I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса

 

Целью данного курса является подготовка студентов – будущих артистов балета к самостоятельной практической исполнительской деятельности в сфере балета в соответствии с исторически сложившейся в России методикой преподавания классического танца и с учетом требований, предъявляемых современным уровнем развития балетного искусства.

Задачи курса

 

Основной задачей обучения является практическое овладение элементами и выразительными средствами классического танца. Развитие навыков композиционных построений.

 

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Классический танец является одним из основных предметов специальных дисциплин, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета. Обучение классическому танцу является базой для дальнейшего изучения целого ряда специальных дисциплин.

Требования к уровню освоения содержания курса

В результате освоения содержания курса студенты должны

знать:

·понятийный аппарат классического танца;

·теоретические основы методики исполнения движений классического танца;

·методику сочинения танцевальных комбинаций (от простых учебных до развернутых танцевальных);

·основные приемы пространственного решения танцевальных композиций;

·методику записи примеров учебных комбинаций и разбора хореографического текста по записи;

·принципы музыкального оформления урока классического танца;

Уметь:

·методически и технически грамотно исполнять движения и танцевальные комбинации классического танца;

·создавать учебные и танцевальные комбинации и композиции на основе классического танца;

·использовать французскую терминологию (письменно и устно) для обозначения основных движений и элементов классического танца

 

I. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Разделы курса

1. Введение в дисциплину «Классический танец»

Методика изучения движений классического танца

Методика построения композиции

 

  1. Темы и краткое содержание

 

Раздел 1.Введение в дисциплину «Классический танец»

Тема 1. Классический танец как исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографии

Истоки классического танца (бытовые, народные). Исторический процесс формирования классического танца. Эволюция развития классического танца как выразительного средства хореографического искусства. Систематизация танцевальных положений и движений. Стили, жанры и формы хореографического (балетного) искусства. Становление терминологии классического танца. Процесс формирования термина «классический танец». Возникновение и развитие техники классического танца. Русская школа классического танца. Общие и отличительные черты от западноевропейской балетной школы.

Классическое наследие балетного искусства как художественная непреходящая ценность. сохранение и передача эстетических принципов, композиционных приемов, художественного языка и форм балетного искусства прошлых эпох. Современное состояние и тенденции развития классического танца.

 

Тема2. Музыкальные формы и стили классической хореографии

Определение понятия «музыкальная форма». Многообразие вариантов трактовок музыкальных форм. Исторический процесс формирования музыкальных форм. Ранние формы старинной сюиты: алеманда, куранта, сарабанда, жига (XV–XVI вв.). Поздний период старинной сюиты: гавот, менуэт, ригодо чакона, пассакалья (XVI–XVII вв.) Музыкальные формы классической хореографии, утвердившиеся в XIX веке: вариации, pas de deux, pas de trios, pas de quatre, ансамбль.

Определение понятия «музыкальный стиль». Музыкальные стили классической хореографии. Музыкальный стиль классицизм (конец XVIII – начало XIX веков). симфонизм балетной музыки в творчестве Л. Бетховена. Музыкальный стиль романтизм (XIX век). Симфонизм балетной музыки в творчестве композиторов эпохи романтизма – А. Адана, Л. Делиба и т.д. Роль П. Чайковского в развитии принципов симфонизма и конфликтной драматургии в балетной музыке. Традиции симфонизма балетной музыки в творчестве композитора А. Глазунова. Музыкальный стиль импрессионизм (начало XX века). Музыкальный стиль импрессионизм в творчестве композиторов: К. Дебюсси, Н. Черепнина, И. Стравинского и т.д. Музыкальный стиль неоклассицизм в творчестве зарубежных композиторов: Б. Барток, Ж. Сифера, П. Хиндемит и т.д. Современный музыкальный стиль. Характерные черты современного музыкального стиля – драматическая насыщенность, сложная современная музыкальная лексика, индивидуальная манера и т.д.

 

Тема3. Система преподавания классического танца А. Я. Вагановой

Артистический путь А. Я. Вагановой как танцовщицы русской академической школы классического танца в Мариинском театре (1897–1916). Общая характеристика творческой деятельности А. Я. Вагановой (1879–1951). Общая характеристика балетмейстерской и педагогической деятельности. Учителя А. Я. Вагановой: А. Облаков, Л. Иванов, Е. Вазем, X. Иогансон, О. Преображенская и др.

А. Я Ваганова – создатель научно-обоснованной системы классического танца. Утверждение творческих принципов мастеров русской школы классического танца, таких как X. Иогансон, Н. Легат и др. Первый отечественный учебник по методике преподавания классического танца – «Основы классического танца» (1934).

