Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Измерения в физической культуре

Поиск

И СПОРТЕ

Особенности измерений в спорте

Предметами спортивной метрологии как части общей мет­рологии являются измерения и контроль в спорте. И термин «измерение» в спортивной метрологии трактуется в самом широком смысле и понимается как установление соответствия между изучаемыми явлениями и числами.

В современной теории и практике спорта измерения широ­ко используются для решения самых разнообразных задач уп­равления подготовкой спортсменов. Эти задачи касаются не­посредственного изучения педагогических и биомеханических параметров спортивного мастерства, диагностики энергофунк­циональных параметров спортивной работоспособности, уче­та анатомо-морфологических параметров физиологического развития, контроля психических состояний.

Основными измеряемыми и контролируемыми параметра­ми в спортивной медицине, тренировочном процессе и в на­учных исследованиях по спорту являются физиологические («внутренние»), физические («внешние») и психологические параметры тренировочной нагрузки и восстановления; пара­метры качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости; функциональные параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем; биомеханические параметры спортивной техники; линейные и дуговые параметры размеров тела.

Как и всякая живая система, спортсмен является сложным, нетривиальным объектом измерения. От привычных, класси­ческих, объектов измерения спортсмен имеет ряд отличий: изменчивость, многомерность, квалитативность, адаптивность и подвижность.

Изменчивость — непостоянство переменных величин, характе­ризующих состояние спортсмена и его деятельность. Непрерывно изменяются все показатели спортсмена: физиологические (потреб­ление кислорода, частота пульса и др.), морфоанатомические (рост, масса, пропорции тела и т.п.), биомеханические (кине­матические, динамические и энергетические характеристики движений), психофизиологические и т.д. Изменчивость делает необходимыми многократные измерения и обработку их резуль­татов методами математической статистики.

Многомерность — большое число переменных, которые нуж­но одновременно измерять, для того чтобы точно охарактери-


зовать состояние и деятельность спортсмена. Наряду с «выход­ными переменными», характеризующими спортсмена, следу­ет контролировать и «входные переменные», характеризую­щие влияние внешней среды на спортсмена. Роль входных переменных могут играть интенсивность физических и эмоцио­нальных нагрузок, концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе, температура окружающей среды и т.д. Стремление снизить число измеряемых переменных — характерная особен­ность спортивной метрологии. Оно обусловлено не только орга­низационными трудностями, возникающими при попытках одновременно зарегистрировать много переменных, но и тем, что с ростом числа переменных резко возрастает трудоемкость их анализа.

Квалитативность — качественный характер (от лат. qualitas — качество), т.е. отсутствие точной количественной меры. Физи­ческие качества спортсмена, свойства личности и коллектива, качество инвентаря и многие другие факторы спортивного ре­зультата еще не поддаются точному измерению, но тем не ме­нее должны быть оценены как можно точнее. Без такой оценки затруднен дальнейший прогресс как в спорте высших достиже­ний, так и в массовой физкультуре, остро нуждающейся в конт­роле за состоянием здоровья и нагрузками занимающихся.

Адаптивность — свойство человека приспосабливаться (адап­тироваться) к окружающим условиям. Адаптивность лежит в основе обучаемости и дает спортсмену возможность осваивать новые элементы движений и выполнять их в обычных и в ус­ложненных условиях (на жаре и холоде, при эмоциональном напряжении, утомлении, гипоксии и т.д.). Но одновременно адап­тивность усложняет задачу спортивных измерений. При много­кратных исследованиях спортсмен привыкает к процедуре ис­следования («учится быть исследуемым») и по мере такого обучения начинает показывать иные результаты, хотя его функ­циональное состояние при этом может оставаться неизменным.

Подвижность — особенность спортсмена, основанная на том, что в подавляющем большинстве видов спорта деятельность спортсмена связана с непрерывными перемещениями. По срав­нению с исследованиями, проводимыми с неподвижным че­ловеком, измерения в условиях спортивной деятельности со­провождаются дополнительными искажениями регистрируемых кривых и ошибками в измерениях.

