Современные педагогические технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные педагогические технологии



ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 7

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ

ВИДОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Гимнастика. В физическом воспитании особое место занимают гимнастические упражнения — с их помощью можно обеспечить разнообразное воздействие на аномального ребенка с учетом его развития и состояния здоровья. Это упражнения общеразвивающие, корригирующие, простейшие акробатические, прикладные. Выполняя их с определенной амплитудой, в заданном направлении, темпе, ритме, школьники учатся владеть своими движениями. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Из-за часто встречающихся у умственно отсталых школьников нарушений актов дыхания гимнастические упражнения сочетаются с дыхательными.

Гимнастические упражнения развивают силу, ловкость, гибкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, являются действенным средством улучшения функции вестибулярного аппарата.

Обучение гимнастическим упражнениям начинают обычно с изучения правил построений и перестроений, поскольку в течение всего периода обучения в специальной школе учащиеся постоянно используют их при организованных передвижениях по школе и вне ее, при проведении «Праздника песни и строя» и др. Для проведения построений и перестроений не требуется оборудования, но тем не менее нужны различные ориентиры — применяются мячи, булавы, линии разметки. Построения выполняются на каждом уроке физической культуры не только ради совершенствования в них, но и для оптимального размещения детей на площадке или в зале. При этом учитель подает не команды, а распоряжения, например: «Встаньте один за другим, смотрите вперед», «Повернитесь ко мне лицом» и т.д.

После того как ученики научатся понимать распоряжения, переходят к командам: «Сесть!», «Встать!» и др.

Для совершенствования построений используют подвижные игры: «Быстро в строй!», «У ребят порядок строгий» и др. Можно использовать и некоторые элементы подражания солдатам, физкультурникам. Построениям и перестроениям обычно обучают в подготовительной части урока, используют их в любой по мере необходимости, а совершенствуют в заключительной (решая сразу две задачи — успокоить организм перед другими уроками и отшлифовать пройденное).

Шеренга — наиболее удобная форма построения учащихся перед началом урока. Дети должны научиться занимать свои места, находиться на определенном расстоянии друг от друга и соблюдать равновесие. Здесь не обойтись без каких-либо ориентиров, желательно разного цвета или формы (флажки, кубики, булавы, мячи), чтобы ученик запомнил именно свой ориентир. Затем, когда учащиеся уже запомнят свои места, некоторые из них можно убрать. И конечно, школьники должны учиться строиться по линии, а обучившись, обходиться без нее.

Детей следует сначала научить поворачиваться (направо, налево, кругом) переступанием и прыжком и только затем обучать их поворотам на пятке и носке.

Определенную сложность представляет обучение умственно отсталых школьников ходьбе в колонне, под счет, на носках, пятках. Обучение можно проводить в шеренге: дети кладут руки на плечи друг другу, приподнимают левую ногу и начинают ходьбу на месте, затем в поступательном движении шеренгой вперед. Или стоя друг за другом, положа прямые руки на плечи впереди стоящему, ученики начинают маршировать на месте, затем в поступательном движении — сначала без взмаха руками, затем со взмахом.

Далее разучивают прыжки на месте на двух ногах, затем — продвижение вперед с подражанием воробьям или другим птицам. Выполняют это упражнение индивидуально, парами, взявшись за руки, в шеренге. После этого прыжки с ноги на ногу, через веревочку, лежащую на полу, через гимнастическую палку, скакалку. На этом же этапе предстоит обучить ученика прыжку в длину с места, что потребуется для измерения прыгучести как одного из показателей физической подготовленности.

Затем школьники учатся выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения. К таким упражнениям в младших классах относятся обучение различным стойкам, движениям рук. пальцев, кистей, головы, ног; упражнения на гибкость и силу, а также простейшие сочетания изученных движений. Далее выполняются упражнения на дыхание через рот, нос — стоя, сидя, лежа, во время ходьбы, при выполнении простейших упражнений, с выго- вариванием звуков при вдохе.

