Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Протокол результатов эксперимента
Дата ______ ФИО _________________ возраст ___________ пол ______
Этап
|
Программа
| Кол-во
правильных
выборов (m)
| Время выбора чисел
(Т), сек.
| Скорость выбора чисел (S)
| Условный показатель переключения (П)
|
|
|
| общее
| черн.
| красн.
| черн.
| красн.
| черн.
| красн.
| I
II
III
| Черные
числа
Красные
числа
Черные +
красные
числа
|
|
|
—
|
—
|
SIБС
—
SIСОВ
|
—
SIIБС
SIIСОВ
|
|
|
Обработка результатов:
1. Подсчитать количество правильно найденных чисел (m) на I, I и III этапах задания отдельно для черных и красных чисел.
2. Определить время выполнения процедур нахождения черных и красных чисел раздельно на III этапе задания (Т); для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам.
3. Определить скорость выбора (S) на I, II и III этапах; причем в последнем случае раздельно для черных и красных чисел.
4. Найти условный показатель переключения внимания (П) по формуле раздельно для красных и черных чисел: SСОВ
П = SБС < 1; где
SСОВ - показатель скорости выбора в условиях совмещенного выполнения действий, а SБС - без него.
Ключ:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р
| В
| И
| Н
| К
| Е
| Б
| Ф
| Р
| М
| Д
| Б
| К
| Ф
| Х
| Х
| Ш
| К
| У
| Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У
| Л
| Ф
| Н
| М
| А
| Ж
| Р
| Р
| Д
| Е
| Р
| А
| Р
| К
| Ч
| Н
| Ж
| Г
| М
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | Б
| Ц
| С
| Ш
| К
| Г
| Т
| У
| Р
| |
|
Методика Мюнстерберга
Используется для определения избирательности внимания. Рекомендуется при проведении профконсультирования и профотбора на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Инструкция: «Среди буквенного теста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова».
Пример: рюклбюс радость уфркнп.
Время работы — 2 минуты.
Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Стимульный материал
ФИО _______________________________________ Пол __________
Возраст __________ Дата ___________ Класс _________________
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаметрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккеитроицафцуйгахттелевизорболджщзфюэлгщьбпамятьшогхэюжипдргщхщнздвосприятиейцукендшизхьвафьшролдблюбовьабфьтрплослдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциежцдоррпнародшалдьхэппцгиернкуыфйщрепортажэкждорлафьвюфбьконкурсйфнячьгузскарплличностьзжэьеюдшщгаоджинэцрплаваниедтлжэзбьтэрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораториягщдщнруцтргщчтлроснованиезхжьбшдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплнстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
|
Методика 5. Экспресс-оценка свойств нервной системы
Методика теппинг-тест используется, когда необходима срочная, оперативная оценка выраженности свойств нервной системы, не требующая длительных процедур обследования и расчета показателей. Наиболее информативны для исследования методики:
- лабильность нервной системы - 5-секундный теппинг-тест;
- сила процесса возбуждения - 30-секундный теппинг-тест.
Описание методик и процедура исследования изложены в Приложении 1.
Методы изучения личности и межличностных отношений
Школьников подросткового и юношеского возраста
Методика 6. Изучение мотивации достижения успехов
“Моторная проба Шварцландера”
Методика изложена в предыдущем разделе II, методика 18.
Методика 7. Опросник Р. Кеттелла (HSPQ)
(Личностный опросник для подростков в возрасте от 12 до 16 лет).
Факторный личностный опросник Р. Кеттелла - одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности.
Согласно теории личностных черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт.
Философия 16-факторного опросника была использована Р. Кеттеллом при создании Личностного опросника для подростков в возрасте от 12 до 16 лет (HSPQ). Опросник HSPQ представляет собой систему из 14 факторов и содержит 142 вопроса, каждый из которых имеет три варианта ответа, из которых требуется выбрать один.
Информация, полученная с помощью опросника HSPQ, позволяет выявить индивидуальные различия и создать благоприятные условия обучения с учетом индивидуальных особенностей подростка; осмыслить различные аспекты школьной приспособляемости и оценить эмоциональные и поведенческие отклонения учащихся; разработать психокоррекционные меры и, в целом, дает возможность с большей эффективностью проводить воспитательную работу в школе.