Ученики А. Я. Вагановой как продолжатели ее педагогических принципов: Ф. Балабина, Т. Вячеслова, Н. Дудинская, М. Семенова. Г. Уланова, И. Колпакова, А. Осипенко, О. Моисеева и др. Влияние научной деятельности А. Я. Вагановой на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.

 

Тема4. мужской классический танец. Педагогическая система Н. И. Тарасова.

Общая характеристика творческой деятельности Н. И. Тарасова (1902–1975). Педагоги Н. И. Тарасова: Н. Домашов, Н. Легат и др. Артистический путь Н. И. Тарасова как танцовщика русской академической школы классического танца. Утверждение на сцене художественно-эстетических принципов академизма мужского классического танца.

Педагогическая деятельность Н. И. Тарасова: Большой театр, Московское хореографическое училище, ГИТИС им. А. В. Луначарского. Первая научная работа Н. И. Тарасова в соавторстве с В. Мориц и А. Чекрыгиным «Методика классического тренажа» (1940). Фундаментальный труд «Классический танец. Школа мужского исполнительства» (1971).

Ученики Н. И Тарасова: М. Лиепа, М. Лавровский, Ю. Кондратов, Я. Сех, Е. Валукин и др. Влияние научной деятельности Н. И. Тарасова на развитие отечественной и мировой балетной педагогики.

 

Методика изучения движений классического танца

Практические занятия.

1.Постановки корпуса (лицом к станку).

2.Позиции ног – I, II, III, IV (IV – как наиболее трудная, изучается последней).

3.Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III (изучаются на середине зала):

· Grand pliés.

· Battements tendus и его разновидности.

· Battements tendus jetés и его разновидности.

· Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.

· Battements fondus и его разновидности.

· Battements soutenus.

· Battements frappés и его разновидности.

· Battements développés и его разновидности.

· Battements relevé lent и его разновидности.

· Rond de jambe en 1΄air.

· Grand battements jetés и его разновидности.

· Petits battements sur le cou de pied и т.д.

 

Тема2. Приемы развития движений классического танца у станка

Основные приемы развития движений классического танца у станка.

Практические занятия.

1.Grand plié no IV позиции.

2.Battements tendus: с demi-pliés no IV позиции с переходом с опорной ноги; plié-soutenus по V позициям, и на полупальцах, во всех направлениях и т.д.

3.Battements tendus jeté: на 1/8 четверть музыкального такта по I и V позициям; balançoir c relevé; pour batteries и т.д.

4.Rond de jembe par terre en dehors et en dedans: на demi-plié; с demi-rond et rond de jembe en dehors et en dedans на 45° (на четверть и полный круг) и т.д.

5.Battements fondus: на 45° и 90° во всех направлениях; double fondus во всех направлениях; с demi-plié en face во всех направлениях и т.д.

6.Battements frappés: на 30° на полупальцах, во всех направлениях; с relevé (с опусканиием пятки на всю стопу и с окончанием на demi-plié) во всех направлениях; на 1/8 четверть музыкального такта в сторону и т.д.

7.Battements double frappés на 30° и на полупальцах, во всех направлениях; с relevé (c опусканием пятки на всю стопу и с окончанием на demi-plié) во всех направлениях и т.д.

8.Battements soutenus на 90° во всех направлениях.

9.Battements développés: développés passés на полной стопе со всех направлений; demi rond de jembe développé en dehors et en dedans на полной стопе, во всех направлениях и т.д.

10.Rond de jembe en 1 air en dehors et en dedans: с окончанием в demi-plié et relevés en face; на 90° на полной стопе en face и т.д.

11.Petit battements sur le cou-de-pied на 1/8 четверть музыкального такта с акцентом вперед и назад.

12.Grand battements jeté: pointés; passé en face; с demi-rond de jembe en dehors et en dedans и т.д.

13.Pas tombé другая нога носком в пол и на 45° и 90°.

14.Pas coupé с подъемом на полупальцы.

15.Flic: со стороны II позиции вперед и назад; со стороны IV позиции с подъемом на полупальцы.

16.Relevés на полупальцы: по I, II, IV и V позициям с demi-plié; с ногой в положении sur le cou-de-pied и т.д.

 

Тема3. Приемы развития движений классического танца на середине зале

Основные приемы развития движений классического танца на середине зала. Определение понятия «поза классического танца». Позы классического танца как фактор развития движений классического танца. Определение форм поз классического танца: малых, средних, больших. Виды поз классического танца: croisé, effacé et ecarté. Классификация поз классического танца. Определение понятий «канонические» и «неканонические» позы классического танца. Методика и приёмы исполнения поз классического танца.

