ТОП 10:

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА



ВВЕДЕНИЕ

 

Основным поставщиком информации для управления организацией является бухгалтерский учет. Многочисленные изменения в законодательстве нашей страны повышают требования к знаниям основ бухгалтерского учета. Для того, чтобы правильно толковать нормы законодательства, прослеживать экономические тенденции в свете происходящих изменений, бухгалтер должен знать теорию, многолетний опыт предшественников, общепринятые правила и методики ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет должны знать не только бухгалтера, но представители администрации (руководитель и его заместители), экономисты, начальники отделов, главные специалисты, работники отдела кадров, труда и заработной платы, планирования и нормирования, менеджеры, инженеры и другие работники с целью эффективного функционирования организации как единого целого.

Данное учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: «Теория бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет». В разделе «Теория бухгалтерского учета» изложено понятие бухгалтерского учета и его место в хозяйственном учете, рассмотрены объекты и метод бухгалтерского учета, система счетов, классификация документов, виды и формы регистров бухгалтерского учета и учетных записей. В разделе «Бухгалтерский учет» на основании понятий и определений первого раздела рассмотрен порядок учета основных видов имущества и источников его формирования: производственных запасов, основных средств, затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых результатов. Показаны изменения имущества и источников его формирования под влиянием хозяйственных процессов: заготовление, производство и реализация.

Данное пособие нацелено на усвоение основ бухгалтерского учета и выработку экономического мышления адекватного современным условиям.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА

ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА И ЕГО ИЗМЕРИТЕЛИ

 

Хозяйственная деятельность организаций и лиц обусловливает потребность в ее учете и контроле. Основная цель хозяйственной деятельности ее участников в подавляющем большинстве случаев – получение прибыли. В процессе ее достижения предприниматели сталкиваются с требованиями налогового, трудового, таможенного, банковского и другого законодательства, ценообразования, требованиями неэкономического характера (пожарная безопасность, санитария и гигиена и т.д.). И для решения всех вопросов, соблюдения всех норм законодательства необходим строгий учет и контроль. Стоит только предпринимателю их ослабить, неизбежны штрафные санкции, административная ответственность и более серьезные меры со стороны государства, а также кредиторов.

Хозяйственный учет состоит из четырех последовательных этапов: наблюдения, измерения, регистрации хозяйственных операций с помощью натуральных, трудовых и денежных измерителей и обобщения полученной информации для управления организацией.

Наблюдение за хозяйственной деятельностью организации яв­ляется первым этапом хозяйственного учета. Оно осуществля­ется для определения качественных характеристик изучаемых объектов хозяйственной деятельности. После наблюдения следует второй этап - измерение, т.е. уста­новление количественных характеристик объектов. На третьем этапе сведения о ка­чественной и количественной характеристиках изучаемых фактов регистрируют путем записи на различные носители информации (первичные документы). Однако информации, содержащейся в первичных документах, часто бывает недостаточно либо необходима ее дальнейшая группировка и обобщение для принятия обоснованных управленческих решений, для чего и служит четвертый этап хозяйственного учета.

Таким образом, хозяйственный учет представляет собой систему наблюдения, измерения, регистрации, группировки и обобщения информации об объектах хозяйственной деятельности для контроля и управления.

На этапе измерения используется три вида измерителей: натуральные, трудовые, денежные.

Натуральныеизмерители используются для характеристики учитываемых объектов в натуральном выражении. Отличительной чертой натуральных измерителей является использование их только для характеристики однород­ных предметов. Можно подсчитать количество полученной про­дукции какого-либо вида во всех подразделениях организации, но в то же время нельзя суммировать разнородные виды продукции. К натуральным измерителям относят меры массы, длины, площади, времени, объема, количества и др. С помощью натуральных измерителей осуществляется количе­ственный учет товарно-материальных ценностей, готовой продук­ции, нематериальных активов, работ, услуг и т.д.