Процедура обследования:
В ходе тестирования необходимо следить за тем, чтобы опросник заполнялся последовательно, без пропусков. Если какой-то вопрос вызывает у испытуемого затруднение, разрешается пояснить смысл этого вопроса, не подсказывая ответ, не давая какой-либо дополнительной информации, которая может спровоцировать выбор того или иного ответа из предложенных вариантов. Исключение составляют вопросы, направленные на выявление интеллектуальных функций. В них разрешается только повторное прочтение вопросов без объяснения смысла слов. В отношении этих вопросов испытуемому предлагается подумать еще.
Поведение испытуемого в процессе тестирования является важным диагностическим признаком. Наличие большого количества вопросов может быть проявлением защитной реакции человека, свидетельствовать о повышенной тревожности, ригидности и конкретности мышления.
Инструкция:
Перед Вами опросник и Бланк ответов. Опросник содержит вопросы о Ваших взглядах, желаниях, интересах. Читая их один за другим, Вы должны каждый раз выбирать только один из ответов - "а", "б" или "в". Выбрав ответ, Вы должны в соответствующей клеточке Бланка ответов поставить крестик "X".
При ответах следует соблюдать следующие правила:
1. Отвечайте на вопросы честно и откровенно. Нет смысла давать неискренние ответы только потому, что, как Вам кажется, "так следовало бы отвечать". Содержание Ваших ответов разглашено не будет.
2. Используйте средний ответ "б" только тогда, когда абсолютно невозможно решить, какой из крайних ответов, "а" или "в", Вам больше подходит.
3. Не пропускайте ни одного вопроса, даже если Вам кажется, что он не имеет к Вам отношения.
Текст опросника (HSPQ)
1.
| Вы поняли инструкцию?а) да б) не уверен в) нет
| 2.
| Во время коллективной загородной прогулки или похода Вы бы предпочли
|
| а) в одиночку осматривать лес б) не уверен
в) играть с товарищами вокруг костра
| 3..
| Вы любите высказываться во время коллективного обсуждения
|
| а) да б) иногда в) нет
| 4.
| Если Вы сделали какую-то глупость, Вам бывает настолько плохо, что хочется "провалиться сквозь землю"
|
| а) да б) может быть в) нет
| 5.
| Вам легко хранить увлекательный секрет
|
| а) да б) иногда в) нет
| 6.
| Когда Вы что-то решаете. Вы
|
| а) сомневаетесь - вдруг захочется изменить свое решение; б) нечто среднее
в) чувствуете уверенность, что решение останется в силе
| 7.
| Вы можете напряженно работать над чем-либо, не отвлекаясь, если стоит шум
|
| а) да б) возможно в) нет
| 8.
| Когда предложения товарищей расходятся с Вашими, Вы не говорите, что Ваше предложение лучше, потому что стараетесь не обидеть друзей
|
| а) да б) иногда в) нет
| 9.
| Вы обычно просите кого-нибудь о помощи, когда самому Вам трудно выполнить какое-то задание а) редко б) иногда в) часто
| 10.
| Вы предпочитаете проводить время
|
| а) в шумных забавах; б) трудно сказать; в) в серьезной беседе о своих увлечениях
| 11.
| Из этих характеристик Вам больше подходит
|
| а) надежный вожак б) нечто среднее в) симпатичный, приятный человек
| 12.
| Собираясь на вечер или в гости, Вы чувствуете, что Вам не так уж интересно туда идти а) да б) возможно в) нет
| 13.
| Если Вы на кого-то справедливо сердитесь, Вы обычно кричите
|
| а) да б) может быть в) нет
| 14.
| Когда одноклассники Вас разыгрывают, Вы обычно веселитесь вместе с остальными, не чувствуя ни малейшего огорчения
|
| а) да б) может быть в) нет
|
15.
| Вас раздражает, если кто-то заговаривает с Вами, когда Вы о чем-то размышляете а) да б) трудно сказать в) нет
| 16.
| Вы можете сохранять бодрость, даже если дела идут плохо.
|
| а) да б) не уверен в) нет
| 17.
| Вы стараетесь, чтобы Ваши интересы и увлечения совпадали с интересами одноклассников а) да б) иногда в) нет
| 18.
| У большинства людей больше друзей, чем у Вас
|
| а) да б) не уверен в) нет
| 19.
| Вы предпочли бы быть
|
| а) актером эстрады б) трудно сказать в) врачом
| 20.
