Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организации физического воспитания↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте Современная жизнь невозможна без серьезных перемен в социальной сфере, одним из главных ориентиров которой является состояние здоровья человека. Это, пожалуй, один из определяющих факторов уровня жизнеспособности, цивилизованности страны. Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15 — 20%), окружающей среды (15 — 20%), медицины (15 — 20%). С учетом приведенных цифр главное внимание следует сосредоточить на образе жизни ученика, так как все другие факторы имеют крайне слабую зависимость от педагогического влияния. Поэтому одна из приоритетных задач специальных образовательных учреждений — концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании здорового образа жизни учащихся. Это касается условий проживания, питания, режима, организации учебно-познавательной деятельности и системы занятий физической культурой и спортом. Образ жизни трактуется в философской литературе как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни»*. В связи с этим определением можно достаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, традиции в среде учащихся. Основными категориями при этом будут: учебная деятельность; общение со сверстниками, родителями, учителями; выполнение домашних заданий, досуг, двигательная деятельность в течение всего дня; питание, сон. В определении этих, весьма общих категорий образа жизни школьника заложены огромные возможности формирования здорового образа жизни. Учитывая сложность экономической ситуации в стране, нехватку материальных средств, следует осуществлять совершенствование физического воспитания учащихся, используя реальный, доступный и действенный ресурс — современные научные разработки в области специальной педагогики и психологии, физиологии и физической культуры.
* Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 446. Совершенствование физического воспитания в системе специального образования имеет в основе следующие целевые установки: • внедрение физической культуры в образ жизни учащихся, формирование престижности здоровья; • развитие умственных способностей детей средствами физической культуры; • реализация принципа природосообразности; • систематическая паспортизация здоровья и физического развития учеников, гласное обсуждение итогов паспортизации на всех уровнях; • использование преподавателями и администрацией компьютерных систем; • максимальное подключение педагогической и родительской общественности к вопросам поддержания здоровья и физического воспитания аномальных детей. Необходимо использовать также принципы обучения и воспитания детей, разработанные Л. С. Выготским (опора на сохранные возможности, зоны ближайшего развития, дифференциация учащихся и др.), методы проблемного обучения, деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения и т.д. Поскольку мы понимаем физическую культуру как часть общей культуры человечества, значит, эта сфера деятельности включает в себя знания, интересы, мотивы, потребности, привычки и другие признаки социализированной личности. Однако в настоящее время у большинства населения сформировалось искаженное представление о физической культуре — исключительно как о средстве достижения человеком определенного уровня физического развития и нормального состояния здоровья. Между тем физическая культура — уникальный предмет учебного цикла, который должен быть направлен не только на физическое развитие ребенка, но и на развитие его умственных способностей, расширение словарного запаса, понимание процессов жизнедеятельности организма и т.д. Однако теоретическая часть предмета «Физическая культура» пока только декларируется программой. На самом же деле учащиеся имеют крайне низкий уровень теоретических знаний, что сдерживает развитие важнейших психических функций (речи, памяти, мышления) ребенка (при этом забывается принципиальный тезис Л. С. Выготского о приоритетном развитии высших психических функций). Пути развития умственных способностей школьников средствами физической культуры могут быть самые разные: • запоминание различных терминов, их сочетаний; • словесное опосредование двигательных действий; • оценка выполнения физических упражнений товарищами и самооценка; • теоретический зачет; • словесная регуляция двигательных действий; • проблемное обучение; • деловые игры, теоретический «мозговой штурм» при обучении двигательным действиям; • приобретение знаний в области теории физической культуры, физиологии движений. Следующее концептуальное положение направлено на реализацию принципа природосообразности, обоснованного Я.А.