Тестирование — косвенное измерение

Тестированием заменяют измерение всякий раз, когда изу­чаемый объект недоступен прямому измерению. Например, практически невозможно точно определить производительность


сердца спортсмена во время напряженной мышечной работы. Поэтому применяют косвенное измерение: измеряют частоту сердечных сокращений и другие кардиологические показате­ли, характеризующие сердечную производительность. Тесты используют и в тех случаях, когда изучаемое явление не впол­не конкретно. Например, правильнее говорить о тестировании ловкости, гибкости и т.п., чем об их измерении. Однако гиб­кость (подвижность) в определенном суставе и в определен­ных условиях можно измерить.

Тестом (от англ, test — проба, испытание) в спортивной практике называется измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Различных измерений и испытаний может быть произведе­но очень много, но не всякие измерения могут быть использо­ваны как тесты. Тестом в спортивной практике может быть названо только то измерение или испытание, которое отвеча­ет следующим метрологическим требованиям:

должна быть определена цель применения теста; стандарт­ность (методика, процедура и условия тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста);

— следует определить надежность и информативность теста;

— для теста необходима система оценок;

— следует указать вид контроля (оперативный, текущий или этапный).

Тесты, удовлетворяющие требованиям надежности и ин­формативности, называют добротными, или аутентичными.

Процесс испытаний называется тестированием, а получен­ное в итоге измерения или испытания числовое значение явля­ется результатом тестирования (или результатом теста). Напри­мер, бег на 100 м — это тест; процедура проведения забегов и хронометража — тестирование; время бега — результат теста.

Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют раз­личные подходы к этой проблеме. В зависимости от области при­менения существуют тесты: педагогические, психологические, достижений, индивидуально-ориентированные, интеллекта, специальных способностей и т.д. По методологии интерпрета­ции результатов тестирования тесты классифицируются на нор­мативно-ориентированные и критериально-ориентированные.

Нормативно-ориентированный тест ( no-англ, norm-referenced test) позволяет сравнивать достижения (уровень подготовки) отдельных испытуемых друг с другом. Нормативно-ориентиро­ванные тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.

Балл (индивидуальный балл, тестовый балл) — количествен­ный показатель выраженности измеряемого свойства у данно­го испытуемого, полученный при помощи данного теста.


Критериально-ориентированный тест (no-англ, criterion-referenced test) позволяет оценивать, в какой степени испыту­емые овладели необходимым заданием (двигательным каче­ством, техникой движений и т.д.).

Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, на­зывают двигательными, или моторными (табл. 8). Результатами их могут быть либо двигательные достижения (время прохож­дения дистанции, число повторений, пройденное расстояние и т.п.), либо физиологические и биохимические показатели.

Таблица 8. Разновидности двигательных тестов

Название   Задание          
теста   спортсмену   Результат теста   Пример  
Контрольные   Показать макси-   Двигательные   Бег на 1500 м,  
упражнения   мальный результат   достижения   время бега  
    Одинаковое для   Физиологические      
    всех, дозируется:   или биохимические   Регистрация  
Стандартные функциональ­ные пробы   а) по величине выполненной работы либо б) по величине физиологических сдвигов   показатели при стандартной работе. Двигательные пока­затели при стандарт­ной величине физио­логических сдвигов   ЧСС при стан­дартной работе 1000 кГм/мин Скорость бега при ЧСС 160 уд/мин  
            Определение  
Максималь-           максимального  
ные функ-   Показать   Физиологичекие   кислородного  
циональные   максимальный   или биохимические   долга или мак-  
пробы   результат   показатели   симального  
            потребления  
            кислорода  

В зависимости от этого, а также от целей двигательные тесты подразделяются на три группы.

Тесты, результаты которых зависят от двух и более факто­ров, называются гетерогенными, а если преимущественно от одного фактора — гомогенными тестами. В спортивной практике чаще используется не один, а несколько тестов, имеющих об­щую конечную цель. Такую группу тестов принято называть комплексом, или батареей, тестов.