| Вы считаете, что Ваша жизнь идет более гладко, чем у многих других
|
| а) да б) возможно в) нет
| 21.
| Бывает так, что Вы не можете сосредоточиться на чем-то из-за посторонних мыслейа) да, часто б) иногда в) нет, почти никогда
| 22.
| Вам хотелось бы играть на сцене, например, в школьной самодеятельности
|
| а) да б) не уверен в) нет
| 23.
| Слово "сильный" означает то же, что и слово
|
| а) могущественный б) суровый в) выносливый
| 24.
| Слово "правда" противоположно по смыслу слову
|
| а) фантазия б) ложь в) отрицание
| 25.
| Вы полностью понимаете то, что проходите в школе
|
| а) да б) обычно в) нет
| 26.
| Когда мел скрипит по доске, у Вас от этого пробегает "мороз по коже"
|
| а) да б) может быть в) нет
| 27.
| Когда что-то никак не получается, Вам удается сдерживать свое раздражение, не срывая его на других людях
|
| а) часто б) иногда в) редко
| 28.
| Если кто-то в разговоре перебивает Вас, то Вы
|
| а) уступаете и даете ему высказаться б) трудно решить
в) даете понять, что это невежливо и не позволяете прерывать себя
| 29.
| Вы избегаете забираться в узкие пещеры (места) или подниматься на большую высотуа) да б) иногда в) редко
| 30.
| Вы всегда не прочь показать другим, как хорошо Вы можете работать по сравнению с остальными а) да б) иногда в) нет
| 31.
| Вы спрашиваете совета у родителей относительно своих дел и поступков в школе
|
| а) часто б) иногда в) редко
| 32.
| Вы можете беседовать с группой незнакомых людей, не запинаясь и не затрудняясь в выборе слов а) да б) может быть в) нет
| 33.
| Когда люди говорят про Вас что-то плохое, Вас это сильно расстраивает
|
| а) да б) нечто среднее в) нет
| 34.
| Вам больше нравится смотреть соревнование по боксу, чем танцы на льду.
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
| 35.
| Если кто-то обидел Вас, Вы вскоре снова сможете ему довериться
|
| а) да б) может быть в) нет
| 36.
| Вы чувствуете иногда, что мало на что годитесь и никогда не совершите ничего стоящего а) да б) может быть в) нет
| 37.
| Когда группа людей что-то делает, Вы
|
| а) принимаете в этом активное участие б) нечто среднее
в) обычно только наблюдаете со стороны
|
38.
| Вы предпочли бы отправиться в путешествие:
|
| а) один б) трудно решить в) с группой
| 39.
| Вас считают человеком, на которого всегда можно положиться и который все сделает точно и как следует
|
| а) да б) может быть в) нет
| 40.
| Читая приключенческую повесть, Вы
|
| а) просто получаете удовольствие б) трудно решить
в) волнуетесь, благополучно ли она закончится
| 41.
| Вы испытываете раздражение, если приходится тихо сидеть и ждать, пока что-то начнется а) да б) нечто среднее в) нет
| 42.
| Вас раздражает, если люди берут Ваши вещи без спроса
|
| а) да б) иногда в) нет
| 43.
| Слово "покупать" противоположно по смыслу слову
|
| а) давать б) одалживать в) продавать
| 44.
| Слово "госпиталь" так относится к слову "больной", как слово "столовая" - к слову а) голодный б) еда в) обед
| 45.
| Вы всегда хорошо ладили со своими родителями, братьями и сестрами
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
| 46.
| Если одноклассники играют во что-то без Вас, Вы
|
| а) считаете это простой случайностью б) нечто среднее
в) обижаетесь и сердитесь
| 47.
| Люди говорят, что Вы иногда несобранны и легко увлекаетесь, хотя они считают Вас хорошим человеком
|
| а) да б) возможно в) нет
| 48.
| Находясь в автобусе или поезде, Вы говорите
|
| а) своим обычным голосом б) нечто среднее в) как можно тише
| 49.
| Вы бы предпочли:
|
| а) быть самым популярным человеком в школе б) трудно сказать
в) иметь самые лучшие оценки
| 50.
| Находясь в компании, Вы часто шутите и рассказываете смешные истории
|
| а) да б) иногда в) нет
| 51.
| Вы любите говорить ребятам о том, что нужно соблюдать правила
|
| а) да б) иногда в) нет
| 52.
