Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системы классификации нарушений физического развития и двигательных способностей учащихся специальных школСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Знание общих закономерностей и особенностей развития двигательной сферы умственно отсталых детей представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений. Очевидно, у умственно отсталых школьников при выполнении произвольных движений в связи с поражением ЦНС информация поступает в кору головного мозга в искаженном виде, в связи с чем моторные акты могут приобретать искаженные, нарушенные формы. Поэтому при рассмотрении качественных характеристик произвольных движений в основных локомоциях у таких детей можно обнаружить самые разнообразные нарушения. Согласно положению, выдвинутому H.A. Бернштейном (1966), начальные стадии формирования произвольных движений, программирования двигательного акта осуществляются главным образом высшими корковыми уровнями. В дальнейшем овладении каким-либо двигательным актом компоненты его программирования передаются с высших отделов ЦНС на низшие, филогенетически возникшие в более раннем периоде развития человека. Эти механизмы формирования корково-подкорковых взаимосвязей и служат физиологической основой автоматизации двигательных навыков при контроле и руководстве в управлении движениями со стороны коркового уровня. Важная роль отводится экстрапирамидной системе, при поражении которой процесс автоматизации движений происходит медленно, требуя специального коррекционного воздействия. В связи с этим необходимо учитывать характер двигательных навыков в общем развитии моторики умственно отсталого ребенка, закономерности ее формирования. Одной из таких закономерностей является системогенез, под которым понимают функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного результата приспособительного эффекта (П. К.Анохин, 1968), где особое значение придается гетерохрон- ности в онтогенетическом созревании различных функциональных объединений, а также их эволюционной зрелости. Двигательный аппарат человека представляет собой систему, имеющую большое число степеней свободы, и управление такой системой со стороны коркового аппарата является чрезвычайно сложной задачей, решение которой во многом зависит от координационных способностей человека. Деятельность двигательного аппарата проявляется прежде всего в его локомоторных актах — ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Ходьба и бег — действия циклического характера, поскольку все фазы движения одного цикла имеются и в других и в той же последовательности. Все циклы неотделимы друг от друга, каждый последующий является продолжением предыдущего и началом следующего. Физиологический механизм циклических движений имеет в своей основе безусловно рефлекторное происхождение, определяется ритмическим двигательным цепным рефлексом (H.A. Бернштейн, 1966). Двигательный навык в ходьбе формируется в раннем возрасте у умственно отсталых детей с некоторым опозданием по сравнению с нормальными. Причина в недостаточном развитии способности к координации движений, отчего легче даются однонаправленные, чем перекрестные движения. Ходьба — основной вид локомоций человека. В актах ходьбы участвуют большие группы мышц туловища, благодаря чему усиливается деятельность всех физиологических систем организма. Поэтому ходьба в строю, при перестроениях дисциплинирует учащихся, повышает организованность, способствует улучшению коллективных действий. Походка ученика должна быть легкой, непринужденной, ритмичной, с хорошей координацией движений рук и ног, прямым положением туловища и головы, четким и точным взмахом и амплитудой движения рук вперед и назад, носки ног должны быть направлены по ходу движения и слегка развернуты в стороны. Бег — действие циклического типа, в котором одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. В процессе формирования беговой локомоции закрепляются относительно разнообразные динамические стереотипы нервных процессов, регулирующие мышечные усилия. Длительность возбуждения в нервных центрах сочетается с короткой фазой торможения, не обеспечивающей достаточного восстановления работоспособности мышц, вследствие чего они подвержены быстрому утомлению. Сложность управления беговой локомоцией определяется тем, что работа мышц, от которой зависит траектория движений, выполняется в течение кратковременной опоры. Если при ходьбе опора не прерывается, что обеспечивает коррекцию пространственных характеристик шага, то при беге она кратковременна и текущие коррекции характеристик шага осуществляются с трудом. Для беговых усилий характерны баллистические движения, которые не успевают корригироваться во время опоры, — коррекции вносятся лишь в программу следующей (H.A.Бернштейн, 1966; B.C.Фарфель, 1975). Правильное положение бегущего таково: туловище слегка наклонено вперед, голова и туловище находятся на одной линии, плечи опущены, толчковая нога в момент отталкивания разгибается почти полностью, руки согнуты в локтях до 90— 100°, кисти рук не напряжены, пальцы полусогнуты. Ациклическое движение — однократное, имеющее начало и конец. В отличие от циклических такие движения не могут строиться на ритмическом двигательном рефлексе. К ациклическим локомоциям человека относятся прыжки и метания. Они требуют высокой координации движений, которая обеспечивается выработкой сложных условных рефлексов в процессе тренировки, характеризуются максимальной силой и скоростью мышц, точной дозировкой мышечных усилий. В связи с тем, что при этих движениях сила изменяется в соответствии с величиной ускорения, сообщаемого постоянной массе, они были названы скоростно-силовыми. При выполнении метаний наиболее сложным является процесс управления пространственными и временными параметрами движений, что определяет дальность полета снаряда. Управление величиной мышечного напряжения при метаниях зависит от массы снаряда. При этом необходимо сочетание движений мышц конечности, метающей снаряд, с движениями других частей тела. Большое значение для координации движений метания имеют корригирующие влияния, рефлекторно осуществляемые центральной нервной системой при поступлении импульсов от рецепторов горизонтальных полукружных каналов вестибулярного аппарата, рецепторов мышц тела, зрительного анализатора, тактильных рецепторов кисти. Таким образом, высокий результат в скоростно-силовых упражнениях определяется уровнем развития координации движений и величиной ускорения, определяемой «взрывной» силой. Метания как прикладной вид физических упражнений укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, пальцы кисти, развивают хватательную функцию руки, улучшают координацию движений, совершенствуют точность движений, глазомер. Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают суставно-связочный аппарат мышц ног, улучшают координацию движений. Необходимость учета закономерностей и особенностей развития двигательной сферы детей с нарушением интеллекта требуют системного их изложения в виде классификации. Такого рода классификация обеспечивает: • обобщение и теоретическое осмысление большого эмпирического материала о недостатках в развитии движений; • выявление двигательных нарушений и сохранных двигательных возможностей детей; • определение коррекционной направленности физических упражнений и их систематизацию. В данной главе мы приводим несколько классификаций нарушений физического развития и двигательных способностей аномальных детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.008 с.) |