Методика 9. Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 9. Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин)



Используется для исследования уровня реактивной и личностной тревожности.

Реактивная, или ситуативная, тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Если она велика, то у человека в текущей ситуации ослаблено внимание, а иногда и тонкая координация движений.

Личностная тревожность - это устойчивое состояние. Она характеризует склонность индивида воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и нервными срывами и с психосоматическими заболеваниями. Потому сообщать результаты этого исследования при посторонних запрещено, а сам участник исследования должен узнать об уровне тревожности в как можно более корректной форме. При этом важно в беседе подчеркнуть, что тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный для каждого человека уровень “полезной тревоги”.

Материал и оборудование: бланк с напечатанными на его лицевой и оборотной сторонах шкалами самооценки и инструкциями, адаптированными Ханиным Ю.Л., ручка или карандаш для отметок в регистрационном бланке.

Процедура обследования:

Исследование уровня тревожности в данный момент, то есть реактивной тревожности и личностной, как устойчивой характеристики человека проводится методом самооценки как индивидуально, так и в группе. Исследователь раздает каждому участнику бланк со шкалами самооценки и предлагает ответить на вопросы согласно инструкциям, помещенным на каждой стороне бланка. Он также напоминает, что отвечать нужно самостоятельно, и в ходе их работы следит за выполнением данного требования. Если у кого-то возникают вопросы, то можно еще раз обратить внимание на инструкцию и указать, что на каждый вопрос возможны четыре варианта ответа, различающиеся по степени интенсивности проявления указанного в вопросе состояния.

 

Бланк для ответов

РТ — лицевая сторона бланка

Фамилия, и.о. ____________ Дата ________

Инструкция: “Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет”.

 

    Нет, это не так Пожа-луй, так   Верно Совер-шенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я испытываю сожаление        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я чувствую себя отдохнувшим        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряженности        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

 

 

ЛТ — оборотная сторона бланка

Инструкция: “Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет”.

 

    Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
  Я испытываю удовольствие        
  Я очень быстро устаю        
  Я легко могу заплакать        
  Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие        
  Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения        
  Обычно я чувствую себя бодрым        
  Я спокоен, хладнокровен, собран        
  Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я вполне счастлив        
  Я принимаю все близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Обычно я чувствую себя в безопасности        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций        
  У меня бывает хандра        
  Я доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Обработка результатов:

Показатель реактивной тревожности (РТ) высчитывают по формуле: РТ = S1 + S2 + 35, где S1 - сумма зачеркнутых испытуемым цифр по пунктам шкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; а S2 - сумма остальных зачеркнутых цифр на лицевой стороне бланка, т.е. пунктов: 1, 2, 5. 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

Показатель личностной тревожности (ЛТ) определяется по другой формуле:

ЛТ = S3 - S4 + 35,

где S3 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; a S4 - сумма остальных зачеркнутых цифр на оборотной стороне бланка, т.е. цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Оценка результатов:

- до 30 - низкая тревожность

- 31-45 - умеренная тревожность

- 46 и более - высокая тревожность.

Тревожность у учащихся (студентов вузов) - достаточно распространенное явление. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности могут означать, что у человека появляется тревожность в ситуациях оценки его компетенции. В этом случае нужно пересмотреть значимость данной ситуации и найти для себя обоснования, уменьшающие ее субъективную значимость. Кроме того, следует перенести свое внимание и акцентироваться на осмыслении деятельности. Одним из направлений в составлении рекомендаций для данного случая может стать поиск упражнений для саморегуляции, создание психологической поддержки для формирования чувства уверенности в успехе.

В отличие от высокой тревожности - низкая, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. В редких случаях тревожность в показателях теста может скрывать за собой защитный психологический механизм вытеснения реальной тревожности или цель испытуемого “показать себя в лучшем свете”.

 

Методика 10. Тест-опросник Шмишека (по выявлению акцентуаций)

В основе теста-опросника лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации - это “заострение” некоторых черт характера. Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответа: “да” и “ нет”.

 

Инструкция: “Вам будут предложены ряд утверждений, касающиеся ваших некоторых личностных особенностей. Если вы согласны с ними, рядом поставьте знак “+“ (“да”), если нет - знак “-” (“нет”). Над вопросами долго не думайте, правильных или неправильных ответов нет, как нет двух одинаковых людей и характеров”.

Текст опросника

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты бывать главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли ты сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, кружке, в спортивной секции?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство знакомых тебя любят?

20. Бывает ли у тебя спокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты - один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором ни с кем не хочется разговаривать?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если вокруг тебя веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

 

Ключ к опроснику

  № шка-лы   Тип акцентуации   Коэффици ент   Сырые баллы (вопросы совпавшие с ключом ответов) Показатель акцентуации (произведение сырых баллов на коэффиц.)
                    Гипертимическая   Тревожная   Дистимическая   Педантическая   Возбудимая   Эмотивная   Застревающая   Демонстративная   Циклотимическая   Экзальтированная                     + 1,11,23,33,45,55,67,77. — 5. + 16,27,38,49,60,71,82. — нет + 21,43,44,75,87. — 30,53,65. + 4,14,17,26,39,48,58,61,70,80,83,86. — 36. + 8,20,31,42,52,64,74. —нет + 3,9,13,35,47,57,69,79. — 25. + 2,10,24,34,37,56,68,78,81. — 12,46,59. + 7,15,19,29,41,63,66,73,85,88. — 51. + 6,18,28,40,50,62,72,84. — нет + 22,32,54,76, — нет  

 

Используя ключи подсчитывается сумма сырых баллов по каждой шкале. Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл (знак “-” перед ключом означает отрицательный ответ). Произведение сырого балла на коэффициент дает показатель типа акцентуации. Показатель считается выраженным, а акцентуированная черта характера представленной, если он превосходит 12 баллов. Сочетание акцентуированных черт требует специального анализа на основе теории К. Леонгарда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.05 с.)