Руки как «речевое» средство поз классического танца. Определение понятия «ведущая и ведомая рука». Temps lié как основное движение развивающее приемы и технику исполнения поз классического танца. Виды temps lié. Adagio – как средство к овладению поз классического танца. Port de bras – комплекс движений, направленный на воспитание исполнительского мастерства. Виды port de bras. Работа над развитием выразительности поз классического танца.

Практические занятия.

1.Основные малые позы (обе ноги на полу):

· croisée вперед и назад;

· effacée вперед и назад;

· ecartée вперед и назад;

· arabesques (I, II, III, IV).

2.Основные большие позы (одна нога на полу, другая на воздухе):

· croisée вперед и назад;

· effacée вперед и назад;

· ecartée вперед и назад;

· attitude croisée вперед и назад;

· attitude effacée вперед и назад;

· arabesques (I, II, III, IV).

3.Формы temps lie:

· temps lié par terre (основная форма);

· temps lié par terre с перегибом корпуса;

· temps lié на 90°.

4.Формы port de bras:

· 1-я форма port de bras;

· 2-я форма port de bras;

· 3-я форма port de bras;

· 4-я форма port de bras;

· 5-я форма port de bras;

· 6-я форма port de bras.

5.Battements tendus и его разновидности в позах: croisée, effacé, ecartée et II, IV arabesques.

6.Battements tendus jeté и его разновидности в позах: croisée, effacé, ecartée et II, IV arabesques.

7.Rond de jembe par terre en dehors et en dedans в позе ecartée.

8.Battements fondus и его разновидности в позах: croisée, effacé, ecartée, et II, IV arabesques;

9.Battements frappés и его разновидности в позах: croisée, effacé, ecartée, et II, IV arabesques.

10.Battements soutenus и его разновидности в позах: croisée, effacé, ecartée et II, IV arabesques.

11.Rond de jembe en l΄air en dehors et en dedan.

12.Battements relevés lents в позах: croisée, effacé, ecartée et II, IV arabesques.

13.Battements développés и его разновидности в позах: croisée, effacé, ecartée, attitudes croisée et effacé, II, IV arabesques.

14.Grand battements jeté и его разновидности в позах: croisée, effacé, ecartee et II, IV arabesques и т.д.

 

Тема4. Методика изучения движений раздела allegro

Allegro – выразительное средство классического танца. Прыжки, наиболее сложная и трудная часть учебного процесса по классическому танцу. Классификация прыжков по формам, группам, видам и их разновидности. Формы прыжков: малые, средние и большие. Группы прыжков: с двух ног на две; с двух ног на одну; с одной ноги на две; с одной ноги на другую; на одной ноге. Виды прыжков: pas assemble, pas jete, pas de chat и их разновидности. Технология прыжка: толчек, взлет, завершение. Последовательность изучения. Методика исполнения прыжка. Роль и значение demi-plié в технике исполнения прыжка. Согласованность движений головы, рук, корпуса и ног – основное условие грамотного и выразительного прыжка.

Освоение техники усложнённых прыжков как доминирующий фактор развития виртуозности исполнительского мастерства. Технология исполнения различных видов сложных прыжков. Многообразие приемов и подходов к исполнению различных видов прыжка. Определение понятия «подхват» в технологии исполнения больших прыжков. Разнообразие вариантов завершения прыжка в структуре сложных видов. Роль и значение связующих и вспомогательных движений классического танца в процессе работы по освоению методики исполнения сложных прыжков. Методика исполнения изучения различных видов прыжка.

Большие прыжки составная часть allegro. Определение понятия «элевация». Определение понятия «баллон». Элевация и баллон как средство достижения виртуозности исполнения движений allegro. Развитие элевации и баллона в процессе освоения больших прыжков классического танца раздела allegro. Важность рук в технологии подхвата. Особенность темповой структуры исполнения прыжков. Методика изучения больших прыжков.

Практические занятия.

1.Temps sautes no I, II, V позициям.

2.Chengement de pied.

3.Pas echappé no II позиции.

4.Pas assemblé с открыванием ноги в сторону.

5.Pas glissade с продвижением в сторону.

6.Pas jeté с открыванием ноги в сторону, другая в положении sur le cou-de-pied en fase.

7.Sissonne simple: en face, с окончанием в позы.

8.Sissone tombe во всех направлениях en face и в позах.

9.Petit pas chassé во всех направлениях en face и в позах.

10.Sissone ferme во всех напрвлениях en face.

11.Sissonne ouverte pas développé на 45° во всех направлениях en face.

