Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
По обеспечению благоприятных условий развития личности ребенка
(Шилов И.Ю. Фамилистика, Петрополис, 2000, стр. 200-203)
В дошкольном возрасте:
Задачи возрастного
развития
| Естественно-
культурные
| Формирование двигательных навыков, способности к прямохождению, сенсорное развитие
| Социально-культурные
| Овладение речью, предметно-манипулятивной деятельностью, развитие образной и элементарной логической форм мышления, произвольности поведения, овладения первичными способами сотрудничества и кооперации
| Социально-психологические
| Становление образа "Я" и самооценки, половая идентификация, обретение бессознательного чувства "базового доверия" к внешнему миру, чувства автономии, инициативы,
| Ведущие институты и агенты
социализации
| Семья, детские ясли и сад, СМИ (телевидение, радио, книги), Родители или заменяющие их взрослые, другие старшие члены семьи, ближайшие соседи, воспитатели, сверстники (с 3 лет)
|
Особенности общения
| Главный фактор развития ребенка в младенчестве непосредственно-эмоциональное общение с взрослыми. Госпитализм.
Общение с взрослыми как ведущий фактор развития дошкольника: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения. Кризис 3-х лет.
Общение дошкольника со сверстниками
| Возрастная
субкультура
| Игры, речетворчество (дразнилки, считалки и пр.), детские мифы, фантазии, суеверия
| Опасности
| Болезни и физические травмы, безграмотность и (или) аморальность родителей, нищета, заброшенность, антигуманность воспитателей детских ДУ
| Основные направления
работы практических
психологов
| Просвещение и консультирование родителей, организация семейных детских яслей-садов, игровых групп и групповых занятий; патронаж неблагополучных семей
| В младшем школьном возрасте:
Задачи возрастного
развития
| Естественно-
культурные
| Развитие двигательных навыков, признаков маскулинности-фемининности, формирование произвольности психических процессов
| Социально-культурные
| Овладение ролью ученика, систематизированными знаниями и умениями в объеме школьного обучения, индивидуализация интересов и овладение способами самоорганизации для их реализации, формирование стремления к достижению результата, умения адекватно оценивать свои успехи и неудачи
| Социально-психологические
| Развитие рефлексии относительно своей деятельности, половая стереотипизация, преодоление противоречий между ролями ребенка и школьника (кризис 6 лет) и между стремлениями к импровизации, творчеству, демократическому общению и приверженностью к стереотипам и подчинению авторитетам
| Ведущие институты и агенты социализации
| Семья, школа, СМИ, внешкольные учреждения, родители, учитель, другие взрослые, сверстники в классе и во дворе; их роль и возможности в решении возрастных задач
| Особенности общения
| Содержание и нормы общения с взрослыми, сверстниками своего и противоположного пола, со старшими и младшими ребятами
| Возрастная
субкультура
| Игры (на уроке, на перемене, во дворе, дома), детский сленг, словесное творчество, фантазии и суеверия, клички
| Опасности
| Пьянство и аморальность родителей, нищета, антигуманность учителя, курение, растление, изнасилование, физические травмы, угнетение старшими ребятами
| Основные направления
работы практических
психологов
| Просвещение родителей, создание условий для развития младших школьников в микросоциуме, выявление потенциально и реально виктимогенных факторов и виктимных младших школьников, координация и кооперирование деятельности институтов воспитания
|
В подростковом возрасте:
Задачи возрастного развития
| Естественно-
культурные
| Рост всех систем организма, половое созревание
| Социально-культурные
| Овладение знаниями в объеме школьного курса, проба сил в различных сферах интересов, формирование группового инстинкта, приобщение к романтическим идеалам (верность, друг, отвага, честь и пр.), самовоспитание в значимых сферах (физическое совершенствование, индивидуальные интересы), определение вида дальнейшего образования
| Социально-психологические
| Преодоление кризиса личной идентичности через углубление и расширение самооценок, идентификация с половозрастной группой и референтной группой сверстников, преодоление маргинальности между детством и отрочеством через автономизацию от взрослых, приобретение навыков саморегуляции в значимых сферах поведения и отношений
| Ведущие институты и агенты
социализации
| Семья, школа, микросоциум, телевидение и видио, родители, учителя, сверстники своего пола, старшие ребята своего пола; их роль и возможности в процессе решения возрастных задач
|
Особенности общения
| Предмет общения - подросток как субъект взаимодействия: со взрослыми- сокращение объема, падение доверительности, рост конфликтности; со сверстниками- активный поиск, практическая основа, дополняемая эмоциональным компонентом, неустойчивость микро-групп, конфликтность
| Возрастная
субкультура
| Игры (преобладание подвижных, появление азартных, увлечение электронными), жаргон, элементы моды в одежде и т.д., суеверия, мифы, фантазии
|
Опасности
| Пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета, ошибки педагогов и родителей, курение, токсикомания, изнасилование, растление, одиночество, физические травмы, травля сверстников, вовлечение в асоциальные и преступные группы
| Основные направления работы
практических психологов
| Просвещение родителей, диагностика виктимности семей, работа с виктимогенными семьями и виктимными подростками, организация в микросоциуме групп и организаций для пробуждения и удовлетворения интересов подростков с использованием массовых и групповых форм взаимодействия
|
В ранней юности:
Задачи возрастного
развития
| Естественно-
культурные
| Завершение физического и полового развития, гармонизация систем организма
|
Социально-культурные
| Овладение программой учебного заведения, определение ценностных ориентаций в профессиональной и внепрофессиональной сферах, выбор дальнейшего жизненного пути, преодоление отношения к человеку как к средству и формирование отношения к нему как к цели, овладение эффективным взаимодействием с окружающими (лицами своего и другого полов, других возрастов), самореализация через самоутверждение в сущностном и внешнем планах
| Социально-психологические
| Гармонизация образа "Я", развитие рефлексии, преодоление маргинальности между подростковым и взрослым состоянием, относительно безболезненное про хождение через ролевую и личностную неопределенности, сексуальная децентрация в поведении, гармонизация стремлений "быть как все" и "быть не как все"
| Ведущие институты и агенты социализации
| Семья, учебные заведения, микросоциум, общество сверстников, референтные группы, друг, подруга, видео и телевидение; их роль и возможности в решении возрастных задач
|
Особенности общения
| Предмет общения - человек как субъект отношений:
- с взрослыми - падение интенсивности и доверительности наряду со стремлением к общению на равных;
- со сверстниками - сочетание широких приятельских отношений, контактов с глубокими дружескими отношениями в узких группах, поиск общения с лицами другого пола
| Возрастная
субкультура
| Мода, жаргон, способы времяпрепровождения, стиль поведения, эстетические пристрастия
|
Опасности
| Антисоциальная семья, пьянство, наркомания, педагогические ошибки родителей и учителей, нищета, проституция, изнасилование, одиночество, суицид, потеря перспективы, физические травмы, маргинальность, травля сверстников, вовлечение в преступные группы
|
Основные направления
работы практических
психологов
| Просвещение родителей и юношей, создание условий для позитивного свободного времяпрепровождения в соответствии с тенденциями моды, создание различных по содержательной направленности клубов и организаций, диагностика виктимных сфер и виктимности личности, ее преодоление, работа по переориентации отдельных юношеских групп и по "расколу" асоциальных групп
|
|