Отличительная особенность упражнений общеразвивающего и корригирующего характера — их определенное, направленное влияние как на организм в целом, гак и на отдельные группы мышц. Корригирующие упражнения — мощный фактор воздействия на организм школьников, так как они заставляют работать все физиологические системы с высокой нагрузкой и при этом легко регулируются изменением темпа, интенсивности, продолжительности. Такие упражнения включаются в каждый урок в определенном порядке: вначале для развития суставно-связочного и мышечного аппарата рук, плечевого пояса, ног, туловища, а затем уже для одновременного воздействия на несколько мышечных групп. Задания должны быть доступными, с последовательным переходом от простых к более сложным. Нагрузку нужно увеличивать постепенно.

Большое место в разделе гимнастики занимают упражнения с предметами (флажками, обручами, мячами разной величины), корригирующие координационные способности детей, хватательную функцию кистей рук, совершенствующие пространственную ориентировку, приучающие к культуре движений.

Много внимания уделяется развитию функции равновесия в целях улучшения профессионально-прикладной направленности физического воспитания. Перед школьниками ставится задача по удержанию и перемещению тела на уменьшенной площади опоры: это ходьба на носках, по начерченной линии, по гимнастической скамейке с различными положениями рук; стойка на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами и другие упражнения. Они способствуют развитию координации движений, воспитанию внимания, самообладания, смелости, решительности, ориентировки в пространстве, а также формированию хорошей осанки, точных и тонких движений, развивают мышечное чувство.

Упражнения в равновесии выполняются как без снарядов, так и на снарядах — скамейках, гимнастических бревнах, бумах, просто на гладких досках или рейках. Не следует забывать при этом про помощь и страховку.

При коррекции нарушений пространственной ориентировки выполняют различные упражнения, связанные с ориентировкой в макро- и микропространстве. К ним относятся ходьба по ориентирам, по прямой, змейкой, по квадрату и пр. Прыжки в длину с места на точность приземления, шаги вправо, влево, вперед, назад с открытыми и закрытыми глазами, построения в круг, подбрасывание мяча до определенной отметки, повороты налево, направо, без зрительного контроля.

Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития координационных способностей, силы и ловкости школьников. При их выполнении основная нагрузка приходится на мышечно-связочный аппарат рук, плечевого пояса и туловища.

Лазанье проводится по полу на четвереньках, по гимнастической скамейке вверх и вниз с увеличением угла ее наклона. С целью улучшения координации движения рук и ног выполняются упражнения в пролезании под гимнастическим бревном, в обруч, лазаньи по кругу, квадрату, перелезании через препятствия различной формы и высоты, влезании на различные снаряды. Разностороннее влияние таких упражнений помогает быстрее овладеть навыками в других видах физической культуры — в спортивных и подвижных играх, в лыжной подготовке и др. Немаловажным требованием при проведении этих упражнений является соблюдение санитарно-гигиенических условий. Дорожки и маты должны быть чистыми.

Поднимание и переноска грузов — прикладное упражнение, навыки которого практически необходимы и на уроках физической культуры, и на других уроках, и в быту. Задача учителя — научить детей наиболее рациональным способам поднимания и переноски различных грузов (гимнастических матов, стоек для прыжков в высоту, мостика, лыжного инвентаря и пр.). Коллективные усилия при переноске снарядов имеют и большое воспитательное значение, главное — хорошо организовать учащихся.

Такие прикладные упражнения, как ходьба и бег, применяются на каждом уроке, поэтому хотелось бы рассмотреть некоторые вопросы обучения этим локомоциям.

При ходьбе участвуют большие мышечные группы, благодаря чему усиливается деятельность кардиореспираторной системы организма. Ходьба в строю, при перестроениях дисциплинирует учащихся. Одна из главных функций, которые выполняет ходьба, —• коррекция неправильных движений. У умственно отсталых школьников, как правило, немало аномалий при ходьбе: сутулость, дискоординация движений рук и ног, топанье или шарканье ногами, ходьба на прямых или согнутых ногах, вразвалку; голова опущена набок; неритмичность движений. Походка должна быть легкой, непринужденной, ритмичной, с хорошей координацией рук и ног, с правильным положением туловища и головы. Для того чтобы достичь этого, требуется длительное время, иногда весь период обучения школьника.