Коменским в его «Великой дидактике». Суть этого принципа — в возможно более полном развитии природных задатков человека при соблюдении законов природы и педагогики. Как известно, в человеке от природы заложены потребности, без которых он не может существовать. Это потребность в пище, сне и движении. И если у учащихся, как правило, удовлетворяются первые две, то потребность в движении — только у 10 — 12 % из них. Таким образом, возникает дефицит двигательной активности, т.е. «моторный голод», что является одной из важных причин снижения жизнедеятельности всего организма. Если проанализировать современный учебный процесс, то можно заметить: практически ни один учебный предмет не способствует развитию зрительного анализатора и других систем жизнеобеспечения организма. Напротив, в какой-то степени процесс обучения снижает здоровье детей, увеличивая число их с хроническими заболеваниями. И только предмет «Физическая культура» выступает в качестве защиты от мощнейшего натиска других предметов на здоровье ученика. Проблема эта ставилась давно. Так, в 20-30-е годы передовыми педагогами создавались различные экспериментальные площадки, школы, детские колонии по проверке педагогических идей (М. М. Пистрак, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко), в которых учащиеся занимались не менее 1,5 ч в день физической культурой, т. е. имели необходимый оптимум двигательной активности. Позже В. А. Сухомлинский, например, постоянно проводил занятия с учащимися на природе; в школе-лаборатории В. Ф. Шаталова были введены ежедневные уроки физической культуры. Итак, все крупные специалисты в области педагогики придавали большое значение двигательному режиму. В настоящее время для абсолютного большинства учащихся он ограничен двумя уроками физической культуры в неделю. В сегодняшних условиях существования специальной школы для реализации принципа природосообразности почти без всяких материальных затрат или с минимальными можно сделать следующее: • сократить уроки на 5 мин и выделить за их счет 30 мин на «час здоровья»; • сделать одежду школьников свободной, не стесняющей движений, следить за тем, чтобы обувь была мягкой, т.е. обеспечить возможность физкультурных занятий в школьной форме; • использовать в физкультминутках зрительные тренажеры; • обучать детей младших классов письму и счету в режиме движений; • проводить в неделю четыре урока физической культуры. Важнейшим подходом в решении проблем физического воспитания являются паспортизация состояния здоровья и физического развития учеников и гласное обсуждение ее данных на всех уровнях. На сегодняшний день отсутствуют надежные критерии оценки деятельности школ по показателям здоровья детей, их физического развития. Ни медработники, ни родители, ни школа не несут ответственности за здоровье ребенка. Очевидно, эта коллективная безответственность и породила сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию со здоровьем детей. И для того чтобы решать данную проблему, необходимо знать, на что нужно направить усилия для выявления и устранения причин заболеваемости детей. Для этих целей разработаны «Паспорт здоровья и физического развития» учащегося и методика такой паспортизации — подробное описание приводится в Главе 9. Данные паспортизации состояния здоровья и физического развития учащихся могут стать основой для разработки соответствующих тренировочных программ как для отдельных учащихся, так и для классов в целом. Специалисты в области генетики опасаются, что в ближайшем обозримом будущем, если здоровье детей будет по-прежнему ухудшаться, может исчезнуть здоровый генофонд страны. Больное поколение не сможет родить здоровое. Исходя из этого, мы считаем одним из принципиальных направлений в оптимизации физического воспитания просветительскую работу среди педагогов всех профилей и родителей. Необходимо выработать у них понимание того, что в современной экологической и социально-экологической ситуации нужна мощная защита детского организма от заболеваний, в которой особое место занимают занятия физической культурой, помогающие выводить из организма различные вредные вещества, нормализовать обмен веществ и деятельность всех систем жизнеобеспечения. Педагоги и родители — это именно тот общественный слой, которому под силу решение самых неординарных проблем. Учителя и родители могли бы включиться в решение названных проблем в таких конкретных формах, как: • реализовать программу «Здоровье» на уровне школ, классов и семьи; • создать силами педагогов и родителей школьный и классный «штабы» здоровья, принимать активное участие в их работе; • оборудовать «домашние стадионы»; • помочь школе в строительстве простейших спортплощадок и оснащении их спортивным оборудованием; • участвовать в педсоветах школы и классных собраниях по вопросам обсуждения итогов паспортизации состояния здоровья и физического развития детей; • помочь в организации и проведении соревнований, спортивных праздников, учебно-тренировочной и физкультурно-оздоровительной работе среди учащихся. Подробнее об этих формах работы — в Главе 3.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.009 с.) |