Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитания учащихся младших классовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Оно решает образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально-трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду, воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению позно-тонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащимися, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся имеются нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; отсутствует согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У них замечены отставание в росте, весе от возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у этих детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые скомпенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметны в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке и усложненных двигательных заданиях. Эти нарушения могут создавать значительные трудности при овладении программным материалом. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуются точное дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Надо отметить, что среди учащихся специальных школ имеются дети с хорошо развитой моторикой, что обусловливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. В осуществлении обучения и воспитания школьников на уроках физической культуры особые трудности создает качественное своеобразие основного дефекта, учет которого необходим на каждом уроке и во внеклассной работе. Учитель физкультуры может решить стоящие перед ним задачи только в том случае, если он будет вести занятия со строгим учетом структуры дефекта каждого ученика, со знанием всех его возможностей и недостатков. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать состояние здоровья учащихся на каждом уроке. Особо следует учитывать особенности детей с эпилептическими припадками, с травматическим слабоумием. Эти дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять упражнений, требующих больших физических усилий или ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы. Конкретными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушениями интеллекта являются: укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера; развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.); коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики; формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне; формирование познавательных интересов, преподнесение доступных теоретических сведений по физической культуре; воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, патриотизма. Программа содержит следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная или конькобежная подготовка, игры. Такое планирование позволит правильно использовать все виды упражнений с учетом мест занятий, а также сформировать основы изучаемых двигательных умений и навыков. В раздел «Гимнастика» включены специально подобранные физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы и системы, корригировать недостатки развития. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им навыками в простейших видах построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей, потому что они быстро забывают место в зале, в строю, направление движений, теряются при новом построении и т.д. Несмотря на трудность усвоения данных упражнений, они должны быть обязательным элементом на каждом уроке. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на определенные ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя и стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и для более избирательного воздействия на мышцы туловища. Эти упражнения оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать своими движениями, выполнять их с заданной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнения. В отличие от программы общеобразовательной массовой школы в самостоятельный раздел выносятся общеразвивающие и корригирующие упражнения, дыхательные упражнения, так как они способствуют коррекции нарушений дыхания. Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов. Упражнения для укрепления мышц кистей и пальцев рук способствуют успешному овладению письмом. Специальные упражнения для формирования и коррекции осанки помогают правильно держать свое тело сидя, стоя, при ходьбе и беге. В связи с затруднениями умственно отсталых детей в пространственно-временной дифференцировке и значительными нарушениями точности движений в программу включены также упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей, и упражнения с предметами. На занятиях гимнастикой умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазания и перелезания. Упражнения в лазании и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования координационных способностей школьников. Упражнения в равновесии способствуют развитию вестибулярного аппарата, помогают развитию координации движений, ориентировке в пространстве, корригируют недостатки психической деятельности (страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных двигательных ситуациях и т.д.). Упражнения в поднимании и переноске грузов имеют непосредственно прикладной характер. Их можно включить в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умению нести, точно и мягко опускать предмет. (Такими предметами могут служить мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты, «козел», «конь» и т.