![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка — унифицированный измеритель спортивных результатов и тестовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как правило, любая программа комплексного контроля предполагает использование не одного, а нескольких тестов. Так, комплекс для контроля за подготовленностью спортсменов включает следующие тесты: время бега на тредбане, частоту сердечных сокращений, максимальное потребление кислорода, максимальную силу и т.д. Если для контроля используется один тест, то оценивать его результаты с помощью специальных методов нет необходимости: и так видно, кто сильнее и насколько. Если же тестов много и они измеряются в разных единицах (например, сила - в кГ или Н; время - в с; МПК — в мл/кг/мин; ЧСС — в уд/мин и т.д.), то сравнить достижения по абсолютным значениям показателей невозможно. Решить эту проблему можно лишь в том случае, если результаты тестирования представить в виде оценок (очков, баллов, отметок, разрядов и т.п.). На итоговую оценку квалификации спортсменов оказывают влияние возраст, состояние здоровья, экологические и другие особенности условий проведения контроля. С получением результатов измерения или тестирования контрольное испытание спортсмена не заканчивается. Необходимо дать оценку полученным результатам. Оценкой (или педагогической оценкой) называется унифицированная мера успеха в каком-либо задании, в частном случае — в тесте. Различают учебные оценки, которые выставляет преподаватель ученикам по ходу учебного процесса, и квалификационные, под которыми понимаются все прочие виды оценок (в частности, результаты официальных соревнований, тестирования и др.). Процесс определения (выведения, расчета) оценок называется оцениванием. Он состоит из следующих стадий: 1) подбирается шкала, с помощью которой возможен перевод результатов теста в оценки; 2) в соответствии с выбранной шкалой результаты теста преобразовываются в очки (баллы); 3) полученные очки сравниваются с нормами и выводится итоговая оценка. Она и характеризует уровень подготовленности спортсмена относительно других членов группы (команды, коллектива). Не во всех случаях оценивание происходит по развернутой схеме (рис. 6). Иногда промежуточное и итоговое оценивания сливаются. Задачи, которые решаются в ходе оценивания, многообразны. Среди них можно выделить основные:
1) по результатам оценивания необходимо сопоставить разные достижения в соревновательных упражнениях. На базе этого
Название действий
Измерение
Промежуточное оценивание Итоговое оценивание Итоговая оценка Рис. 6. Схема оценивания спортивных результатов и результатов тестов можно создать научно обоснованные разрядные нормы в видах спорта. Следствием заниженных норм является увеличение числа разрядников, недостойных этого звания. Завышенные же нормы становятся для многих недостижимыми и вынуждают людей прекращать занятия спортом; 2) сопоставление достижений в разных видах спорта позволяет решить задачу равенства и их разрядных норм (несправедлива ситуация, если, предположим, в волейболе легко выполнить норму I разряда, а в легкой атлетике - трудно); 3) необходимо классифицировать множество тестов по результатам, которые показывает в них конкретный спортсмен; 4) следует установить структуру тренированности каждого из спортсменов, подвергшихся тестированию. Перевести результаты тестирования в баллы можно разными способами. На практике для этого часто используют ранжирование, или упорядочение зарегистрированного ряда измерений. Пример такого ранжирования приведен в табл. 11. Таблица 11. Ранжирование результатов тестов
Из табл. 11 видно, что лучший результат оценивается в 1 балл, а каждый последующий — на балл больше. При всей простоте и удобстве такого подхода его несправедливость очевидна. Если взять бег на 30 м, то различия между 1-ми 2-м местом (0,4 с) и между 2-м и 3-м (0,1 с) оцениваются одинаково — в 1 балл. Точно так же и в оценке подтягивания: разница в одно повторение и в семь оценивается одинаково.