12.Sissonne ouverte pas jeté на 45°.

13.Pas de basque вперед.

14.Pas balancé.

15.Petit temps sautes no I, II, и V позициям с продвижением, во всех направлениях.

16.Grand saute по I, II, и V позициям (по мере усвоения, с продвижением во всех направлениях).

17.Petit pas échappé: по IV позиции на épollement croice et effasé; вo II позиции с окончанием на одну ногу, другая в положении sur le cou-de-pied вперед и назад; pas échappé battu во II позиции; grand pas échappé.

18.Petit changement de pied: с продвиженем, во всех направлениях; grand changement de pied.

19.Pas assemblé с открыванием ног вперед и назад.

20.Pas jeté с продвижением с ногой в положении sur le cou-de-pied в позах, во всех направлениях.

21.Pas glissade с продвижением вперед и назад en fase и в позах.

22.Sissonne simple с окончанием в позы.

23.Pas emboité ногой на sur le cou-de-pied с положением ног вперед и назад; с ногой на 45° с вытянутым коленом и открыванием ног вперед и назад; с ногой на 45° с согнутым коленом (attitude) и открыванием ног вперед и назад.

24.Pas coupé ballonné.

25.Pas ballonné с продвижением, во всех направлениях.

26.Pas ballotté: с окончанием прыжка ноком в пол; с окончанием прыжка на 45°; с окончанием прыжка на 90°.

27.Pas failli.

28.Pas de chat с открыванием ног вперед и назад.

29.Rond de jambe en l΄air saute.

30.Pas de basque с продвижением назад и назад.

31.Sissonne в позах I, II, III и IV arabesques и т.д.

32.Grand pas assemblé с приемов: pas glissade, pas tombé, pas de bourrée и т.д.

33.Grand sissonne simple.

34.Grand temps levé I arabesque.

35.Grand pas jeté с подходов: pas glissade, pas tombé, sissonne tombé, pas de bourrée и т.д.

36.Grand sissonne ouverte par développé.

37.Grand pas de chat с подходов: pas glissade, pas tombé, sissonne tombé, pas de bourrée и т.д.

38.Grand pas jeté enterlacé (перекидное) с подходов: I arabesque, pas chassé и т.д.

Тема5. Методика изучения связующих и вспомогательных движений классического танца

Определение понятий «связующие движения» и «вспомогательные движения». Связующие и вспомогательные движения как выразительные средства классического танца. Виды и формы связующих и вспомогательных движений. Вариативность, логичность и целесообразность применения связующих и вспомогательных движений для различных разделов классического танца. Координация рук, головы, корпуса, ног – основа техники исполнения связующих и вспомогательных движений.

Практические занятия.

1.Pas degagé в сторону II и IV позиций, приемами: par terre et en 1΄air.

2.Pas tombé: без продвижения, с ногой в положении sur le cou-de-pied en dehors et en de dans; с продвижением, другая нога носком в пол, с продвижением, другая нога на 45° с продвижением: другая нога на 90°, во всех направлениях.

3.Pas coupé на полной стопе и с подъёмом на полупальцы.

4.Pas glisse во всех направлениях.

5.Passe: par terre; en l΄air.

6.Pas failli (par terre).

7.Pas de bourrée: simple (с переменой ног) en dehors et en dedans; de côté (без перемены ног); dessus-dessous en dehors et en dedans; suivi на месте и с продвижением во всех направлениях.

8.Petit et grand temps relevé en dehors et en dedans.

9.Flic-flac en dehors et en dedans.

10. Pas balancé.

11. Pas couru.

12. Pas de basque и т.д.

 

Тема6. Развитие устойчивости в упражнениях у станка и на середине зала

Основные приемы развития устойчивости в упражнениях у станка и на середине зала. Устойчивость как основа исполнительского мастерства. Определение понятия термина «апломб». Основные требования, предъявляемые к формированию устойчивости: выворотность, вытянутость, правильное распределение центра тяжести и центра опоры. Технология устойчивости – умение держать вертикальную линию (ось) и положение корпуса «над ногами», как инструмент процесса достижения устойчивости. Исполнение движений экзерсиса у станка и середине зала на полупальцах как главная составляющая учебного процесса по развитию устойчивости на уроках классического танца. Приемы и технология исполнения движений классического танца на полупальцах. Системный подход к процессу овладения техникой устойчивости.

Практические занятия.

1.Battements fondues: с plié-relevé en face; с plié-relevé et rond de jembe на 45° en face; double battements fondues на 45° на полупальцах en face и в позах.

2.Battements frappés: на 1/8 музыкального такта на полупальцах; с окончанием в demi-plié носком в пол en face и в позах; double battements frappés носком в пол и relevé с окончанием на demi-plié, en face и в позах.

