Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика субтестовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Порядок и правила анализа результатов тестирования едины для взрослого (WAIS) и детского (WISC) вариантов методики исследования интеллекта. Исключение составляет лишь субтест 12 «Лабиринты», отсутствующий во взрослом варианте. Общий показатель IQ является индикатором общего интеллекта (фактор g), то есть сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности. За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в вербаль‑но‑логической форме с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связаны с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, со всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер считает важным выявить и измерить следующие характеристики: • уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности; • состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта. Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью корректным. Невербальный показатель методики WISC отражает состояние невербального интеллекта, то есть интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик. Субтест № 1 «Осведомленность» направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных интересов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успешность выполнения субтеста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за «Осведомленность» характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ. Субтест № 2 «Понятливость» включает ряд вопросов из различных областей социального поведения человека и направлен на выявление умений делать умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, в котором, по мнению Д. Векслера, взаимодействуют и интеллектуальные, и эмоциональные факторы. В отличие от субтеста № 1 здесь находит свое выражение актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений. Субтест № 3 «Арифметический» требует от испытуемого высокой концентрированности произвольного внимания, сообразительности, четкости оперирования числовым материалом. Задачи такого типа имеются практически во всех интеллектуальных тестах. Субтест № 4 «Сходство» направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. Фактически «Сходство» является упрощенным вариантом методики сравнения понятий, в котором задача испытуемого ограничивается лишь установлением сходства. Отыскание общих существенных признаков понятий требует высокой степени абстрагирования, способностей к классификации, сравнению и упорядочиванию развитого понятийного мышления. Оценки по «Сходству» информативны в отношении вербального и невербального интеллекта. Субтест № 5 «Словарный» предполагает свободное оперирование словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словесный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова. По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к «Осведомленности». Субтест № 6 «Повторение цифр» обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания. Субтест является классическим тестом на определение объема памяти. По сравнению с другими субтестами «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим IQ. По мнению Д. Векслера, неспособность воспроизвести в прямом порядке 4 цифры однозначно свидетельствует о слабоумии. Субтест № 7 «Недостающие детали» направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого. Субтест № 8 «Последовательные картинки» требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль здесь играют перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала, понимание и предвосхищение событий. Участие моторики в данном субтесте несущественно. Дополнительным параметром, выявленным субтестом, служит чувство юмора испытуемого, умение видеть забавные стороны событий. Субтест № 9 «Кубики Косса» наиболее информативен в структуре невербального интеллекта. Задания субтеста направлены на выявление аналитике‑синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций. Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением. Субтест № 10 «Складывание фигур» по аналогии с «Кубиками Косса» обнаруживает умение соотнести части и целое. Решение субтеста связано с формированием идеального эталона. Однако идеальный образ фигуры не является достаточным для успеха. Образ необходимо воссоздать практически, адекватно соотнося отдельные части в структуре целого. В выполнение субтеста включены эвристические компоненты мышления. Субтест № 11 «Шифровка» по числу включенных в него интеллектуальных функций является наиболее комплексным. Успешность работы с субтестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение переключения), восприятия, зрительно‑моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно‑двигательных стимулов. Субтест № 12 «Лабиринты» предположительно выявляет анали‑тико‑синтетические способности ребенка; его умение последовательно решать перцептивные задачи, удерживая свои действия в рамках указанных экспериментатором ограничений; меру устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти. Наличие связи выполнения «Лабиринтов» с оценками за вербальные субтесты показывает, что определенную роль здесь также играют навыки словесного формулирования стратегии действий испытуемым. Психологическую характеристику субтеста «Лабиринты» можно извлечь из матриц субтестовых корреляций, составленных Д. Векс‑лером. В соответствии с имеющимися там данными «Лабиринты» взаимосвязаны прежде всего с двумя вербальными («Осведомленность» и «Сходство») и двумя невербальными («Кубики Косса» и «Последовательные картинки») субтестами. Причем характерно, что в диапазоне от 7 до 13 лет обусловленность оценки за выполнение «Лабиринтов» вербальными субтестами увеличивается, а невербальными – сокращается. При анализе показателей IQ целесообразно специальное внимание уделять развитию у ребенка невербальных составляющих интеллекта. Выполнение невербальных заданий не столь сильно зависит от наличия у ребенка определенного запаса знаний и может поэтому фиксировать «зону ближайшего развития», «потенциальные возможности интеллекта» в целом. По мнению М. Дубровиной, невербальные субтесты гораздо богаче в своих диагностических возможностях, поскольку невербальный интеллект играет определяющую роль в общей структуре интеллекта. Причем эта роль постепенно приобретает все большее значение после 5‑8‑летнего возраста. Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается в работе, высокие оценки IQ не являются существенными признаками гениальности. Нередко случается так, что люди с такими оценками не выделяются на фоне других, а люди со средними значениями IQ добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и в конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т. д. По этим причинам сколько‑нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, а в научном – необоснованным.
