Методы измерения интеллекта детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы измерения интеллекта детей



 

Тесты психического развития ребенка первого и второго года жизни [8]

 

В связи с интенсивным психическим развитием ребенка первого года жизни предлагаются тесты по каждому месяцу (по 10 субтестов на каждый месяц, до 9‑го, затем по 10 субтестов на каждые два месяца: 9‑10 и 11–12 месяцы).

Второй год жизни подразделяется на стадии (от одного года до 15 месяцев; от 15 до 18 месяцев и от 18 до 24 месяцев). На каждую возрастную стадию также предлагается по 10 субтестов.

В каждом субтесте отражены задания, с которыми должны справляться большинство детей соответствующего возраста.

Включение тестов на моторное развитие ребенка не случайно, так как оно определяет речевое и умственное развитие ребенка и отражает стадию моторного интеллекта по Пиаже.

Таким образом, в зависимости от количества правильно выполненных субтестов для соответствующего возрастного этапа, можно судить о том, насколько ребенок отстает от нормативных показателей. А если ребенок справляется не только с субтестами своего возраста, но и с частью субтестов для последующего возраста, то это свидетельствует о его опережающем психическом развитии.

Однако не следует относиться к этим результатам слишком прямолинейно, так как каждый ребенок может развиваться различными темпами и не всегда это развитие является равномерным. Ребенок может в чем‑то отставать, а в чем‑то опережать своих сверстников. Иногда более существенным критерием психического развития ребенка является не сравнение с нормативными показателями, а динамика индивидуального развития.

Проведение такого тестирования в первые два года жизни является в основном ориентировочным и позволяет задуматься о проблемных аспектах в психическом развитии ребенка, а также о своевременной психологической коррекционной работе с ним.

 

Тесты психического развития ребенка первого года жизни

 

Первый месяц жизни

1. Коснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения.

2. Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец, как только вы касаетесь руки, и удерживает его.

3. Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов к горизонтали. Ребенок успокаивается в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения.

4. Если поведение ребенка беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно около его кроватки. Ребенок должен успокоиться, он как бы сосредоточивается и прислушивается к звуку погремушки.

5. Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1 м в поле зрения ребенка, который находится в слегка затемненном пространстве. Нужная степень затемнения достигается платком, повешенным над кроваткой или на вашу вытянутую руку. Глаза ребенка задерживаются на свете несколько секунд.

6. Склонитесь над кроваткой так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза ребенка должны задержаться в продолжение секунды на движущейся тени.

7. Кусочком ваты делайте движения прочищения носа (без прикосновения к слизистой носа). Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или двигает ею туда‑сюда.

8. Картонный круг, согнутый посередине, положите на лицо ребенка таким образом, чтобы сгиб находился прямо над носом. В ответ на это действие ребенок совершает оживленные движения головой.

9. Ребенок лежит на животе, ручки в согнутом положении по обе– им сторонам головы. Ребенок может поднять голову вверх хотя бы на один момент.

10. После того как ребенок немного пососал, соска или грудь от– нимается. Ребенок приближает голову к соске, груди или рожку и пы– тается схватить его ртом.

В возрасте одного месяца на обращение взрослого к ребенку у ребенка начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка может появляться и раньше, уже на второй неделе. При общении со взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки.

Второй месяц жизни

1. Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой. Ребенок автоматически должен повернуть голову в направлении звука.

2. Реакции на отдельные раздражители ясно отличаются друг от друга. На шум трещотки ребенок начинает бурно реагировать, двигая руками и ногами, когда непрерывно звучит свисток – ребенок успокаивается и лежит с широко открытыми глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у него неудовольствие, а удары по дереву – наморщивание лба.

Звуковое раздражение не должно превышать 30 секунд.

3. Если положить ребенку на лицо пеленку, то он будет делать не‑специфические движения всем телом, но освободиться от пеленки не сможет.

4. Возьмите ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая его голову, отпустите немного руку. Ребенок будет удерживать голову прямо несколько секунд. А лежа на животе он уже хорошо держит голову.

5. Ребенок, находясь в беспокойном состоянии, успокаивается, если вы с ним начинаете разговаривать. Говорить следует не менее 30 секунд.

