Повышение качества продукции – объективная закономерность развития производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение качества продукции – объективная закономерность развития производства



 

В статье проводится анализ понятия «качество» как экономической категории в системе основных экономических законов рыночных отношений функционирования промышленного предприятия.

Качество в той или иной форме проявляет себя во всех общественно-экономических формациях. Качество – это исторический процесс повышения эффективности человеческого труда, развития научно-технического прогресса. Таким образом, проблема качества зародилась, проявилась и объективно обнаружилась с развитием общественного производства, особенно актуальна она сейчас, при рыночных отношениях. Законы рынка показывают многоплановость качества, т. е. рассматривают его на микро, мезо и макро уровне и требуют объединения усилий, творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Качество как экономическая категория многомерно. Функциональные характеристики качества проявляются на всех уровнях функционирования промышленного предприятия, и в первую очередь в условиях рыночной экономики. В качестве основных экономических законов этих отношений выделяют:

1) закон спроса;

2) закон предложения;

3) закон зависимости между предложением и спросом;

4) закон возрастания дополнительных затрат;

5) закон убывающей доходности;

6) закон экономической взаимосвязи затрат (в сферах производства и потребления);

7) закон эффекта масштаба производства;

8) закон эффекта опыта;

9) закон экономии времени;

10) закон конкуренции.

 

Их анализ с позиций качества применительно к рыночной конъюнктуре позволяет сделать следующие выводы:

-повышение качества продукции увеличивает спрос на неё;

-с качества продукции начинается её авторитет, а с авторитетом продукции растёт репутация её страны производителя;

-качество помогает повысить жизненный уровень населения и внести стабильность в социально-экономическую жизнь;

-качество не имеет пределов, а значит очень привлекательно для науки и исследований. Повышение качества товаров и услуг поможет начать процесс интеграции науки и производства и более эффективное использование научно-технического потенциала;

-улучшение качества продукции одним предприятием, стимулирует повышение качества продукции поставщиков этого предприятия, что в свою очередь контролирует качество субподрядчиков, и так далее. Таким образом, вся промышленность будет вовлечена и заинтересована в улучшении качества продукции, работ и услуг;

-качество во многом определяет ускорение научно–технического прогресса. В свою очередь новые технологии, научные подходы и методы одновременно повышают качество и снижают затраты;

-качество сегодня стоит на первом месте, ему уступают и производительность труда, и экономия ресурсов, и цена;

-качество продукции формирует такие показатели работы предприятия как себестоимость, прибыль, рентабельность и др.;

-повышение качества продукции – это формирование высокого уровня имиджа предприятия, рост эффективности производства, экономия ресурсов, а значит и выживаемость предприятия в условиях рынка.

 

Потенциальные возможности и поведение промышленного предприятия на рынке проявляются через действие общих законов экономического функционирования:

1) закон массового производства;

2) закон самофинансирования;

3) закон соответствия отношений постоянных затрат к переменным и относительной цены;

4) закон снижения себестоимости продукции с увеличением объёма выпуска и срока нахождения в серийном производстве;

5) закон соответствия номенклатуры, качества и объёма продукции потребностям и условиям спроса;

6) закон возмещения затрат.

 

Анализ вышеперечисленных законов экономического функционирования промышленного предприятия позволяет сделать следующие выводы:

-важной задачей промышленного предприятия является уменьшение переменных затрат на единицу продукции. Их можно снизить за счёт качества: применение новых технологий; автоматизация и механизация производственного процесса; специализация основного оборудования, основного и управленческого персонала; контроль качества приобретаемых сырья, материалов и комплектующих;

-в рыночных условиях предприятие само должно заботиться о себе. Нормальные темпы реализации выпущенной продукции улучшают финансовое состояние предприятия за счёт своевременного выполнения баланса затрат от поступления выручки. Ускорить и увеличить объём реализации продукции позволяет улучшение её качества;

-качество (техники, технологии, персонала, продукции) оказывает влияние на прибыльность или убыточность производства и сбыта продукции предприятием;

-высокий уровень качества, направленный на удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителей обеспечивает длительное нахождение продукции в серийном производстве, снижает затраты предприятия и увеличивает его прибыль;

-качество продукции является основной её конкурентоспособности, от которой зависит экономическая эффективность функционирования предприятия на рынке. Плохое качество невыгодно как потребителю (приходится несколько раз тратить финансовые и материальные ресурсы на один и тот же низкокачественный товар), так и производителю (низкое качество увеличивает расход ресурсов, затраты от брака ремонта и переделок).

