Наклонись и сильнее толкнись»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наклонись и сильнее толкнись»



Задачи обучения: совершенствование отталкивания палками при передвижении одновременными ходами.

Коррекционные задачи: развитие внимания, координации движений.

Игра проводится на ровной или с небольшим уклоном (в 1 —3 градуса) площадке с лыжнями длиной 30 — 40 м; места старта и финиша ограничиваются флажками.

Участники игры проходят свои этапы только бесшаговым ходом, сильно отталкиваясь палками.

Варианты игры: этапы проходить только одновременным одно- шаговым или только одновременным двухшаговым ходом.

 

Елочка»

Задача обучения: совершенствование техники подъема «елочкой».

Коррекционные задачи: развитие координации движения, наблюдательности.

Игра проводится на склоне крутизной 4 — 6 градусов и длиной 20 — 30 м. Играют 2 — 4 команды.

По сигналу учителя направляющие начинают подъем «елочкой», добегают до ориентира. Первый становится победителем, а его команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Варианты: передвижение без палок, с одной палкой, двумя.

 

Шеренгой с горы»

Задача обучения: совершенствование различных стоек при спусках.

Коррекционные задачи: развитие чувства товарищества, внимания, пространственной ориентировки, равновесия и координации.

Игра проводится на склоне крутизной в 3 — 5 градусов длиной 30 — 40 м, без рытвин, кустов и пр. Игра сложная, требующая высокой степени развития координации движений, функции равновесия, пространственной ориентировки. Команды выстраиваются на вершине склона у стартовой линии, обозначенной двумя флажками, в шеренги. По сигналу учителя команды начинают скатываться с горы одновременно, взявшись за руки. Выигрывает команда, сумевшая скатиться в ровной шеренге как можно дальше. При этом место остановки отмечается флажком. Скатившаяся дальше всех команда получает очко. Игра повторяется 3 — 5 раз; выигрывает команда, набравшая больше очков.

Варианты игры: скатываться могут двое, трое и больше, взявшись за руки; скатываются в различных стойках — высокой, средней, низкой.

 

Сколько надето колец»

Задача обучения: совершенствование техники спусков.

Коррекционные задачи: развитие наблюдательности, сообразительности, функции равновесия, пространственной ориентировки.

Игра проводится на склоне крутизной 4—6 градусов и длиной 40 — 60 м. Вдоль лыжни каждые 8 — 10 м расставляют лыжные палки. Кроме них нужно иметь еще кольца: у каждого играющего количество колец должно быть равно количеству палок. У каждой команды — своя лыжня.

По сигналу учителя начинают спускаться первые номера и, проезжая мимо своих палок, надевают на них кольца. Побеждает команда, надевшая большее количество колец. Игра повторяется много раз.

Варианты игры: увеличение крутизны склона, его длины, увеличение или уменьшение количества лыжных палок.

 

 

Сбор картошки»

Задача обучения: совершенствование техники спусков.

Коррекционные задачи: развитие координации движений, точности, пространственной ориентировки, внимания, чувства товарищества.

Инвентарь: флажки и теннисные мячи одного или двух цветов.

На склоне 4 — 6 градусов длиной 40 — 60 м участники команд, спускаясь на лыжах по своей лыжне, подбирают мячи. Выигрывает команда, собравшая больше мячей.

Варианты игры: мячи располагать реже (в младших классах), чаще (в старших классах); каждый участник подбирает только один мяч, два или три; лыжни идут рядом, мячи, окрашенные в разные цвета, лежат по одной линии, и проезжающий берет только свой мяч, или два - три и т.д.

Вышеизложенные игры и их варианты по степени сложности можно применять со 2-го класса.

 

Лыжная подготовка. Занятия на лыжах имеют большое оздоровительное, гигиеническое и прикладное значение, поскольку проводятся на свежем воздухе и являются одним из лучших средств укрепления и закаливания организма детей. Передвижение на лыжах способствует развитию всей костно-мышечной системы, органов кровообращения и дыхания, усиливает обмен веществ, развивает силу, ловкость, выносливость, координационные способности, равновесие, воспитывает смелость, находчивость, улучшает пространственную ориентировку. В тех районах страны, где зима бесснежная, лыжную подготовку заменяют легкой атлетикой с акцентом на виды упражнений, развивающих выносливость, — бег, ходьба. Если нет снега, проводят занятия на коньках.

