в спортивной практике сформировалось устойчивое понятие — высшее исполнительское мастерство. К нему относят спортсменов наиболее высокого класса — чемпионов и призеров страны, Европы, мира, олимпий­ских игр.

Совершенствование исполнительского мастерства в прак­тике спортивной тренировки осуществляется по двум направ­лениям. Во-первых, совершенствуется качество исполнения соревновательных упражнений в рамках ранее освоенных тех­нических элементов без принципиального изменения компо­зиционного и эстетического содержания. Во-вторых, созда­ются новые оригинальные элементы, соединения и каскады, основанные на использовании новых композиционных и био­механических идей, на применении педагогических приемов обучения (тренажеры и т.п.).


Эстетический аспект обязывает изучать исполнительское ма­стерство с точки зрения модели эстетического отношения че­ловека к действительности.

В ее основе лежит теоретическая концепция о ценностной природе эстетического в двигательных проявлениях спортсме­нов. Модель включает в себя четыре взаимно дополняющих друг друга компонента: структуру изучаемого явления, его ценность или соответствие назначению, красоту внешней фор­мы, художественную выразительность, раскрывающую эсте­тически значимое содержание.

Определенные требования к эстетическим показателям со­ревновательных упражнений отражены в правилах соревнова­ний многих видов спорта. Если соединить эти требования (см. табл. 28), то обнаружится различие подходов к их выбору. Цля большей наглядности все сопоставимые показатели мож-

f

) разделить на две группы: основные (общие для видов спорта) сложной координацией движений) и особо выделяемые. основным относятся как спортивно-технические, так и по­казатели стиля исполнения. Причем различия в требованиях основных показателей сводятся, как правило, к их различным группировкам. Например, в перечне требований правил со­стязаний по спортивной гимнастике все показатели основной группы выступают в нерасчлененном виде, а такой показа­тель, как виртуозность исполнения упражнений, попадает в группу особых признаков. В требованиях правил фигуристов, напротив, группа основных разделяется на ряд составляющих, заполняя почти все строки таблицы.

Во всех случаях так и остается неясным, почему выделялось разное число требований: 3 в акробатике, 10 в спортивной и художественной гимнастике, 17 в фигурном катании.

По-видимому, ни один из представленных, в общем-то до­статочно содержательных перечней, не может быть признан оптимальным без детального анализа его обоснований.

Из сказанного следует, что эстетические показатели спортив­но-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений, во-первых, должны быть выведены на основе анализа; во-вторых, простые перечни требований даже при сведении в отдельные группы не могут составить целостной системы, если не будет установлена их четкая внутренняя связь.

Все формулировки понятий эстетических показателей спор­тивно-технического мастерства могут быть объединены в четы­ре совокупности, связанные с проявлением таких сторон ис­полнения упражнений, как:

состав элементов соединений;

соподчиненность элементов и их целостность;

динамичность исполнения;

 

художественное оформление композиции.

8 —2785


Таблица 29. Эстетические показатели спортивно-технического мастерства

Подгруппа показателей Состав элементов соединений (каскадов) Соподчиненность элементов в целостности
Динамичность исполнения композиций

Художественное оформление композиций

Единичные показатели

Сложность — отражает степень объективных и субъективных (трудность) требований к психо­моторным возможностям спортсмена. Оригинальность — характеризует демонстрацию спортсменом новых форм движений. Ценность — представляет собой произведение показателей трудности и оригинальности

Внутренняя логичность структуры фрагментов, частей и композиции в целом. Равномерность распределения трудности эле­ментов по всей композиции. Рассредоточение в композиции главных, куль­минационных («ударных»), элементов. Формы соединения элементов (отсутствие тра­фаретных и тривиальных связок, стандартных соединений и композиционных стереотипов)

Уплотнение соединений (каскадов), сведение к минимуму числа «разгоночных» движений. Формирование композиции соединений из не­скольких элементов и каскадов. Стремительное соотношение смены темпов выполнения элементов (каскадов). Организация ритмической структуры компози­ции (с учетом длительности отдельных фраг­ментов, нарастания или замедления темпа в оединениях).

Использование подскоков в качестве компози­ционных элементов

Экспрессия движений — умение сочетать дви­жения с музыкой и достигать эмоционального воздействия на зрителей и судей.

Соответствие композиции современной моде и

тилю исполнения.

Артистизм — выполнение движений с «подтек­стом» (внесение в них смысловых оттенков мимикой, жестами, элементами пантомимы). Применение художественных приемов (повторы,

игра мотивов»», контраст и нюанс, элементы неожиданности)


В табл. 29 для каждой из перечисленных выше характерис­тик подгрупп эстетических показателей дается перечень еди­ничных эстетических показателей.

