Сущность и значение пересмотра судебных постановление в порядке судебного надзора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и значение пересмотра судебных постановление в порядке судебного надзора.



В силу принципа законности ГПК создает гарантии права на судебную защиту для отмены неправомерных судебных постановлений и в случаях, когда они вступили в законную силу. Гражданское процессуальное законодательство предусматривает для этого 2 вида производств как самостоятельных стадий процесса:

® в порядке судебного надзора

® по вновь открывшимся обстоятельствам

Эти производства имеют особенность, которая их объединяет, – возможность пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, и устранение неправомерности этих постановлений после рассмотрения дела в судебном заседании. Вместе с тем они существенно различаются по способам возбуждения пересмотра, порядку пересмотра и полномочиям судов.

В производстве по пересмотру судебных решений, определений и постановлений в порядке надзора отражаются требования принципов судебного и прокурорского надзора, с целью обеспечения единообразного применения норм права и единства судебной практики.

Основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Особенностью надзорного производства является возникновение гражданских процессуальных правоотношений, направленных на пересмотр дела в суде надзорной инстанции до принесения протеста и возбуждения дела в суде. Подробное регулирование ГПК таких отношений, особенно в части подачи надзорных жалоб, облагаемых государственной пошлиной, позволяет считать их гражданскими процессуальными правоотношениями, а их совокупность относить к стадии возбуждения надзорного производства. Надзорное производство после его возбуждения протестом проходит стадии: подготовки дела к судебному заседанию (извещение юридически заинтересованных в исходе дела лиц, направление им копии протеста в порядке надзора); рассмотрения дела в судебном заседании судом надзорной инстанции (ст. 445 ГПК); вынесения определения или постановления, в которой суд разрешает дело в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 446 ГПК).

Общность функции по пересмотру незаконных и не-обоснованных судебных постановлений предопределяет сходство кассационного и надзорного производств. Это проявляется прежде всего в единстве оснований к отмене судебных постановлений – необоснованность или существенные нарушения норм материального или процессуального права; пределах обязательности указаний суда, рассматривающего дело в порядке надзора; пределах пересмотра дела в судебном заседании – в полном объеме как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте; сходстве большинства полномочий, кроме права на вынесение нового решения на основании исследования новых доказательств.

Существенные отличия кассационного и надзорного производств предопределили их существование как самостоятельных стадий по разрешению дел.

ГПК также различно определяет судебные инстанции, управомоченные на рассмотрение дел в кассационном и надзорном производствах, а также круг лиц, имеющих право на возбуждение дел. В надзорном производстве допускается неоднократный пересмотр дела разными судами, но невозможно установление новых обстоятельств, исследование доказательств, т.е. отсутствуют апелляционные начала.

Пересмотр гражданских дел в порядке надзора – самостоятельная стадия разрешения дела, совокупность гражданских процессуальных правоотношений по проверке поводов и оснований для истребования дел и принесения протеста в порядке надзора, опротестованию и пересмотру в судебном заседании судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу.

8. Поводы и основания к истребованию дел и принесению протестов в порядке надзора. Надзорная жалоба.

Производство дел в суде надзорной инстанции имеет место только при наличии установленных законом поводов и оснований (ст. 437 ГПК). Поводами к истребованию дела и принесению протестов в порядке надзора являются:

® надзорные жалобы юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы были нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;

® представление судьи, участвовавшего в рассмотрении дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;

® представления председателей судов;

® инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные постановления.

Основаниями к принесению протеста в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судебными органами.

Обращения иных участников гражданского процесса, не имеющих юридической заинтересованности в исходе дела (ч. 3 ст. 54 ГПК), а также граждан, права и интересы которых не были нарушены судебным постановлением, с просьбой о пересмотре дела не являются поводами и к рассмотрению не принимаются.

Надзорная жалоба – основной повод к принесению протеста. Она может быть подана в течение трех лет со дня вступления судебного постановления в законную силу. Однако это не распространяется на ответчика в случае рассмотрения дела в его отсутствие без надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства при условии, что дело не уничтожено в связи с истечением срока хранения.

Установленный законом срок для подачи жалобы является пресекательным и не подлежит восстановлению. Жалобы, поданные по истечении указанного срока, к рассмотрению не принимаются.

Если судебные решения не обжаловались в кассационном порядке, надзорная жалоба принимается к рассмотрению лишь в том случае, если причины, по которым не подавалась кассационная жалоба, будут признаны уважительными лицом, имеющим право принесения протеста.

Надзорная жалоба – установленная законом форма обращения юридически заинтересованных в исходе дела лиц к должностным лицам суда и прокуратуры, имеющим право принесения надзорного протеста, с просьбой о проверке судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Надзорная жалоба подается в письменной форме и должна содержать сведения (реквизиты), указанные в ст. 438 ГПК. В частности, в жалобе должны быть указаны:

1) имя (наименование) должностного лица, которому адресуется;

2) имя (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) указание на содержание судебного постановления, а также перечень юридически заинтересованных в исходе дела лиц с указанием мест их жительства или мест нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело в первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений;

5) указание на судебное постановление, которое обжалуется;

6) указание на то, в чем заключается существенное нарушение законодательства и в чем состоит просьба лица, подающего жалобу.

В жалобе указываются причины, по которым судебное постановление не обжаловалось в кассационном порядке.