Правильное определение цели тестирования содействует правильному подбору тестов. Измерения различных сторон под­готовленности спортсменов должны проводиться системати­чески. Это дает возможность сравнивать значения показателей на разных этапах тренировки и в зависимости от динамики приростов в тестах нормировать нагрузку.


Эффективность нормирования зависит от точности результа­тов контроля, которая, в свою очередь, зависит от стандарт­ности проведения тестов и измерения в них результатов. Для стан­дартизации проведения тестирования в спортивной практике следует соблюдать определенные требования:

1) режим дня, предшествующего тестированию, должен строиться по одной схеме. В нем исключаются средние и боль­шие нагрузки, но могут проводиться занятия восстановитель­ного характера. Это обеспечит равенство текущих состояний спортсменов, и исходный уровень перед тестированием бу­дет одинаковым;

2) разминка перед тестированием должна быть стандарт­ной (по длительности, подбору упражнений, последователь­ности их выполнения);

3) тестирование по возможности должны проводить одни и те же умеющие это делать люди;

4) схема выполнения теста не изменяется и остается постоянной от тестирования к тестированию;

5) интервалы между повторениями одного и того же теста дол­жны ликвидировать утомление, возникшее после первой попытки;

6) спортсмен должен стремиться показать в тесте мак­симально возможный результат. Такая мотивация реальна, если в ходе тестирования создается соревновательная об­становка.

Однако этот фактор хорошо действует при контроле подго­товленности детей. У взрослых спортсменов высокое качество тестирования возможно лишь в том случае, если комплексный контроль будет систематическим и по его результатам будет корректироваться содержание тренировочного процесса.

Описание методики выполнения любого теста должно учи­тывать все эти требования.

Точность тестирования оценивается иначе, чем точность из­мерения. При оценке точности измерения результат измере­ния сопоставляют с результатом, полученным более точным методом. При тестировании возможность сравнения получен­ных результатов с более точными чаще всего отсутствует. И по­этому нужно проверять не качество получаемых при тестиро­вании результатов, а качество самого измерительного инструмента — теста. Качество теста определяется его инфор­мативностью, надежностью и объективностью.

Надежность тестов

Надежностью тестов называется степень совпадения резуль­татов при повторном тестировании одних и тех же людей в оди­наковых условиях. Вполне понятно, что полное совпадение ре­зультатов при повторных измерениях практически невозможно.


Вариацию результатов при повторных измерениях называ­ет внутрииндивидуальной, внутригрупповой или внутриклас­совой. Основными причинами такой вариации результатов те­стирования, которая искажает оценку истинного состояния подготовленности спортсмена, т.е. вносит определенную ошиб­ку или погрешность в эту оценку, являются следующие об­стоятельства:

1) случайные изменения состояния испытуемых в процес­се тестирования (психологический стресс, привыкание, утом­ление, изменение мотивации к выполнению теста, изменение концентрации внимания, нестабильность исходной позы и других условий процедуры измерений при тестировании);

2) неконтролируемые изменения внешних условий (темпе­ратура, влажность, ветер, солнечная радиация, присутствие посторонних лиц и т.п.);

3) нестабильность метрологических характеристик техни­ческих средств измерения (ТСИ), используемых при тестирова­нии. Нестабильность может быть вызвана несколькими причи­нами, обусловленными несовершенством применяемых ТСИ: погрешностью результатов измерения из-за изменений напря­жения сети, нестабильностью характеристик электронных из­мерительных приборов и датчиков при изменениях температу­ры, влажности, наличием электромагнитных помех и т.п. Следует отметить, что по этой причине погрешности измере­ний могут составлять значительные величины;

4) изменения состояния экспериментатора (оператора, тре­нера, педагога, судьи), осуществляющего или оценивающего ре­зультаты тестирования, и замена одного экспериментатора другим;

5) несовершенство теста для оценки данного качества или конкретного показателя подготовленности.

Для определения коэффициента надежности теста существу­ют специальные математические формулы.