 

Функционирование промышленного предприятия в пределах его жизненного цикла существенным образом зависит от действия двух групп законов – статических:

1) закона композиции;

2) закона пропорциональности;

3) закон онтогенеза (статика);

4) закона синергии;

5) закона информированности;

6) закона единства анализа и синтеза;

7) закона самосохранения (динамика).

 

Их анализ с позиций качества позволяет сделать следующие выводы:

-каждое предприятие функционирует целенаправленно. Ведущие предприятия мира ставят перед собой цель производить продукцию стабильно высокого качества. Во всём мире качество продукции становится рычагом экономического равновесия. Высокое качество, отвечающее требованиям потребителей – вот главная цель и основной фактор финансового успеха промышленного предприятия;

-чтобы достичь высокого качества продукции, необходимо обеспечить высокое качество всех стадий её изготовления. Если на каком либо этапе производства продукции будет нарушена эта пропорция, то и качество конечного продукта будет нарушено;

высокого уровня качества продукции можно добиться только при достижении высокого качества составляющих его характеристик;

-чтобы продлить жизненный цикл функционирования промышленного предприятия, продукции, услуги следует постоянно улучшать качество на всех этапах его существования;

-сумма качеств объекта, процесса, явления в целом выше суммы качества составляющих её свойств. Этим подчёркивается направленность на всеобщее и непрерывное совершенствование качества;

-от качества информации зависит порядок и организованность во всём. Герасимов Б.И. даёт следующее определение качеству: качество – есть информация о характеристиках объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Следовательно, от качества в первую очередь информации (выявление запросов потребителей, анализ конкурентов, выбор сегментов рынка, реклама и др.) зависит последующее положение предприятия или продукции на рынке;

-на современном этапе рыночных отношений актуален переход от количественных приоритетов к качественным. Только качественное понимание биосферы, как внешней окружающей среды промышленного предприятия сможет сохранить и улучшить качество его функционирования.

В условиях рыночных отношений основные экономические законы, законы экономического функционирования предприятия, статические и динамические законы предприятия проявляют себя интегральным образом, что позволяет сформулировать закономерность непрерывного совершенствования качества: постоянное улучшение и совершенствование качества является неуклонным и непрерывным процессом развития, устойчивого и эффективного функционирования любой системы, обеспечивающим её выживание.

Каждая группа экономических законов рыночных отношений формирует поле законов. На пересечении полей этих законов формируется поле законов качества, которое позволяет выявить, что улучшение качества – это объективная закономерность развития рыночных отношений любого промышленного предприятия. Поэтому непрерывное совершенствование качества формирует стратегию (вектор качества) развития предприятия, рынка, региона, государства и человечества в целом.

Рассмотрение качества как экономической закономерности рыночных отношений позволяет выявить следующее: чтобы выдержать жёсткую конкурентную борьбу на рынке предприятие должно постоянно обновлять и улучшать качество своих изделий. По теории американского экономиста и предпринимателя Р. Уотермена: “...организация как целое обладает определёнными навыками, в какой то области, а обеспечивает сумму навыков шесть других элементов”. Это: стратегия, структура, системы, совместные ценности, состав, символика поведения. Способность организации образуют: культура, контроль, кризисные точки, мотивы и приверженность, коммуникация, шанс и информация. Условно эти факторы получили название 7-S и 7-К (факторы обновления). Чтобы выжить в условиях рыночных отношений каждое предприятие должно постоянно совершенствовать качество своих факторов обновлений.

 

39. Качество продукции. Основные понятия и определения

Что же такое качество? Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря которой он является именно данным, а не иным предметом.

