Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка — унифицированный измеритель спортивных результатов и тестов

Поиск

Как правило, любая программа комплексного контроля пред­полагает использование не одного, а нескольких тестов. Так, комплекс для контроля за подготовленностью спортсменов включает следующие тесты: время бега на тредбане, частоту сердечных сокращений, максимальное потребление кислоро­да, максимальную силу и т.д. Если для контроля используется один тест, то оценивать его результаты с помощью специаль­ных методов нет необходимости: и так видно, кто сильнее и насколько. Если же тестов много и они измеряются в разных единицах (например, сила - в кГ или Н; время - в с; МПК — в мл/кг/мин; ЧСС — в уд/мин и т.д.), то сравнить достижения по абсолютным значениям показателей невозможно. Решить эту проблему можно лишь в том случае, если результаты тести­рования представить в виде оценок (очков, баллов, отметок, разрядов и т.п.). На итоговую оценку квалификации спортсме­нов оказывают влияние возраст, состояние здоровья, эколо­гические и другие особенности условий проведения контроля. С получением результатов измерения или тестирования конт­рольное испытание спортсмена не заканчивается. Необходимо дать оценку полученным результатам.

Оценкой (или педагогической оценкой) называется унифициро­ванная мера успеха в каком-либо задании, в частном случае — в тесте.

Различают учебные оценки, которые выставляет преподава­тель ученикам по ходу учебного процесса, и квалификационные, под которыми понимаются все прочие виды оценок (в частно­сти, результаты официальных соревнований, тестирования и др.).

Процесс определения (выведения, расчета) оценок назы­вается оцениванием. Он состоит из следующих стадий:

1) подбирается шкала, с помощью которой возможен пе­ревод результатов теста в оценки;

2) в соответствии с выбранной шкалой результаты теста преобразовываются в очки (баллы);

3) полученные очки сравниваются с нормами и выводится ито­говая оценка. Она и характеризует уровень подготовленности спорт­смена относительно других членов группы (команды, коллектива).

Не во всех случаях оценивание происходит по развернутой схеме (рис. 6). Иногда промежуточное и итоговое оценивания сливаются.

Задачи, которые решаются в ходе оценивания, многооб­разны. Среди них можно выделить основные:

1) по результатам оценивания необходимо сопоставить раз­ные достижения в соревновательных упражнениях. На базе этого


 

Тестирование

Название действий

Результат теста

Измерение

+
Очки (промежуточная оценка)

Промежуточное оценивание

Итоговое оценивание

Итоговая оценка Рис. 6. Схема оценивания спортивных результатов и результатов тестов

можно создать научно обоснованные разрядные нормы в ви­дах спорта. Следствием заниженных норм является увеличение числа разрядников, недостойных этого звания. Завышенные же нормы становятся для многих недостижимыми и вынужда­ют людей прекращать занятия спортом;

2) сопоставление достижений в разных видах спорта позво­ляет решить задачу равенства и их разрядных норм (неспра­ведлива ситуация, если, предположим, в волейболе легко вы­полнить норму I разряда, а в легкой атлетике - трудно);

3) необходимо классифицировать множество тестов по ре­зультатам, которые показывает в них конкретный спортсмен;

4) следует установить структуру тренированности каждого из спортсменов, подвергшихся тестированию.

Перевести результаты тестирования в баллы можно разными способами. На практике для этого часто используют ранжиро­вание, или упорядочение зарегистрированного ряда измерений.

Пример такого ранжирования приведен в табл. 11.

Таблица 11. Ранжирование результатов тестов

Тесты и оценки   СПОРТСМЕНЫ  
А   Б   В   Г   д   Е   Ж     И   К  
1. Бег на 30 м, с   4,8   4,9   4,3   5,1   5,0   5,3   4,7   5,5   5,1   4,9  
2. Подтягивание, кол-во повтор.                      
Ранги 1-го теста     4,5     7,5           7,5   4,5  
Ранги 2-го теста                      
Суммарный ранг     14,5     8,5           12,5   10,5  
Место в группе       3-4     3-4            

Из табл. 11 видно, что лучший результат оценивается в 1 балл, а каждый последующий — на балл больше. При всей простоте и удобстве такого подхода его несправедливость очевидна. Если взять бег на 30 м, то различия между 1-ми 2-м местом (0,4 с) и между 2-м и 3-м (0,1 с) оцениваются одинаково — в 1 балл. Точно так же и в оценке подтягивания: разница в одно повто­рение и в семь оценивается одинаково.

