Совершенствование государственной системы стандартизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование государственной системы стандартизации



Перед российской системой стандартизации, которая была оформлена как государственная в 1992 г., стоят задачи, реше­ние которых будет содействовать ее динамичному развитию и актуализации.

Современный этап в определении дальнейшего направле­ния стандартизации связан с коренными изменениями в по­литической и экономической сферах: развитием рыночных отношений, усилением степени самостоятельности предпри­ятий, свободным выбором методов хозяйственной деятель­ности, интеграцией экономики в мировую экономическую систему. В связи с этим потребовались серьезные поправки к основополагающим стандартам, которые установили ряд но­вых правил, чем теперь и руководствуются все организации, участвующие в разработке нормативно-технических докумен­тов в России. Динамика принятия новых стандартов вплоть до 1996 г. носила отрицательный характер: так, за 1991 г. было разработано 862 стандарта, 1992 - 794, 1993 - 293, 1994 -596, 1995 — 120. Наряду с причинами экономического харак­тера это объясняется и необходимостью затрат большого ко­личества времени для пересмотра и переработки стандартов бывшего Советского Союза. В 1996 г. удалось изменить эту си­туацию.

На 1 января 1996 г. в России действовало 21 560 стандартов, из них 20520 — по своему статусу межгосударственные, так как они признаны едиными для стран — участниц СНГ Евро-азиатским межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации.


 

 

 


Наиболее актуальные задачи российской стандартизации на ближайший период — это создание и обновление норма­тивных документов по следующим направлениям:

• безопасность продукции и услуг для жизни и здоровья
граждан и для окружающей среды;:

• обеспечение высокого качества детского питания;

• снижение риска токсикологического воздействия пище­вых продуктов и питьевой воды;

• защита почвы;

• создание научно обоснованных норм безопасности по-тенциально опасных машин, оборудования и приборов;

• утилизация отходов;

• охрана и улучшение условий труда.

Особое внимание уделяется стандартизации в сфере услуг, причем некоторые направления в этой области выбраны при­оритетными по инициативе заинтересованных сторон. Это бан­ковское дело, страхование людей и имущества, оценочная дея­тельность, формирование среды жизнедеятельности инвалидов.

Однако по-прежнему недостаточно широко внедряются меж­дународные стандарты на системы обеспечения качества на предприятиях, в связи с чем Госстандарт РФ считает необхо­димым ускорение темпов в этом направлении деятельности.

Большие задачи стоят перед органами государственного контроля и надзора, поскольку число нарушений норм стан­дартов, выявляемое ежегодно, недопустимо велико. Вместе с тем работа госнадзора должна быть в будущем направлена и на контроль качества и безопасности импортируемой продук­ции и прежде всего — продовольственных товаров. В 1996 г. была принята Правительственная программа «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникно­вения на него некачественных импортных товаров», в выпол­нении которой Госстандарту отводится далеко не последняя роль. Так, в связи с этой проблемой в Госстандарте разрабатывается новая концепция госнадзора, которая должна полнее вписать­ся в рыночную экономику, чем действующая. Например, в ней предусмотрено четкое разграничение сфер деятельности орга­нов госнадзора и федеральных органов исполнительной власти в выполнении их контрольных функций; технико-экономиче­ское обоснование количества государственных инспекторов, не­обходимого для эффективной деятельности госнадзора; реше­ние вопросов финансирования и др.

Примером удачного нового подхода к проблеме финанси­рования (в том числе стандартизации услуг) является начало сотрудничества Госстандарта РФ с некоторыми крупными финансово-промышленными группами и объединениями, а также банками и страховыми компаниями, которые в недале­ком будущем станут активными заказчиками нормативных


документов, регламентирующих их деятельность в соответствии с международными стандартами и правилами. Будучи весьма заинтересованными в создании надлежащего имиджа и пони­мая, что стандартизация улучшит эффективность их междуна­родных связей, коммерческие структуры обеспечат финанси­рование работ. Подобный договор заключен, например, между Госстандартом РФ и фирмой «Интерстандарт».

По-прежнему актуальна проблема гармонизации действую­щих российских стандартов с международными. Активизации работ в этом направлении послужит проект «Развитие стандар­тизации», подготовленный Госстандартом России и Междуна­родным банком реконструкции и развития (МБРР), который будет финансировать этот проект. Доля гармонизованных стан­дартов в общем числе вновь принятых в 1995 г. составила 95%.

О государственной заинтересованности в развитии стандар­тизации и ее интеграции в международные правила говорит факт принятия в 1996 г. федеральной инновационной програм­мы «Сертификация и метрология», рассчитанной до 2005 г. Учитывая неотделимость задач сертификации и метрологии от стандартизации, программа, в частности, предусматривает окончательное обновление фонда стандартов и новое направ­ление российской стандартизации — нормативное обеспече­ние федеральных социальных программ. К ним относятся про­граммы по охране и улучшению условий труда, формированию среды жизнедеятельности для инвалидов, улучшению качества питьевой воды, архивному делу и др. Социальная ориентация, связанная со стандартизацией услуг, рассматривается как глав­ное направление в деятельности по стандартизации на данном этапе и на перспективу.

Новые области, в которые активно проникает стандарти­зация, — это банковская сфера, медицинское страхование, общественное питание, услуги по туризму, услуги для вла­дельцев автотранспортных средств и бытовой радиоэлектро­ники. Не могут не сказаться на перспективных направлениях развития отечественной стандартизации и определенные ус­ловия для присоединения России к ВТО: гармонизация тех­нических регламентов и национальных стандартов с между­народными стандартами; информационное взаимодействие с органами ВТО (прежде всего предоставление информации о национальных стандартах и технических регламентах уже на стадии их разработки).