| Вас легко обидетьа) да б) может быть в) нет
| 53.
| Когда другие, отставая, тормозят Вашу работу, по - Вашему, лучше
|
| а) подождать их б) трудно решить в) поторопить их
| 54.
| Вы больше восхищаетесь
|
| а) знаменитым спортсменом б) трудно решить в) знаменитым поэтом
| 55.
| Вы бы предпочли провести свободное время
|
| а) один, с книгой или коллекцией почтовых марок б) трудно решить
в) занимаясь под руководством других каким-либо общим делом
| 56.
| Вы считаете, что Ваши дела идут хорошо и что Вы делаете все, что можно от Вас ожидатьа) да б) трудно сказать в) нет
| 57.
| Вам трудно вести себя так или быть таким, каким Вас хотят видеть другие люди
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
| 58.
| Если Вам нечего делать вечером, Вы бы предпочли
|
| а) позвать несколько друзей и заняться чем-нибудь вместе с ними
б) не уверен в) почитать любимую книгу или заняться любимым делом
| 59.
| Вам бы хотелось быть очень красивым, чтобы люди везде обращали на Вас вниманиеа) да б) может быть в) нет
|
60.
| Когда приближается что-то важное, например, экзамен или ответственное соревнование, Выа) остаетесь совершенно спокойным и хладнокровным
|
| б) нечто среднее в) становитесь очень напряженным и теряете покой
| 61.
| Если кто-то включает громкую музыку, когда Вы пытаетесь работать, Вы чувствуете, что Вам необходимо удалиться
|
| а) да б) может быть в) нет
| 62.
| Вы легко схватываете новый ритм в танце или в музыке
|
| а) да б) может быть в) нет
| 63.
| Слово "шоссе" так относится к слову "колесо", как слово "тропа" - к слову
|
| а) пешеход б) нога в) телега
| 64.
| Если мать Сережи – сестра моего отца, то Сережин отец приходится моему брату
|
| а) двоюродным братом б) дедушкой в) дядей
| 65.
| Вы часто с увлечением составляете большие планы, а потом выясняется, что ничего из этого не выйдет а) да б) иногда в) нет
| 66.
| Если Вас застали в затруднительной, неловкой ситуации, Вы можете превратить все в шутку и выйти из положения
|
| а) как правило б) трудно сказать в) нет
| 67.
| Когда Вы запоминаете что-то иначе, чем другие, Вы часто спорите о том, что произошло на самом деле
|
| а) да б) может быть в) нет
| 68.
| У Вас бывает иногда так хорошо на душе, что буквально хочется петь и кричать
|
| а) да б) может быть в) нет
| 69.
| Вы бы предпочли работу:
|
| а) безопасную и с размеренным ритмом, хотя и требующую напряжения
б) не уверен в) связанную с разъездами и встречами с новыми людьми
| 70.
| Вы любите делать что-то совершенно неожиданное и поражающее других
|
| а) да б) иногда в) нет
| 71.
| Если бы все стали делать нечто такое, что Вы считаете неправильным, Вы
|
| а) присоединились бы к ним б) не уверен
в) делали бы то, что считаете правильным
| 72.
| Вы можете нормально работать, не ощущая неловкости, если за Вами наблюдают
|
| а) да б) возможно в) нет
| 73.
| Вы бы предпочли провести свободное время
|
| а) в живописном парке б) не уверен в) на стадионе
| 74.
| Отдыхая на море, на озере, Вы бы предпочли
|
| а) смотреть рискованные лодочные гонки б) не уверен
в) прогуливаться вдоль красивого берега с другом
| 75.
| Находясь в компании. Вы большей частью
|
| а) общаетесь с друзьями б) трудно сказать в) наблюдаете за происходящим
| 76.
| Вы всегда можете определить свои чувства, например, отличить усталость от скукиа) да б) может быть в) нет
| 77.
| Когда у Вас все великолепно, Вы
|
| а) готовы почти что "прыгать от радости" б) трудно решить
в) внутренне радуетесь, но внешне кажетесь спокойным
| 78.
| Вы бы предпочли быть
|
| а) инженером-мостостроителем б) трудно решить в) артистом балета или цирка
| 79.
| Если Вам что-то сильно досаждает, по - Вашему, лучше:
|
| а) стараться не обращать внимания на это, пока не остынешь
б) трудно решить в) найти способ разрядиться
|
80.