Занятия по лыжной подготовке направлены прежде всего на коррекцию нарушений при основных движениях человека — ходьбе, беге, ибо совершенствуются прямохождение, координация движений рук и ног, точность усилий при выполнении толчков руками и ногами. При спусках, поворотах, торможении на лыжах корригируются функция равновесия, координация движений, их точность; вырабатывается умение управлять своим телом.

Ориентировочные температурные нормы при занятиях на лыжах таковы: 1 — 3-и классы — до —12 °С при слабом ветре (до 2 м/с); 4—6-е — до —15 °С и 8 —9-е — до —18 °С.

Уроки могут быть сдвоенными, если их приходится проводить в удаленном от школы месте (в парке, лесу).

При подборе инвентаря для умственно отсталых школьников следует отойти от известных правил. Для начального обучения надо использовать лыжи на 10— 15 см короче, чем по общепринятым нормам, а при дальнейшем обучении — на 5 — 10 см. Лыжные палки могут быть укороченными на 5 —7 см от нормы или соответствовать ей.

Занятия лыжной подготовкой проводят обычно на площадке (40 — 80х 100— 150 м). На ней должно быть три-четыре промеренных круга: внешний, равный примерно 400 — 500 м, два средних (или один) по 250 — 350 м и внутренний 150 — 200 м для учителя, чтобы руководить уроком. По внешнему кругу должны передвигаться мальчики, по среднему — девочки. Для фронтального обучения должны быть сделаны лыжни, пересекающие круг по количеству занимающихся. Место для занятий должно быть защищено от ветра, желательно, чтобы рядом с площадкой был склон для обучения спускам, поворотам, торможениям длиной до 50 — 60 м, шириной 10 — 30 м и крутизной 5 — 7 градусов.

Одежда: нижнее белье из трикотажа, хлопчатобумажная или шерстяная рубашка, лыжный костюм, шапочка, варежки (лучше кожаные или шерстяные).

Для 250 учеников достаточно иметь 60 — 70 пар лыж и ботинок разных размеров или лыж с полужестким креплением. Лыжи нужно хранить в распорках, регулярно следить за ними, ремонтировать их, палки и крепления. Все это могут делать ученики старших классов под руководством учителя.

Знания об одежде и обуви лыжника, лыжном инвентаре, правилах поведения учащиеся приобретают на уроках лыжной подготовки. Они учатся выполнять строевые команды, передвигаться с лыжами в строю, прикреплять их к обуви, снимать.

Структура урока по лыжной подготовке не отличается от структуры других уроков, но в подготовительной части можно, например, обучать строевым упражнениям, спускам, подъемам.

Лыжная подготовка включает строевые упражнения «Лыжи положить»; «Лыжи взять»; попеременный двухшаговый ход; подъем скользящим шагом, «елочкой», «лесенкой»; спуск в основной стойке, стойке отдыха, высокой, низкой; повороты переступанием на месте и в движении. Далее изучаются одновременные ходы, торможение «плугом», «полуплугом», палками, комбинированное. Увеличиваются нагрузки, применяемые для развития быстроты и выносливости. Используются отрезки 150 — 200 м для их неоднократного прохождения на скорость. К 9-му классу учащиеся уже знакомы со всеми основными способами передвижения на лыжах, поэтому они только совершенствуют уже изученное и развивают двигательные качества на длинных и коротких отрезках лыжни.

В начале лыжной подготовки учитель должен предложить несколько простейших упражнений для овладения так называемым чувством снега:

1) стоя на месте — поднимание носков и пяток лыж;

2) поднимание и перестановка носков лыж в сторону;

3) поднимание согнутой ноги, отрывая пятки льгж, затем носки;

4) поднимание согнутой ноги: лыжа — горизонтально;

5) прыжки на месте, перенос веса тела с ноги на ногу;

6) приставные шаги в сторону.

Эти упражнения повторяются с опорой и без опоры на палки.

Одним из основных элементов в технике передвижения на лыжах является «скользящий шаг», при изучении которого ставят следующие задачи: закрепить перекрестную координацию в движениях рук и ног; обучить правильному положению туловища при передвижении на лыжах.

При обучении «скользящему шагу» можно применять следующие упражнения: посадка лыжника; самокат; скольжение на одной ноге, отталкиваясь другой; коньковый ход — попеременное скольжение то на одной, то на другой ноге.

Правильному положению тела лыжника — «посадке» обучают начала без лыж, затем с лыжами. Стопы параллельны на ширине 10—12 см; ноги в коленных суставах выпрямлены, масса тела равномерно распределяется на обе стопы. Туловище слегка наклонено вперед, плечи и руки расслаблены, взгляд устремлен вперед, мышцы спины тоже расслаблены, таз как бы несколько опущен вниз.