3.Battements soutenus на 90° на полупальцах en face и в позах.

4.Temps relevé en dehors et en dedans с подъемом на полупальцы.

5.Rond de jembe en 1΄air en dehors et en dedans: на полупальцах en face и в позах; с demi-plié-relevé et demi-rond en face.

6.Battements relevés lents с подъёмом на полупальцы en face и в позах croisé, effacé et ecarté, II, IV arabesques.

7.Battements développés: на полупальцах; с demi-plié-relevé en face в позах; passé с подъёмом на полупальцы en face и в позах; с demi-plié и переходом с одной ноги на другую (de-gaje) в позах.

8.Petit battements sur le cou-de-pied: на полупальцах; avec relevé et relevé demi-plié.

9.Grand battements jeté: pointés avec relevé en face; passe avec relevé en face.

10. Flic со стороны II и IV позиций с открыванием ноги во все направления, с подъёмом на полупальцы.

11. Flic-flac en face с подъемом на полупальцы.

12. Pas coupé с подъемом на полупальцы и т.д.

 

Тема7. Методика исполнения adagio простой и развернутой формы постороения

Adagio как выразительное средство классического танца. Определение понятия «adagio». Adagio в структуре урока классического танца. Фомы adagio – простая и развернутая. Основные движения классического танца простой формы adagio в экзерсисе у станка. Вариативность движений классического танца в учебной комбинации простой формы adagio в классическом экзерсисе на середине зала. Методика и приёмы исполнения поз и движений классического танца в исполнении adagio у станка и на середине зала.

Значение развернутой формы adagio в процессе занятий по освоению методики исполнения движений классического танца на середине зала. Усложнение работы корпуса. Введение в adagio развернутой формы прыжков, вращений, больших поз и т.д. Методика выполнения поз классического танца в процессе исполнения развернутой формы adagio. Значение апломба в процессе сохранения устойчивости в adagio.

Практические занятия.

1.Battements soutenus: на 90° на полупальцах, en face и в позах croisé, effacé et ecarté, в том числе и en tournant.

2.Battements relevés lents на полной стопе и с подъёмом на полупальцы, en face и в позах croise, efface et ecarté, I-IV arabesques.

3.Battements développés: на полной стопе и на полупальцах en face в позах; с demi plié relevé, passe с подъёмом на полупальцы en face и в позах, с demi-plié с переходом с одной ноги на другую (dégagé) в позах, в том числе и en tournant.

4.Малые позы (обе ноги на полу): croisee вперед и назад; effacée вперед и назад; ecartée вперед и назад; arabesques (I, II, III, IV).

5.Большие позы (одна нога на полу, другая на воздухе): croisée вперед и назад; effacée вперед и назад; ecartée вперед и назад; attitude croisé вперед и назад; attitude effacé вперед и назад; arabesques (I, II, III, IV).

6.Формы temps lié: temps lié par terre (основная форма); temps lié par terre c port de bras; temps lié на 90°и т.д.

7.Формы port de bras: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я формы port de bras.

8.Связующие движения: dégagé (приемами: par terre et en 1΄air); pas tombé (во всех его вариантах); passé (par terre, en 1΄air); pas faille (par terre, en 1΄air).

9.Pas de bourrée: simple (с переменой ног) en dehors et en dedans; de coté (без перемены ног); dessus-dessous en dehors et en dedans; suivi на месте и с продвижением во всех направлениях, в том числе и en tournant и т.д.

10. Allegro: petit et grand chengement de pied, petit et grand pas échappé, petit et grand pas assemblé, pas glissade, petit et grand pas jeté, sissonne simple; petit et grand sissone tombé, petit et grand pas chassé, petit et grand sissone fermé, petit et grand sissonne ouverte pas développé, petit et grand sissonne ouverte.

11. Полуповороты и повороты: в V позиции (с вытянутых ног и с demi-plié) en dehors et en dedans; soutenu en tournant на 1/2 поворота и полный поворот.

12. Tour lent в позах croisée, effacé, ecartée и I, II, III, IV arabesques и т.д.

13. Pirouettes en dehors et en dedans c: II, IV, V позиций, petit temps relevés, grand-plié и т.д.

14. Tours: в положении à la seconde и в позах.

15. Tours picqué, dégagé, chaînes, glissade en tournant (tours на двух ногах) и т.д.

Тема8. Вращения как выразительное средство классического танца

Вращения как выразительное средство классического танца. Полуповороты и повороты как начальный и основной элемент умения точно ориентироваться в пространстве. Понятие направлений «en dehors et en dedans» в технологии исполнения полуповоротов и поворотов. Методика изучения полуповоротов и поворотов на двух ногах. Определение понятий «направляющая сторона» и «направляемая сторона» тела. Согласованность движений головы, рук, корпуса и ног – основное условие техники исполнения полуповоротов и поворотов на двух ногах. Системный подход в практике исполнения полуповоротов и поворотов.