Работа по гармонизации стандартов ведется систематически: при Госстандарте РФ создан Российский информационный центр ВТО, а вопрос о добровольности стандартов и техни­ческих регламентов требует определенного переходного пери­ода, который, по оценкам экспертов, может продолжаться несколько лет.


Решается проблема изменения финансирования работ по стандартизации, связанная с возможностью перехода от чис­то бюджетного к смешанному за счет заказов на разработку нормативных документов от различных субъектов хозяйствен­ной деятельности.

В области госнадзора решается проблема оперативного по­лучения и обработки данных, для чего создается автоматизи­рованная система. К ней уже подключилось более 60 террито­риальных органов госнадзора.

На перспективу перед органами государственного контро­ля и надзора стоят задачи по совершенствованию планирова­ния мероприятий по проверкам субъектов хозяйственной де­ятельности; более полному использованию мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодатель­ством; подготовке методических документов в области гос­надзора; повышению квалификации специалистов террито­риальных органов.

Одну задачу следует выделить особо — реализацию на прак­тике нового для отечественных производителей положения: разделение требований стандарта на обязательные и рекомен­дательные. Дело в том, что безопасность продукции — это еще не характеристика ее качества в целом. Другие показатели про­дукции могут быть проверены госинспектором только через процедуру идентификации, что связано с испытанием. Но за­кон не предусматривает оплаты этих испытаний ни изготови­телем, ни продавцом, ни другим заинтересованным субъек­том. Таким образом, по существу, не выполняется должным образом положение Закона «О защите прав потребителей», которое обязывает изготовителя предоставлять потребителю достоверную информацию о потребительских свойствах това­ра. Контроль же этих свойств госинспекторами в действующем законодательстве не предусмотрен. По-видимому, полезна была бы и гласность в отношении результатов проверок.

Другие задачи — это актуализация ГСС для ее полного соот­ветствия условиям рыночной экономики; формирование тех­нического законодательства по безопасности конкретных групп продукции, видов работ и услуг, разработка технических рег­ламентов; формирование системы стандартов информацион­ного взаимодействия электронных средств связи.

Для решения в области стандартизации проблем, касаю­щихся прежде всего усиления экспортного потенциала Рос­сии и ее вступления в ВТО, Госстандартом РФ в 1996 г. принят упомянутый выше проект «Развитие стандартизации», который финансируется за счет займа МБРР. Общая сумма проекта со­ставляет 34 млн дол., из которых МБРР оплачивает 24 млн дол. В качестве безвозмездной технической помощи 800 тыс. дол. предоставлено правительством Канады. В проекте сформули-


рованы основные цели, которые определены как приоритет­ные: создание информационной базы по российским и между­народным стандартам; приведение отечественных стандартов в |основных отраслях экономики в соответствие с международны­ми требованиями; повышение эффективности сертификации этечественной продукции и проведение международной аккре-щтации испытательных лабораторий (центров). Проект состоит из трех частей:

А. Создание в рамках Госстандарта России и ряда министерств ведомств центра обработки запросов, в задачи которого вхо-?т обработка информационных запросов по стандартам; рас-;ылка уведомлений (нотификаций); оказание технической по-рмощи экспортерам и другое в соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле. Основные пользователи цен-It тра — федеральные министерства и ведомства; региональные | центры стандартизации, метрологии и сертификации; научно-исследовательские институты; международные и зарубежные национальные организации по стандартизации, метрологии, сертификации; российские и зарубежные участники междуна­родной торговли.

Эксплуатационные расходы центра предполагается опла­чивать частично из бюджета, частично за счет абонентов, при­чем вторая составляющая будет постоянно возрастать.

Б. Гармонизация, т.е. обеспечение соответствия российских стандартов международным стандартам на продукцию приори­тетных отраслей.

Процесс гармонизации сопряжен с тщательным анализом

норм, требований, содержания отечественных и аналогичных

международных стандартов, а также с выявлением возможно-

I сти и целесообразности прямого применения международных

I стандартов прежде всего в производстве продукции для внеш-

|; них рынков.

В. Сертификация и аккредитация. Эта часть проекта направ­лена на расширение возможностей для сертификации конк­ретных видов продукции через обучение персонала, оснаще­ние испытательных лабораторий (центров) современным оборудованием и метрологическими приборами, что усилит возможности аккредитации в зарубежных сертификационных I системах. Проект предусматривает стажировку персонала ор­ганов по сертификации и испытательных лабораторий в Орга­низации экономического содействия и развития (ОЭСР), а также в зарубежных центрах обработки запросов по линии ВТО. Более 20 российских министерств выразили заинтересован­ность проектом и направили в Госстандарт заявки на оснащение своих информационных центров необходимыми материалами.

Реализация проекта даст возможность сформировать испы­тательную базу для проведения сертификации продукции и ус-


луг на уровне мировых испытательных центров; обеспечить при­знание результатов испытаний зарубежными партнерами; вы­полнить одно из основных требований Соглашения по техни­ческим барьерам в торговле — создать информационный центр по стандартизации и сертификации; повысить эффективность применения международных стандартов в экономике России.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Вопросы для самоконтроля

1. Какая организация играет ведущую роль в информационном обес­печении работы органов стандартизации всех стран мира?

2. Какая организация является головной в России по информацион­ному обеспечению?

3. Каковы основные направления совершенствования российской си­стемы стандартизации?


ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ В СПОРТЕ


РАЗДЕЛ V



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.019 с.)