Приобретать новые навыки ходьбы дети начинают с 1-го класса, и все время нужно следить, чтобы они передвигались в строю свободно, без напряжения, в определенном темпе и ритме; голова и туловище — прямо, плечи развернуты и отведены назад. При обучении ходьбе большое значение имеют ее темп и ритм. Она может выполняться под музыку или метроном, под пение, счет учителя, хлопанье в ладоши.

Одно из ведущих мест в физиологическом и эмоциональном воздействии на школьников занимает бег. Он применяется как самостоятельный вид упражнений и как элемент в играх, прыжках, метаниях. При систематическом использовании бега заметно повышаются быстрота, выносливость, координация движений, воспитываются воля, настойчивость, выдержка.

Правильное положение при беге таково: тело бегуна слегка наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии, плечи опущены, толчковая нога в момент отталкивания выпрямляется почти полностью, руки согнуты в локтях до 90 градусов, кисти рук не напряжены, пальцы полусогнуты.

При обучении бегу нужно учить правильному дыханию: на каждые 2 — 3 шага — вдох, на следующие 3 — 4 — выдох. Темп и ритм вырабатываются длительное время и постоянно их нужно совершенствовать. Обучение бегу проводится при передвижении в парах, колонне, шеренге, группами по 5 —6 человек. Используют бег на носках, с высоким подниманием бедра, семенящий бег. Бег и беговые упражнения можно проводить и на оценку.

Прыжки также являются прикладным упражнением, развивают прыгучесть, быстроту, ловкость, воспитывают смелость. Они, как ходьба и бег, встречаются в различных разделах программы. Это прыжки в глубину, через «козла», в высоту, в длину с места, с разбега, прыжки со скакалкой, с ноги на ногу, прыжки на месте. Необходимо пристально следить за дозировкой прыжковых нагрузок.

Особое внимание следует обращать на профилактику травматизма при прыжках, поэтому заниматься нужно только в спортивной обуви. Приземление должно происходить на гимнастические маты или в прыжковую яму, не ближе 4 — 5 м от стен или снарядов. Школьники должны совершать прыжки исключительно по отдельности. Соответствующей прыжкам должна быть разминка.

При обучении прыжкам прежде всего нужно научить детей приземляться мягко: приземляясь — присесть, что смягчает толчки и сотрясения, затем выпрямить ноги. Вначале обучают приземлению с приседанием до упора, постепенно доходя до полуприседания. Подготовительными упражнениями служат подпрыгивания на месте — с опорой на гимнастическую стенку, бревно, попарно держа друг друга за руки.

Следует учитывать различные отклонения от нормы у школьников. Прыжковые упражнения нельзя выполнять детям с черепно-мозговыми травмами, страдающим эпилепсией, глубоко умственно отсталым. Большинство учащихся могут выполнять прыжки, но со строгим их дозированием.

Постепенно, от класса к классу, гимнастический учебный материал усложняется: опорный прыжок, лазанье по канату, гимнастической стенке, гимнастические комбинации из нескольких упражнений, увеличивается вес набивных мячей, дети переносят их на скорость, расстояние и т.д.

 

Легкая атлетика. В действующей программе имеется раздел «Легкая атлетика». Это приобретение учащимися навыков в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Ходьбу и прыжки мы уже рассматривали, но они применяются только для подготовки организма ребенка к основной части урока. Зато при занятиях легкой атлетикой ходьба и бег являются основными средствами развития таких физических качеств человека, как быстрота и выносливость.

При занятиях легкой атлетикой нужно установить более сильную у школьника руку и ногу. Для этого используют прыжки с левой и правой ноги и метания с разных рук.

Метание как прикладной вид физических упражнений используется в быту и на производстве. С помощью этого упражнения укрепляют и развивают мышцы рук, пальцы кисти, хватательную функцию руки, силу мышц плечевого пояса, координацию движений, развивают глазомер, точность движений. Для метания используют мячи разных размеров, снежки, набивные мячи. Метать нужно правой, левой и обеими руками — с места, шага, разбега, на точность, дальность; обучаться технически правильному метанию способом «из-за спины через плечо».

