Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка — унифицированный измеритель спортивных результатов и тестовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как правило, любая программа комплексного контроля предполагает использование не одного, а нескольких тестов. Так, комплекс для контроля за подготовленностью спортсменов включает следующие тесты: время бега на тредбане, частоту сердечных сокращений, максимальное потребление кислорода, максимальную силу и т.д. Если для контроля используется один тест, то оценивать его результаты с помощью специальных методов нет необходимости: и так видно, кто сильнее и насколько. Если же тестов много и они измеряются в разных единицах (например, сила - в кГ или Н; время - в с; МПК — в мл/кг/мин; ЧСС — в уд/мин и т.д.), то сравнить достижения по абсолютным значениям показателей невозможно. Решить эту проблему можно лишь в том случае, если результаты тестирования представить в виде оценок (очков, баллов, отметок, разрядов и т.п.). На итоговую оценку квалификации спортсменов оказывают влияние возраст, состояние здоровья, экологические и другие особенности условий проведения контроля. С получением результатов измерения или тестирования контрольное испытание спортсмена не заканчивается. Необходимо дать оценку полученным результатам. Оценкой (или педагогической оценкой) называется унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частном случае — в тесте. Различают учебные оценки, которые выставляет преподаватель ученикам по ходу учебного процесса, и квалификационные, под которыми понимаются все прочие виды оценок (в частности, результаты официальных соревнований, тестирования и др.). Процесс определения (выведения, расчета) оценок называется оцениванием. Он состоит из следующих стадий: 1) подбирается шкала, с помощью которой возможен перевод результатов теста в оценки; 2) в соответствии с выбранной шкалой результаты теста преобразовываются в очки (баллы); 3) полученные очки сравниваются с нормами и выводится итоговая оценка. Она и характеризует уровень подготовленности спортсмена относительно других членов группы (команды, коллектива). Не во всех случаях оценивание происходит по развернутой схеме (рис. 6). Иногда промежуточное и итоговое оценивания сливаются. Задачи, которые решаются в ходе оценивания, многообразны. Среди них можно выделить основные: 1) по результатам оценивания необходимо сопоставить разные достижения в соревновательных упражнениях. На базе этого
Название действий
Измерение
Промежуточное оценивание Итоговое оценивание Итоговая оценка Рис. 6. Схема оценивания спортивных результатов и результатов тестов можно создать научно обоснованные разрядные нормы в видах спорта. Следствием заниженных норм является увеличение числа разрядников, недостойных этого звания. Завышенные же нормы становятся для многих недостижимыми и вынуждают людей прекращать занятия спортом; 2) сопоставление достижений в разных видах спорта позволяет решить задачу равенства и их разрядных норм (несправедлива ситуация, если, предположим, в волейболе легко выполнить норму I разряда, а в легкой атлетике - трудно); 3) необходимо классифицировать множество тестов по результатам, которые показывает в них конкретный спортсмен; 4) следует установить структуру тренированности каждого из спортсменов, подвергшихся тестированию. Перевести результаты тестирования в баллы можно разными способами. На практике для этого часто используют ранжирование, или упорядочение зарегистрированного ряда измерений. Пример такого ранжирования приведен в табл. 11. Таблица 11. Ранжирование результатов тестов
Из табл. 11 видно, что лучший результат оценивается в 1 балл, а каждый последующий — на балл больше. При всей простоте и удобстве такого подхода его несправедливость очевидна. Если взять бег на 30 м, то различия между 1-ми 2-м местом (0,4 с) и между 2-м и 3-м (0,1 с) оцениваются одинаково — в 1 балл. Точно так же и в оценке подтягивания: разница в одно повторение и в семь оценивается одинаково. Оценка проводится для того, чтобы стимулировать спортсмена на достижение максимальных результатов. Но при описанном выше подходе спортсмен А, подтянувшись на 6 раз больше, получит столько же баллов, сколько и за прибавку в одно повторение. С учетом всего сказанного преобразование результатов тестирования и оценки нужно проводить не с помощью ранжирования, а использовать для этого специальные шкалы. Закон преобразования спортивных результатов в очки называется шкалой оценок. Шкала может быть задана в виде математического выражения (формулы), таблицы или графика. На рис. 7 представлены четыре типа таких шкал, встречающихся в спорте и физическом воспитании. Очки
12.8 12.6 12.4 12.2 12.0' Время бега на 100 м, с Очки