Оценка проводится для того, чтобы стимулировать спортсмена на достижение максимальных результатов. Но при описанном выше подходе спортсмен А, подтянувшись на 6 раз больше, получит столько же баллов, сколько и за прибавку в одно повторение.

С учетом всего сказанного преобразование результатов тес­тирования и оценки нужно проводить не с помощью ранжи­рования, а использовать для этого специальные шкалы. Закон преобразования спортивных результатов в очки называется шкалой оценок. Шкала может быть задана в виде математиче­ского выражения (формулы), таблицы или графика. На рис. 7 представлены четыре типа таких шкал, встречающихся в спорте и физическом воспитании.

Очки

    А ^   Г Б  
 
/
 
/
"    
       
       
680 660   680 660   : /  
  /* 640   /  
  / 620   /  
    . t/  
    1. 1. 1. 1, 1   i. i.i.i.i.  
12.0 Время бега на 100 м, с
Очки

12.8 12.6 12.4 12.2 12.0' Время бега на 100 м, с

Очки

    В   г  
       
    ***~"  
    \ X  
680 660 640   .^* 680 ^ 660 .'• 640   • •  
  ' /" 620   ...S  
       
    1 > 1 > lil ilk,   1.1.1.1,1  

12.8 12.6 12.4 12.2 12.0 12.8 12.6 12.4 12.2 12.0'
Время бега на 100 м, с Время бега на 100 м, с

Рис. 7. Типы шкал, используемых при оценивании результатов контроля: А — пропорциональная шкала; Б — прогрессирующая; В — регрессирующая,

Г — S-образная


Первая — пропорциональная шкала (А). При ее использова­нии равные приросты результатов в тесте поощряются равны­ми приростами в баллах. Так, в этой шкале, как это видно из рис. 7, уменьшение времени бега на 0,1 с оценивается в 20 очков. Их получит спортсмен, пробежавший 100 м за 12,8 с, и пробежавший эту же дистанцию за 12,7 с, и спортсмен, улуч­шивший свой результат с 12,1 до 12 с. Пропорциональные шкалы приняты в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и дру­гих видах спорта.

Второй тип — прогрессирующая шкала (Б). Здесь, как это видно из рисунка, равные приросты результатов оцениваются по-разному. Чем выше абсолютные приросты, тем больше при­бавка в оценке. Так, за улучшение результата в беге на 100 м с 12,8 до 12,7 с дается 20 очков, с 12,7 до 12,6 с — 30 очков. Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдель­ных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике.

Третий тип — регрессирующая шкала (В). В этой шкале, как и в предыдущей, равные приросты результатов в тестах также оцениваются по-разному, но чем выше абсолютные прирос­ты, тем меньше прибавка в оценке. Так, за улучшение результата в беге на 100 м с 12,8 до 12,7 с дается 20 очков, с 12,7 до 12,6 с — 18 очков... с 12,1 до 12,0 с - 4 очка. Шкалы такого типа приня­ты в некоторых видах легкоатлетических прыжков и метаний.

Четвертый тип — сигмовидная (или S-образная) шкала (Г). Видно, что здесь выше всего оцениваются приросты в средней зоне, а улучшение очень низких или очень высоких результатов поощряется слабо. Так, за улучшение результата с 12,8 до 12,7 с и с 12,1 до 12,0 с начисляется по 10 очков, а с 12,5 до 12,4 с — 30 очков. В спорте такие шкалы не используются, но они приме­няются при оценке физической подготовленности. Например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США.

Каждая из этих шкал имеет как свои достоинства, так и недостатки. Устранить последние и усилить первые можно пра­вильно применяя ту или иную шкалу.