Трудовыеизмерители используются для количественного отражения затрат труда в процессе хозяйственной деятельности и выражаются в единицах времени (минутах, часах, днях). Они применяются для расчета заработной платы работникам, производительности труда и др. показателей. Трудовые измери­тели, как и натуральные, невозможно использовать в качестве всеобщего измерителя хозяйственной деятельности организации в целом.

Денежныеизмерители выступают в качестве обобщающих показателей. Они позволяют объединить разнородные объекты и факты хозяйственной дея­тельности и выразить их одном измерителе. В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету в белорусских рублях. При этом в хозяйственном учете необходимо параллельно отражать величину обязательств в иностранной валюте в соответствии с договорами с иностранными партнерами. Денежные измерители отражают финансовое со­стояние организации (затраты, прибыль, убыток, рентабельность и т.д.), характеризуют рас­четную дисциплину (дебиторскую и кредиторскую задолженность).

ОБЪЕКТЫ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Метод бухгалтерского учета - это совокупность приемов (способов), посредством которых исследуются объекты бухгалтерского учета. Таким образом, метод обеспечивает познание пред­мета. Отдельные приемы и способы называются элементами метода бухгалтерского учета. Существует восемь элементов метода бухгалтерского учета, которые подразделены на четыре группы (рис. 2.3).

Элементами, обеспечивающими наблюдение за хозяйственной деятельностью, являются документация и инвентаризация.

Документ - письменное свидетельство о факте совершения хозяй­ственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерс­кого учета.

Инвентаризация - способ проверки фактического наличия имуще­ства, обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация проводится в целях контроля сохранности материальных ценностей, денежных средств и проверки полноты и достоверности данных бухгалтерского учета. Порядок и сро­ки инвентаризации устанавливаются статьей 12 «Инвентаризация иму­щества и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Элементами, обеспечивающими измерение объектов бухгалтерского учета, являются оценка и калькуляция.

Оценка - способ стоимостного измерения имущества и обяза­тельств. С ее помощью все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в натуральных и трудовых показателях отражаются в денежном выражении. Правила оценки имущества организации регламентируются меж­дународными стандартами оценки, законодательством и нормативны­ми актами Республики Беларусь. Оценка имущества и обязательств регламентируется в статье 11 «Оценка имущества и обязательств» Зако­на Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

 

      элементы Метода бухгалтерского учета            
                 
                                               
                                               
  По обеспечению наблюдения     По обеспечению измерения     ПО ОБЕСПЕ-ЧЕНИЮ РЕГИСТРАЦИИ     ПО ОБЕСПЕ-ЧЕНИЮ ГРУППИ-РОВКИ И обоБщениЯ данных    
                 
                                               
                                               
Докумен-тация   Инвентаризация   Оцен-ка   Калькуля-ция   Сче-та   Двойная запись   Ба-ланс   Отчетность  
               
                                               
                                                                       

 

Рис. 2.3. Классификация элементов метода бухгалтерского учета

 

Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы изготов­ленной продукции (выполненных работ и услуг). Калькуляция представляет собой способ группировки затрат, относящихся к одному из процессов (снабжения, производства, реализации), и определения себе­стоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) или приобретен­ных товарно-материальных ценностей. Этот элемент является основой для управления производ­ственно-коммерческой деятельностью организации и для повышения эф­фективности его работы по выпуску конкурентоспособной продукции.

Элементами, обеспечивающими регистрацию объектов бухгалтерского учета, являются счета и двойная запись.

Счета бухгалтерского учета представляют способ группировки и те­кущего отражения информации по экономически однородным объектам учета. На каждый объект учета открывается отдельный счет.

Двойная запись - способ взаимосвязанного отражения хозяйствен­ной операции, вызывающей изменение объектов одновременно на двух счетах, открытых на эти объекты, в одной и той же сумме. Метод двойной записи, когда одна и та же хозяйственная операция отражается на двух разных взаимосвязанных счетах в равных суммах, обеспечивает контроль в бухгалтерском учете.

