Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И физической подготовленности учащихся

Поиск

Чтобы видеть эффективность своей работы, учитель физкультуры должен хорошо владеть методикой оценки физического развития и физической подготовленности учащихся специальной школы. Для проведения измерений различных параметров у учеников школа должна иметь оборудование: ростомер, медицинские весы, спирометр, тонометр (для измерения кровяного давления), ручной и становой динамометры, резиновый жгут, гантели разной массы.

В программу измерений параметров физического развития включаются: измерение длины, массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), окружности грудной клетки на вдохе и выдохе, при этом высчитывается разница, или экскурсия грудной клетки. Производится также осмотр голеностопных суставов, оценивается осанка. Длина тела измеряется деревянным ростомером или по металлической ленте с сантиметровыми делениями, прикрепленной к стене или планке. Массу тела измеряют на медицинских весах с точностью делений до 50 г. Жизненную емкость легких определяют с помощью водяного спирометра. Окружность грудной клетки — с помощью сантиметровой ленты, которую накладывают на спине под лопатками, на груди ниже сосков. Состояние осанки и стопы изучается визуально.

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. В специальных школах более чем у 50 % школьников осанка нарушена. Неправильная осанка влияет не только на эстетическую сторону телосложения, но и влечет за собой множество различных заболеваний. Аномальная осанка затрудняет деятельность как отдельных органов, так и целых систем организма, ведет к нарушению некоторых процессов его жизнедеятельности и работоспособности. Правильная осанка — необходимое условие для нормальной деятельности организма ребенка, подготовки его к труду. Она характеризуется прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными, естественными изгибами позвоночника; втянутым животом; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одной высоте; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами.

Аномальная осанка характеризуется неправильной формой спины, искривлениями позвоночника, неправильной формой грудной клетки, живота, крыловидными лопатками на разной высоте, свисающими и сдвинутыми плечами. Причины, которые вызывают нарушение осанки: различные заболевания, приковывающие больного к постели; привычка неправильно стоять, сидеть; неблагоприятные условия учебной или производственной деятельности, а также сна и отдыха; врожденные аномалии.

 

Учитель физкультуры должен уметь характеризовать осанку школьников. Осматривать их рекомендуется на расстоянии 1,0—1,5 м в положении обычной стойки в двух позах — фас и профиль, при этом школьник должен стоять к осматривающему сначала лицом, затем спиной и боком. Когда учащийся стоит к учителю лицом, внимание обращается на форму шеи, линии плеч, талии, грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Нарушения же могут быть следующими: втянутая в плечи или вытянутая вперед шея, разные линии плеч и талии, уплощение или выпячивание одной из сторон грудной клетки, Х-образная форма ног.

При осмотре учащихся со спины можно обнаружить асимметрию плеч, разное положение лопаток, разные линии талии. Боковой изгиб позвоночника исследуется отдельно. При этом школьник поднимает руки вверх. Если в этом положении есть боковой изгиб, тогда линию позвоночника осматривают при наклоне ученика вперед при расслабленных мышцах. Если и в таком положении боковой изгиб не исчезает, значит, имеет место боковое искривление позвоночника — сколиоз.

Осматривая профильные линии тела, особое внимание надо обращать на положение головы, переднюю линию живота, положение плеч, лопаток, линии спины. Нарушения: опущенная или запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская или куриная грудь, сведенные вперед плечи, крыловидные лопатки, сутулая, круглая или плоская спина.

Степень нарушения осанки может быть разной:

а) неустойчивые функциональные изменения Ф1 выражаются в неправильных позах тела — в положении прямой стойки они исчезают;

б) устойчивые функциональные изменения Ф2 при изменении положения тела не сглаживаются;

в) фиксированные нарушения ФЗ связаны с изменениями не только в мышечной, но и в костной, суставно-связочной системе двигательного аппарата.

Если первую степень нарушения осанки можно исправить в течение одного-полутора лет, то для второй и третьей — потребуются длительные (два-три года) и систематические занятия лечебной гимнастикой, ношение специальных корсетов и т.д.

Учитывая, что в специальных школах у очень многих учащихся нарушена осанка, администрация школы, учитель физкультуры и врач должны постоянно контролировать процесс ее коррекции. Прежде всего, в начале учебного года врач и учитель внимательно осматривают каждого ребенка, определяют степень дефекта и намечают пути коррекции; при этом разрабатывается система корригирующих упражнений для каждого ребенка или группы детей с однозначными отклонениями. Чем младше возраст, тем легче исправить дефект, поэтому особое внимание нужно обращать на первоклассников и сразу же начинать с ними работу, контролируя ее два-три раза в год — в начале, середине и конце учебного года.