Таблица 9. Градация уровней надежности тестов

Значения коэффициентов   Надежность  
0,99-0,95 0,94-0,90 0,89-0,80 0,79-0,70 0,69-0,60   Отличная Хорошая Средняя Приемлемая Низкая  

Тесты, надежность которых меньше указанных в табл. 9 зна­чений, использовать не рекомендуется.

Говоря о надежности тестов, различают их стабильность (вос­производимость), согласованность, эквивалентность.


 

 

 


Под стабильностью теста понимают воспроизводимость ре­зультатов при его повторении через определенное время в одина­ковых условиях. Повторное тестирование обычно называют рете-стом. Стабильность теста зависит от следующих компонентов:

— вида теста;

— контингента испытуемых;

— временного интервала между тестом и ретестом.

Для количественной оценки стабильности используется дис­персионный анализ по той же схеме, что и в случае расчета обычной надежности.

Согласованность теста характеризуется независимостью ре­зультатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. Если результаты спортсменов в тесте, который проводят разные специалисты (эксперты, судьи), совпадают, то это свидетельствует о высокой степени согласо­ванности теста. Это свойство зависит от совпадения методик тестирования у разных специалистов.

Когда создается новый тест, обязательно нужно проверить его на согласованность. Делается это так: разрабатывается уни­фицированная методика проведения теста, а потом два или более специалиста по очереди в стандартных условиях тести­руют одних и тех же спортсменов.

Эквивалентность тестов. Одно и то же двигательное каче­ство (способность, сторону подготовленности) можно изме­рить с помощью нескольких тестов. Например, максимальную скорость — по результатам пробегания с ходу отрезков в 10, 20 или 30 м. Силовую выносливость — по числу подтягиваний на перекладине, отжиманий в упоре, количеству подъемов штанги в положении лежа на спине и т.д.

Эквивалентность тестов определяется следующим образом: спортсмены выполняют одну разновидность теста и затем после небольшого отдыха — другую и т.д.

Если результаты оценок совпадают (например, лучшие в подтягивании оказываются лучшими и в отжимании), то это свидетельствует об эквивалентности тестов. Коэффициент эк­вивалентности определяется с помощью корреляционного или дисперсионного анализа.

Применение эквивалентных тестов повышает надежность оценки контролируемых свойств моторики спортсменов. По­этому если нужно провести углубленное обследование, то лучше применить несколько эквивалентных тестов. Такой комплекс называется гомогенным. Во всех остальных случаях лучше ис­пользовать гетерогенные комплексы: они состоят из неэквива­лентных тестов.

Не существует универсальных гомогенных или гетероген­ных комплексов. Так, например, для слабо подготовленных людей такой комплекс, как бег на 100 и 800 м, прыжок в


длину с места, подтягивание на перекладине, будет гомоген­ным. Для спортсменов высокой квалификации он может ока­заться гетерогенным.

До определенной степени надежность тестов может быть по­вышена путем:

— более строгой стандартизации тестирования;

— увеличения числа попыток;

— увеличения числа оценщиков (судей, экспертов) и по­вышения согласованности их мнений;

— увеличения числа эквивалентных тестов;

— лучшей мотивации испытуемых;

— метрологически обоснованного выбора технических средств измерений, обеспечивающих заданную точность из­мерений в процессе тестирования.

3.2.2. Информативность тестов

Информативность теста — это степень точности, с кото­рой он измеряет свойство (качество, способность, характери­стику и т.п.), для оценки которого используется. В литературе до 1980 г. вместо термина «информативность» применялся адек­ватный ему термин «валидность».

В настоящее время информативность подразделяют (клас­сифицируют) на несколько видов. Структура видов информа­ции показана на рис. 4.

Так, в частности, если тест используется для определения состояния спортсмена в момент обследования, то говорят о диагностической информативности. Если же на основе резуль­татов тестирования хотят сделать вывод о возможных будущих показателях спортсмена, тест должен обладать прогностической информативностью. Тест может быть диагностически инфор­мативен, а прогностически нет, и наоборот.

Степень информативности может характеризоваться коли­чественно — на основе опытных данных (так называемая эмпи­рическая информативность) и качественная — на основе содер­жательного анализа ситуации (содержательная, или логическая, информативность). В этом случае тест называют содержательно, или логически, информативным на основе мнений экспертов-специалистов.