Конкретно-экономических трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. В частности, американский профессор Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.

Понятие качества продукции имеет очень важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д.

Свойством называется объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Дефект – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

Брак – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.

Подходы к количественной оценке качества продукции определяет специальная наука – квалиметрия, наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически произвести невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются причины и виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.

Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перспективных образцов, стандартов, опережающих стандартов и т.п.

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:

-затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;

-затраты на и контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

-внутренние затраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);

-внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после продажи продукта (внешние потери).

 

Различают следующие методы калькуляции затрат на обеспечение качества:

 

1. Метод калькуляции затрат на качество касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты на внутреннюю хозяйственную деятельность и на затраты, связанные с внешними работами. Составляющие затрат на внутреннюю хозяйственную деятельность анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками;

2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами, основан на использовании понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии средств. При этом:

а) стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;

б) стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

3. Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т. п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты являющиеся следствием дефектов.

4. Метод калькуляции затрат на полном жизненном цикле (ЖЦ) продукции используют для оценки стоимости полного ЖЦ с расчленением ее на элементарные стоимостные составляющие по всем стадиям. Стоимостные элементы должны быть выделены для опознания из множества других, достоверно определены и оценены во множестве остальных элементов ЖЦ. Идентификация проводится по признакам выделяемых уровней с использованием трех размерной матрицы.

Качество продукции окончательно проявляется при эксплуатации или потреблении. Бывает, что уровень качества изготавливаемой продукции ниже реально необходимого. Например, металлорежущий станок не обеспечивает требуемой точности. В этом случае потребитель при эксплуатации должен выделять дополнительные средства на доработку, ремонт и обслуживание продукции. Возможно и обратное, когда уровень качества продукции больше необходимого. Например, автомобиль грузоподъемностью 3 тонны используется при перевозке груза в 1 тонну и т.д.

При полном соответствии уровня качества потребностям потребителя, когда они удовлетворяются с наименьшими затратами и для потребителя и для производителя, – оптимальный вариант, поскольку сумма затрат на изготовление и эксплуатацию минимальна. Таким образом, оптимальный уровень качества – это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию и (или) удовлетворять потребности потребителя экономически нецелесообразно. Поэтому в одних случаях качество можно повышать, в других оставлять неизменным, в третьих, возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям, чтобы сократить затраты на изготовление изделий.

Необходимо, чтобы все непроизводительные расходы, связанные с эксплуатацией продукции, несло предприятие-изготовитель. Это значительно повышает его заинтересованность в выпуске продукции оптимального уровня качества.

При изготовлении изделий с заданным уровнем качества может обнаружиться разброс значений в показателях качества, т. е. отклонение от требований нормативно-технической документации. Степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации, называют степенью соответствия техническим требованиям.

 

Зависимость доходов предприятия от уровня качества

Следовательно, превосходство в качестве предлагаемой продукции реально приводит к увеличению прибыли. На увеличение прибыли воздействуют два основных фактора: первый – это удовлетворенность потребителей тем, что продукция и услуги, полученные ими, более высокого качества, и, как следствие, при более высокой удовлетворенности потребителей можно устанавливать более высокую цену на товары; второй – снижение затрат на производство из-за отсутствия несоответствий (дефектов) и, следовательно, уменьшение затрат на их доработку.

Предприятия, выпускающие качественную продукцию, кроме более высоких цен, получают и другие важнейшие преимущества. Например, при одинаковых ценах, используя элемент более высокой удовлетворенности клиентов, вместо повышения цены можно расширить долю рынка благодаря выгодному соотношению между ценой и характеристиками продукции. Этой стратегии обычно придерживаются японские предприниматели, при этом в большинстве случаев увеличение доли рынка в результате «эффекта масштаба» ведет к значительному уменьшению производственных затрат.

