Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспресс-оценка свойств нервной системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика 13. Теппинг-тест используется, когда необходима срочная, оперативная оценка выраженности свойств нервной системы, не требующая длительных процедур обследования и расчета показателей. Наиболее информативны для исследования методики: - лабильность нервной системы - 5-секундный теппинг-тест; - сила процесса возбуждения - 30-секундный теппинг-тест. Описание методик и процедура исследования изложены в Приложении 1.
Методы изучения личности и межличностных отношений У детей дошкольного возраста Специальных методов изучения личности и межличностных отношений дошкольников и младших школьников, не так уж много, во всяком случае, гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более старших детей, а если речь идет о сфере образования — то даже больше, так как становление личности и межличностных отношений — это одна из задач образования. Тем не менее, психологи располагают определенной совокупностью достаточно валидных и надежных методик психодиагностики личности и межличностных отношений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Многие из этих методик представляют собой адаптированные применительно к детям данного возраста тесты для взрослых, другие созданы и применяются только по отношению к детям этого возраста.
14. Методика самооценки “Какой Я?” Методика предназначена для самооценки дошкольников. Экспериментатор, используя опросник, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по 10-ти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются в колонках опросника и переводятся в баллы. Оценка результатов Ответы “да” - 1 балл; Ответы “не знаю” и “иногда” - 0,5 баллов; Ответы “нет” - 0 баллов. Самооценка определяется по общей сумме баллов, набранной по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий. 8—9 баллов — высокий. 4—7 баллов — средний. 2—3 балла — низкий. 0—1 балл — очень низкий.
15. Методика экспертной оценки “Ребенок глазами родителей” Методика представляет собой коммуникативно-личностный опросник для родителей, родственников и воспитателей ребенка. Используется для экспертного оценивания личностных качеств ребенка.
Оценка результатов: За каждый ответ типа “да” начисляется - 1 балл; За ответ “когда как” и “не знаю” - 0,5 баллов; За ответ “нет” начисляется 0 баллов. В итоге подсчитывается общая сумма баллов по всем 10-ти качествам личности. Если ребенка оценивали несколько экспертов (что является более предпочтительным), то берется их средняя оценка. Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий. 8—9 баллов — высокий. 4—7 баллов — средний. 2—3 балла — низкий. 0—1 балл — очень низкий.
Методики исследования внутрисемейных отношений ребенка Методика 16. Исследования привязанности и соперничества (А.И. Баркан). Для уточнения особенностей жизни ребенка в семье, тайных "закоулков" его души, предлагается методика, разработанная для этой цели А.И. Баркан. Методика имеет шкалу соперничества и шкалу привязанности, которые помогают проявить некоторые нюансы внутрисемейных отношений. Желательно использовать эти шкалы в дополнение к анализу рисунков "Моя семья".
Инструкция: При выборе ответов на нижеприведенные пункты опросника необходимо отметить только один ответ на каждое утверждение. Варианты ответов приведены в столбцах. За каждый выбор начисляется 1 балл.
Текст опросника Ф И О ______________________ Возраст _________ С кем проживает ребенок в одной квартире ______________________________
Интерпретация результатов: После ответов ребенка на все 10 пунктов подсчитайте общее количество выборок каждого члена семьи. Проранжируйте эти выборки. Как правило, набравший наибольшее количество баллов, является членом семьи, к которому больше всего привязан ребенок. Член семьи, набравший наименьшее количество баллов или не набравший ни одного балла, чаще всего является источником дискомфорта (соперничества) ребенка в семье. Например: Из 10 возможных вариантов ответов ребенок, живущий вместе с мамой, папой и младшей сестрой, 7 раз отдал предпочтение маме, 3 раза - папе и ни одного раза - сестре. Вывод: этот ребенок очень привязан к маме, гораздо меньше - к папе и явным источником дискомфорта является его младшая сестра, к которой, по всей вероятности, он испытывает ревность и чувство соперничества. Не исключено, что низкая привязанность к папе связана с тем, что папа отдает предпочтение сестре.