12.8 12.6 12.4 12.2 12.0 12.8 12.6 12.4 12.2 12.0' Рис. 7. Типы шкал, используемых при оценивании результатов контроля: А — пропорциональная шкала; Б — прогрессирующая; В — регрессирующая, Г — S-образная Первая — пропорциональная шкала (А). При ее использовании равные приросты результатов в тесте поощряются равными приростами в баллах. Так, в этой шкале, как это видно из рис. 7, уменьшение времени бега на 0,1 с оценивается в 20 очков. Их получит спортсмен, пробежавший 100 м за 12,8 с, и пробежавший эту же дистанцию за 12,7 с, и спортсмен, улучшивший свой результат с 12,1 до 12 с. Пропорциональные шкалы приняты в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и других видах спорта. Второй тип — прогрессирующая шкала (Б). Здесь, как это видно из рисунка, равные приросты результатов оцениваются по-разному. Чем выше абсолютные приросты, тем больше прибавка в оценке. Так, за улучшение результата в беге на 100 м с 12,8 до 12,7 с дается 20 очков, с 12,7 до 12,6 с — 30 очков. Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдельных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике. Третий тип — регрессирующая шкала (В). В этой шкале, как и в предыдущей, равные приросты результатов в тестах также оцениваются по-разному, но чем выше абсолютные приросты, тем меньше прибавка в оценке. Так, за улучшение результата в беге на 100 м с 12,8 до 12,7 с дается 20 очков, с 12,7 до 12,6 с — 18 очков... с 12,1 до 12,0 с - 4 очка. Шкалы такого типа приняты в некоторых видах легкоатлетических прыжков и метаний. Четвертый тип — сигмовидная (или S-образная) шкала (Г). Видно, что здесь выше всего оцениваются приросты в средней зоне, а улучшение очень низких или очень высоких результатов поощряется слабо. Так, за улучшение результата с 12,8 до 12,7 с и с 12,1 до 12,0 с начисляется по 10 очков, а с 12,5 до 12,4 с — 30 очков. В спорте такие шкалы не используются, но они применяются при оценке физической подготовленности. Например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США. Каждая из этих шкал имеет как свои достоинства, так и недостатки. Устранить последние и усилить первые можно правильно применяя ту или иную шкалу. Оценка как унифицированный измеритель спортивных результатов может быть эффективной, если она справедлива и с пользой применяется в практике. А это зависит от критериев, на основе которых оцениваются результаты. При выборе критериев следует иметь в виду такие вопросы: 1) какие результаты должны быть положены в нулевую точку шкалы? и 2) как оценивать промежуточные и максимальные достижения? Целесообразно использование следующих критериев: 1. Равенство временных интервалов, необходимых для достижения результатов, соответствующих одинаковым разрядам в разных видах спорта. Естественно, что это возможно лишь |
.Т! |
в том случае, если содержание и организация тренировочного процесса в этих видах спорта не будут резко отличаться.
2. Равенство объемов нагрузок, которые необходимо затратить на достижение одинаковых квалификационных норм в разных видах спорта.
3. Равенство мировых рекордов в разных видах спорта.
4. Равные соотношения между числом спортсменов, выполнивших разрядные нормы в разных видах спорта.
В практике для оценок результатов тестирования используется несколько шкал.
Таблица 12. Некоторые стандартные шкалы
Название шкалы | Основная формула | Где и для чего используется |
С-шкала | C=5 + 2-Z | При массовых обследованиях, когда не требуется большой точности |
Шкала школьных отметок | #=3-Z | В ряде стран Европы |
Шкала Бине | Б= 100 + 16- Z | При психологических исследованиях интеллекта |
Экзаменационная шкала | 7=500 + 100-Z | В США при приеме в высшее учебное заведение |
Стандартная шкала (табл. 12). В ее основе лежит пропорциональная шкала, а свое название она получила потому, что масштабом в ней служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Наиболее распространена Г-шкала.
Х,-Х |
= 50+10 |
При ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом:
= 50+10-Z,
где Т- оценка результата в тесте; Xt. — показанный результат; X— средний результат; а — стандартное отклонение.
Пример. Если средняя величина в прыжках в длину с места равнялась 224 см, а стандартное отклонение — 20 см, то за результат 222 см начисляется 49 очков, а за 266 см — 71 очко (проверьте правильность этих вычислений).
В практике используются и другие стандартные шкалы.
Перцентильная шкала (рис. 8). В основе этой шкалы лежит следующая операция: каждый спортсмен из группы получает за свой результат (в соревнованиях или в тесте) столько очков, сколько процентов спортсменов он опередил. Таким образом, оценка победителя — 100 очков, оценка последнего —
7 |
405 435 465 495 Результат, см |
525 555 |
255-345 375 |
Рис. 8. Пример перцентильной шкалы, построенной по результатам тестирования студентов московских вузов в прыжках в длину (и - 4000, данные Е.Я.Бондаревского): по абсциссе — результат в прыжках в длину, по ординате — процент студентов, показавших результат, равный данному или лучше его (например, 50 % студентов прыгают в длину на 4 м 30 см и дальше) |
О очков. Перцентильная шкала наиболее пригодна для оценки результатов больших групп спортсменов. В таких группах статистическое распределение результатов нормальное (или почти нормальное). Это значит, что очень высокие и очень низкие результаты показывают единицы из группы, а средние - большинство. Главное достоинство этой шкалы — простота, здесь не нужны формулы, а единственное, что нужно вычислить — какое количество результатов спортсменов укладывается в один перцентиль (или сколько перцентилей приходится на одного челове-
ка). Перцентиль — это интервал шкалы. При 100 спортсменах в одном перцентиле — один результат; при 50 — один результат укладывается в два перцентиля (т.е. если спортсмен обошел 30 человек, он получает 60 очков).