Классификация вращений по формам, группам, видам и их разновидностям, характеру. Виды вращательных движений: pirouettes, tours, fouettés и их разновидности. Определение понятий терминов: «pirouette», «tours», «fouettés». Роль pirouettes tours, fouettés в системе классического танца. Устойчивость как основной элемент техники исполнения вращений. Вращения как средство умения точно ориентироваться в пространстве. Формы вращений: малые (petit), большие (grand). Деление вращений: par terre et en 1΄air.

Методика исполнения вращений. Приемы и технология исполнения вращения: вращательный толчок, вращение, завершение вращения Отличительные особенности темпового и количественного исполнения вращений. Роль и значение preparations в технологии изучения вращений.

Практические занятия.

1.Полуповороты и повороты в V позиции:

· с вытянутых ног en dehors et en dedans;

· с demi-plié en dehors et en dedans; soutenu en tournant на 1/2 поворота и полный поворот.

2.Preparations к pirouettes en dehors et en dedans с V позиции.

3.Preparations к pirouettes en dehors et en dedans с IV позиции.

4.Preparations к pirouettes en dehors et en dedans со II позиции (мужской класс).

5.Preparations к pirouettes en dehors et en dedans со II позиции (женский класс).

6.Preparations к tours в малой позе.

7.Preparations к tours в большой позе.

8.Preparations к tours в положении à la seconde.

9.Preparations к tours piqué.

10. Preparations к tours dégagé.

11. Preparations к tours chaines.

12. Preparations к tours en dedans на двух ногах (glissade en tournant).

13. Preparations к tours en 1΄air (мужской класс).

14. Preparations к tours fouetté (45°).

15. Pirouettes en dehors et en dedans с V позиции.

16. Pirouettes en dehors et en dedans с IV позиции.

17. Pirouettes en dehors et en dedans со II позиции.

18. Pirouettes с petit temps relevés.

19. Pirouettes с малой позы.

20. Pirouettes с большой позы.

21. Pirouettes с grand-plié.

22. Tours в большой позе.

23. Tours в положении a la seconde.

24. Tours picque.

25. Tours dégagé.

26. Tours chaines.

27. Tours на двух ногах (glissade en tournant).

28. Tours en 1΄air (мужской класс).

29. Tours fouetté на 45° (женский класс).

 

Тема9. Движения классического танца, исполняющиеся en tournant

Повороты en tournant и tour lent как формообразующее начало выразительности классического танца. Определение понятия термина «en tournant» и «tour lent». Сущность понятия «en tournant» и «tour lent». En tournant и tour lent как элементы сложности исполнения элементарных движений классического танца у станка и на середине зала. En tournant и tour lent как средства умения точно ориентироваться в пространстве. Понятие направлений «en dehors et en dedans» в технологии исполнения en tournant и tour lent. Роль и значение движений головы и взгляда при исполнении движений en tournant и tour lent. Порядок изучения движений, исполняемых en tournant и tour lent.

Усложнение техники исполнения движений классического танца раздела allegro исполнением en tournant. Специфика исполнения прыжков en tournant. Отличительная особенность исполнения прыжковых движений в женском и мужском классах. Освоение прыжковой техники en tournant: на 1/8,1/4, 1/2, а затем на полный круг. Координационная согласованность всех технологических компонентов – непременное условие учебного процесса в работе над прыжками, исполняющимися en tournant.

Практические занятия.

1.Battements tendus и его разновидности en tournant.

2.Battements tendus jeté и его разновидности en tournant.

3.Rond de jembe par terre и его разновидности en tournant.

4.Battements fondus и его разновидности en tournant.

5.Battements frappés и его разновидности en tournant.

6.Battements double frappés и его разновидности en tournant.

7.Battements retires en tournant.

8.Rond de jembe en 1΄air и его разновидности en tournant.

9.Battements soutenus en tournant.