Но изготовление продукции более высокого качества может иметь также и отрицательные стороны, т. к. может потребоваться больше времени на технологический цикл и более дорогостоящее оборудование, также могут быть повышены требования к квалификации сотрудников и уровню их заработной платы. Все это приводит к увеличению себестоимости изделий, но динамика результирующих показателей фирм показывает, что при взвешенном подходе к уровню качества продукции такие затраты не только окупаются, но и приносят значительные доходы.

 

Основные понятия о системах управления

Управление - это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т. д. Каждый человек в своей жизни в различных ситуациях применяет те или иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении. Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со стороны «пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межличностных, профессиональных, отношений.

Понятие «управление» очень многогранно, поэтому оно используется в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций. Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления - механизм, который обеспечивает этот процесс.

Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «управление» утвердилось следующее определение: это «основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т. п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели».

Не менее важна роль психологического знания в управленческой деятельности. Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной компетентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления - психологической культуры управления. Речь идет о том, что психологическое содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной составляющей структуры социального управления, поскольку только знание психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, характера и темперамента, их проявления в трудовой и повседневной деятельности, способов воздействия на поведение человека и других психологических особенностей людей могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового коллектива, который его (руководителя) устраивает.

 

1. Понятие управления

Управление является важным ресурсом общества. По мнению Питера Драгера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку, что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.

Теория управления - это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще.

В социологической и управленческой литературе сложились различные подходы к управлению.

Управление как наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

Управление как искусство - это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

Управление как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

Управление как процесс - это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.

Управление как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.

В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г.В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления - государство), общественное управления (субъект управления - общество и его структуры), менеджмент (субъект управления - предприниматель, собственник).

 

2. Управление как система

Вместе с изменением и развитием социально-экономической и духовной структуры общества изменяется и совершенствуется управление, а вместе с ним и управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.

В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической сфере чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной перестройке всей системы управления. Осознание человеческого фактора в функционировании управленческих структур привело к тому, что в центре внимания ученых, аналитиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных методов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в современных условиях часто не дает желаемого результата.

Система управления представляет очень сложный объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений - совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам: социальным, открытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, активным, поли структурным, многоцелевым, динамическим.

В современной науке и практике управление, чаще всего, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места». Можно сказать проще, что «система -- это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Любая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, включающую в себя все виды социальных систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:

-машинные (например, система регулирования турбины);

-человеко-машинные (например, система управления станком);

-организационные, или системы «человек - человек» (например, система управления цехом или концерном).

Курс социологии и психологии управления предполагает рассмотрение и изучение только последнего вида систем.

Система управления - это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.

Важнейший активный компонент системы управления - менеджеры, принимающие решения, организующие процесс их выработки и выполнения, и специалисты, непосредственно готовящие решения.

В системе управления, в свою очередь, выделяются такие системы (подсистемы), как: принятия решений, информационная, планирования, повышения квалификации, мотивации, учета и др.

Эффективность системы управления напрямую зависит от согласованности ее отдельных компонентов.

Абсолютно безупречной оптимальной системы управления создать, к сожалению, невозможно, однако непрерывный процесс ее совершенствования с акцентом на способность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.

Целостное представление о системе основывается на понятиях открытой системы; взаимодействия с внешней средой; анализа характеристик, при изменении которых меняется взаимодействие с внешней средой.

Все системы имеют вход, трансформационный процесс и выход. Одним из самых важных качеств, присущих открытым системам, является признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Соответственно, изменения во внешней среде сказываются на системе, либо на ее отдельных элементах. В свою очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.

Как целостная система управление не наблюдаемый непосредственно объект (за исключением отдельных элементов - людей, техники управления, информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявляются через конкретные виды связей, а потому воспринимаются конкретно, а комплексные отношения (управленческие отношения в целом) непосредственно не воспринимаются. При их анализе и описании требуется абстрактная формализация.

В управлении могут быть выделены реальные и концептуальные (абстрактные) системы (подсистемы). В реальной системе в отличие от концептуальной содержится полный набор системных элементов. В нем выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру, кадры, системно образующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют материальные и. информационные потоки, вход и выход.