Простота обработки результатов и наглядность перцентильной шкалы обусловили ее широкое применение в практике.
Шкалы выбранных точек. При разработке таблиц по видам спорта не всегда удается получить статистическое распределение результатов теста. Тогда поступают следующим образом: берут какой-нибудь высокий спортивный результат (например, мировой рекорд или 10-й результат в истории данного вида спорта) и приравнивают его, скажем, к 1000 или 1200 очкам. Затем на основе результатов массовых испытаний определяют среднее достижение группы слабо подготовленных лиц и приравнивают его, скажем, к 100 очкам. После этого, если используется пропорциональная шкала, остается выполнить лишь арифметические вычисления — ведь две точки однозначно определяют прямую линию. Шкала, построенная таким образом, называется шкалой выбранных точек.
Последующие шаги для построения таблиц по видам спорта — выбор шкалы и установление межклассовых интервалов — пока научно не обоснованы, и здесь допускается определенный
субъективизм, основанный на личном мнении специалистов. Поэтому многие спортсмены и тренеры почти во всех видах спорта, где применяются таблицы очков, считают их не вполне справедливыми.
Параметрические шкалы. В видах спорта циклического характера и в тяжелой атлетике результаты зависят от таких параметров, как длина дистанции и масса спортсмена. Эти зависимости называют параметрическими.
Можно найти параметрические зависимости, которые являются геометрическим местом точек эквивалентных достижений. Шкалы, построенные на основе этих зависимостей, называются параметрическими и относятся в числу наиболее точных.
Шкала ГЦОЛИФКа. Рассмотренные выше шкалы используются для оценки результатов группы спортсменов, и цель их применения заключается в определении межиндивидуальных различий (в баллах). В практике спорта тренеры постоянно сталкиваются с еще одной проблемой - необходимостью оценки результатов периодического тестирования одного и того же спортсмена в разные периоды цикла или этапа подготовки. Для этой цели предложена шкала ГЦОЛИФКа, выраженная в формуле:
~ _,... / Лучший результат - оцениваемый результат \
Оценка, балл. = 100(1 - ———————————————— — - ———)
\ Лучший результат — худший результат /
Смысл такого подхода заключается в том, что результат теста рассматривается не как отвлеченная величина, а во взаимосвязи с лучшим и худшим результатами, показанными в этом тесте спортсменом. Как видно из формулы, лучший результат всегда оценивается в 100 очков, худший - в 0 очков. Эту шкалу целесообразно применять для оценки вариативных показателей.
Пример. Лучший результат в тройном прыжке с места - 10 м 26 см, худший — 9 м 37 см. Текущий результат —Юм ровно.
1} балл |
Его оценка = 1 00 |
А - 1^6~10^ \=
Оценка комплекса тестов. Существует два основных варианта оценки результатов тестирования спортсменов по комплексу тестов. Первый заключается в выведении обобщенной оценки, которая информативно характеризует подготовленность спортсмена в соревнованиях. Это позволяет использовать ее для прогноза: рассчитывается уравнение регрессии, решив которое, можно предсказать результат в соревновании по сумме баллов за тестирование.
Однако просто суммировать результаты конкретного спортсмена по всем тестам не совсем правильно, так как сами тесты неравнозначны. Например, из двух тестов (времени ре-
агярования на сигнал и времени удержания максимальной скорости бега) второй более важен для спринтера, чем первый. Эту важность (весомость) теста можно учитывать тремя способами:
1. Дается экспертная оценка. В этом случае специалисты договариваются, что одному из тестов (например, времени удержания Fmax) приписывается коэффициент 2. И тогда очки, начисленные по этому тесту, вначале удваиваются, а затем суммируются с очками за время реакции.
2. Коэффициент каждому тесту устанавливается на основе факторного анализа. Он, как известно, позволяет выделить показатели с большим или меньшим факторным весом.
3. Количественной мерой весомости теста может быть значение коэффициента корреляции, рассчитанного между его результатом и достижением в соревнованиях.
Во всех этих случаях полученные оценки называются «взвешенными».
Второй вариант оценки результатов комплексного контроля заключается в построении «профиля» спортсмена — графическую форму представления результатов тестирования. Линии графиков наглядно отражают сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.011 с.)