Факторная информативность — одна из очень частых моде­лей теоретической информативности. Информативность тес­тов по отношению к скрытому критерию, который искусст­венно составляется из их результатов, определяется на основе показателей батареи тестов при помощи факторного анализа.

Факторная информативность связана с понятием размер­ности тестов в том смысле, что число факторов вынужденно определяет и число скрытых критериев. При этом размерность


г

 


Информативность теста, метода, параметра контроля

X ~ ~~

1. Содержательная или логическая

2. Простая или сложная

3. Абсолютная

4. Дифференциальная

5. Синхронная

6. Диахронная

7. Теоретическая, или коструктная

Дискриминантная

Факторная

Эмпирическая

Ретроспективная

Прогностическая

Диагностическая

Чистая

Инкрементальная

Параморфная

Внешняя

Внутренняя

Очевидная

Рис. 4. Структура видов информации


тестов зависит не только от числа оцениваемых двигательных способностей, но и от остальных свойств моторного теста. Когда это влияние можно частично исключить, то факторная ин­формативность остается подвижным модельным приближени­ем теоретической или конструктной информативности, т.е. валидности моторных тестов к двигательным способностям.

Простую или сложную информативность различают по чис­лу тестов, для которых выбран критерий, т.е. для одного или двух и более тестов. С вопросами взаимного отношения про­стой и сложной информативности тесно связаны следующие три вида информативности. Чистая информативность выра­жает степень повышения сложной информативности батареи тестов, когда данный тест включают в батарею тестов более высокого порядка. Параморфная информативность выражает внутреннюю информативность теста в рамках прогноза ода­ренности к определенной деятельности. Она определяется спе­циалистами-экспертами с учетом профессиональной оценки одаренности. Ее можно определить как скрытую (для специа­листов — «интуитивную») информативность отдельных тестов.

Очевидная информативность в значительной степени связа­на с содержательной и показывает, насколько очевидно со­держание тестов для тестируемых лиц. Она связана с мотива­цией испытуемых. Информативность внутренняя или внешняя возникает в зависимости от того, определяется ли информа­тивность теста на основе сравнения с результатами других те­стов или на основе критерия, который по отношению к дан­ной батарее тестов является внешним.

Абсолютная информативность касается определения одного критерия в абсолютном понимании, без привлечения каких-либо других критериев.

Дифференциальная информативность характеризует взаим­ные различия между двумя или более критериями. Например, при выборе спортивных талантов может встретиться ситуация, когда тестируемый проявляет способности к двум разным спортивным дисциплинам. При этом нужно решить вопрос, к какой из этих двух дисциплин он наиболее способен.

В соответствии с временным интервалом между измерени­ем (тестированием) и определением результатов критерия раз­личают два вида информативности — синхронную и диахронную. Диахронная информативность, или информативность к не­одновременным критериям, может иметь две формы. Одной из них является случай, когда критерий измерялся бы рань­ше, чем тест — ретроспективная информативность.

Если говорить об оценке подготовленности спортсменов, то наиболее информативным показателем является результат в соревновательном упражнении. Однако он зависит от боль­шого количества факторов, и один и тот же результат в со-


 

 

 


ревновательном упражнении могут показывать люди, замет­но отличающиеся друг от друга по структуре подготовленности. Например, спортсмен с отличной техникой плавания и от­носительно невысокой физической работоспособностью и спортсмен со средней техникой, но с высокой работоспо­собностью будут соревноваться одинаково успешно (при про­чих равных условиях).

Для выявления ведущих факторов, от которых зависит ре­зультат в соревновательном упражнении, и используются ин­формативные тесты. Но как узнать меру информативности каж­дого из них? Например, какие из перечисленных тестов информативны при оценке подготовленности теннисистов: время простой реакция, время реакции выбора, прыжок вверх с места, бег на 60 м? Для ответа на эти вопросы необходимо знать методы определения информативности. Их два: логиче­ский (содержательный) и эмпирический.

