Физиологические предпосылки форм организации физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические предпосылки форм организации физического воспитания



Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей. С этой целью на уроках физической культуры широко используются различные физические упражнения, однако вопросы методики их применения не получили пока еще должного освещения в литературе.

Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человекавлечении его к движениям (кинезофилии). Широкие возможности использования физических упражнений определяются ведущим значением локомоторного аппарата во всей жизнедеятельности человека. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма, в том числе внутренних органов, является моторная активность.

Органическая связь между психикой и моторикой подмечена давно. Психика выражается в моторных актах, но эта связь обоюдна: благодаря проприоцепции моторика влияет на психику. Поэтому аномальным детям так необходимы занятия физической культурой и трудовой деятельностью.

Рецепторная функция моторного анализатора (проприоцепция или кинестезия) регулирует не только соматические, но и вегетативные органы, а также всю нервную трофику организма. Ведущая роль в управлении вегетативными функциями принадлежит про- приоцепторам, а основной причиной преобладания моторики является более высокая функциональная лабильность моторных центров по сравнению с вегетативными. Поэтому имеется возможность, изменяя функциональное состояние моторного анализатора и его локомоторного аппарата, направленно влиять на деятельность различных систем организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную и др.), а также на функции различных анализаторов (зрительного, вестибулярного и др.).

Установлено, что в соответствии с ведущей ролью моторики проприоцепция через посредство центральной нервной системы (ЦНС) адаптирует вегетативную сферу к текущим потребностям скелетной мускулатуры, тогда как интероцепции отводится роль восстановления гомеостазиса.

Здоровье человека поддерживается регулированием органов на основе афферентации, осуществляемой в мышечно-суставном аппарате проприоцепцией, а в системе внутренних органов — интероцепцией. Благодаря наличию этих связей каждой системе органов свойственна саморегуляция. В моторном аппарате она координирует движения и тонус мышц.

Но помимо саморегуляции на основе проприоцепции и интероцепции возникает более сложная и широкая межсистемная регуляция физиологических функций с положительной и отрицательной обратной связью. Положительная связь выражается в том, что усиление одной из взаимосвязанных функций вызывает нарастание другой (например, мышечная деятельность усиливает дыхание и кровообращение). Отрицательная обратная связь заключается в усилении одного процесса и ослаблении другого (интенсивная физическая нагрузка угнетает деятельность пищеварительного аппарата, а активная деятельность последнего снижает мышечный тонус). Один и тот же нерв регулирует положительную связь в отношении одного внутреннего органа и отрицательную в отношении другого.

В патологических состояниях и в условиях дефекта (у аномальных детей) тип обратной связи, по-видимому, может меняться, извращаться, что не исключает возникновения резкой дисгармонии физиологических функций, особенно в аппарате дыхания и сердечно-сосудистой системе. Задачей физических упражнений в таких случаях является восстановление примата моторики, подчиняющей себе все функции организма.

Недостаточность движений либо чрезмерная возбудимость не только усугубляет любое заболевание и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на функциях анализаторов аномальных детей.

Необходимо учитывать, что проприоцепция способна не только усиливать возбудительный процесс в моторных и вегетативных центрах, но и в определенных условиях ограничивать его. Фактически, исходя из этого, физическая культура — это терапия регуляторных механизмов. Она использует наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма с целью ликвидации различных недостатков. Поэтому в практике физического воспитания аномальных детей требуется детальное обоснование избирательного педагогического воздействия физических упражнений на различные анализаторы и функциональные системы их организма.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков, — это способ активного развития, то для умственно отсталого ребенка физическая культура является еще и одним из основных средств устранения отклонений в двигательной системе. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы специальной школы. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

• универсальность (в организме нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение);

• отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);

• возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное.

Своевременное (чем раньше — тем лучше) использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

Коррекционно-педагогический процесс следует строить, основываясь на идеях об использовании сохранных возможностей в развитии ребенка и зонах его ближайшего развития (Л. С. Выготский).