| Вы говорите иногда глупости только для того, чтобы посмотреть, что скажут на это другиеа) да б) может быть в) нет
| 81.
| Если Вы проигрываете важную игру, Вы
|
| а) говорите: "В конце концов, это ведь только игра" б) трудно ответить
в) сердитесь или злитесь на себя
| 82.
| Вы стараетесь избегать переполненных автобусов и многолюдных улиц, даже если это удлиняет дорогу а) да б) может быть в) нет
| 83.
| Слово "обычно" означает то же самое) что и слово
|
| а) иногда б) всегда в) как правило
| 84.
| Бабушка дочери сестры моего брата – это
|
| а) моя мать б) жена моего брата в) моя племянница
| 85.
| У Вас почти всегда хорошее настроение.
|
| а) да б) среднее в) нет
| 86.
| Если у Вас все время что-нибудь портится или ломается, Вы, тем не менее, сохраняете спокойствие?
|
| а) да б) может быть в) нет, я выхожу из себя
| 87.
| Вы когда-либо чувствовали неудовлетворенность и говорили себе: "Я наверняка мог бы сделать нашу школу лучше, чем это удается учителям"
|
| а) да б) может быть в) нет
| 88.
| Вы бы хотели быть
|
| а) архитектором-проектировщиком б) трудно решить
в) певцом или музыкантом в эстрадном оркестре
| 89.
| Если бы представился случай совершить что-то действительно необычное и увлекательное, но в то же время опасное, Вы
|
| а) вероятно, не стали бы этого делать б) не уверены в) определенно сделали бы
| 90.
| Когда Вам нужно сделатьчто-то по дому, Вы
|
| а) очень часто просто не делаете этого б) нечто среднее
в) всегда делаете это вовремя
| 91.
| Вы обычно обсуждаете свои дела с родителями
|
| а) да б) иногда в) нет
| 92.
| Вы участвуете в обсуждении каких-либо дел Вашего класса.
|
| а) почти всегда б) иногда в) никогда
| 93.
| Если какая-то сделанная Вами работа должна быть показана важному лицу, Вы предпочли быа) показать лично б) трудно сказать
|
| в) чтобы ее показал кто-то другой без Вашего личного присутствия
| 94.
| Погожим вечером Вы бы предпочли
а) посмотреть мотогонки б) трудно сказать
|
| в) послушать музыку на открытой эстраде
| 95.
| Ваши манеры лучше, чем у большинства Ваших друзей
|
| а) да б) не уверен в) нет
| 96.
| Вы легко усваиваете новые игры?
|
| а) да б) нечто среднее в) нет
| 97.
| Вы считаете, что большинству людей Вы кажетесь порою угрюмым и унылым
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
| 98.
| Можно сказать, что Вы, как и большинство людей, слегка побаиваетесь разряда молний а) да б) трудно сказать в) нет
| 99.
| Вы любите, когда Вам подробно объясняют, что икакследует делать.
|
| а) да б) трудно сказать в) нет
|
100.
| Вы иногда замечали, просыпаясь утром, что так ворочались и метались во сне, что вся постель в беспорядке.
|
| а) часто б) иногда в) нет
| 101.
| Когда Вы по тихой, безлюдной улице возвращаетесь домой вечером, Вам часто кажется, что кто-то идет за Вами
|
| а) да б) может быть в) нет
| 102.
| Вам неприятно в разговорах с одноклассниками рассказывать о своих переживаниях а) да б) иногда в) нет, я не испытываю неприятного чувства
| 103.
| Попадая в новую компанию, Вы
а) быстро осваиваетесь со всеми б) трудно сказать
|
| в) Вам нужно много времени, чтобы узнать каждого
| 104.
| Прочитайте пять слов: "циркуль", "отвертка", "карандаш", "бумага", "линейка". Отметьте слово, которое не подходит к остальным
|
| а) отвертка б) бумага в) линейка
| 105.
| Бывает так, что у Вас без определенных причин резко меняется настроение
|
| а) да б) иногда в) нет
| 106.
| Когда Вы слушаете радио или смотрите телевизор, а вокруг смеются, разговаривают, Вама) хорошо б) трудно сказать в) это мешает и раздражает
| 107.
| Если в компании Вы случайно скажете что-то неудачно или невпопад, то Вы долго помните об этом и испытываете неловкость.