д.) К прикладным упражнениям относятся также построения и перестроения, ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье и перелезание, подтягивания, упражнения на равновесие. Выполняя их, учащиеся овладевают основными жизненно необходимыми умениями и навыками, учатся применять их в различной обстановке. Раздел «Легкая атлетика» помогает преподавателю обучать школьников таким жизненно важным двигательным навыкам, как ходьба, бег, прыжки и метания. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должны осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости. Упражнения в ходьбе и беге могут использоваться на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительнолечебных целях. Большое место в данном разделе уделено метанию. При выполнении этих упражнений у детей развиваются умение и ловкость действий с мелкими предметами, глазомер, меткость. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой) и умению технически правильно выполнять бросок, распределяя внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром. Лыжная подготовка в условиях коррекционной школы проводится как обязательные занятия с 1 -го класса. При проведении уроков лыжной подготовки особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников. (Выбор места занятий, форма одежды, обувь, передвижение к месту занятий, двигательная нагрузка, разрешение врача.) Одним из важнейших является раздел «Игры». В программу включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков и физических качеств детей, а также на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, последовательности движений, восприятий, пространственных и временных ориентиров. В каждый раздел включены упражнения для развития двигательных способностей школьников. Для правильного развития этих способностей необходимо руководствоваться следующими приоритетами. В 1 — 4-х классах следует больше развивать координацию движений и гибкость. Наибольшее внимание развитию выносливости у учащихся следует уделять в 3 — 4 классах. Выносливость развивается путем применения специальных упражнений, воздействие которых по степени нагрузки несколько больше того, к которому организм умственно отсталого ученика уже адаптировался. Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью, в перерывах между повторениями включать упражнения на восстановление дыхания и на внимание. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода при воспитании двигательных способностей целесообразно класс делить на группы с учетом двигательных и интеллектуальных возможностей учащихся. Общие сведения теоретического характера по физической культуре даются во время уроков. Они содержат краткие данные по технике изучаемых упражнений, о правилах судейства, требованиях к спортивной форме, инвентарю, подготовке мест занятий. Обязательным в программе является перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры. Школьники узнают о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений. Во вспомогательной школе основной формой занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Все части логически взаимосвязаны. На уроках физической культуры у учащихся формируются поведенческие и гигиенические навыки (соблюдение правил игр и соревнований, поддержание опрятного внешнего вида, ношение спортивной формы). Целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на коррекцию умственной отсталости учеников. К таким приемам относятся: задания по самоанализу выполнения исходных положений и упражнений, по анализу действий товарищей; запоминание комбинаций упражнений, различение движений по темпу, объему, усилию, ритму; запоминание необходимых для этого слов. Обязательным для учителя становится контроль за физическим развитием учащихся, который позволит выявить динамику развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее окончания. Для этих целей на каждого ученика школы, начиная с 1 -го класса, заводится паспорт здоровья. Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в сентябре и мае, на уроках физкультуры. К сдаче нормативов учащихся должен допустить врач школы. Учителя физкультуры при дозировании физических упражнений должны быть предельно внимательны к учащимся с текущими состояниями и различными заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, энурез, гидроцефалия, врожденные пороки сердца и т.д.). У учителя физкультуры должна быть следующая документация: программа, годовой план-график прохождения учебного материала, тематический план на четверть, поурочные планы-конспекты. Исключительно важное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. Она должна строиться с учетом задач программы по физкультуре, включать различные соревнования между классами, школами по видам физической культуры, доступным для учащихся с нарушениями интеллекта. Особое значение в этом плане в последние годы приобрела Международная программа «Специальная Олимпиада», в которой принимают участие на школьном)фовне все учащиеся. Программа предусматривает как тренировки, так и соревнования по различным видам спорта. Мы полагаем, что вся внеклассная и внешкольная спортивная работа должны строиться с учетом программы «Специальной Олимпиады».