Методика 17. Диагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин) Предназначена для определения уровня эмпатических тенденций семейных отношений. Представляет собой модифицированный тест-опросник эмпатических тенденций, разработанный А. Мехрабияном и Н. Эпштейном. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) является психодиагностическим инструментом, который ориентирован на анализ родительского отношения, у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Структура опросника Опросник состоит из 5 шкал. 1. " Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпа-тизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. " Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. " Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. 4. " Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 5. " Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его не успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Инструкция: Вам предстоит внимательно выслушать (прочитать), представленные утверждения и в регистрационном листе (меточной карте) отметить только один из двух вариантов ответа (+) “верно” (“да”) или (-) “неверно” (“нет”). Текст опросника 1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок. 3. Я уважаю своего ребенка. 4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 6. Я испытываю к ребенку чувство расположения. 7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 8. Мой ребенок часто неприятен мне. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу. 11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку. 12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят. 15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый. 16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как “губка”. 18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. 19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 21. Я принимаю участие в своем ребенке. 22. К моему ребенку “липнет” все дурное. 23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни. 24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось. 25. Я жалею своего ребенка. 26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время. 28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку. 30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни. 31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него. 32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка. 33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка. 34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться. 37. Я всегда считаюсь с ребенком. 38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства. 39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. 40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком. 41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. 42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 43. Я разделяю увлечения своего ребенка. 44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно. 45. Я понимаю огорчения своего ребенка. 46. Мой ребенок часто раздражает меня. 47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка. 48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49. Я не доверяю своему ребенку. 50. За строгое воспитание дети благодарят потом. 51. Иногда пне кажется, что ненавижу своего ребенка. 52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 53. Я разделяю интересы своего ребенка. 54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком. 59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику 1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57,59. 5. “Маленький неудачник”: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ (+) “верно” (“да”). Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: - отвержение, - социальная желательность, - симбиоз, - гиперсоциализация, - инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160
18. Методика “Социометрия” Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Предлагаемые детские варианты методик являются модификацией стандартной общепринятой социометрической методики. Обследование проводится в игровой форме.
Вариант 1. “Выбор в действии”. Каждому ребенку в группе дается 3 привлекательных, желаемых предмета (игрушки, картинки, конфеты и т.п.). Ребенок получает инструкцию следующего содержания: “Оцени эти предметы по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы иметь их у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место”. После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил. В соответствии с количеством полученных предметов определяется социометрический статус ребенка в группе при помощи формулы:
где: С - социометрический статус ребенка в группе; К - количество привлекательных предметов, полученных ребенком от товарищей по группе; n - количество детей в тестируемой группе. Дополнительные данные о количестве наиболее, средне и наименее привлекательных предметов, полученных ребенком, позволяют судить о том, какова степень близости тех отношений, в которых находится ребенок со сверстниками. Чем больше привлекательных предметов он получил, тем ближе его взаимоотношения со сверстниками. Основанием для выводов о статусе ребенка служит показатель С (социометрический статус). Для анализа межгрупповых связей данные обследования можно свести в таблицу межличностных отношений (табл. приведена во втором варианте методики).
Оценка результатов: 10 баллов — показатель С ребенка равен 100%. 8-9 баллов — показатель С ребенка находится в пределах от 80% до 99%. 6-7 баллов — показатель С ребенка находится в пределах от 60% до 79%. 4-5 баллов — показатель С ребенка находится в пределах от 40% до 59%. 2-3 балла — показатель С ребенка находится в пределах от 20% до 39%. 0-1 балл — показатель С ребенка находится в пределах от 0% до 19%.
Выводы о занимаемом статусе: 10 баллов — очень высокий (лидер). 8—9 баллов — высокий (предпочитаемый). 4—7 баллов — средний (принятый). 2—3 балла — низкий (отвергаемый). 0—1 балл — очень низкий (изолированный).
