Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура органов и служб стандартизации

Поиск

В настоящее время в республике сложилась следующая структура органов и служб стандартизации:

• Госстандарт;

• Минстройархитектуры (в области строительства и промышленности строительных материалов);

• Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации";

• Научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие "Стройтехнорм";

• территориальные органы Госстандарта;

• межгосударственные технические комитеты по стандартизации, членом которых является Республика Беларусь;

• национальные технические комитеты по стандартизации;

• головные и базовые организации по стандартизации;

• службы стандартизации в министерствах, органах государственного управления, концернах;

• службы стандартизации предприятий.

9.2 В целях совершенствования организации работ по стандартизации, повышения ее эффективности на государственном и межгосударственном уровне, а также обеспечения представления интересов Республики Беларусь в технических комитетах ИСО и МЭК, решения технических проблем в различных сферах деятельности, необходимо активно переходить на принятую во всем мире практику разработки стандартов техническими комитетами по стандартизации (ТК) с участием всех заинтересованных сторон (государства, производителей, потребителей).

В связи с этим, совершенствование существующей структуры органов и служб стандартизации будет направлено на постепенную замену базовых организаций по стандартизации на ТК, которые должны осуществлять единую научно-техническую политику в области стандартизации и разработку стандартов по закрепленным за ними областям деятельности. Технические комитеты по стандартизации позволят повысить уровень разработки стандартов, сделают принцип открытости и доступности стандартизации реальным, сократят сроки разработки стандартов.

10 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

10.1 Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в области стандартизации содействует, прежде всего, развитию экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

10.2 Госстандарт как национальный орган по стандартизации представляет интересы Республики Беларусь в международных и региональных организациях по стандартизации:

• Международной организации по стандартизации (ИСО);

• Евро-Азиатском совете по стандартизации, метрологии и сертификации;

• Европейской Экономической Комиссии ООН.

Госстандарт представляет интересы республики в Международной электротехнической комиссии (МЭК) как Национальный комитет МЭК Республики Беларусь.

10.3 Министерства и органы государственного управления представляют интересы Республики Беларусь в других международных и региональных организациях по стандартизации: Министерство связи - в Международном союзе электросвязи, Министерство здравоохранения - в Комиссии "Кодекс Алиментариус" ФАО/ВОЗ, Государственный комитет по авиации - в ИКАО и др.

10.4 Участие в международном сотрудничестве в области стандартизации направлено, прежде всего, на максимальное применение международных и региональных стандартов с целью ликвидации технических барьеров в торговле, а также защиту интересов Республики Беларусь при их разработке.

10.5 Важным направлением является расширение двустороннего сотрудничества с национальными организациями по стандартизации промышленно развитых стран.

 

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

11.1 Обучение вопросам стандартизации - неотъемлемая составная часть развития стандартизации. Без участия в работах по стандартизации квалифицированных кадров эффективная организация работ по стандартизации затруднена.

Основной задачей является сохранение и развитие научно-технического и кадрового потенциала институтов, территориальных органов Госстандарта, предприятий и организаций, а также формирование резерва и привлечение квалифицированных кадров к работам по стандартизации.

11.2 Система профессиональных образовательных учреждений готовит специалистов по стандартизации на следующих уровнях образования:

• среднее профессиональное образование, осуществляемое колледжами и техникумами;

• высшее профессиональное образование, осуществляемое высшими учебными заведениями;

• послевузовское профессиональное образование, осуществляемое аспирантурами и докторантурами;

• дополнительное профессиональное образование, осуществляемое институтами повышения квалификации.

11.3 Основные направления работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров:

• разработка и установление квалификационных требований к специалистам в области стандартизации, включая специалистов по экспертизе проектов стандартов, целевых программ или разделов программ, а также требований к компетентности персонала, работа которого связана с вопросами стандартизации;

• целевая подготовка инженерных кадров;

• подготовка и аттестация экспертов по стандартизации;

• специальная подготовка специалистов по стандартизации для предприятий, в том числе владеющих современными информационными технологиями;

• создание учебников и методических пособий в области стандартизации.

11.4 Научно-методическим и организационным центром совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров по названным направлениям деятельности должен стать БелИПК Госстандарта.

12 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

12.1 Совершенствование системы стандартизации и создание системы технического нормирования требует выполнения целого комплекса мероприятий, в числе которых:

• принятие Закона "О стандартизации и техническом нормировании", отвечающего положениям и правилам, установленным Соглашениями ВТО по ТБТ и СФС (взамен действующего Закона Республики Беларусь "О стандартизации");

• внесение необходимых изменений в Законы Республики Беларусь, "О сертификации", "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав потребителя";

• пересмотр стандартов Государственной системы стандартизации, в т. ч. с учетом требований Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов;

• разработка методологии создания технических регламентов с целью расширения масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции;

• анализ действующих законодательных актов Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных актов органов исполнительной власти, содержащих положения по вопросам технического нормирования и стандартизации, требования к продукции, услугам и связанным с ними процессами и методами производства, подпадающими под действие Соглашений ВТО по ТБТ и СФС;

• подготовка по результатам анализа предложений по внесению в них изменений;

• создание национальных технических комитетов по стандартизации Республики Беларусь, эквивалентных техническим комитетам международным организаций по стандартизации ИСО и МЭК;

• разработка программы гармонизации государственных стандартов и технических регламентов с международными и региональными стандартами и регламентами;

• активизация участия республики в работах по межгосударственной стандартизации для укрепления интеграционных процессов в рамках СНГ;

• переход на единый с Российской Федерацией план государственной стандартизации;

• приоритетное включение в планы государственной стандартизации тем по разработке государственных стандартов на основе применения международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран;

• проведение скоординированных с Российской Федерацией, Украиной работ по переводам международных стандартов и оперативному их введению в качестве национальных стандартов;

• предусмотрение в заданиях государственных научно-технических программ целенаправленной разработки стандартов на базе международных стандартов.

12.2 Для обеспечения преемственности в применении существующих нормативных документов на первой стадии работ по переходу на новую систему стандартизации и технического нормирования к техническим регламентам предлагается отнести:

• законодательные акты Республики Беларусь, нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь в тех случаях, когда они содержат требования к продукции, услугам и связанным с ними процессам и методам производства, включая требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировке или этикетированию продукции;

• государственные стандарты Республики Беларусь в части устанавливаемых в них в соответствии с Законом Республики Беларусь "О стандартизации" обязательных требований;

• нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, в полномочие которых, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, входит установление обязательных требований к продукции, услугам и связанным с ними процессам и методам производства, включая требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировке или этикетированию продукции.

Процессы присоединения к Соглашениям ВТО по ТБТ и СФС должны осуществляться с учетом торгово-экономического сотрудничества республики со странами СНГ, что требует:

• создание сбалансированной (единой для стран СНГ) системы технического законодательства;

• гармонизацию норм технических законодательных актов (регламентов) всех государств;

• сближение межгосударственных стандартов с международными, европейскими (региональными) и национальными стандартами передовых стран для представления интересов государств на межгосударственном, европейском и мировом уровнях;

• развитие межгосударственной (региональной) системы стандартизации с учетом опыта и принципов, действующих в Европейском Союзе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.193 (0.009 с.)