Оценка как унифицированный измеритель спортивных ре­зультатов может быть эффективной, если она справедлива и с пользой применяется в практике. А это зависит от критериев, на основе которых оцениваются результаты. При выборе кри­териев следует иметь в виду такие вопросы: 1) какие результа­ты должны быть положены в нулевую точку шкалы? и 2) как оценивать промежуточные и максимальные достижения?

Целесообразно использование следующих критериев:

1. Равенство временных интервалов, необходимых для до­стижения результатов, соответствующих одинаковым разря­дам в разных видах спорта. Естественно, что это возможно лишь

.Т!

 


в том случае, если содержание и организация тренировочного процесса в этих видах спорта не будут резко отличаться.

2. Равенство объемов нагрузок, которые необходимо затра­тить на достижение одинаковых квалификационных норм в разных видах спорта.

3. Равенство мировых рекордов в разных видах спорта.

4. Равные соотношения между числом спортсменов, выпол­нивших разрядные нормы в разных видах спорта.

В практике для оценок результатов тестирования использу­ется несколько шкал.

Таблица 12. Некоторые стандартные шкалы

Название шкалы   Основная формула   Где и для чего используется  
С-шкала   C=5 + 2-Z   При массовых обследованиях, ко­гда не требуется большой точности  
Шкала школьных отметок   #=3-Z   В ряде стран Европы  
Шкала Бине   Б= 100 + 16- Z   При психологических исследова­ниях интеллекта  
Экзаменационная шкала   7=500 + 100-Z   В США при приеме в высшее учебное заведение  

Стандартная шкала (табл. 12). В ее основе лежит пропорци­ональная шкала, а свое название она получила потому, что масштабом в ней служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Наиболее распространена Г-шкала.

Х,-Х
= 50+10

При ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом:

= 50+10-Z,

где Т- оценка результата в тесте; Xt. — показанный результат; X— средний результат; а — стандартное отклонение.

Пример. Если средняя величина в прыжках в длину с места равня­лась 224 см, а стандартное отклонение — 20 см, то за результат 222 см начисляется 49 очков, а за 266 см — 71 очко (проверьте правильность этих вычислений).

В практике используются и другие стандартные шкалы.

Перцентильная шкала (рис. 8). В основе этой шкалы лежит следующая операция: каждый спортсмен из группы получает за свой результат (в соревнованиях или в тесте) столько оч­ков, сколько процентов спортсменов он опередил. Таким об­разом, оценка победителя — 100 очков, оценка последнего —


 

 
 
 
 
7
 
405 435 465 495 Результат, см
525 555
255-345 375
Рис. 8. Пример перцентильной шкалы, по­строенной по результатам тестирования сту­дентов московских вузов в прыжках в длину (и - 4000, данные Е.Я.Бондаревского): по абсциссе — результат в прыжках в дли­ну, по ординате — процент студентов, показавших результат, равный данному или лучше его (например, 50 % студентов прыгают в длину на 4 м 30 см и дальше)

О очков. Перцентильная шкала наиболее при­годна для оценки ре­зультатов больших групп спортсменов. В та­ких группах статисти­ческое распределение результатов нормальное (или почти нормальное). Это значит, что очень высокие и очень низкие результаты показывают единицы из группы, а средние - большинство. Главное достоинство этой шкалы — просто­та, здесь не нужны фор­мулы, а единственное, что нужно вычислить — какое количество ре­зультатов спортсменов укладывается в один перцентиль (или сколь­ко перцентилей прихо­дится на одного челове-

ка). Перцентиль — это интервал шкалы. При 100 спортсменах в одном перцентиле — один результат; при 50 — один результат укладывается в два перцентиля (т.е. если спортсмен обошел 30 человек, он получает 60 очков).

Простота обработки результатов и наглядность перцентиль­ной шкалы обусловили ее широкое применение в практике.