Вариант 2. “Рассели по домикам”. (Овчарова Р.В. Справочная книга школь-ного психолога. - М., 1996.- С. 73-75). Детям предлагается расселить по домикам -конвертам - всех учащихся класса (их фамилии и имена написаны на отдельных карточках). Домики разные: дворец (I выбор), квартира (II выбор), изба (III выбор), шалаш (IV выбор). После чего каждый ребенок подписывает свои конверты (4 шт.) и отдает их экспериментатору. Последний заносит данные в таблицу, используя цифры (I, II, III, IV). После заполнения таблицы можно по формуле подсчитать социометрический статус ребенка (С):
где: B I -количество первых выборов (дворец); B II -количество вторых выборов (квартира); B III -количество третьих выборов (изба); B IV -количество четвертых выборов (шалаш); K -количество детей в группе.
Оценка результатов: от 3,4 до 3 - лидер; от 2,9 до 2,5 - предпочитаемый; от 2,4 до 2 - принятый; от 1,9 до 1 - изолированный.
Например: Алеша Р. получил ВI - 4, BII - 5, BIII - 2, BIV - 3. В группе 15 детей. Статус обследуемого равен:
Таким образом, Алеша Р., набравший 2,7 имеет в своем классе положение предпочитаемого.
Таблица межличностных отношений
Чтобы наглядно отобразить межличностные отношения и структуру коллектива, можно расположить всех детей в зависимости от их статуса на орбитах социограммы.
Принятые
Предпочитаемые
ЗВЕЗДЫ
Отверженные - Девочки - Мальчики - Симпатия - Антипатия
19. Методика “Психогеометрия” Данная методика самостоятельного психодиагностического значения не имеет и может использоваться лишь как дополнительная к характеристике некоторых черт личности. В психодиагностике дошкольников возможно использование, однако интерпретация носит вероятностный характер и выводы не имеют самодовлеющего значения, в силу несформированности личностных характерологических черт. Перед Вами нарисованы пять различных фигур:
Представьте себе, что это не фигуры, а портреты различных людей и художник постарался передать не внешнее сходство, а внутреннюю сущность этих людей. Посмотрите на эти фигуры и найдите ту, которая вам больше всего нравится, больше других похожа на Вас. Нарисуйте ее под ней цифру 1. Снова посмотрите на фигуры и из оставшихся четырех портретов (уже менее первого похожих на Вас) снова выберите ту, что более других нравится и похожа на Вас. Нарисуйте ее снизу или справа от первой и поставьте под ней цифру 2. (Повторите эту процедуру до конца, включая пятую фигуру, которая нравится меньше всего и совсем не похожа на Вас).
Интерпретация результатов: Квадрат - выраженное стремление к трудолюбию, усердие, стремление доводить дело до конца, упорство, умение сконцентрироваться на одной задаче. Выносливость, работоспособность, терпение и методичность в достижении поставленной цели. Склонность к установленному порядку: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Не по душе “сюрпризы” и изменения привычного хода событий и образа жизни. Прямоугольник - подвижная форма, неудовлетворенность настоящим положением, образом жизни, окружением, стремление найти лучшее положение. Проявление живого интереса к окружающим, пытливость, любознательность, смелость, открытость для новых идей, ценностей, взглядов, способов мышления и перемен в жизни. Легкость усвоения всего нового. Треугольник - символ лидерских качеств. Способность концентрироваться на главной цели. Энергичность, неудержимость, стремление добиться цели во что бы то ни стало. Честолюбие, прагматизм, умение показать себя и выделиться в игре, работе. Стремление быть правым и управлять положением дел. Стремление к соперничеству и конкуренции. Круг - самая доброжелательная из пяти фигур. Высокая чувствительность, развитая эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональная отзывчивость. Стремление к конформности, “сглаживанию углов”, дружелюбие, неконфликтность, уступчивость. Стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Зигзаг - символ творчества. Комбинирование абсолютно различных, несходных и непохожих идей, представлений и создание чего-то нового, оригинального. Восторженность, возбудимость, умение увлечь других.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.200 (0.012 с.) |