Обучение нужно начинать с метания теннисного мяча, стоя лицом по направлению метания. Левую ногу ставят впереди на всей ступне, правую — сзади на носок, правая рука должна быть в полусогнутом положении впереди, кисть плотно охватывает мяч и находится на уровне лица. Затем вес тела переносится на правую ногу, ее ставят на всю ступню, одновременно отводят правую руку назад за голову, и туловище отклоняется назад — производится замах. Как только сделан замах, вес тела вновь переносится на левую ногу, туловище выпрямляется, и мяч резким движением руки посылают вперед-вверх под углом 45 градусов. Таковы основные технические характеристики выполнения броска теннисным мячом на дальность. В финальной стадии броска нужно стремиться, чтобы сработала кисть. Мяч выпускают главным образом указательным и средним пальцами, а большой, безымянный и мизинец только поддерживают его.

Совсем иная техника метания мяча по горизонтальной линии. Ученик становится боком по направлению метания (если метание производит правой рукой — левым боком), ноги на ширине плеч, левая нога на носке, взгляд устремлен на мишень. Затем вес тела переносится на левую ногу, правую ставят на носок, делают небольшой замах, туловище слегка разворачивается влево, после чего мяч бросают в цель.

Основными ошибками являются напряженность, скованность туловища, торопливость, неправильный замах. В начале обучения и при исправлении ошибок метания выполняют без мяча (имитация метания).

Метают мячи, снежки, камешки на дальность и точность, резиновые мячи в стенку, кольца на шесты; двумя руками производят броски резинового мяча вверх, вперед, в цель, снизу, сбоку; метают теннисный мяч на дальность, в неподвижную и движущуюся цель, набивные мячи двумя руками с места из различных положений: одной рукой, стоя боком, в ходьбе; метают мячи разного веса и диаметра снизу, из-за головы, в цель, от груди. Обычную ходьбу в младших классах как легкоатлетическое упражнение выполняют по прямой, с изменением направления, скорости, с перешагиванием через различные предметы (куски картона, мячи, гимнастические палки и др.), с ускорениями, причем дозировку от класса к классу постепенно увеличивают.

Постепенно, от класса к классу, материал занятий легкой атлетикой усложняется, добавляется ходьба на носках, пятках, внутреннем и наружном сводах стопы, с изменением длины и частоты шагов.

Бег вначале чередуется с ходьбой или проводится в медленном темпе с изменением направления.

Впоследствии проводится бег на носках, с высоким подниманием колен, с преодолением простейших препятствий, бег с ускорениями и в среднем темпе, в заданном темпе.

Время непрерывного бега может быть к 9-му классу увеличено до 3 — 5 мин у девочек и 5 — 10 мин у мальчиков. Повторный бег в младших классах с целью развития быстроты рекомендуется проводить на 20-метровых отрезках, а в старших использовать отрезки 40 — 50 м, девушки могут пробегать их 5 —6 раз, юноши — 8—10 раз.

Усложняются и прыжковые упражнения. Прыжки выполняются на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, с ноги на ногу с продвижением вперед. Добавляются прыжки в длину, в высоту' с места, с шага, с разбега, прыжки в длину с разбега и т.д.

 

Подвижные игры. Большое значение в деле коррекции недостатков физического развития и моторики, развития интеллектуальных возможностей умственно отсталых школьников имеют подвижные игры. В играх встречаются все основные виды движений — ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий, переноска грузов и др. Они способствуют развитию внимания, сообразительности, силы, ловкости, быстроты, выносливости, воспитанию дружбы, товарищества. Большое оздоровительное воздействие оказывают игры, проводимые на воздухе. Они являются прекрасным средством активного отдыха.

Важно то, что в играх дети активны и сообразительны, подчиняются правилам, повышают свой интеллектуальный уровень. Игры с пением, музыкой повышают не только эмоциональный

тонус, но и содействуют эстетическому воспитанию. В играх раскрываются положительные и отрицательные черты характера детей, создаются предпосылки для их изучения. Игры всегда привлекательны своей эмоциональностью, возможностью проявления личностных качеств, активности, инициативности, стремления к победе, наилучшим результатам.

При подборе игр следует ориентироваться на развитие учащихся, их физическую подготовленность, содержание урока и раздела программы, условия и возможности проведения игр.