Оценка проводится для того, чтобы стимулировать спортсмена на достижение максимальных результатов. Но при описанном выше подходе спортсмен А, подтянувшись на 6 раз больше, получит столько же баллов, сколько и за прибавку в одно повторение. С учетом всего сказанного преобразование результатов тестирования и оценки нужно проводить не с помощью ранжирования, а использовать для этого специальные шкалы. Закон преобразования спортивных результатов в очки называется шкалой оценок. Шкала может быть задана в виде математического выражения (формулы), таблицы или графика. На рис. 7 представлены четыре типа таких шкал, встречающихся в спорте и физическом воспитании. Очки
12.8 12.6 12.4 12.2 12.0' Время бега на 100 м, с Очки
12.8 12.6 12.4 12.2 12.0 12.8 12.6 12.4 12.2 12.0' Рис. 7. Типы шкал, используемых при оценивании результатов контроля: А — пропорциональная шкала; Б — прогрессирующая; В — регрессирующая, Г — S-образная Первая — пропорциональная шкала (А). При ее использовании равные приросты результатов в тесте поощряются равными приростами в баллах. Так, в этой шкале, как это видно из рис. 7, уменьшение времени бега на 0,1 с оценивается в 20 очков. Их получит спортсмен, пробежавший 100 м за 12,8 с, и пробежавший эту же дистанцию за 12,7 с, и спортсмен, улучшивший свой результат с 12,1 до 12 с. Пропорциональные шкалы приняты в современном пятиборье, конькобежном спорте, гонках на лыжах, лыжном двоеборье, биатлоне и других видах спорта. Второй тип — прогрессирующая шкала (Б). Здесь, как это видно из рисунка, равные приросты результатов оцениваются по-разному. Чем выше абсолютные приросты, тем больше прибавка в оценке. Так, за улучшение результата в беге на 100 м с 12,8 до 12,7 с дается 20 очков, с 12,7 до 12,6 с — 30 очков. Прогрессирующие шкалы применяются в плавании, отдельных видах легкой атлетики, тяжелой атлетике. Третий тип — регрессирующая шкала (В). В этой шкале, как и в предыдущей, равные приросты результатов в тестах также оцениваются по-разному, но чем выше абсолютные приросты, тем меньше прибавка в оценке. Так, за улучшение результата в беге на 100 м с 12,8 до 12,7 с дается 20 очков, с 12,7 до 12,6 с — 18 очков... с 12,1 до 12,0 с - 4 очка. Шкалы такого типа приняты в некоторых видах легкоатлетических прыжков и метаний. Четвертый тип — сигмовидная (или S-образная) шкала (Г). Видно, что здесь выше всего оцениваются приросты в средней зоне, а улучшение очень низких или очень высоких результатов поощряется слабо. Так, за улучшение результата с 12,8 до 12,7 с и с 12,1 до 12,0 с начисляется по 10 очков, а с 12,5 до 12,4 с — 30 очков. В спорте такие шкалы не используются, но они применяются при оценке физической подготовленности. Например, так выглядит шкала стандартов физической подготовленности населения США.
Каждая из этих шкал имеет как свои достоинства, так и недостатки. Устранить последние и усилить первые можно правильно применяя ту или иную шкалу. Оценка как унифицированный измеритель спортивных результатов может быть эффективной, если она справедлива и с пользой применяется в практике. А это зависит от критериев, на основе которых оцениваются результаты. При выборе критериев следует иметь в виду такие вопросы: 1) какие результаты должны быть положены в нулевую точку шкалы? и 2) как оценивать промежуточные и максимальные достижения? Целесообразно использование следующих критериев: 1. Равенство временных интервалов, необходимых для достижения результатов, соответствующих одинаковым разрядам в разных видах спорта. Естественно, что это возможно лишь |
.Т! |
в том случае, если содержание и организация тренировочного процесса в этих видах спорта не будут резко отличаться.
2. Равенство объемов нагрузок, которые необходимо затратить на достижение одинаковых квалификационных норм в разных видах спорта.
3. Равенство мировых рекордов в разных видах спорта.
4. Равные соотношения между числом спортсменов, выполнивших разрядные нормы в разных видах спорта.
В практике для оценок результатов тестирования используется несколько шкал.
Таблица 12. Некоторые стандартные шкалы
Название шкалы | Основная формула | Где и для чего используется |
С-шкала | C=5 + 2-Z | При массовых обследованиях, когда не требуется большой точности |
Шкала школьных отметок | #=3-Z | В ряде стран Европы |
Шкала Бине | Б= 100 + 16- Z | При психологических исследованиях интеллекта |
Экзаменационная шкала | 7=500 + 100-Z | В США при приеме в высшее учебное заведение |
Стандартная шкала (табл. 12). В ее основе лежит пропорциональная шкала, а свое название она получила потому, что масштабом в ней служит стандартное (среднеквадратическое) отклонение. Наиболее распространена Г-шкала.
Х,-Х |
= 50+10 |
При ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом:
= 50+10-Z,
где Т- оценка результата в тесте; Xt. — показанный результат; X— средний результат; а — стандартное отклонение.
Пример. Если средняя величина в прыжках в длину с места равнялась 224 см, а стандартное отклонение — 20 см, то за результат 222 см начисляется 49 очков, а за 266 см — 71 очко (проверьте правильность этих вычислений).
|
В практике используются и другие стандартные шкалы.
Перцентильная шкала (рис. 8). В основе этой шкалы лежит следующая операция: каждый спортсмен из группы получает за свой результат (в соревнованиях или в тесте) столько очков, сколько процентов спортсменов он опередил. Таким образом, оценка победителя — 100 очков, оценка последнего —
7 |
405 435 465 495 Результат, см |
525 555 |
255-345 375 |
Рис. 8. Пример перцентильной шкалы, построенной по результатам тестирования студентов московских вузов в прыжках в длину (и - 4000, данные Е.Я.Бондаревского): по абсциссе — результат в прыжках в длину, по ординате — процент студентов, показавших результат, равный данному или лучше его (например, 50 % студентов прыгают в длину на 4 м 30 см и дальше) |
О очков. Перцентильная шкала наиболее пригодна для оценки результатов больших групп спортсменов. В таких группах статистическое распределение результатов нормальное (или почти нормальное). Это значит, что очень высокие и очень низкие результаты показывают единицы из группы, а средние - большинство. Главное достоинство этой шкалы — простота, здесь не нужны формулы, а единственное, что нужно вычислить — какое количество результатов спортсменов укладывается в один перцентиль (или сколько перцентилей приходится на одного челове-
ка). Перцентиль — это интервал шкалы. При 100 спортсменах в одном перцентиле — один результат; при 50 — один результат укладывается в два перцентиля (т.е. если спортсмен обошел 30 человек, он получает 60 очков).