10. Battements développés и его разновидности en tournant.

11. Grand battements jetés и его разновидности en tournant.

12. Flic-flac en tournant.

13. Pas tombé en tournant.

14. Tour lent в позах croisée, effacée, ecartée и I, II, III, IV arabesques и т.д.

15. Battement divisé en quarts и т.д.

16. Tour lent в позах croisée, effacée, ecartée и I, II, III, IV arabesques и т.д.

17. Temps sautés en tournant по I, II, IV и V позициям на 1/8, 1/4 и 1/2 круга.

18. Pas échappé en tournant на 1/8,1/4 и 1/2 круга.

19. Chengement de pied en tournant на 1/8,1/4 и 1/2 круга.

20. Pas assemblé en tournant на 1/8, 1/4 и 1/2 круга: petit pas assemble на 1/8, 1/4 круга; grand pas assemble на 1/2 круга.

21. Pas glissade en tournant на ½ круга по II и IV позициям.

22. Pas jeté en tournant на 1/8, 1/4 и 1/2 круга: с ногой на sur le cou-de-pied en fase; с вытянутой ногой на 45°.

23. Sissonne simple en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 и целый круг, без перемены и с переменой ног в V позиции.

24. Sissone tombé en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 и целый круг, без перемены и с переменой ног в V позиции.

25. Sissone fermé en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 и целый круг без перемены и с переменой ног в V позиции.

26. Sissonne ouverte en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 и целый круг без перемены и с переменой ног в V позиции.

27. Sissonne ouverte en tournant en dehors et en dedans на 1/8, 1/4, 1/2 круга.

28. Pas de basque en tournant на 1/8 круга.

29. Pas balancé en tournant на 1/4 круга и т.д.

 

Тема10. Методика изучения сложных поворотов: tour lent, fouetté, renversé

Tour lent и fouetté как сложные формы поворота в системе выразительных средств классического танца. Определение понятий терминов «tour lent» и «fouetté». Сущность понятий «tours lent» и «fouetté». Роль tours lent и fouettés в структуре вращательных движений классического танца. Значение поворотов tours lent и fouettés для раздела классического танца adagio. Классификация tours lent и fouetté по формам, видам и их разновидностям, характеру. Виды вращений: pirouettes, tours, fouettés. Роль малых форм поворота (fouettés) в освоении больших (grand). Устойчивость как основной элемент техники исполнения поворотов сложной формы. Особенность технологии исполнения: подхода к повороту, поворот, завершение поворота. Разнообразие подходов и приемов к выполнению исходного положения или позы в больших формах поворотов. Разнообразие вариантов завершения больших форм поворотов. Методика изучения видов поворотов и их разновидностей. Отличительные особенности темпового исполнения tours lent и fouettés. Координация рук, головы, корпуса, ног – основа исполнительского мастерства в технике поворотов.

Практические занятия.

1.Tours lent en dehors et en dedans на 1/4, 1/2 и полный круг с ногой на 45° (малая форма) в положении à la seconde, в позах I, II, III, IV arabesques, attitude croisé вперед и назад, attitude effacé вперед и назад, в позе ecartée вперед и назад, приёмом tours lent.

2.Tours lent en dehors et en dedans на 1/4, 1/2 и полный круг с ногой на 90° (большая форма) в положении à la seconde, в позах I, II, III, IV arabesques, attitude croisée вперед и назад, attitude effacée вперед и назад, в позе ecartée вперед и назад, приёмом tours lent.

3.Поворот fouettés на 1/4 круга, с положения a la seconde в позы I и II arabesques.

4.Поворот fouettés на 1/4круга из позы efface вперед в позу ecartée вперед.

5.Поворот fouettés на 3/4 круга из позы Ш arabesque в позу croisée вперед.

6.Поворот fouettés на 1/4круга из позы efface вперед в позу croisee вперед.

7.Поворот fouettés на целый круг из позы III arabesque в позу ecartée вперед.

8.Grand fouettés.

9.Grand fouettés из позы effacé вперед в позу effacé назад.

10. Grand fouettés из позы effacé назад в позу effacé вперед.

11. Grand fouettés en tournant en dehors et en dedans.

12. Grand fouettés на целый круг из позы ecartée вперед в позы III, IV arabesques, attitude croisée назад.

13. Renverse из позы attitude croisé назад (в направлении en dehors).

14. Renverse из позы attitude croisé вперед (в направлении en dedans) и т. д.

Практические занятия.

Подбор музыкального материала для сочинения учебной танцевальной комбинации.

Консультативная работа с концертмейстером по подбору музыкального материала для сочмнения учебной формы танцевальной комбинации, в соответствии с ритмом, темпом, характером

Определение цели и задач формы танцевальной комбинации в структуре учебных занятий: в экзерсисе у станка, на середине зала, adagio, allegro и т.д.

Задания на логику комбинирования движений классического экзерсиса: одной группы, смежных; одного вида, раздела в процессе работы по сочинению танцевальных комбинаций.