Выявление двигательных нарушений должно осуществляться параллельно с выявлением сохранных двигательных возможностей.

Учителю физической культуры в практической деятельности необходимо определить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности. У аномального ребенка при оценке его двигательной сферы обязательно будут присутствовать как те, так и другие. Важно выявить эти особенности, определить степень нарушений, после чего можно подобрать соответствующие упражнения с целью их коррекции, активно развивая при этом сохранные двигательные возможности.

Пример. Если у ребенка нарушена функция равновесия, то для ее коррекции педагог должен выявить сохранные двигательные возможности, развивая которые, можно было бы способствовать преодолению данного недостатка. По всей вероятности, у такого ребенка прежде всего следует развивать мышцы стоп, а также совершенствовать функцию равновесия при выполнении различных упражнений в динамическом и статическом режимах с небольшими отягощениями, т.е. формировать разнообразные двигательные умения и навыки с элементами равновесия, добиваясь таким образом, исправления нарушенной функции, поскольку известно, что чем богаче двигательный опыт человека, тем легче ему дается освоение движений.

Управление развитием двигательной сферы умственно отсталых детей предполагает изучение специфики их двигательных нарушений и физического развития, проявляющихся в разных локомоциях, произвольных движениях и отрицательно сказывающихся на их общем психофизическом развитии.

Разлитое органическое поражение коры головного мозга препятствует не только психическому, но и физическому развитию детей, формированию у них произвольных движений. При этом необходимо учитывать, что произвольное движение является результатом суммарной деятельности всего головного мозга и оно может быть нарушено как наиболее сложно организованная деятельность при поражениях коры больших полушарий. Нарушение произвольных движений при разнообразных поражениях мозга связано с тем, что поражение любого участка коры, входящего в состав комплексных афферентных систем, участвующих в организации произвольного движения, неизбежно отразится на нем (А. Р.Лурия, 1962). Поражение нижних отделов центральной нервной системы (ЦНС) влечет за собой нарушение элементарных движений; поражение высших отделов — нарушение сложных двигательных актов, требующих осмысления.

У умственно отсталых детей в связи с тотальным органическим поражением коры головного мозга нарушения произвольных движений в большинстве случаев являются своеобразным признаком уровня моторной развитости.

В объяснении двигательной недостаточности детей можно опираться на многоуровневую теорию построения движений, разработанную H.A. Бернштейном, сущность которой заключается в том, что чем выше по уровню поражена центральная нервная система, тем менее вероятной становится возможность управления смысловой организацией движений. Нижележащие церебральные уровни, как правило, являются менее пораженными, а значит, и более сохранными, чем вышележащие. Однако с их помощью регулируется управление лишь элементарными движениями, не требующими смысловой организации.

А поскольку аномальный ребенок не обладает достаточным двигательным опытом, то его общее психофизическое развитие будет страдать, так как он не сможет на должном уровне общаться с другими детьми, перенимать их опыт, играть вместе с ними.

Фундаментальными экспериментальными исследованиями было доказано, что при использовании оптимальной системы физических упражнений нарушенные движения при поражении коры головного мозга могут успешно корригироваться. Рациональная система двигательных упражнений разрушает прежние и вырабатывает новые моторные формы, в которых будут реализованы новые отношения к окружающему, облегчая таким образом процесс их формирования.

Важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при работе по коррекции двигательных нарушений у аномальных детей, является то, что у них в наибольшей степени нарушены не элементарные движения, а сложные двигательные акты, требующие осмысления, словесного опосредования, регуляции со стороны коркового уровня. Вместе с тем исследователями было установлено, что дети данной категории имеют значительные потенциальные возможности в развитии.

Поэтому процесс физического воспитания следует строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществляли регуляцию темпа, ритма, координации движений и других двигательных характеристик. Необходимо формировать у детей способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении целей и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать им сущность и необходимость занятий физической культурой, формировать положительное отношение к ним.