На уроках гимнастики, легкой атлетики и др. применяются такие игры, в которых встречаются родственные по структуре и характеру движения. При этом учащиеся приобретают в упрощенной форме элементарные умения и навыки, что облегчает овладение материалом программы. На этапе совершенствования изученных движений их неоднократное повторение закрепляют и доводят движения до автоматизма.

Подвижные игры позволяют корригировать нарушения пространственной ориентировки, координацию, равновесие. Важное значение для развития моторики рук имеют игры с мелкими предметами (малыми мячами, эстафетными палочками), которые содействуют повышению тактильной и мышечно-суставной чувствительности, совершенствуют движения рук и пальцев. Подвижные игры используются и в целях развития двигательных способностей учащихся. При развитии ловкости надо обновлять знакомые игры, предлагать новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий.

Для развития быстроты проводятся игры с активной двигательной составляющей, с бегом на короткие дистанции, с необходимостью быстрой двигательной реакции на речевые сигналы, хлопки в ладоши.

Скоростно-силовые качества развиваются в играх с прыжками, метаниями, выносливость — в играх с непрерывной двигательной деятельностью средней или ниже средней интенсивности в течение 3 — 5 мин.

При составлении команд играющих надо обращать внимание на то, чтобы они были конкурентоспособны. Если кто-то из детей не подходит в команду по своему интеллектуальному или физическому развитию, ему дают индивидуальное упрощенное задание.

Подвижной игрой, или даже несколькими играми, можно занять подготовительную часть урока, используя их как разминку и подготовку к основной части урока. Так, например, если в основной части нужно обучить каким-либо перестроениям, то в подготовительной можно провести игры «У ребят порядок строгий», «Быстро стройся», «Делай, как я» и др., т. е. нужно следить за тем, чтобы и организм ребенка был хорошо подготовлен, и структура упражнений соответствовала основной части урока.

Однако вовсе не обязательно давать в подготовительной части урока игры, движения которых предвосхищают структуру упражнений основной части. Иногда такое сходство может отрицательно сказаться на качестве обучения. При выполнении нового упражнения будут воспроизводиться стихийно усвоенные в игре, технически неправильные приемы.

Когда изучаются спортивные игры, в подвижных играх лучше использовать мячи иного веса и размера.

Подвижные игры могут выполнять специфические задачи заключительной части урока — приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока (такие игры, как «Слушай сигнал», игры на внимание).

Перед началом игры учащиеся под руководством преподавателя подбирают соответствующий инвентарь, размечают площадку и т. д. При обучении игре надо неоднократно повторять детям ее правила и показывать, как она выполняется. Слишком долго проводить и слишком часто повторять игру нельзя — она может надоесть. В младших классах в течение учебного года можно разучить пять-шесть игр, добавляя затем по две-три игры в год, постепенно усложняя их, применяя разные варианты игр, меняя начало, середину или конец игры.

Руководить игрой нужно объективно, использовать такие игры, где признаки победы или поражения достаточно очевидны для учащихся — чтобы не создавалось спорных ситуаций, соперничество в игре не перерастало в личную неприязнь.

Хорошо изученная игра может использоваться и во внеурочное время. Оптимальное время игры на уроке от 5 до 15 мин в зависимости от поставленной задачи, возраста и подготовленности школьников. В младших классах рекомендуется применять подвижные игры на каждом уроке или через урок, в средних и старших — несколько реже.

Подвижные игры, которые проводят в массовых школах, часто не подходят для учеников специальных школ. С большой осторожностью следует подбирать игры для развития двигательных качеств, строго следить за дозированием нагрузки.

 

Приведем описание некоторых игр, которые можно использовать на уроках физической культуры или во внеучебное время.

Учитель должен излагать игру по следующему плану: название игры, роль участников и их размещение, ход игры, результат, правила.

1. «Ну-ка, отними!»

Задача обучения: формирование умения удерживать мяч в руках.

Коррекционные задачи: развитие быстроты, пространственной ориентировки; совершенствование хватательных движений; развитие внимания, сообразительности.

Игра проводится отдельно для мальчиков и девочек.

Инвентарь: мяч.