Элементами, обеспечивающими группировку и обобщение информации об объектах бухгалтерского учета, являются баланс и отчетность.

Бухгалтерский баланс является способом экономической группиров­ки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и по источникам образования в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс делится на две рав­новеликие совокупности показателей - актив и пассив. Он включает остатки счетов, которые показывают имущество организации (актив) и источники (пассив).

Отчетность - это система показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих производственно-хозяй­ственное и финансовое положение организации за определенный пери­од. Состав бухгалтерской отчетности определен ст. 13 «Состав бухгал­терской отчетности», а порядок ее представления - ст. 14 «Представ­ление бухгалтерской отчетности» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

Таблица 3.1. Оборотная ведомость по синтетическим счетам за отчетный месяц, тыс. руб.

 

 

 

№ счета Наименование счетов Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
          Расчетный счет Касса Расчеты с покупателями и заказчиками Основные средства Материалы Готовая продукция Расчеты с подотчетными лицами Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по налогам и сборам Расчеты с персоналом по оплате труда Уставный фонд Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 40 000   20 000   100 000 5 000 15 000   1 000   10 000   13 000   5 000 89 600   4 000   60 000   60 000 2 000   30 000   15 600 25 000 50 000   2 000   30 000   20 000   80 000 5 000   1 000   5 000 20 000 1 800   45 000   20 000 27 000 60 000   1 800   40 000   25 000   85 000   80 000   5 000   95 600 3 000 5 000   1 200       20 000   18 000   10 000 84 600   3 000   55 000
  Итого 181 600 181 600 325 600 325 600 190 600 190 600

 

Оборотные ведомости по ана­литическим счетам по учету расчет­ных операций (расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом по оплате труда, бюджетом) составляются в денежном выражении. Форма такого вида оборотных ведомостей в отличие от формы, приведенной в таблице 3.2, не имеет граф, предназначенных для учета количества объектов аналитического учета.

Итоги оборотов и остатков в денежном выражении каждой оборот­ной ведомости по аналитическим счетам должны быть равны оборо­там и остаткам соответствующего синтетического счета в оборотной ведомости по синтети­ческим счетам. В бухгалтерском учете для контроля используются также сальдо­вые ведомости, в которых отражаются только остатки по счетам аналитического учета.

 

 

Таблица. 3.2. Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 10 «Материалы» за отчетный месяц, тыс. руб.

 

Наимено-вание счетов Ед. изм. Цена Остаток на нач. месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
кол-во сум-ма дебетовый кредитовый кол-во сум-ма
кол-во сумма кол-во сумма
Сталь, 1 мм шт.
Сталь, 2 мм шт. 1 200 1 350
и т.д. в зависимости от ассортимента материалов                    
ИТОГО - - - 6 000 - 12 000 - 14 000 - 4 000

 

Таблица. 3.3. Шахматная оборотная ведомость по счетам синтетического учета за отчетный месяц, тыс. р.

Дебет счетов Кредит счетов ИТОГО
«Матери­алы» 70 «Расчеты с персо­налом по оплате труда» «Основное производство» «Готовая продук­ция» «Расчеты с покупате­лями и заказчи­ками» «Расчет­ный счет»
«Основное производство» 1 000 2 000         3 000
«Готовая продук­ция»     5 000       5 000
«Реализация»       4 000     4 000
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»           3 000 3 000
«Расчетный счет»         6 000   6 000
ИТОГО 1 000 2 000 5 000 4 000 6 000 3 000 21 000

В дополнение к оборотным ведомостям используются шахматные оборот­ные ведомости, в которых раскрывается содержание хозяйственных операций и устанавливается правильность корреспонденции счетов (табл. 3.3). Шахматная ведомость наглядно показывает изменение состава имущества и источников его образования. Равенство сумм на пересечении итоговой строки по кредиту и итоговой графы по дебету свидетельствует о правильности со­ставления шахматной ведомости.

