Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы диагностики воображенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика 5. “Нарисуй что-нибудь” Ребенку дается лист бумаги, карандаш, фломастеры или ручка и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям и делается вывод об особенностях развития воображения ребенка. Оценка результатов 10 баллов -ребенок в отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии и богатом воображении. Рисунок, его образы и детали тщательно проработаны. 8-9 баллов -рисунок достаточно оригинален, с фантазией, эмоционален и красочен, хотя изображение не является совершенно новым. Детали рисунка проработаны неплохо. 5-7 баллов -ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и вызывает определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла -нарисовано нечто очень простое, неоригинальное, на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. 0-2 балла -в отведенное время ребенок не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. Выводы об уровне развития воображения: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 5-7 баллов - средний. 3-4 баллов - низкий. 0-2 балла - очень низкий.
Возможно также для диагностики воображения использование таких методик как “Рисунок семьи” и “Рисунок мужской фигуры (Человека)”, учитывая, что главное их назначение несколько иное. Для использования методики “Рисунок семьи” возможны модификации, которые могут задаваться следующими инструкциями: 1). “Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом”. 2). “Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь”. 3). “Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа”. Данные методики используются в основном для диагностики межличностной и эмоциональной сфер. Интерпретацию результатов более подробно см. в следующих разделах или Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- С. 50-59.
Методы диагностики памяти Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели: 1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться. 2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации. 3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации. Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти. Память ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память. Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частные показатели.
Методика 6. “ Запомни рисунки” Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти на геометрические фигуры. Выполнение задания желательно представить в качестве игровой ситуации. Ребенку в качестве стимулов предъявляется картинка рис.6А и дается инструкция примерно следующего содержания: Рис. 6. Набор фигур к методике «Запомни рисунки». «На этой картинке (рис. 6А) представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 6Б), которую я тебе покажу позднее. На этой следующей картинке, кроме тех фигур, которые ты запомнил, будут нарисованы еще 6 таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те фигуры, которые ты не видел на первой картинке». Время предъявления стимульной картинки (рис. 6А) - 30 сек. (время на запоминание). Время воспроизведения запомненных фигур (по рис. 6Б) - 1,5 мин.
Оценка результатов: 10 баллов -ребенок узнал на рис. Б все девять фигур, показанных ему на рис. А, за время менее 45 сек. 8-9 баллов -ребенок узнал 7-8 фигур за время 45-55 сек. 6-7 баллов -ребенок узнал 5-6 фигур за время 55-65 сек. 4-5 баллов -ребенок узнал 3-4 фигуры за время 65-75 сек. 2-3 балла -ребенок узнал 1-2 фигуры за время 75-85 сек. 0-1 балл -ребенок не узнал ни одной из фигур за время более 90 сек. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
Методика 7. “ Запомни слова” и “Выучи слова” С помощью данной методики можно определить объем кратковременной слухо-речевой памяти и динамику процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток. Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке. 1 2 3 4 5 6
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.30.192 (0.007 с.) |