При разработке научно-методических основ физического воспитания учащихся специальных школ необходимо тщательно учитывать как структуру основного дефекта, так и двигательные возможности детей. При этом надо исходить из актуальности диагностирования двигательных нарушений в структуре аномального развития, которая определяется исключительно важной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Так, двигательные нарушения в тонкой моторике (тонких и точных дифференцированных движений пальцев рук, кинестетических ощущений, координационных движений рук и ног при ходьбе) определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект — нарушением аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, в основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического анализатора.

Следовательно, двигательные нарушения в структуре развития умственно отсталого ребенка являются первичными, так как обусловлены органическим поражением ЦНС. Это положение имеет первостепенное значение при выборе педагогических средств и методов коррекции недостатков двигательной сферы детей с нарушением интеллекта.

Поскольку одной из наиболее важных функций мозга является процесс восприятия, то получение сигналов из внешнего мира становится одним из решающих факторов в формировании индивидуального опыта умственно отсталых школьников в процессе их обучения и воспитания. Поэтому при обучении детей данной категории движениям важное значение приобретает зрительно-наглядная информация, процесс ее анализа и синтеза.

Занятия физической культурой по преодолению двигательных нарушений у умственно отсталых школьников следует проводить так, чтобы коррекционные задачи пронизывали все формы занятий. Важно, чтобы их содержание определялось необходимостью решения задач коррекции двигательных нарушений и имело оздоровительную направленность, т.е. осуществлялся бы комплексный подход. Нужно, чтобы специфические задачи физического воспитания решались и при проведении утренней гимнастики, физкультминуток, игр во время перемен, занятий на физкультурном часе. Только на уроках физической культуры добиться высокой эффективности в коррекции двигательных нарушений невозможно, так как плановые уроки удовлетворяют естественную двигательную потребность ребенка лишь на 10—12%.

Характерной особенностью специальной (коррекционной) школы VIII вида является неоднородность состава учащихся по уровню как психического, так и физического развития. Поэтому оптимизация процесса обучения во многом будет зависеть от индивидуальных подходов к детям, которые могут быть весьма различны:

индивидуальный подход в коррекции конкретного двигательного нарушения у ученика, индивидуальное развитие каких-либо двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.), индивидуальное дозирование нагрузок.

Уникальный метод индивидуального дозирования физических нагрузок был разработан Б.В.Сермеевым. Суть метода в следующем. Выполнение физической работы имеет фазовый характер. Первая ее фаза — общий настрой организма на оптимальный уровень работы, который и достигается через некоторое время. Это состояние устойчивой работоспособности. Затем наступает фаза утомления. Реакция на утомление у учащихся неодинакова. Одни тотчас же или вскоре перестают работать, другие долгое время сопротивляются утомлению.

В фазе утомления выделено три стадии. Первая: начало снижения работоспособности. Третья: отказ от выполнения работы. И вторая, занимающая промежуточное положение между первой и третьей. При исследованиях влияния физических нагрузок на организм детей с нарушением интеллекта было выяснено, что основная масса учащихся может выполнять нагрузки до первой стадии утомления без всякого ущерба для своего здоровья, поэтому индивидуальный подход к детям может выражаться и в дозировании нагрузок для каждого ученика.

Другим направлением индивидуализации является дифференцированный подход к детям в процессе их физического воспитания.

Среди учащихся выделяют три или четыре группы детей по уровню развития двигательных способностей, физической подготовленности, физической работоспособности, с которыми и проводится целенаправленная работа на занятиях. Группы могут формироваться и по конкретным дефектам, нарушениям.

Таким образом, имеются различные решения проблемы индивидуального подхода к учащимся в процессе физического воспитания, не нашедшие пока еще себе должного места в практической работе, по-видимому, в силу определенной сложности применения.

Работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором необходимо использовать системный подход к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, но имеющих единую целевую направленность - коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

 

Вопросы и задания

1. Выделите основные терминологические понятия в области физической культуры, физического воспитания, образования.

2. Назовите основные проблемы в деле организации физического воспитания.

3. На какие физиологические закономерности можно опереться при разработке методики физического воспитания?

 

 

Глава 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.016 с.)