Шкалы выбранных точек. При разработке таблиц по видам спорта не всегда удается получить статистическое распределе­ние результатов теста. Тогда поступают следующим образом: берут какой-нибудь высокий спортивный результат (напри­мер, мировой рекорд или 10-й результат в истории данного вида спорта) и приравнивают его, скажем, к 1000 или 1200 очкам. Затем на основе результатов массовых испытаний опре­деляют среднее достижение группы слабо подготовленных лиц и приравнивают его, скажем, к 100 очкам. После этого, если используется пропорциональная шкала, остается выполнить лишь арифметические вычисления — ведь две точки однознач­но определяют прямую линию. Шкала, построенная таким об­разом, называется шкалой выбранных точек.

Последующие шаги для построения таблиц по видам спорта — выбор шкалы и установление межклассовых интервалов — пока научно не обоснованы, и здесь допускается определенный



субъективизм, основанный на личном мнении специалистов. Поэтому многие спортсмены и тренеры почти во всех видах спорта, где применяются таблицы очков, считают их не впол­не справедливыми.

Параметрические шкалы. В видах спорта циклического ха­рактера и в тяжелой атлетике результаты зависят от таких па­раметров, как длина дистанции и масса спортсмена. Эти зави­симости называют параметрическими.

Можно найти параметрические зависимости, которые явля­ются геометрическим местом точек эквивалентных достижений. Шкалы, построенные на основе этих зависимостей, называют­ся параметрическими и относятся в числу наиболее точных.

Шкала ГЦОЛИФКа. Рассмотренные выше шкалы использу­ются для оценки результатов группы спортсменов, и цель их при­менения заключается в определении межиндивидуальных разли­чий (в баллах). В практике спорта тренеры постоянно сталкиваются с еще одной проблемой - необходимостью оценки результатов периодического тестирования одного и того же спортсмена в разные периоды цикла или этапа подготовки. Для этой цели пред­ложена шкала ГЦОЛИФКа, выраженная в формуле:

~ _,... / Лучший результат - оцениваемый результат \

Оценка, балл. = 100(1 - ———————————————— — - ———)

\ Лучший результат — худший результат /

Смысл такого подхода заключается в том, что результат теста рассматривается не как отвлеченная величина, а во вза­имосвязи с лучшим и худшим результатами, показанными в этом тесте спортсменом. Как видно из формулы, лучший ре­зультат всегда оценивается в 100 очков, худший - в 0 очков. Эту шкалу целесообразно применять для оценки вариативных показателей.

Пример. Лучший результат в тройном прыжке с места - 10 м 26 см, худший — 9 м 37 см. Текущий результат —Юм ровно.

1} балл
Его оценка = 1 00

А - 1^6~10^ \=

Оценка комплекса тестов. Существует два основных вариан­та оценки результатов тестирования спортсменов по комплек­су тестов. Первый заключается в выведении обобщенной оцен­ки, которая информативно характеризует подготовленность спортсмена в соревнованиях. Это позволяет использовать ее для прогноза: рассчитывается уравнение регрессии, решив которое, можно предсказать результат в соревновании по сум­ме баллов за тестирование.

Однако просто суммировать результаты конкретного спорт­смена по всем тестам не совсем правильно, так как сами тесты неравнозначны. Например, из двух тестов (времени ре-


агярования на сигнал и времени удержания максимальной скорости бега) второй более важен для спринтера, чем пер­вый. Эту важность (весомость) теста можно учитывать тремя способами:

1. Дается экспертная оценка. В этом случае специалисты до­говариваются, что одному из тестов (например, времени удер­жания Fmax) приписывается коэффициент 2. И тогда очки, начисленные по этому тесту, вначале удваиваются, а затем суммируются с очками за время реакции.

2. Коэффициент каждому тесту устанавливается на основе факторного анализа. Он, как известно, позволяет выделить по­казатели с большим или меньшим факторным весом.

3. Количественной мерой весомости теста может быть зна­чение коэффициента корреляции, рассчитанного между его результатом и достижением в соревнованиях.

Во всех этих случаях полученные оценки называются «взве­шенными».

Второй вариант оценки результатов комплексного контро­ля заключается в построении «профиля» спортсмена — графи­ческую форму представления результатов тестирования. Ли­нии графиков наглядно отражают сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.202.60 (0.011 с.)