6. Вы делаете все так, как будто собираетесь кормить ребенка, но грудь или рожок не даете. Ребенок реагирует определенным образом на положение кормления. Он открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные движения, выражает нетерпение.

7. Привяжите веревочку к красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от лица ребенка, перемещайте это кольцо в продольном направлении. В ответ наблюдается согласованное движение его глаз: они то поднимаются, то опускаются вниз.

8. Теперь вы совершаете круговые движения красным кольцом. Глаза ребенка движутся за ним согласованно.

9. Если вы будете быстро приближать кольцо к лицу ребенка, то получите в ответ реакцию мигания, а если медленно – реакцию общего оживления.

10. При общении с ребенком наблюдается ответная улыбка, реак– ция оживления, появляются первые спонтанные вокализации.

Третий месяц жизни

1. Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой игрушкой, то он будет следить за ней взглядом.

2. Ребенка носят по комнате (его взгляд обращен не на вас, а в противоположную сторону комнаты). Ребенок замечает предметы и внимательно смотрит на них. Время выполнения этого теста – 2 минуты.

3. Ребенок лежит на животе. Сбоку (25 см от ребенка) гремит погремушка. Ребенок поворачивает голову в сторону погремушки.

4. В положении лежа на животе ребенок должен удерживать голову в течение 30 секунд.

5. Когда вы разговариваете с ребенком, он внимательно смотрит на вас, реагирует улыбкой, появляется гуление, комплекс «оживления».

6. Ребенок лежит на спине. Вы на расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку. Когда она исчезает из поля зрения ребенка, он продолжает смотреть в течение нескольких секунд вслед исчезнувшей игрушке.

7. Лежа на животе, ребенок сможет опираться на предплечья, а полусогнутыми ногами – на твердую опору.

8. Если подвесить игрушку над ребенком в пределах досягаемости, то, случайно натолкнувшись на нее, ребенок замирает на некоторое время.

9. Склонившись над ребенком, изменяете мимику своего лица, ребенок имитирует эту мимику.

10. Находясь в хорошем настроении, ребенок начинает играть паль– цами своих рук, изучает их.

Четвертый месяц жизни

1. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой около кроватки, но так, что ребенок не может ее видеть, и одновременно с другой стороны показываете ему игрушку (она не находится в направлении его взгляда). После того как ребенок поворачивается то туда, то сюда, он окончательно поворачивается в сторону игрушки.

2. Когда ребенок находится в хорошем настроении, подержите мячик около его рук. Ребенок начинает водить рукой по мячу. Его движения медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним.

3. Ребенок лежит на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Ребенок может проследить глазами за движениями игрушки с одной стороны на другую.

4. Если сделать неподвижный упор из одеяла, то ребенок в положении лежа на животе будет как бы отталкивать этот упор руками и ногами.

5. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, то он реагирует на это негативно. Ребенок начинает плакать, смотрит вслед и т. д.

6. Вы смотрите на ребенка на расстоянии полуметра в течение 30 секунд. Затем отворачиваетесь и надеваете маску (зайца, лисицы). Поведение ребенка сразу изменяется: он наморщивает лоб, искривляет рот, плачет, удивляется, появляется двигательное оживление и другие реакции.

7. Ребенок в 4 месяца прочно удерживает погремушку в руке, не теряя ее сейчас же. Он ощупывает, рассматривает погремушку.

8. Ребенко узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении со взрослыми.

9. Если вы поднесете ложку с чаем, то ребенок откроет рот и сможет попить из ложки.

10. Когда вы берете ребенка на руки, он напрягает все тело, появляется двигательное оживление.

Пятый месяц жизни

1. Если ребенку дать в руку погремушку, он будет ее рассматривать очень внимательно. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный.

2. Дайте в руки ребенку небольшой мяч. Он сможет захватить его обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.

3. Если вы накроете лицо ребенка, лежащего на спине, пеленкой, то он сможет освободиться от нее.

4. Из положения на спине (поддержите верхнюю часть туловища) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять ее выше.

5. Вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее становится трудно.