Логический метод определения информативности тестов. Суть этого метода определения информативности заключается в ло­гическом (качественном) сопоставлении биомеханических, физиологических, психологических и других характеристик критерия и тестов.

Предположим, что мы хотим подобрать тесты для оценки подготовленности высококвалифицированных бегунов на 400 м. Расчеты показывают, что в этом упражнении при результате 45 с примерно 72% энергии поставляется за счет анаэробных ме­ханизмов энергопродукции и 28 % — за счет аэробных. Следо­вательно, наиболее информативными будут тесты, позволяю­щие выявить уровень и структуру анаэробных возможностей бегуна: бег на отрезках 200—300 м с максимальной скорос­тью, прыжки с ноги на ногу в максимальном темпе на дис­танции 100—200 м, повторный бег на отрезках до 50 м с очень короткими интервалами отдыха. Как показывают клинико-био-химические исследования, по результатам этих заданий мож­но судить о мощности и емкости анаэробных источников энер­гии и, следовательно, их можно использовать в качестве информативных тестов.

Приведенный выше простой пример имеет ограниченное значение, так как в циклических видах спорта логическая информативность может быть проверена экспериментально. Чаще всего логический метод определения информативности используется в таких видах спорта, где нет четкого количе­ственного критерия. Например, в спортивных играх логичес­кий анализ фрагментов игры позволяет вначале сконструировать специфический тест, а затем проверить его информативность.

Эмпирический метод определения информативности тес­тов при наличии измеряемого критерия. Ранее говорилось о важности использования единичного логического анализа для


предварительной оценки информативности тестов. Эта про­цедура позволяет отсеять заведомо неинформативные тесты, структура которых мало соответствует структуре основной де­ятельности спортсменов или физкультурников. Остальные тесты, содержательная информативность которых признана высокой, должны пройти дополнительную эмпирическую проверку. Для этого результаты теста сопоставляют с крите­рием. В качестве критерия обычно используют:

1) результат в соревновательном упражнении;

2) наиболее значимые элементы соревновательных уп­ражнений;

3) результаты тестов, информативность которых для спорт­сменов данной квалификации была установлена ранее;

4) сумму очков, набранную спортсменом при выполнении комплекса тестов;

5) квалификацию спортсменов.

При использовании первых четырех критериев общая схема определения информативности теста следующая.

А. Измеряются количественные значения критериев. Для этого необязательно проводить специальные соревнования. Можно, например, использовать результаты ранее прошедших соревно­ваний. Важно только, чтобы соревнование и тестирование не были разделены длительным временным промежутком.

Если в качестве критерия предполагается использовать ка­кой-либо элемент соревновательного упражнения, необходи­мо, чтобы он был наиболее информативным.

Рассмотрим методику определения информативности по­казателей соревновательного упражнения на следующем примере.

На чемпионате страны по лыжным гонкам на дистанции 15 км на подъеме крутизной 7° регистрировали длину шагов и ско­рость бега. Полученные значения сравнили с местом, занятым спортсменом на соревнованиях (табл. 10).

Таблица 10. Соотношения между результатами в лыжной гонке на 15 км, длиной шагов и скоростью на подъеме

Длина   Ско-   Мес-   Ранги   Длина   Ско-   Мес-   Ранги  
шага,   рость,   то в           шага,   рость,   то в          
м   м/с   гонке   длины   ско-   м   м/с   гонке   длины   ско-  
            шагов   рости               шагов   рости  
2,19   3,84   4-е       2,05   3,79   3-е      
2,02   3,73   7-е       2,17   3,81   2-е      
2,20   3,93   1-е       2,02   3,73   6-е      
2,07   3,63   5-е       1,89   3,57   8-е      

Уже визуальная оценка ранжированных рядов указывает, что высоких результатов на соревнованиях добились спортсмены с большей скоростью на подъеме и с большей длиной шага. Расчет ранговых коэффициентов корреляции подтверждает это: между местом на соревнованиях и длиной шага г = 0,88; меж­ду местом на соревнованиях и скоростью на подъеме — 0,86. Следовательно, оба эти показателя обладают высокой инфор­мативностью.