Если судебным постановлением были нарушены права или охраняемые законом интересы лиц, не являющихся юридически заинтересованными в исходе дела, в жалобе должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица оказались нарушенными.

Если жалоба в надзорную инстанцию ранее подавалась, то указывается на это, а также на решение, принятое по жалобе.

Закон (ч. 5 ст. 438 ГПК) устанавливает инстанционность в прохождении жалоб. Жалоба может быть подана на имя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь и их заместителей, если она ранее оставлена без удовлетворения председателями областного, Минского городского судов, прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами.

Жалобу подписывает лицо, подающее жалобу, или его представитель. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

К жалобе прилагаются заверенные судом копии судебных постановлений, вынесенных по делу, решения нижестоящей инстанции, если она рассматривала жалобу в порядке надзора.

Жалоба оплачивается государственной пошлиной в размере, установленном законодательством.

Если жалоба не соответствует требованиям ст. 438 ГПК и не оплачена государственной пошлиной, то возвращается лицу, подавшему ее, с указанием мотивов возврата. После устранения недостатков жалоба может быть подана вновь.

9. Лица, уполномоченные на истребование дела, приостановление исполнения решения, принесение протестов. Принесение протестов в надзорную инстанцию.

Протесты в порядке надзора вправе приносить:

1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры - на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор - на решения и определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.

Каждое из указанных выше должностных лиц вправе принести протест в определенные суды надзорной инстанции.

Принесению протеста в порядке надзора предшествует истребование и изучение дела соответствующими должностными лицами суда и прокуратуры.

Должностные лица, имеющие право вносить протесты в порядке надзора, могут истребовать любое дело и в случае обнаружения оснований к опротестованию внести протест в соответствующие суды надзорной инстанции или войти с представлением о внесении протеста в порядке надзора к вышестоящему должностному лицу, которое имеет право принесения протеста.

Надзорная жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела – не позднее одного месяца со дня поступления дела. При отсутствии оснований для принесения надзорного протеста заявителю дается мотивированный ответ, в котором указывается, почему его просьба оставлена без удовлетворения. Истребованное дело возвращается в суд, вынесший решение, определение или постановление по данному делу. Отказ в принесении протеста не исключает возможности повторного обращения с аналогичной просьбой к тому же должностному лицу или другим лицам, имеющим право приносить протесты.

При наличии оснований для опротестования должностное лицо, имеющее право на принесение протеста, составляет протест и направляет его вместе с делом в соответствующий суд для рассмотрения в сроки, установленные ст. 442 ГПК.

Недопустимо принесение одного протеста по нескольким делам независимо от их связанности. По каждому делу протест составляется отдельно.

Принесенный в порядке надзора протест по своему содержанию должен отвечать тем же требованиям, что и кассационный (ст. 409 ГПК). В нем должны содержаться следующие сведения:

® наименование суда, которому он адресуется;

® решение, определение или постановление, которое опротестовывается, и суд, постановивший эти судебные акты;

® обоснование вывода о неправильности решения, определения или постановления; в чем заключается просьба должностного лица;

® перечень письменных материалов, которые прилагаются к протесту;

® подпись должностного лица, принесшего протест.

В силу ст. 445 ГПК суд надзорной инстанции проверяет законность опротестованных актов по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам, поэтому и протест может основываться не только на материалах дела, но и на новых дополнительных материалах, которые прилагаются к протесту. При необходимости дополнительные материалы вправе истребовать и сам суд по собственной инициативе или по ходатайству участников гражданского процесса.

Дополнительные материалы суд надзорной инстанции не вправе использовать как средство доказывания, но они могут быть использованы для обоснования уже установленных обстоятельств, а также ошибочности установленных обстоятельств, невыполнения требований ГПК об оказании содействия в истребовании доказательств.

Протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле (ст. 442 ГПК).

 

 

Суды надзорной инстанции.

Рассматривать протесты в порядке судебного надзора имеют право только указанные в законе судебные инстанции. В соответствии со ст. 440 ГПК пересматривать в порядке надзора судебные решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, имеют право:

® президиумы областного, Минского городского судов, Белорусский военный суд,

® Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь,

® Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь,

® Президиум Верховного Суда Республики Беларусь.

К компетенции президиумов областного, Минского городского судов относится рассмотрение дел по протестам на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам соответствующего суда (ч. 5 ст. 440 ГПК).

В состав президиумов областного, Минского городского судов входят председатель, его заместители и ряд членов этого суда.

Белорусский военный суд рассматривает протесты на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке (ч. 4 ст. 440 ГПК).

Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает протесты на вступившие в законную силу решения, определения Белорусского военного суда, которые не были обжалованы в кассационном порядке, а также на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые рассматривались в кассационном порядке Белорусским военным судом.

В компетенцию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь входит рассмотрение надзорных протестов на постановления президиумов областных и Минского городского судов и вступившие в законную силу решения областных и Минского городского судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает дела по протестам в порядке надзора в составе трех членов суда.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам Военной коллегии, а также патентной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь. В его заседании при рассмотрении протеста необходимо участие большинства членов Президиума.

Не допускается пересмотр надзорными органами дважды одного и того же дела по протестам разных должностных лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.186 (0.035 с.)