Оценка эстетических показателей проводится в два этапа:

1) сравнительный анализ групповых и единичных пока­зателей;

2) их оценка.

За критерий эстетической оценки принимается ранжиро­ванный ряд спортсменов одинакового класса, составляемый на основе действующих требований ЕВСК и условных модель­ных (идеальных) характеристик, утвержденных спортивными федерациями и (или) отобранных специалистами.

Процесс оценки эстетических показателей включает выбор модельных характеристик, проведение сравнительного анали­за оцениваемого спортсмена и определение численных значе­ний эстетических показателей в баллах с использованием экс­пертных методов.

Можно отметить еще два принципа, которые могут служить исходными при анализе эстетических показателей спортивно-технического мастерства в группе видов спорта со сложной координацией движений.

1. Предполагается, что исполняемые упражнения (компо­зиция), достаточно полно и всесторонне отвечающие комп­лексу предъявляемых к ним требований, регламентированных правилами соревнований, т.е. такие упражнения, все характе­ристики которых (кроме собственно эстетических) уже полу­чили высокую оценку, имеют объективные предпосылки быть полноценными и в эстетическом плане. Напротив, технически несовершенные, с недостаточной безукоризненностью выпол­ненные упражнения оказываются в конечном счете и эстети­чески неполноценными.

2. Эстетическая ценность исполняемых упражнений должна рассматриваться с двух сторон: с формально-эстетической и с содержательно-эстетической. Это означает, во-первых, что внеш­ним носителем эстетических свойств является гармонизирован­ная форма, которая уже сама по себе может заключать изве­стное эстетическое содержание: организацию ритмической структуры, артистизм, экспрессию и пластику движений и т.д. Во-вторых, необходимо учитывать, что подобное выражение упражнений может оказаться «показным блеском» (вычурно­стью), а само исполнение упражнений (композиции), следова­тельно, эстетически ложным в своей основе. Лишь при соответ­ствии гармонизированной структуры групповых и единичных показателей, соответствующих целевому назначению компози­ции, специфической для каждой дисциплины группы сложно-координационных видов спорта, можно говорить о подлинной красоте, спортивно-техническом совершенстве.


Основные понятия, характеризующие качество исполнительского мастерства

Качество какого-либо предмета или явления характеризу­ется совокупностью его отдельных свойств, через которые рас­крываются смысл и содержание этого качества. Для оценки уровня проявления любого качества необходимо прежде всего установление перечня и количества элементов, составляющих данный предмет или явление.

С позиций квалиметрии исполнительское мастерство в спорте также может быть представлено как некоторая иерар­хическая упорядоченная совокупность его свойств, которая рас­сматривается в одновременной целостности и дифференциро­ванное™, что позволяет выявить внутренние специфические отношения между ее элементами. При этом, как следует из прин­ципа квалиметрии, качество элементов каждого предыдущего иерархического уровня является основой для формирования элементов последующего уровня.

Выявлено 34 наименования качественных характеристик, определяющих уровень исполнительского мастерства в техни­ко-эстетических видах спорта (табл. 30, 31).

Рассмотрим содержание этих понятий с учетом мнений спе­циалистов, отраженных в научно-методической литературе.

Красота - одна из важнейших категорий эстетики, кото­рая служит для определения и оценки отдельных свойств пред­метов и явлений действительности: совершенства, гармонич­ности, выразительности, завершенности. Красота является одной из сторон прекрасного и характеризуется многообраз­ными признаками: соразмерностью, пропорциональностью, гармонией, яркостью, целесообразностью, целостностью и т. п. Основными разновидностями красоты считаются изящность и грация.

В технико-эстетических видах спорта красота исполнения движений определяется их внешними характеристиками: по­ложением тела в пространстве, скоростью перемещений, ам­плитудой и специфическими свойствами — легкостью, вы­разительностью, пластической четкостью, геометрической точностью, согласованностью, ритмичностью движений. В со­став этого понятия различные авторы включают характерис­тики как содержания упражнения (оригинальность, удачную последовательность движений и т.п.), так и его исполнения (чистоту линий, гармоничность сочетания движений и музыки). Очевидно, что красота как свойство исполнительского ма­стерства представляет собой комплексную характеристику и состоит из многих компонентов.

1. Зрелищность, определяемая созданием зрительного впе­чатления.


Таблица 30. Частотность использования отдельных понятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.046 с.)