Приложение 1
Таблицы перевода исходных оценок по субтестам в шкальные оценки в связи с возрастом испытуемого Примечания: 1. При отнесении испытуемого к возрастной группе учитывается количество полных лет и полных месяцев. 2. В приведенных ниже таблицах используются следующие цифровые обозначения субтестов: 3. Слева от таблиц исходных оценок даны шкальные оценки (0‑20 баллов). Возраст: 5 л. 0 м. – 5 л. 3 м.
Возраст: 5 л. 4 м. – 5 л. 7 м.
Возраст: 5 л. 8 м. – 5 л. 11 м.
Возраст: 6 л. 0 м. – 6 л. 3 м.
Возраст: 6 л. 4 м. – 6 л. 7 м.
Возраст: 6 л. 8 м. – 6 л. 11 м.
Возраст: 7 л. 0 м. – 7 л. 3 м. Возраст: 7 л. 4 н. – 7 л. 7 м.
Возраст: 7 л. 8 м. – 7 л. 11 м.
Возраст: 8л. 0 м. – 8 л. 3 м. Возраст: 8 л. 4 м. – 8 л. 7 м.
Возраст: 8 л. 8 м. – 8 л. 11 м.
Возраст: 9 л. 0 м. – 9 л. 3 м. Возраст: 9 л. 4 м. – 9 л. 7 м.
Возраст: 9 л. 8 м. – 9 л. 11 м.
Возраст: 10 л. 0 м. – 10 л. 3 м.
Возраст: 10 л. 4 м. – 10 л. 7 м.
Возраст: 10 л.8 м. – 10 л. 11 м. Возраст: 11л. 0 м. – 11 л. 3 м. Возраст: 11л. 4 м. – 11л.7 м.
Возраст: 11 л. 8 м. – 11 л. 11 м.
Возраст: 12 л. 0 м. – 12 л. 3 м. Возраст: 12 л. 4 м. – 12 л. 7 м.
Возраст: 12 л. 8 м. – 12 л. 11 м.
Возраст: 13 л. 0 м. – 13 л. 3 м. Возраст: 13 л. 4 м. – 13 л. 7 м.
Возраст: 13 л. 8 м. – 13 л. 11 м.
Возраст: 14 л. 0 м. – 14 л. 3 м.
Возраст: 14л. 4 м. – 14л.7 м.
Возраст: 14 л. 8 м. – 14 л. 11 м.
Возраст: 15 л. 0 м. – 15 л. 3 м.
Возраст: 15л. 4 м. – 15л.7 м.
Возраст: 15 л. 8 м. – 15 л. 11 м.
Приложение 2
Таблица перевода суммарных оценок в стандартную (из пяти субтестов) форму
Приложение 3
Таблица вычисления итоговых показателей методики
Приложение 4
Пример вычисления и графического представления результатов исследования Возраст испытуемого: 9 лет 11 месяцев 25 дней (на момент исследования). Возрастная группа: 9 лет 11 месяцев.
Приложение 5
Среднегрупповые «интеллектуальные профили» шкальных оценок учеников общеобразовательных школ и детей с умственной отсталостью (А. Ю. Панасюк, 1973)
Примечание: • оценки нормально развитых в интеллектуальном плане школьников нанесены на схему знаками «]», оценки детей с умственной отсталостью – «[»; • «интеллектуальные профили» представлены на схеме в виде интервалов оценок, наиболее характерных для рассматриваемых выборок детей; • для более точного определения границ интервалов следует иметь в виду, что на схеме численное значение шкальной оценки приписано горизонтальной линии, проходящей под данной оценкой.
Приложение 6
Регистрационные листы Регистрационные листы Методика Векслера WISC (для детей 5–16 лет) Фамилия____________ Имя __________ Отчество_________ Дата рождения: день ______ мес. _________ год ________ Возраст: ________ лет ________ мес. Дата исследования: _____________ 200__ г. _______________ ___________________________________________________ ___________________________________________________
Приложение 7
Схема определения ошибок типа «заход в тупик» в субтесте № 12 «Лабиринты»
Примечания: • Ошибкой типа «заход в тупик» считается любое пересечение условного входа в тупик, обозначенного на схеме пунктирными линиями. • Лабиринты на схеме расположены в позиции, в которой их наблюдает экспериментатор.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.157.241 (0.007 с.) |