Историческая справка Впервые занятия физической культурой умственно отсталых учащихся были включены в учебный план вспомогательных школ в 1927 году, но при этом рекомендовалось пользоваться Программами и методическими записками Единой трудовой школы, рассчитанными на массовую школу первой ступени. В учебном плане на 1943/44 учебный год были запланированы уроки по ритмике в 1—2-х классах и военно-физическая подготовка в 3 —4-х классах, однако программы как таковой не было. Программа по физическому воспитанию учащихся 1 -7-х классов вспомогательной школы впервые появилась в 1950 году. Она включала упражнения общеподготовительного характера, ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазанье, перелезания, метания и ловлю предметов, игры, упражнения на равновесие. С 3-го класса в программу вводились уроки по лыжной подготовке. Характерным для этой программы являлось наличие контрольных нормативов в беге, прыжках, метаниях, передвижении на лыжах. Например, в 5-м классе для девочек был установлен норматив в беге на 50 м в 14 с, для мальчиков — в 12 с. В прыжках в высоту девочки должны были преодолеть высоту 70 см, мальчики — 80 см; в прыжках в длину норматив для девочек — 2,2 м, для мальчиков — 2,5 м. На лыжах девочки должны были преодолеть 2 км за 24 мин, мальчики — за 20 мин. С целью развития движений применялись различные способы построения, ходьба в колонне, ходьба с переноской предметов, ходьба по кругу, боком; бег проводился в колонне с переменой темпа, бег наперегонки на расстояние в 30 — 40 м, бег группами, бег со скакалками, эстафетный бег, бег с низкого старта, длительный бег до 2 — 3 мин; прыжки на месте и в движении вперед, со скакалкой, в длину, высоту и глубину, опорные прыжки через препятствия; подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями, передачами и ловлей мяча и пр. В объяснительной записке к программе по физической культуре 1952 года впервые говорилось о том, что наряду с развитием двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазаньи физическое воспитание должно быть направлено на всестороннее развитие организма учащихся вспомогательных школ, исправление недостатков в области моторики, на выработку правильной осанки. Также рекомендовалось в 5 —7-х классах вести подготовку учащихся к сдаче норм комплекса ГТО (ступень БГТО) при наличии соответствующего разрешения врача. Впервые в систему физического воспитания вспомогательной школы с целью повышения объема двигательной активности учащихся вводились такие формы занятий, как ежедневная гимнастика перед уроками, физминутки (только для 1—4-х классов), внеклассная, общешкольная и кружковая работа по физической культуре. Занятиям физической культурой в 1—3-х классах отводилось по два часа в неделю, в 4 —7-х — по одному часу. При этом было указано, что программный материал по физической культуре должен использоваться на уроках ритмики, т. е. фактически ученики 1 —2-х классов занимались ритмикой. Программа состояла из двух разделов: общеподготовительных упражнений и прикладных упражнений. В содержание первого раздела включались упражнения, укрепляющие суставно-связочный аппарат, развивающие мышечную силу, ловкость, гибкость и координацию движений; в содержание второго — входили упражнения на развитие движений в основных локомоциях. В этой программе сохранялись основные нормативные требования предыдущей программы. Согласно следующей программе (1955 г.) ритмика проводилась в 1—2-х, физическое воспитание — в 1 —7-х классах вспомогательной школы. На то и другое отводилось по два часа в неделю, остальное содержание ее практически не изменилось по сравнению с предыдущей программой. Также аналогичным осталось содержание программы по физической культуре, изданной в 1960 году. Но в объяснительной записке впервые было указано, что специальной задачей физического воспитания во вспомогательной школе является коррекция недостатков физического развития и моторики учащихся. Дифференцировались контрольные нормативы. Так, в 7-м классе мальчикам ставили оценки 5, 4 и 3 при пробегании 60 м за 9, 10 и 11 с, соответственно за преодоление норматива в прыжках в высоту — 105, 100 и 95 см. В этой же программе рекомендовалось в воспитательных целях организовывать соревнования между классами и школами. В программе, принятой в 1964 году, были отменены контрольные нормативы по физической подготовке школьников, по всей вероятности, как не оправдавшие себя на практике. Сохраняя основную направленность материала программы 1964 года, программа 1971 года ставила перед каждым классом конкретные задачи обучения различным видам движений. В содержание включены игра в баскетбол, упражнения на развитие пространственной ориентировки и точность движений. Материал стал существенно сложнее и разнообразнее, а нагрузки при выполнении физических упражнений были уменьшены в 1,5 — 2 раза. В следующие полтора десятилетия раздел «Физическая культура» в программах вспомогательной школы каким-либо существенным изменениям не подвергался вплоть до 1986 года. К этому времени в олигофренопедагогике, олигофренопсихологии (В. И. Лубовский, 1978; С.Л.Мирский, 1981), а также в теории, методике и практике физического воспитания учащихся вспомогательных школ был накоплен обширный теоретический и практический материал, который позволил пересмотреть многие программные положения. Впервые программа была поделена на четыре раздела: гимнастику, легкую атлетику, игры и лыжную подготовку, составляющие основные средства формирования движений у умственно отсталых школьников. С целью совершенствования планирования учебной работы по физической культуре на каждый раздел отведено конкретное количество часов, предоставлена возможность учителям при необходимости и по согласованию с администрацией школы заменять в бесснежных районах лыжную подготовку легкой атлетикой. Для каждого класса по каждому разделу был установлен объем теоретического материала с целью развития основных психических качеств учащихся — мышления, речи, расширения их познавательных возможностей, развития памяти и других психических функций ребенка. Определены навыки и умения, которыми должен овладеть ученик в каждом классе. Установлены оптимальные объемы нагрузок при выполнении упражнений на выносливость. Анализ программного материала по физической культуре, опрос учителей, изучение литературы показали, что необходимы дальнейшее совершенствование процесса физического воспитания в специальных школах VIII вида, улучшение его содержания в целях повышения эффективности его коррекционного воздействия на разнообразные отклонения в физическом и психическом развитии учащихся с нарушением интеллекта.