Группа игроков стоит за чертой. Один из них бросает мяч вперед, все бегут за мячом. Кто первый схватит мяч, бежит с ним обратно за черту, другие стараются коснуться мяча. Если кто-нибудь коснулся, мяч надо бросить на землю. Его может подобрать любой игрок, и повторяется то же самое. Кому удалось перенести мяч за черту, становится водящим, т. е. получает право бросать мяч. Побеждает ученик, который чаще всех был водящим.

 

2.«Кто быстрее?»

Задача обучения: обучение стартовому ускорению.

Коррекционные задачи: развитие внимания, сообразительности, быстроты, пространственной ориентировки, хватательных движений.

Играют команды по 3 — 5 человек. Девочки и мальчики играют отдельно.

Инвентарь: палочки разных цветов.

Игроки команд получают палочки «своего» цвета. Затем палочками обмениваются с соперниками. По сигналу учителя команды, стоя у черты, стараются как можно дальше забросить палочки соперников. Когда все палочки упадут на землю, следует второй сигнал учителя, по которому игроки бегут за палочками «своего» цвета, подбирают их и возвращаются за черту. По ходу бега «чужие» палочки можно забрасывать дальше. Проигрывает команда, игрок которой последним вернулся за черту со своей палочкой.

 

3. «Заячий прыжок»

Задача обучения: совершенствование прыжка толчком двумя ногами с места.

Коррекционные задачи: развитие прыгучести, координации движений.

Играют две команды.

Игрок первой команды делает четыре прыжка вперед от черты, отталкиваясь двумя ногами. Участник другой команды выполняет также четыре прыжка в обратном направлении с того места, где предыдущий их закончил. Победителем считается команда, игроки которой опередили по длине прыжков соперников.

Варианты этой игры: различное количество прыжков; можно выявлять победителя, прыгнувшего дальше всех.

 

4. «Мяч в корзину»

Задача обучения: обучение броскам мяча снизу.

Коррекционные задачи: развитие точности движений; воспитание чувства товарищества.

Играют две команды.

Инвентарь: мел, мяч.

 

На расстоянии 5 — 6 м от играющих команд мелом чертят на полу круги диаметром 90— 100 см. Игроки бросают мяч двумя руками снизу, стараясь попасть в круг. За каждое попадание команде засчитывается очко.

Варианты игры: каждый игрок бросает мяч два, три и более раз; можно начертить два круга — один ближе, другой дальше и за попадание в дальнюю «корзину» засчитывать два очка.

  1. «Наблюдатель»

Коррекционные задачи: развитие наблюдательности, памяти, внимания.

За подвешенным одеялом, край которого находится на расстоянии 15 — 20 см от пола, по одному проходят играющие. Водящий, стоя или сидя по другую сторону одеяла, старается угадать своих товарищей по ногам. Затем край одеяла опускают до пола, дети вытягивают руки и водящий теперь должен узнать их по рукам, выставленным поверх одеяла. Побеждает тот, кто быстрее всех за ограниченный промежуток времени (1 — 2 мин) отгадает большее количество ребят. Для детей с ухудшенным развитием по сравнению с другими время отгадывания можно увеличить.

6. «Смекалистые»

Коррекционные задачи: развитие наблюдательности, слухового восприятия.

Играющие сидят на гимнастической скамейке. Водящий производит за их спиной различные шумы (постукивания пальцем или другим предметом; ломает палочку, разрывает листочек бумажки и т.п.). Ученики должны отгадать на слух, что делал водящий.

7. «Ловкие»

Задачи обучения: формирование умений учащихся ходить по ориентирам.

Коррекционные задачи: развитие внимания, точности, координации движений, глазомера.

Инвентарь: секундомер; круги, вырезанные из фанеры или плотного картона, диаметром 30 — 40 см, раскрашенные в один или несколько цветов, — 15 — 20 штук.

Круги располагают на расстоянии 40 — 60 см друг от друга. Играющим дается задание быстро и точно пройти по кругам. Победителем считается ученик, который быстрее всех и без ошибок выполнит задание.

Варианты игры: круги раскрашены двумя цветами, при этом на одни можно наступать, а на другие нельзя.