 

 

ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень сче­тов, разработанный организацией на основе типового плана счетов бухгал­терского учета с учетом отраслевых и других особенностей хозяйственной деятельности.

В настоящее время в Республике Беларусь действует Типовой план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утверж­денные Постановлением Министерства финансов N50 от 29.06.2011 г. (табл. 3.4).

 

Таблица 3.4. Типовой план счетов бухгалтерского учета

 

ТИПОВОЙ ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Наименование счета Номер счета Номер и наименование субсчета
Раздел I ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ
Основные средства По видам основных средств
Амортизация основных средств  
Доходные вложения в материальные активы 1. Инвестиционная недвижимость 2. Предметы финансовой аренды (лизинга)
Нематериальные активы По видам нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов  
Долгосрочные финансовые вложения 1. Долгосрочные финансовые вложения в ценные бумаги 2. Предоставленные долгосрочные займы 3. Вклады по договору о совместной деятельности
Оборудование к установке и строительные материалы 1. Оборудование к установке на складе 2. Оборудование к установке, переданное в монтаж 3. Строительные материалы
Вложения в долгосрочные активы 1. Приобретение и создание основных средств 2. Приобретение и создание инвестиционной недвижимости 3. Приобретение предметов финансовой аренды (лизинга) 4. Приобретение и создание нематериальных активов 5. Приобретение и создание иных долгосрочных активов
Отложенные налоговые активы  
Раздел II ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ
Материалы 1. Сырье и материалы 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия 3. Топливо 4. Тара и тарные материалы 5. Запасные части 6. Прочие материалы 7. Материалы, переданные в переработку на сторону 8. Временные сооружения 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты 10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе 11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации 12. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы
Животные на выращивании и откорме  
   
   
Резервы под снижение стоимости запасов  
Заготовление и приобретение материалов  
Отклонение в стоимости материалов  
   
Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам  
   
Раздел III ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО
Основное производство По видам основного производства
Полуфабрикаты собственного производства  
Страховые выплаты  
Вспомогательные производства По видам вспомогательных производств
   
Общепроизводственные затраты  
Общехозяйственные затраты  
   
Брак в производстве  
Обслуживающие производства и хозяйства По видам обслуживающих производств и хозяйств
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
Раздел IV ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРЫ
   
Товары 1. Товары на складах 2. Товары в розничной торговле 3. Тара под товаром и порожняя 4. Покупные изделия 5. Товары, переданные для подготовки на сторону 6. Предметы проката
Торговая наценка  
Готовая продукция  
Расходы на реализацию  
Товары отгруженные  
   
Долгосрочные активы, предназначенные для реализации  
   
   
Раздел V ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И КРАТКОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
Касса  
Расчетные счета  
Валютные счета  
   
   
Специальные счета в банках 1. Депозитные счета 2. Счета в драгоценных металлах 3. Специальный счет денежных средств целевого назначения
   
Денежные средства в пути 1. Инкассированные денежные средства 2. Денежные средства для приобретения иностранной валюты 3. Денежные средства в иностранных валютах для реализации
Краткосрочные финансовые вложения 1. Краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги 2. Предоставленные краткосрочные займы
Резервы под обесценение краткосрочных финансовых вложений  
Раздел VI РАСЧЕТЫ
Расчеты с поставщиками и подрядчиками  
   
Расчеты с покупателями и заказчиками  
Резервы по сомнительным долгам  
   
Отложенные налоговые обязательства  
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 1. Расчеты по краткосрочным кредитам 2. Расчеты по краткосрочным займам 3. Расчеты по процентам по краткосрочным кредитам и займам
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 1. Расчеты по долгосрочным кредитам 2. Расчеты по долгосрочным займам 3. Расчеты по процентам по долгосрочным кредитам и займам
Расчеты по налогам и сборам 1. Расчеты по налогам и сборам, относимым на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг 2. Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 3. Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из прибыли (дохода) 4. Расчеты по подоходному налогу 5. Расчеты по прочим платежам в бюджет
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению  
Расчеты с персоналом по оплате труда  
Расчеты с подотчетными лицами  
   