Необходимо отметить, что их значения также взаимосвяза­ны: г = 0,86.

Значит, длина шага и скорость бега на подъеме — эквива­лентные тесты и для контроля соревновательной деятельности лыжников можно использовать любой из них.

Б. Следующий шаг — проведение тестирования и оценка его результатов.

В. Последний этап работы — вычисление коэффициентов корреляции между значениями критерия и тестов. Получен­ные в ходе расчетов наибольшие коэффициенты корреляции будут указывать на высокую информативность тестов.

Эмпирический метод определения информативности тес­тов при отсутствии единичного критерия. Эта ситуация наи­более типична для массовой физической культуры, где еди­ничного критерия либо нет, либо форма его представления не позволяет использовать описанные выше методы для оп­ределения информативности тестов. Предположим, что нам необходимо составить комплекс тестов для контроля за фи­зической подготовленностью студентов. С учетом того, что студентов в стране несколько миллионов и такой контроль должен быть массовым, к тестам предъявляются определен­ные требования: они должны быть просты по технике, вы­полняться в простейших условиях и иметь несложную и объек­тивную систему измерений. Таких тестов сотни, но нужно выбрать наиболее информативные.

Сделать это можно следующим способом: 1) отобрать несколь­ко десятков тестов, содержательная информативность которых кажется бесспорной; 2) с их помощью оценить уровень развития физических качеств у группы студентов; 3) обработать получен­ные результаты на ЭВМ, используя для этого факторный анализ.

В основе этого метода лежит положение о том, что резуль­таты множества тестов зависят от сравнительно небольшого количества причин, которые для удобства названы фактора­ми. Например, результаты в прыжке в длину с места, метании гранаты, подтягивании, жиме штанги предельного веса, в беге на 100 и 5000 м зависят от выносливости, силовых и скорост­ных качеств. Однако вклад этих качеств в результат каждого из упражнений неодинаков. Так, результат в беге на 100 м сильно зависит от скоростно-силовых качеств и немного — от выносли-


вости, жим штанги — от максимальной силы, подтягивание — от силовой выносливости и т.д.

Кроме того, результаты некоторых из этих тестов взаимо­связаны, так как в их основе лежит проявление одних и тех же качеств. Факторный же анализ позволяет, во-первых, сгруп­пировать тесты, имеющие общую качественную основу, и, во-вторых (и это самое главное), определить их удельный вес в этой группе. Тесты с наибольшим факторным весом считают­ся самыми информативными.

Наилучший пример использования такого подхода в отече­ственной практике представлен в работе В.М.Зациорского и Н.В.Аверковича (1982 г.). Было обследовано 108 студентов по 15 тестам. С помощью факторного анализа удалось выявить три наиболее важных для этой группы испытуемых фактора: 1) сила мышц верхних конечностей; 2) сила мышц нижних конечностей; 3) сила мышц брюшного пресса и сгибателей бедра. По первому фактору наибольший вес имел тест — отжи­мание в упоре, по второму — прыжок в длину с места, по тре­тьему — поднимание прямых ног в висе и переходы в сед из положения лежа на спине в течение 1 минуты. Эти четыре теста из 15 обследованных и были наиболее информативными.

Величина (степень) информативности одного и того же теста изменяется в зависимости от ряда влияющих на его проведение факторов. Основные из таких факторов приведены на рис. 5.

При оценке информативности конкретного теста необхо­димо учитывать факторы, в значительной степени влияющие на величину коэффициента информативности.

Вид закона распределения вероятностей   -> -» ->       -   Величина погрешности технических средств измерений, применяемых при контроле    
     
     
Вид взаимосвязи теста   Информативность * теста *~   Погрешность математической обработки результатов измерений    
     
         
Этап подготовки (тестирования)   Однородность группы испытуемых    
        1 Т        
Квалификация тестируемых лри1срил спортсменов    
             

Рис. 5. Структура факторов, влияющих на степень информативности теста


Используются Шкала измерений Шкала оценок Нормы


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.48 (0.018 с.)