Задания на использование законов динамического развития движений классического танца в процессе работы. Выявление ошибок, их корректировка.

Применение учебно-методического наследия в процессе работы по сочинению танцевальных комбинаций. труды А. Вагановой «Основы классического танца»; Н. Базаровой «Классический танец»; Н. Базаровой, В. Мей «Азбука классического танца»; Л. Ладыгина «О музыкальном содержании учебных форм танца»; Н. Тарасова «Классический танец»; Е. Валукина «Система мужского классического танца»; Л. Ярмолович «Принципы музыкального оформления урока классического танца» и т.д.

 

Тема2. Методика работы с концертмейстером

Роль концертмейстера в учебном хореографическом процессе. Задачи концертмейстера по воспитанию музыкального вкуса и развитию профессиональной культуры студентов. Содержательность консультативной работы концертмейстера со студентами в учебном процессе.

Музыкальный материал – основа учебного хореографического процесса. Музыкальное оформление академического построения урока: у станка, на середине зала. Отличительные черты музыкального сопровождения групповых и индивидуальных форм учебного построения.

Формы и методы работы. Принципы отбора учебного материала. Качество исполнения. Соответствие музыкального и хореографического содержания в процессе формирования репертуарной программы построения учебной дисциплины. Формирование музыкального репертуара с использованием нотной литературы.

Практические занятия.

1. Определение метроритмической и темповой основы учебной танцевальной комбинации у станка.

2. Консультативная работа по подбору музыкального материала для учебной формы танцевальной комбинации у станка.

3. Определение музыкального размера, характера, количество тактов звукового оформления для учебной формы танцевальной комбинации у станка и на середине зала.

4. Применение учебно-методического материла в практической работе. труды Н. Базаровой «Классический танец»; Н. Базаровой, В. Мей «Азбука классического танца»; Л. Ладыгина «О музыкальном содержании учебных форм танца»; Н. Тарасова «Классический танец»; Е. Валукина «Система мужского классического танца»; Л. Ярмолович «Принципы музыкального оформления урока классического танца» и т.д.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

Раздел 1.Введение в дисциплину «Классический танец»

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

 

1. Классический танец как выразительное средство хореографического искусства.

2. Исторический процесс формирования классического танца.

3. Становление и развитие русской школы классического танца.

4. Состояние и тенденции развития классического танца на современном этапе.

5. Музыкальные формы и стили классической хореографии.

6. Система преподавания классического танца А. Я. Вагановой.

7. Педагогическая система Н. И. Тарасова в обучении мужскому классическому танцу.

8. Влияние научного труда Н. И. Тарасова на развитие отечественной, а также мировой балетной педагогики.

9. Методика изучения основных движений классического экзерсиса.

10. Основные приемы развития движений классического танца у станка и на середине зала.

11. Позы классического танца как выразительное средство классического танца.

12. Основные движения, развивающие приемы и технику исполнения поз классического танца.

13. Allegro как выразительное средство классического танца.

14. Классификация прыжков по формам, группам, видам и их разновидностям, характеру.

15. Технология и методика исполнения прыжка.

16. Методика изучения движений группы маленьких прыжков.

17. Методика изучения движений группы средних прыжков.

18. Методика изучения движений группы больших прыжков.

19. Последовательность изучения движений классического танца раздела alleqro.

20. Методика исполнения сложных форм прыжка.

21. Связующие и вспомогательные движения классического танца методика их изучения.

22. Развитие устойчивости в процессе освоения движений классического танца.

23. Adagio как выразительное средство классического танца.

24. Значение простой развернутой форм adagio в процессе занятий по освоению методики исполнения движений классического танца на середине зала.

25. Вращения как выразительное средство классического танца.

26. Классификация вращений по формам, группам, видам и их разновидностям, характеру.

27. Приемы, технология и методика исполнения движений классического танца различных групп вращений.

28. Последовательность изучения движений классического танца группы вращений.

29. Приемы, технология и методика исполнения движений классического танца, исполняющиеся en tournant.

35. Методика изучения сложных поворотов: tour lent, fouetté и renversé.

36. Характеристика вариантов подходов и приемы завершения больших форм поворотов.

37. Методика сочинения учебной танцевальной композиции на материале классического танца.

38. Методика работы с концертмейстером.

.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Рекомендуемая литература (основная)

 

2. Альберт Г. Василий Дмитриевич Тихомиров. Опыт исследования метода преподавания классического танца, определившего стиль исполнительства московского балета XX века. / Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой – Спб: Изд-во АРБ. – 2001. – № 9.

3. Альберт Г. Педагог мужского классическог



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.061 с.)