Примерная программа по физической культуре Й КЛАСС (54 ч) Общие теоретические сведения. Чистота одежды и обуви. Утренняя гигиеническая гимнастика и ее значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов.
ГИМНАСТИКА
Теоретические сведения. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Размыкание на вытянутые руки в колонне, шеренге. Повороты «направо», «налево», «кругом». Движение в колонне. Выполнение команд: «Шагом марш!», «Стоп!», «Бегом марш!», «Встать!», «Сесть!», «Смирно!».
Практический материал Упражнения без предметов Упражнения для мышц шеи Наклоны туловища и головы вперед, назад, в стороны из исходного положения, стойка ноги врозь, руки на поясе (медленно и быстро). Вращения туловищем и головой вправо и влево. Повороты туловища в стороны (медленно и быстро) в стойке ноги врозь, руки на поясе.
Упражнения для мышц спины и живота Лежа на животе поднимание ног поочередно и вместе, поднимание головы. Лежа на спине поочередное поднимание ног, «велосипед», поднимание туловища. Упор стоя у гимнастического бревна или стены на расстоянии 60 — 70 см, сгибание и разгибание рук. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Из основной стойки (и стойки нога врозь) поднимание и опускание рук вперед, в стороны, вверх. Сжимание и выпрямление кистей рук; руки прямо перед собой. Вращение кистями вправо, влево. Поднимание рук вперед и вверх с хлопками. Сгибание и разгибание рук в плечевых и локтевых суставах. Поднимание и опускание плечевого пояса, руки на поясе.
Упражнения для мышц ног Поднимание на носки. Сгибание и разгибание ног, стоя на одном месте, руки на поясе (медленно и быстро). Приседания на двух ногах.
Упражнения на дыхание Тренировка дыхания через нос и рот в различных исходных позициях: сидя, стоя, лежа. Глубокое дыхание (подражая учителю). Дыхание во время ходьбы с выговариванием звуков на выдохе: чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолет), ж-ж-ж (жук).
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев Из положения руки и пальцы врозь: кисть в кулак, круговые движения кистями вовнутрь и наружу. Поочередное соприкосновение большого пальца с остальными. Отведение и приведение пальцев на одной руке, одновременно на двух руках с контролем зрения и без него. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание. «Щелчки». Одновременные и поочередные сгибания, разгибания кистей рук и круговые движения.
Упражнения для формирования правильной осанки Из положения стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками (обратить внимание при этом на отведение плеч слегка назад и на оптимальное выпячивание живота вперед), отойти от стенки и вернуться к ней, сохраняя положение. Стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами к пятками: поднимание рук вперед, вверх, в стороны; приседание, касаясь стенки затылком и спиной. Поднимание гимнастической палки вверх широким хватом с отставлением ноги на носок.
Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп Сидя на скамейке, сгибание и разгибание пальцев ног, стоп, круговые движения стопой, захватывание стопами каната, мяча, булавы, мешочка с песком. Ходьба по канату, положенному на пол, ходьба по ребристой доске. Перекаты с носка на пятку.