Расчеты с персоналом по прочим операциям 1. Расчеты по предоставленным займам 2. Расчеты по возмещению ущерба
   
Расчеты с учредителями 1. Расчеты по вкладам в уставный капитал 2. Расчеты по выплате дивидендов и других доходов
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 1. Расчеты по исполнительным документам 2. Расчеты по имущественному и личному страхованию 3. Расчеты по претензиям 4. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам 5. Расчеты по депонированным суммам 6. Расчеты по договору доверительного управления имуществом 7. Расчеты, связанные с выбывающей группой
Расчеты по прямому страхованию и перестрахованию  
   
Внутрихозяйственные расчеты  
Раздел VII СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
Уставный капитал  
Собственные акции (доли в уставном капитале)  
Резервный капитал  
Добавочный капитал  
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)  
   
Целевое финансирование  
   
   
   
Раздел VIII ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Доходы и расходы по текущей деятельности 1. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг 2. Налог на добавленную стоимость 3. Прочие налоги и сборы, исчисляемые из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг 4. Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг 5. Управленческие расходы 6. Расходы на реализацию 7. Прочие доходы по текущей деятельности 8. Прочие расходы по текущей деятельности 9. Прибыль (убыток) от текущей деятельности
Прочие доходы и расходы 1. Прочие доходы 2. Налог на добавленную стоимость 3. Прочие налоги и сборы, исчисляемые от прочих доходов 4. Прочие расходы 5. Сальдо прочих доходов и расходов
   
Страховые взносы (премии)  
Недостачи и потери от порчи имущества  
Страховые резервы  
Резервы предстоящих платежей По видам резервов предстоящих платежей
Расходы будущих периодов По видам расходов будущих периодов
Доходы будущих периодов По видам доходов будущих периодов
Прибыли и убытки  
ЗАБАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА
Наименование счета Номер счета  
Арендованные основные средства  
Имущество, принятое на ответственное хранение  
Материалы, принятые в переработку  
Товары, принятые на комиссию  
Оборудование, принятое для монтажа  
Бланки строгой отчетности  
Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность  
Обеспечения обязательств полученные  
Обеспечения обязательств выданные  
   
Основные средства, сданные в аренду  
   
   
Потеря стоимости основных средств  
   
Недвижимое имущество, находящееся в совместном домовладении  
Именные приватизационные чеки "Имущество"  
         

 

Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета устанавливает для коммерческих и некоммерческих организаций (кроме банков, бюджетных организаций и индивидуальных предпринимателей) единые подходы к использованию Типового плана счетов бухгалтерского учета (далее - Типовой план счетов) и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных из них.

Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций и других, в том числе их оценки, группировки устанавливаются положениями и другими нормативными правовыми актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

В Типовом плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Синтетические счета имеют двухзначный шифр (от 01 до 99), а забалансо­вые - трехзначный. На основе Типового плана счетов и настоящей Инструкции утверждается План счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета с учетом отраслевых особенностей хозяйственной деятельности.

Субсчета, предусмотренные в Типовом плане счетов, используются организацией исходя из функций управления, включая анализ, контроль и отчетность. Организации могут уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в Типовом плане счетов, исключая и объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета. Построение аналитического учета активов и обязательств по счетам и субсчетам должно обеспечить возможность получения данных об их наличии и движении, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

 

ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

В бухгалтерском учете для регистрации хозяйственных операций ис­пользуется большое количество разнообразных учетных регистров (книги, карточки, сводные листы и т. д.), записи в них могут производиться в раз­личной последовательности и сочетании, а для учета и обработки могут применяются различные технические средства вычислительной техники.