|
| а) да б) может быть в) нет
| 108.
| Вы, бывало, всерьез думали о том, что могли бы стать видным общественно-политическим деятелем, известным на всю страну
|
| а) часто б) иногда в) никогда не думал
| 109.
| Вас чаще считают человеком, который
|
| а) думает б) трудно сказать в) действует
| 110.
| Вac легко вовлечь в действия, которые, как Вам известно, являются плохими и неправильнымиа) да б) иногда в) нет
| 111.
| Вы бы расстроились, если бы Вам пришлось переезжать на новое место и заводить там новых друзей а) да б) может быть в) нет
| 112.
| Вы считаете себя: а) склонным к унынию и переменам настроения
|
| б) трудно решить в) вовсе не унылым
| 113.
| Вы часто проводите время или делаете что-то вместе с группой.
|
| а) очень часто б) иногда в) почти никогда
| 114.
| Вы больше любите фильмы
|
| а) музыкальные б) трудно сказать в) о войне
| 115.
| Если кто-то испортилпринадлежащую Вамвещь,Вы:
|
| а) забудете об этом б) трудно сказать в) не упустите случая припомнить
| 116.
| Можно сказать, что Вы довольно взыскательны и даже привередливы в выборе друзей а) да б) может быть в) нет
| 117.
| Вам легко подойти и представиться важному лицу
|
| а) да б) может быть в) нет
| 118.
| Вы считаете, что при совместном обсуждении вопросов люди часто тратят больше времени и принимают худшее решение, чем если бы это сделал один человек
|
| а) да б) может быть в) нет
| 119.
| Вы считаете, что делаете то, чтодолжны делать в жизни
|
| а) да б) не уверен в) нет
| 120.
| Вы чувствуете себя порой настолько запутавшимся, что сами не понимаете, что делаете а) да б) может быть в) нет
|
121.
| Если кто-то спорит с Вами, то Вы
|
| а) даете ему высказать все, что он хочет б) трудно сказать
в) обычно перебиваете его раньше, чем он закончит
| 122.
| Если бы пришлось выбирать, Вы предпочли бы жить:
|
| а) в тиши лесов, где слышно только пение птиц б) трудно сказать
в) на многолюдной улице, где много происшествий
| 123.
| Работая на железной дороге, Вы предпочли бы быть
|
| а) проводником, имеющим дело с пассажирами б) трудно решить
в) машинистом, ведущим поезд
| 124.
| Прочтите эти пять слов: "снизу", "около", "над", "позади", "между". Отметьте слово, которое не подходит к остальным
|
| а) снизу б) между в) около
| 125.
| Если Вас просят взять на себя новое трудное дело, Вы:
|
| а)рады этому и показываете, на что способны б) трудно сказать
в) чувствуете, что не справитесь
| 126.
| Если Вы поднимаете руку для ответа, и другие одновременно делают то же самое, Вы испытываете возбуждение
|
| а) иногда б) редко в) никогда
| 127.
| Вы предпочли бы быть
|
| а) учителем б) трудно решить в) ученым
| 128.
| В свой день рождения Вы предпочитаете
|
| а) чтобы Вас заранее спросили, какой подарок Вам хочется б) трудно сказать
в) чтобы подарок был для Вас сюрпризом
| 129.
| Вы очень заботитесь о том, чтобы не задеть и не обидеть других, даже в шутку
|
| а) да б) может быть в) нет
| 130.
| Если Вы видите незнакомого человека с тяжелым чемоданом, Вы:
|
| а) предоставите ему возможность справиться самому б) трудно сказать
в) поможете ему
| 131.
| Перед тем как высказать что-то в классе, Вы заранее убеждаетесь в собственной правоте а) всегда б) как правило в) редко
| 132.
| Бывает так) что из боязни последствий Вы стараетесь уклониться от принятия решения а) часто б) иногда в) никогда
| 133.
| В угрожающей ситуации Вы можете улыбаться и сохранять спокойствие
|
| а) да б) может быть в) нет
| 134.
| Вам случается почти что плакать над некоторыми книгами или пьесами
|
| а) да, часто б) иногда в) нет, никогда
| 135.
| Оказавшись за городом, Вы бы предпочли
|
| а) организовывать классный пикник б) трудно сказать
в) изучать в лесу различные породы деревьев
| 136.