Упражнения для укрепления туловища Лежа на животе с опорой на руки и без опоры: разгибание головы («птички летят»), поочередные и одновременные движения руками («пловцы»), поочередное и одновременное поднимание ног. Лежа на спине: поднимание прямой ноги (сгибание), поочередное сгибание и разгибание ног («велосипедист»). Лежа на животе на гимнастической скамейке: захватывая ее сбоку, подтягивание скольжением по скамейке. Упор стоя у гимнастического бревна на расстоянии 60 — 70 см; сгибание и разгибание рук. Сидя, сгибая левую ногу вперед, обхватить голень руками и прижать колено к груди. То же, правой. Лежа на спине, поднять одну ногу. Сидя, поднять одну ногу. Стойка: руки за голову, наклон вперед, прогнувшись.
Уметь: ходить в колонне по одному, построиться в одну шеренгу, пройти по гимнастической скамейке, выполнить задание по словесной инструкции учителя, выполнить общеразвивающие упражнения в определенном ритме.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками Удерживание гимнастической палки двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, внизу, перед грудью, над головой. Перекладывание палки из одной руки в другую перед собой. Выполнение различных исходных положений с гимнастической палкой. Поднимание гимнастической палки с пола хватом сверху и бесшумное опускание на пол.
С флажками Из исходного положения основной стойки: поднимание рук в стороны, вперед, вверх, круговые движения, стоя на месте и во время ходьбы. Помахивание флажками над головой.
С малыми обручами Удерживание обруча двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, над головой. Принятие различных исходных положений с обручем в руках. Прокатывание обруча и ловля его после прокатывания.
С малыми мячами Перекладывание мяча. Разбрасывание и собирание мячей, прокатывание, ловля после прокатывания. Перебрасывание мяча с одной руки на другую. Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.
С большими мячами Поднимание мяча вперед, вверх, опускание вниз. Перекатывание сидя, стоя. Перекладывание мяча с одного места на другое. Перекладывание мяча с одной ладони на другую, броски вверх, удары о пол, о стену и ловля его двумя руками.
Лазанье и перелезание Переползание на четвереньках в медленном темпе по коридору длиной 15 — 20 м. Переползание на четвереньках по горизонтальной гимнастической скамейке, захватывая кистями рук края скамейки. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не пропуская реек (высота ноги — на 5 рейке). Из исходного положения «стоя на полу» взяться двумя руками за рейку на уровне головы. Поставить на 1 -ю рейку сначала одну ногу, затем другую, переставить поочередно руки на следующую рейку и т.д. Спускаться в том же порядке. Подлезание под препятствием высотой 40 — 50 см (под «коня», «козла», гимнастическую палку, веревку). Перелезание сквозь гимнастические обручи (3 — 4 обруча на расстоянии 50 см).
Упражнение на равновесие Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3 — 4 с). Ходьба по доске, положенной на пол. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Стойка на одной ноге, другая согнута вперед, руки на поясе. Кружение переступанием в медленном темпе.
Перемещение предметов Перенос мяча до 1 кг различными способами, гимнастических палок, флажков, обручей, гимнастической скамейки, мата (вчетвером).
Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений
Построение в обозначенном месте (в кругах, квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начерченным на полу. Прыжок в длину с места толчком двух ног в начерченный ориентир.
Задание Ходьба на месте в шеренге до 9 с, вторично — до 10 с. Перед шеренгой по очереди маршируют на месте два ученика: первый — 5 с, второй — 10 с. Определить, кто из них шел дольше.
Знать: что такое шеренга, колонна, круг. Где правая и левая сторона, верх и низ. Что называется гимнастическим упражнением и названия снарядов. Правила поведения на уроках гимнастики.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики.
Практический материал Ходьба Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.
Бег Перебежки группами и по одному 15 — 20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба).
Прыжки Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до 10 м. Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча). Прыжки в длину с места.
Метания Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.
Знать: что такое ходьба, бег, прыжки, метания, как вести себя на занятиях легкой атлетикой.
Уметь: чередовать бег с ходьбой, подпрыгивать на одной и двух ногах, метать мячи одной рукой с места, мягко приземляться при прыжках.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника.
Практический материал Построения с лыжами, переход на учебный круг. Ходьба на лыжах. Поворот переступанием вокруг концов лыж. Катание с небольших горок. Передвижение на лыжах (за урок 0,3 —0,5 км).