Одновременно отмечается усиление отношений и связей - возрастает степень выраженности иерархической структуры системы управления. С позиций общей теории систем явление иерархии можно определить как «разно уровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложное отношение, складывающееся из разных составляющих, разделение последних, пусть условное, весьма существенно». Характерными особенностями иерархии, являются централизация, односторонняя личная зависимость и власть.

М. Месарович, Д. Мако и И. Такахара выделяют в теории систем три основных вида иерархии: стратифицированные, многослойные, много эшелонные. Эти структуры рекомендуется использовать при решении различных задач управления.

1. Стратифицированные

При таком моделировании уровни абстрагирования описываются стратами. Например, в модели предприятия можно выделить высшую страту - социальную, затем организационно-экономическую и, наконец, техническую. Важно подчеркнуть, что каждая выделенная страта имеет свои понятийный язык и термины, концепции и принципы, позволяющие рассматривать и интерпретировать определенные характеристики, свойства и проблемы.

2. Многослойные

Сложную исходящую проблему можно разбить на семейство последовательно расположенных более простых под проблем, так что их решение позволяет решить и исходящую проблему, то есть выделяется иерархия слоев принятия решений. Например, в системе управления можно выделить три слоя - концепцию, структурно-функциональное строение, управленческую деятельность.

3. Много эшелонные

В качестве примера можно привести формальные организации людей. Различные входящие в систему элементы обладают правом принятия решений, имеют, как правило, противоречащие одна другой цели. В рамках много эшелонной системы авторами используется термин «организационные иерархии». Согласно определению, организационная иерархия представляет собой «распределение ролей (статусов) по вертикали в структуре организации».

Эволюция научной мысли в рассмотрении управления как системы сформировала и соответствующий тип менеджерского мышления - системный - это системное, многомерное мышление, дополняющее, трехмерное мышление характеризуется скоростью принятия решения, учетом политических, этических, экологических последствий и т. д.

Современное менеджерское мышление характеризуется определенным образом мыслей, складом ума и методом действий. Его основные качества следующие:

-много дисциплинарность подходов к решению организационных проблем;

-многоаспектность рассмотрения системы управления (страты, слои, эшелоны, реальные и концептуальные элементы и т. д.) и понимание относительности оптимального решения.

Необходимость учета и нахождения компромисса (консенсуса) интересов основных субъектов, затрагиваемых решением.

Рассмотрение предприятия как открытой системы. Его успех определяется прежде всего не внутренними факторами - рациональной организацией производства, снижением затрат за счет мобилизации внутрипроизводственных резервов и повышения производительности труда, а внешними, способностью приспосабливаться к их изменению. Это другая организационная культура: менеджер не исполнитель, а предприниматель; организационные механизмы приспособлены к решению новых проблем в большей мере, чем к контролю за старыми; жизненно важным для предприятия становится обучение персонала.

Рассмотрение предприятия как социальной системы. Это означает понимание того, что она:

-включает совершенно разных людей, которые активно действуют, имеют свои интересы, и их поведение трудно предсказать;

-имеет обратную связь (отсюда важно прогнозировать поведение людей на то или иное событие или решение);

-полна неопределенностей;

-эволюционна, квазисамоорганизуема;

-склонна к сотрудничеству, коллегиальности, компромиссу.

3. Модель управления

В современном управлении не обойтись без образа модели. Модель - это абстракция, акцентирующая с точки зрения цели анализа наиболее важные и характерные черты объекта в систематическом виде. Модель - это всегда упрощение действительности, но упрощение, позволяющее исследовать проблему. Поэтому ее использование требует:

-правильного выбора самой модели,

-понимания области применения,

-интерпретации результатов менеджерами.

Особенно важно правильно выбрать модель для сложных объектов, характеризующихся многоаспектностыо, слабой структуризацией, комплексностью проблем. Бесспорно, такими объектами являются предприятия, системы управления ими и процессы их реорганизации. Для них характерно:

-иерархическое строение, требующее для своего решения наличия аналитической команды;

-отсутствие готовых образцов решения, которые достаточно лишь «скопировать»;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.084 с.)