 

8. «Пальчики и палочки»

Коррекционные задачи: развитие внимания, сосредоточенности, мелкой моторики рук.

Перед каждым играющим на столе раскладывают по пять маленьких палочек длиной 5 см.

Все участники игры соединяют концы пальцев своих рук «веером» и по команде начинают собирать палочки, зажимая их по одной между соединенными большими, указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами. Выигрывает тот, кто быстрее всех и правильно выполнил задание.

 

9. «Тебя спрашивают — отвечает сосед»

Коррекционные задачи: развитие внимания, быстроты реагирования, памяти.

Играющие сидят на скамейках или стоят в кругу. Учитель подходит к одному из играющих и задает любой вопрос (как тебя зовут, сколько тебе лет, как зовут воспитателя, какие игры ты знаешь и т.д.). Но отвечать должен сосед справа или слева. Если он отвечает на вопрос правильно, может стать водящим.

 

10. «Веселая эстафета»

Задача обучения: совершенствование прыжков через скакалку и ведение мяча.

Коррекционные задачи: развитие быстроты, координации движений, пространственной ориентировки, чувства командной солидарности.

Инвентарь: 2 скакалки, 10 булав, 2 волейбольных мяча, 2 флажка.

Играют две команды.

Игроки располагаются за линией старта покомандно в колоннах по одному. У первых номеров в руках скакалка. По сигналу учителя первые номера, прыгая через скакалку, проходят первый этап — 5 м. Здесь они оставляют скакалку, обегают змейкой 5 булав, расположенных по одной линии на расстоянии 1 м друг от друга. На границе третьего этапа лежит волейбольный мяч. Взяв его в руки и ударяя о землю, пробегают этот этап до флажка — 5 м. Затем поворачивают обратно вокруг флажка, возвращаются на границу третьего и второго этапов (где лежал мяч), кладут мяч на то же место, пробегают змейкой мимо тех же булав, берут скакалку и бегом передают ее следующему участнику своей команды, который должен пробежать те же этапы. Команда-победитель определяется по быстроте и правильности выполнения заданий.

 

11. «С колышка на колышек»

Задача обучения: совершенствование метания колец.

Коррекционные задачи: развитие внимания, памяти, сообразительности; развитие быстроты движений, точности, пространственной ориентировки.

Инвентарь: 6 колышков (высотой 30 — 40 см), 6 колец, внутренний диаметр которых 40 — 50 см.

Играют две команды.

Команды выстраиваются в две колонны перед линией старта. По сигналу учителя направляющие бегут до первого колышка, на который надето три кольца, берут эти кольца и бросают по одному на второй колышек, расположенный в 1 м от первого. Когда все кольца наброшены, игрок возвращается назад и касанием руки передает эстафету следующему. Второй номер подбегает ко второму колышку, снимает кольца и набрасывает их на следующий колышек. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Эту игру можно проводить и в 1-м, и в 8-м классах, увеличивая ее сложность. Например, в старших классах можно увеличить количество колец, уменьшить их диаметр.

 

12. «Салки-мартышки»

Коррекционные задачи: развитие внимания, быстроты движения, координации.

Водящий преследует кого-либо из игроков, стараясь осалить, но он должен, как мартышка, подражать всем действиям преследуемого. Тот может запрыгать на одной ноге, на двух, пойти «гусиным» шагом, проползти по-пластунски и т.д. Водящий, копируя его движения, старается осалить этого игрока. Осаленный становится водящим.

 

13. «Салки с мячом»

Задача обучения: совершенствование передачи мяча.

Коррекционные задачи: развитие наблюдательности, быстроты, пространственной ориентировки.

У двух-трех играющих в руках находится мяч. Водящий может догонять и осаливать только ребят, у которых находится мяч. Вместе с тем эти играющие могут передавать мяч другим ученикам. Если положение преследуемого игрока становится опасным, он передает или перебрасывает мяч другому игроку. А если он не успел передать мяч и его осалили, то становится водящим.

 

14. «Стой прямо»

Коррекционные задачи: развитие внимания, памяти, выработка правильной осанки.