Простота обработки результатов и наглядность перцентильной шкалы обусловили ее широкое применение в практике.
Шкалы выбранных точек. При разработке таблиц по видам спорта не всегда удается получить статистическое распределение результатов теста. Тогда поступают следующим образом: берут какой-нибудь высокий спортивный результат (например, мировой рекорд или 10-й результат в истории данного вида спорта) и приравнивают его, скажем, к 1000 или 1200 очкам. Затем на основе результатов массовых испытаний определяют среднее достижение группы слабо подготовленных лиц и приравнивают его, скажем, к 100 очкам. После этого, если используется пропорциональная шкала, остается выполнить лишь арифметические вычисления — ведь две точки однозначно определяют прямую линию. Шкала, построенная таким образом, называется шкалой выбранных точек.
Последующие шаги для построения таблиц по видам спорта — выбор шкалы и установление межклассовых интервалов — пока научно не обоснованы, и здесь допускается определенный
![]() |
субъективизм, основанный на личном мнении специалистов. Поэтому многие спортсмены и тренеры почти во всех видах спорта, где применяются таблицы очков, считают их не вполне справедливыми.
Параметрические шкалы. В видах спорта циклического характера и в тяжелой атлетике результаты зависят от таких параметров, как длина дистанции и масса спортсмена. Эти зависимости называют параметрическими.
|
Можно найти параметрические зависимости, которые являются геометрическим местом точек эквивалентных достижений. Шкалы, построенные на основе этих зависимостей, называются параметрическими и относятся в числу наиболее точных.
Шкала ГЦОЛИФКа. Рассмотренные выше шкалы используются для оценки результатов группы спортсменов, и цель их применения заключается в определении межиндивидуальных различий (в баллах). В практике спорта тренеры постоянно сталкиваются с еще одной проблемой - необходимостью оценки результатов периодического тестирования одного и того же спортсмена в разные периоды цикла или этапа подготовки. Для этой цели предложена шкала ГЦОЛИФКа, выраженная в формуле:
~ _,... / Лучший результат - оцениваемый результат \
Оценка, балл. = 100(1 - ———————————————— — - ———)
\ Лучший результат — худший результат /
Смысл такого подхода заключается в том, что результат теста рассматривается не как отвлеченная величина, а во взаимосвязи с лучшим и худшим результатами, показанными в этом тесте спортсменом. Как видно из формулы, лучший результат всегда оценивается в 100 очков, худший - в 0 очков. Эту шкалу целесообразно применять для оценки вариативных показателей.
Пример. Лучший результат в тройном прыжке с места - 10 м 26 см, худший — 9 м 37 см. Текущий результат —Юм ровно.
1} балл |
Его оценка = 1 00 |
А - 1^6~10^ \=
Оценка комплекса тестов. Существует два основных варианта оценки результатов тестирования спортсменов по комплексу тестов. Первый заключается в выведении обобщенной оценки, которая информативно характеризует подготовленность спортсмена в соревнованиях. Это позволяет использовать ее для прогноза: рассчитывается уравнение регрессии, решив которое, можно предсказать результат в соревновании по сумме баллов за тестирование.
Однако просто суммировать результаты конкретного спортсмена по всем тестам не совсем правильно, так как сами тесты неравнозначны. Например, из двух тестов (времени ре-
агярования на сигнал и времени удержания максимальной скорости бега) второй более важен для спринтера, чем первый. Эту важность (весомость) теста можно учитывать тремя способами:
1. Дается экспертная оценка. В этом случае специалисты договариваются, что одному из тестов (например, времени удержания Fmax) приписывается коэффициент 2. И тогда очки, начисленные по этому тесту, вначале удваиваются, а затем суммируются с очками за время реакции.
2. Коэффициент каждому тесту устанавливается на основе факторного анализа. Он, как известно, позволяет выделить показатели с большим или меньшим факторным весом.
3. Количественной мерой весомости теста может быть значение коэффициента корреляции, рассчитанного между его результатом и достижением в соревнованиях.
Во всех этих случаях полученные оценки называются «взвешенными».
Второй вариант оценки результатов комплексного контроля заключается в построении «профиля» спортсмена — графическую форму представления результатов тестирования. Линии графиков наглядно отражают сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.37.252 (0.009 с.)