Часто бывает так, что нарушение осанки связано с деформацией стопы — с плоскостопием, которое возникает, как правило, в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Бывают и врожденные нарушения в развитии стопы. Деформация стопы отрицательно сказывается на положении таза, позвоночника: при ходьбе, беге и прыжках появляются боли в ногах и спине, что ведет к ухудшению осанки и физического развития, опорной функции ног, затруднению движений.

Плоскостопие выражается преимущественно в уплощении продольного свода стопы и связано со статической перегрузкой и функциональной недостаточностью мышечно-связочного аппарата нижних конечностей. Основными причинами плоскостопия у школьников являются недостаточное развитие мышц нижних конечностей, особенно стопы, неудобная обувь. Определяется плоскостопие визуально и подтверждается плантографическими исследованиями (отпечатками стопы), специальными измерениями высоты продольного свода стопы и рентгеновскими снимками.

Нарушения физического развития учащихся специальных школ отрицательно влияют и на физическую подготовленность. Показатели физической подготовленности учитель физкультуры определяет уже без помощи медперсонала, анализ их он проводит опять же совместно с врачом.

Определение уровня физической подготовленности школьников обычно начинают с измерений мышечной силы. Становую силу измеряют с помощью станового динамометра, при этом важным методическим моментом является удержание верхней планки его на уровне коленных чашечек. Силу правой и левой кистей рук измеряют ручным динамометром. При этом измерения у школьников 1 -4-х классов целесообразно проводить детским динамометром, рассчитанным на 30 кг при максимальном его сжатии, а с 5-го класса перейти на динамометр со шкалой до 90 кг. Помните: рука испытуемого при сжатии динамометра должна быть прямой и вытянутой в сторону!

Прыгучесть у школьников определяется по длине прыжка с места, который выполняется толчком обеих ног со взмахом рук, при этом дается три попытки, лучшая заносится в протокол или карту медико-педагогического контроля.

Уровень развития быстроты определяется разными методами. Один из них состоит в измерении максимальной частоты шагов в беге на месте за 5 с, угол между туловищем и бедром при беге 100 градусов. Другой способ заключается в определении частоты движений по количеству постукиваний карандашом в максимальном темпе за 5 с, поскольку не каждый ребенок обладает соответствующей координацией движений рук и ног, не каждый может быстро выполнить задание в беге на месте. Уровень развития быстроты определяется также по времени пробегания отрезка 30 м.

Функцию статистического равновесия у школьников оценивают по времени удержания равновесия. Испытуемый принимает положение стойки на одной ноге, другая согнута, стопа ее касается коленного сустава опорной ноги, рука на поясе, голова прямо. Принимать такую позу можно с открытыми и закрытыми глазами; с закрытыми удерживать равновесие труднее. Время начинают отсчитывать после того, как принято устойчивое положение, а прекращают после того, как оно нарушено. Если ученик не может удерживать заданную позу с закрытыми глазами, а именно так и нужно определять степень равновесия, то пусть удерживает равновесие с открытыми глазами. Результат заносят в карту. Хорошим показателем функции равновесия для учеников младших классов считается время 10-12 с, для старших – 20-30 с.

Метание теннисного мяча на дальность проводится с места. В спортзале используется набивной мяч массой 1 кг. Бросок вперед производится сидя из-за головы. В карте соответствующая пометка.

Точность - одна из сторон двигательной деятельности человека – проявляется в дифференцировании движений в пространстве, мышечных усилий и времени. При оценивании способности школьников дифференцировать мышечные усилия используются ручным динамометром. Ученик должен при зрительном контроле сжать динамометр с определенным усилием (50% от максимального), запомнить это усилие, а затем, но уже без зрительного контроля проделать то же самое. От того какая будет допущена ошибка при воспроизведении заданного усилия, можно судить о способности школьника к дифференцированию мышечных усилий. Измерение способности учащихся к дифференцированию мышечных усилий можно проводить и другими способами. Например, выполнить бросок набивного мяча на заданное расстояние сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами, то же – при прыжках на заданную длину с места.

Показатели, полученные в ходе обследований, заносят в специальный «Журнал физического развития и физической подготовленности школьников», состоящий из отдельных карт на каждого ученика (см. карту медико-педагогического контроля). Обследование детей проводят два раза в год – в сентябре и мае на протяжении их обучения в школе (журнал – рекомендательный документ).

В течение учебного года врач или медсестра во время урока по физкультуре могут обследовать школьников по такой методике. Артериальное давление и частота пульса измеряют до начала урока, т.е. до нагрузок, и после урока в течение 3 -5 мин. Эти измерения фиксируются отдельно и затем анализируются. Врач выявляет влияние различных по характеру и дозировке нагрузок на организм ребенка и затем дает рекомендации учителю по ведению уроков.

КАРТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.124 (0.007 с.)