Формой бухгалтерского учета называется совокупность учетных ре­гистров, методика и техника обработки учетных данных, последователь­ности и способа отражения учетных записей.

Основными отличительными чертами, определяющими форму бухгал­терского учета, являются строение и количество регистров, их назначение и содержание, взаимосвязь хронологических и систематических регист­ров синтетического и аналитического учета, последовательность и спосо­бы записи в них, а также использование средств автоматизации в учете.

Организация самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета и технологию обработки учетной информации, закрепляя это в учетной политике.

В настоящее время в Республике Беларусь организации могут приме­нять одну из следующих форм учета: мемориально-ордерную, журналь­но-ордерную, упрощенную.

При использовании мемориально-ордерной формы учета на каждый первичный документ или на группу однородных документов, т. е. на каж­дую хозяйственную операцию составляется мемориальный ордер, в ко­тором указывается корреспонденция счетов, его номер, краткое содер­жание операций, дебет и кредит счетов, сумма операции.

После составления они регистрируются в хронологическом порядке в журнале, где им присваивается постоянный порядковый номер. Докумен­ты, на основании которых составляется мемориальный ордер, прикрепля­ются к нему и гасятся наложением штампа. Мемориальные ордера после их регистрации в регистрационном журнале используются для записи опера­ций на синтетических счетах в Главной книге. Она имеет развернутую двух­стороннюю форму. Для каждого синтетического счета в ней отводится от­дельный разворот двух страниц. Данные Главной книги используются для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. Анали­тический учет ведется на карточках, записи в которые осуществляются на основании документов, прилагаемых к мемориальным ордерам.

Журнально-ордерная форма учета в организа­циях предполагает использование 17 журналов-ордеров, а также вспо­могательных ведомостей, разработочных таблиц. Информация о совер­шенной хозяйственной операции из первичных учетных документов группируется в накопительной ведомости и после подсчета итоговых данных переносится в соответствующие журналы-ордера. В основу построения журналов-ордеров положен кредитовый признак. Поэтому в них делают только кредитовые записи того синтетического сче­та, операции по которому учитываются в данном журнале. Месячные ито­ги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового обо­рота счета и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета. Кредитовый оборот из журналов-ордеров переносят в Глав­ную книгу, а обороты по дебету записываются в Главную книгу из различных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также их сальдо (дебетовое и кредитовое) должны быть равны.

Упрощенная форма бухгалтерского учета применяется в организациях малого бизнеса. Все хозяйственные операции регистрируют в Книге учета хозяйственных операций

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основным поставщиком информации для управления организацией является бухгалтерский учет. Многочисленные изменения в законодательстве нашей страны повышают требования к знаниям основ бухгалтерского учета. Для того, чтобы правильно толковать нормы законодательства, прослеживать экономические тенденции в свете происходящих изменений, бухгалтер должен знать теорию, многолетний опыт предшественников, общепринятые правила и методики ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет должны знать не только бухгалтера, но представители администрации (руководитель и его заместители), экономисты, начальники отделов, главные специалисты, работники отдела кадров, труда и заработной платы, планирования и нормирования, менеджеры, инженеры и другие работники с целью эффективного функционирования организации как единого целого.

Данное учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: «Теория бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет». В разделе «Теория бухгалтерского учета» изложено понятие бухгалтерского учета и его место в хозяйственном учете, рассмотрены объекты и метод бухгалтерского учета, система счетов, классификация документов, виды и формы регистров бухгалтерского учета и учетных записей. В разделе «Бухгалтерский учет» на основании понятий и определений первого раздела рассмотрен порядок учета основных видов имущества и источников его формирования: производственных запасов, основных средств, затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых результатов. Показаны изменения имущества и источников его формирования под влиянием хозяйственных процессов: заготовление, производство и реализация.

Данное пособие нацелено на усвоение основ бухгалтерского учета и выработку экономического мышления адекватного современным условиям.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.74.105 (0.017 с.)