Играющие стоят спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, голенями и запоминают это положение. По команде учителя играющие делают шаг вперед, сохраняя это положение. Затем по команде делают шаг назад в том же положении, проверяют себя, после чего делают уже два шага вперед, два назад и больше. Выигрывают ученики, лучше всех выполнившие упражнение.

 

15. «Иди прямо»

Коррекционные задачи: развитие памяти, внимания, выработка правильной осанки.

Инвентарь: мешочки с песком.

Играющие делятся на 2 —4 команды, кладут на головы мешочки с песком. Сохраняя прямое положение туловища, участники команд в своих колоннах передвигаются по залу друг за другом, проходят через середину зала, идут рядом, по кругу, по прямоугольнику. Могут идти в положении руки на поясе, руки на пояс друг другу, руки в стороны. Выигрывает команда, выполнившая задание лучше всех.

 

16. «По канату»

Коррекционные задачи: укрепление мышц и связок стопы, развитие внимания, чувства товарищества.

На полу располагают веревки длиной 10 — 15 м или канаты диаметром 3 — 6 см по количеству играющих команд. Команды выстраиваются перед канатами. По сигналу учителя направляющие проходят по канату, охватывая его стопами. После прохождения по канату участники прыжками на двух ногах возвращаются назад, касаются рукой очередного игрока команды, и он начинает тот же путь.

Выигрывает команда, быстрее и лучше выполнившая задание.

 

17. «По лестнице»

Коррекционные задачи: развитие точности, равновесия, внимания, укрепление мышц и связок стопы.

На полу поперек движения кладут гимнастические палки через каждые 40 — 50 см. Играющие выстраиваются в колонны перед лежащими палками и по команде начинают движение, наступая на палки стопами. Главное — не быстро пройти, а точно наступать передней частью стопы на палку. Направляющие проходят туда и обратно, затем идут вторые номера и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание правильно и быстро.

 

18. «Кто вытолкнет»

Коррекционные задачи: развитие силы основных мышц туловища, координации, пространственной ориентировки, чувства товарищества.

Вначале чертят среднюю линию, параллельно ей на расстоянии 2 — 3 м — две боковые. Играющие делятся на две команды и ¡настраиваются по обе стороны средней линии спиной друг к другу. Затем игроки каждой команды берут друг друга под локти и сцепляют пальцы. По сигналу обе команды стараются вытолкнуть соперников за боковую линию. Игра длится 1 —3 мин в зависимости от возраста и подготовленности игроков.

Выигрывает команда, вытолкнувшая соперников за боковую черту.

 

19. «Перетягивание»

Коррекционные задачи: развитие силы, координации движений, пространственной ориентировки, чувства товарищества.

На полу проводят две параллельные линии на расстоянии 1,5 — 2 м друг от друга. Игроки двух команд входят в этот «коридор» и берутся со стоящими напротив за руки. По сигналу учителя начинают перетягивать соперников из «коридора» на свою сторону. Побеждает команда, вытянувшая большее число соперников. Затем соперники меняют «визави», и игра продолжается. Таким образом, можно выявить и самого сильного участника.

 

Игры на лыжах следует проводить в безветренную погоду или в крайнем случае при слабом ветре, ориентируясь на температурные нормы для школьников. Подготовка к лыжным играм должна быть заблаговременной. Еще с осени следует подготовить флажки различной величины и окраски, гирлянды, нарукавные повязки, кольца, мячи, ленты. Подготовку инвентаря желательно распределить по классам. Один класс готовит гирлянды, другой — повязки, третий — флажки и т.д.

Места установки ориентиров на горе или равнине можно пометить фиолетовыми или красными чернилами (они хорошо видны на снегу).

При организации и проведении зимних подвижных игр должен участвовать учитель. Он может исполнять роль водящего, чтобы дети быстро поняли игру, затем выйти из нее. Продолжительность игр может быть различной в зависимости от цели урока, возраста, двигательной подготовленности, темпа игры, состояния снежного покрова, температуры воздуха. Проведение игр на лыжах начинают обычно с освоения игровых упражнений, главная цель которых — помочь овладеть лыжами как средством передвижения по снегу.

 

Приставной шаг»

Задача обучения: формирование навыков равновесия при передвижении на лыжах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.128 с.)