| Во время коллективного обсуждения Вы часто замечаете, что
|
| а) занимаете особую позицию б) трудно сказать в) соглашаетесь с остальными
| 137.
| Ваши чувства бывают так напряжены, что Вы, кажется, готовы "взорваться" от их избытка а) часто б) иногда в) редко
| 138.
| Вы предпочитаете друзей, которые любят
|
| а) дурачиться б) трудно сказать в) быть более серьезными
| 139.
| Если бы Вы не были человеком, Вы бы предпочли быть:
|
| а) орлом на горной вершине б) трудно сказать
в) тюленем в стаде, на берегу моря
| 140.
| Вы обычно точный и аккуратный человек а) да б) нечто среднее в) нет
|
|
|
141.
| Вам действуют на нервы мелкие неприятности, даже если Вы знаете, что они не очень существенныа) да б) может быть в) нет
| 142.
| Вы уверены, что ответили на все вопросы? а) да б) может быть в) нет
| Интерпретация шкал опросника:
1. Фактор А. Аффектотимия - шизотимия
(экстраверсия-интроверсия или “замкнутость - общительность”)
Высокие баллы по соответствующей шкале - 8-10 баллов - характеризуют подростка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к окружающим.
Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим — от 1 до 3 баллов.
Подросток с высокой оценкой по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. С низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.
2. Фактор В. Интеллект
Подростку с высокими оценками (8-10 баллов) свойственна сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем развития вербальной культуры и эрудицией.
Подростку с низкими оценками (1-3 балла) свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.
3. Фактор С. Сила “Я”- слабость “Я”
(или “эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость”)
Подросток с высокими баллами по данной шкале (8—10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью, эмоционально устойчивый.
Подросток с низкими баллами по данной шкале — от 1 до 3 — характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый, раздражительный, быстро утомляемый, имеющий невротические симптомы.
Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у подростков, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных подростков.
4. Фактор D. Возбудимость-флегматичность
(или “беспокойство-уравновешенность”)
Подросток с высокой оценкой по данной личностной черте – 8-10 баллов характеризуется как нетерпеливый, легко возбудимый, реактивный, с недостаточной концентрацией внимания.
Подросток, имеющий сравнительно низкие оценки — от 1 до 3 баллов, представляется сдержанным, невозбудимым и флегматичным, чаще всего спокойным.
Для подростков с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.
5. Фактор E. Доминантность - конформность
(или “настойчивость-зависимость”)
Подросток с высокими значениями по данной шкале - 8-10 баллов - является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им. Стремится к самоутверждению, может агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность, действовать смело, энергично и активно.
Подросток, имеющий низкие показатели — 1-3 балла, напротив, проявляет послушность, зависимость, не может отстаивать свою точку зрения, следует на поводу у лидеров, пассивен, не верит в свои силы и возможности, склонен брать вину на себя.
6. Фактор F. Сургенсия-десургенсия (или “беспечность-озабоченность”)
Высокие показатели по данной личностной черте (8—10 баллов) говорят о энергичном, добром, оптимистичном характере. Подросток часто находчив и остроумен, неусидчив, предпочитает разнообразие и частые перемены, общителен, импульсивен. Может быть легкомысленным и небрежным.
Низкие показатели (1-3 балла), напротив, свидетельствуют об излишней серьезности и осторожности, стремлении к уединению, молчаливости, ответственности, послушности, боязни неудач. Часто бывает печальным, тревожным, вялым и апатичным.
7. Фактор G. Сила “Сверх-Я”- слабость “Сверх-Я”
(или “добросовестность - недобросовестность”)
Высокие значения по данной личностной черте — 8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, обязательности, ответственности, стремлении к порядку и дисциплинированности.
Низкие показатели по этой же шкале - 1-3 балла - являются признаком недобросовестности, безответственности, расхлябанности, потворству своим желаниям.
Эта черта личности отражает то, как подросток воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют подростки, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются подростки с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.
8. Фактор H. Пармия – тректия
(или “смелость-робость”)
Высокие значения — 8-10 баллов — имеют смелые, решительные подростки, имеющие тягу к риску. Могут проявлять элементы непослушания, хулиганства.
Низкие значения — 1—3 балла — имеют подростки робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.
9. Фактор I. Премсия - Харрия
(или “чувствительность-жесткость”, “мечтательность-практичность”
|