6. Ребенок уже хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковый тон.

7. Лежа на животе, ребенок опирается на ладони выпрямленных рук.

8. Если вы поставите ребенка на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения лежа на спине сможет перевернуться на живот.

9. Ребенок уже долго может сидеть с поддержкой, пытается сесть сам, садится при легкой поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо.

10. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные («а», «э», «ю», «я»), может повторять звуки, подражая взрослому.

Шестой месяц жизни

1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда.

Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на нее, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.

2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.

3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который удерживает его за пальцы, сможет сесть.

4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица–от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по‑разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т. д.

5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.

6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом «оживления».

7. Ребенок может подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.

8. Появляются первые признаки лепетной речи – малыш даже может произносить отдельные слоги.

9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.

10. Ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое об– ращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

Обратите внимание на эмоциональные проблемы ребенка от рождения до 6 месяцев:

• безразличие к кормлению, к человеческому голосу и игре;

• подергивание лица и рук;

• постоянное нарушение сна.

Если наблюдается хотя бы один симптом, следует обратиться к специалисту.

Седьмой месяц жизни

1. К семи месяцам ребенок может свободно сидеть прямо с опорой; перевернуться со спины на бок, если сбоку греметь погремушкой, которую он может достать при повороте.

2. Вы держите ребенка на коленях, сидя за столом. Ребенок схватывает край стола и прочно удерживает его. Может подражательно хлопать руками по столу, перекладывать предметы на столе, бросать их на пол.

3. Вы стоите у кроватки ребенка и не выказываете никакого внимания, избегая встречаться с ним взглядом. Ребенок старается установить контакт: лепечет, ищет вас взглядом и т. д.

4. Ребенок внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить с ним в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом.

5. Возьмите ребенка на руки и поворачивайтесь с ним вокруг яркой игрушки. Ребенок следит взглядом, поворачивается за игрушкой.

6. Ребенок в положении лежа на животе. Вы закрываете его голову пеленкой. Ребенок, оставаясь в этом положении, освобождается от пеленки руками.

7. Спросите у ребенка, где находится какой‑либо предмет (предмет должен находиться постоянно в определенном месте, и вы должны были неоднократно называть его). На ваш вопрос ребенок будет искать и находить взглядом этот предмет.

8. Ребенок может по вашей просьбе показать нос, глаза и т. д. другого человека. В лепете появляются звукосочетания типа: «дай‑дай – дай», «та‑та‑та».

9. Ребенок хорошо ползает (много и быстро, в разных направлениях), встает на колени, встает с поддержкой руками.

10. Ребенок настойчиво тянется к предмету, который его интересует, а добравшись до него, радуется.

Восьмой месяц жизни

1. К восьми месяцам ребенок может сидеть прямо в кроватке без помощи взрослого, может двигаться с места – откатиться, отодвинуться и т. д. Может сам садиться, ложиться, вставать, переступать у опоры.

2. Ребенок пытается, применяя усилие, отнять у взрослого игрушку. Если вы попытаетесь вытереть ребенку нос, то он будет отталкивать вашу руку.

3. Если вы помещаете игрушку вне кровати (рядом – на стуле), то ребенок протягивает руку, трогает игрушку и захватывает ее.

4. В положении сидя с опорой ребенок может освободиться от пеленки, которой вы накрыли его. При этом он не падает, а остается сидеть.

5. При организованной игре в прятки ребенок с интересом смотрит в направлении, в котором появляется лицо взрослого, и смехом приветствует его появление.

6. Вы отбираете игрушку у ребенка и у него на глазах кладете ее в карман (часть игрушки должна высовываться). Ребенок достает эту игрушку.

7. Ребенок хватает вторую погремушку, не роняя при этом первую, и делает движения двумя руками.

8. Ребенок громко и четко произносит различные слоги. Визжит и гулит от удовольствия. Узнает и различает близких людей на фотографии.

9. Ребенок долго и разнообразно занимается игрушками, действует с ними в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, нажимает и др.).

10. По просьбе взрослого машет рукой при прощании, хлопает в ладоши. Следит взглядом за движущимися изображениями людей, животных на экране телевизора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.047 с.)