Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы диагностики воображения

Поиск

Методика 5. “Нарисуй что-нибудь”

Ребенку дается лист бумаги, карандаш, фломастеры или ручка и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям и делается вывод об особенностях развития воображения ребенка.

Оценка результатов

10 баллов -ребенок в отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии и богатом воображении. Рисунок, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов -рисунок достаточно оригинален, с фантазией, эмоционален и красочен, хотя изображение не является совершенно новым. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов -ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и вызывает определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла -нарисовано нечто очень простое, неоригинальное, на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла -в отведенное время ребенок не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития воображения:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

5-7 баллов - средний.

3-4 баллов - низкий.

0-2 балла - очень низкий.

 

Возможно также для диагностики воображения использование таких методик как “Рисунок семьи” и “Рисунок мужской фигуры (Человека)”, учитывая, что главное их назначение несколько иное.

Для использования методики “Рисунок семьи” возможны модификации, которые могут задаваться следующими инструкциями:

1). “Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом”.

2). “Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь”.

3). “Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа”.

Данные методики используются в основном для диагностики межличностной и эмоциональной сфер. Интерпретацию результатов более подробно см. в следующих разделах или Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- С. 50-59.

 

Методы диагностики памяти

Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. При поступлении ребенка в школу для успешности его обучения в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:

1. Кратковременную зрительную и слуховую, включая их объем и способность удерживать информацию в соответствующих видах оперативной памяти. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, — учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться.

2. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

3. Важно также правильно и точно оценить динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Рассмотрим способы определения всех этих видов и показателей памяти по порядку, но прежде сделаем следующее замечание, которое необходимо принимать во внимание в процессе психодиагностики памяти.

Память ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, как и его внимание, должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство отдельных показателей, относящихся к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка мы будем больше опираться на частные показатели.

 

Методика 6. “ Запомни рисунки”

Данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти на геометрические фигуры. Выполнение задания желательно представить в качестве игровой ситуации. Ребенку в качестве стимулов предъявляется картинка рис.6А и дается инструкция примерно следующего содержания:

Рис. 6. Набор фигур к методике «Запомни рисунки».

«На этой картинке (рис. 6А) представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 6Б), которую я тебе покажу позднее. На этой следующей картинке, кроме тех фигур, которые ты запомнил, будут нарисованы еще 6 таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те фигуры, которые ты не видел на первой картинке».

Время предъявления стимульной картинки (рис. 6А) - 30 сек. (время на запоминание).

Время воспроизведения запомненных фигур (по рис. 6Б) - 1,5 мин.

 

Оценка результатов:

10 баллов -ребенок узнал на рис. Б все девять фигур, показанных ему на рис. А, за время менее 45 сек.

8-9 баллов -ребенок узнал 7-8 фигур за время 45-55 сек.

6-7 баллов -ребенок узнал 5-6 фигур за время 55-65 сек.

4-5 баллов -ребенок узнал 3-4 фигуры за время 65-75 сек.

2-3 балла -ребенок узнал 1-2 фигуры за время 75-85 сек.

0-1 балл -ребенок не узнал ни одной из фигур за время более 90 сек.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 

Методика 7. “ Запомни слова” и “Выучи слова”

С помощью данной методики можно определить объем кратковременной слухо-речевой памяти и динамику процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов:

дерево, кукла, вилка, цветок,

телефон, стакан, птица, пальто,

лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.


1 2 3 4 5 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.30.192 (0.007 с.)