Знать: как подготовиться к занятиям по лыжной подготовке, правила поведения на занятиях.
Уметь: передвигаться и поворачиваться на лыжах, кататься с гор.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр, поведении во время игр. Практический материал Коррекционные игры: «Наблюдатель», «Смекалистый», «Пальчики и палочки», «Стой прямо», «Иди прямо», «По канату». Игры со звуковыми сигналами: «Совушка», «Мы солдаты», «Слушай сигнал», «Удочка». Игры с бегом и прыжками: «Веселая эстафета», «Филин и пташки», «Пятнашки», «Мячик кверху». Игры с бросанием, ловлей, метанием: «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали, тот и ловит».
Знать: правила и поведение во время игры.
Уметь: целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, дополнительные занятия во второй половине дня) Для учащихся физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в режиме рабочего дня, являются обязательными и по содержанию соответствуют программному материалу уроков физической культуры. Занятия организуются по возможности на открытом воздухе (в зимнее время при температурных режимах, соответствующих гигиеническим нормам конкретной территории).
Примерное содержание внеклассных форм физического воспитания (секции, кружки и т.д.) Содержание внеклассных форм физического воспитания определяется программой «Специальная Олимпиада» по легкой атлетике, гимнастике, играм и другим видам спорта и соответствует содержанию предыдущих частей программы, но с тренирующей направленностью на развитие двигательных способностей.
Содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий Содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий соответствует программному материалу вспомогательной школы для этого возраста и проводится в виде эстафет, «веселых стартов», игр с направленностью на совершенствование двигательных актов. Определяется программой «Специальной Олимпиады».
Межпредметные связи Математика. Умение определять верх, низ, правую и левую стороны, иметь понятие о большом, маленьком и равновеликом. Ориентироваться по положению предметов в пространстве: впереди, сзади, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, над, под, за, перед, в, напротив, между, в середине, внутри, в центре, дальше, ближе и др. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге; о соотношении расстояний (кратчайших); о последовательности (первый, крайний, последний, перед, после, за, следом, следующий за...). Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Развитие устной речи. Русский язык. Название предметов, используемых на занятиях физической культурой и спортом. Их характеристики. Проговаривание речевок, считалок в ходе игр и т.д. Звуки, буквы, слоги.
2-й КЛАСС (54 часа) ГИМНАСТИКА
Теоретические сведения. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Практический материал Построения и перестроения Построение в шеренгу по команде учителя. Равнение по носкам в шеренге. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!». Ознакомление с левой и правой сторонами зала. Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс — стройся!». Ходьба в колонне с левой ноги. Бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Перестроение из шеренги в круг (держась за руки) и из колонны по одному (двигаясь за учителем). Расчет по порядку.
Упражнения без предметов Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы Руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину. Круговые движения одной и двумя руками, сгибание и разгибание рук из положений руки вперед, в стороны. Взмахи ногами вперед, назад, влево, вправо. Наклоны туловища до касания руками пола, наклоны влево, вправо, со скольжением руками вдоль туловища. Приседания на двух ногах, стоя на первой рейке гимнастической стенки; перехватывания ее поочередно руками. Выполнение по памяти двух-трех упражнений.
Упражнения на дыхание Согласовывать дыхание с различными движениями: вдох при поднимании рук, отведении их в стороны, выпрямлении туловища, разгибании ног; выдох при опускании вниз головы, при наклонах туловища и приседаниях. Изменение глубины и темпа дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений.
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев Разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак). Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев. Круговые движения кистями в лицевой плоскости, вовнутрь, к себе, от себя. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. Последовательные движения кистями рук в разных направлениях по показу учителя.
Упражнения на расслабление мышц Помахивание кистью (как платком). Смена напряженного вытягивания вверх туловища и рук полным расслаблением и опусканием в полуприсяде. Смена резких движений в напряженной ходьбе плавными движениями в мягкой ходьбе.
Упражнения для формирования правильной осанки Самостоятельное принятие правильной осанки. Стоя у вертикальной плоскости в правильной осанке, отойти на 1, 2, 3 шага; последовательно расслабить мышцы плечевого пояса, рук,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.012 с.) |