Наиболее типичные ошибки, которые допускают учащиеся, следующие: неравномерное распределение массы тела на ноги (чаще загружает носки ног); излишнее напряжение мышц спины, особенно в области поясницы; неправильное положение головы. Для того чтобы избежать этого, нужно постоянно напоминать детям о правильной «посадке», следить за положением их тела и многократно повторять статическое положение «посадки», пока ученики не освоят ее. Следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся не сгибали ног в коленных суставах, не «ставили» туловище вертикально, руки должны двигаться строго вдоль него. Чтобы не было вертикальных движений туловища, достаточно на уровне глаз выбрать какой-то ориентир и не выпускать его из поля зрения. Кисть руки при движении вперед достигает уровня глаз, рука при этом слегка согнута. Выполняя движение назад, руку выпрямляют и при окончании имитации толчка обращают внимание на то, чтобы толчок заканчивался кистью. Плечи при движениях рук несколько разворачиваются. Если вперед движется левая рука, то вперед двигается и левое плечо, правое же слегка отводится назад.

Обучение попеременному двухшаговому ходу начинают с имитационных упражнений на месте. К имитации рук в «посадке» добавляют движения ноги в параллельной с ними плоскости. Нужно только следить за тем, чтобы при движении ноги активно выносились бедро и голень; стопа в крайнем заднем положении должна быть на 15 — 20 см приподнята над землей, нога при этом слегка сгибается в колене, носок движется назад, т.е. имитируется толчок ногой.

Характерные ошибки, встречающиеся в практике обучения: опускание головы; неактивные движения ногой назад и вперед; вертикальные смещения туловища; неправильные движения ноги, т.е. они не параллельны движениям руки. При постоянных методических указаниях и их выполнении ошибки постепенно можно устранить. Положение ног меняют через 40 — 50 с. После этих упражнений можно проводить специально-подготовительные упражнения непосредственно на снегу7, для чего нужна прямая, хорошо укатанная лыжня длиной 30 — 40 м или круговая дистанция до 400 м.

Одним из упражнений может быть скольжение до флажков, которые расставляют по лыжне на равном расстоянии друг от друга. Затем расстояние между флажками увеличивается, в связи с чем будет увеличиваться и длина шага.

На учебном кругу учащимся предлагается передвигаться без палок, выполняя имитационные движения руками. Такое упражнение имеет существенный развивающий эффект для вестибулярного аппарата, закрепляет и автоматизирует шаги оптимальной длины.

Далее переходят к передвижению по кругу с палками и совершенствуют попеременный двухшаговый ход на разной скорости.

Основное внимание при передвижении попеременным двух шаговым ходом следует обращать на мощные толчки руками и ногами, перекрестную координацию движений рук и ног, правильно выполняемые элементы техники хода. Но, даже несмотря на самое пристальное внимание к выполнению подготовительных упражнений, учащиеся все равно допускают довольно много ошибок. Так, вынося маховую ногу вперед, идут как бы «с колена», не продвигая при этом стопу вперед. Для исправления этой ошибки следует предложить учащимся передвижение на пологом подъеме 2 — 3 градусов с акцентированным выносом голени маховой ноги вперед.

Большой ошибкой считается двухопорное скольжение, т. е. такое положение, когда маховую ногу приставляют слишком рано, в то время как стопу маховой ноги нужно ставить на снег рядом с опорной. Чтобы избежать этого, передвижение нужно выполнять без палок, обращая внимание на постановку маховой ноги.

Ученики часто допускают такую ошибку: руки двигаются не в параллельной плоскости вдоль туловища, а как бы поперек его, при этом сильно сгибается и поворачиваются кисть и предплечье вовнутрь при движении вперед, а толчок назад производится с низким эффектом. Для ее исправления имитационные движения рук надо выполнять в «посадке», при этом слегка разворачивать кисть во внешнюю сторону при движении вперед и при движении назад, слегка заводя предплечье за спину. Можно также передвигаться по кругу без палок, опять-таки разворачивая кисть во внешнюю сторону при движении руки вперед.

Ошибкой является и то, что при передвижении учащиеся сильно сгибают ноги и руки, не до конца отталкиваясь палками. Эту ошибку исправляют при помощи имитационных движений и при передвижении на лыжах без палок.

При обучении одновременному двухшаговому ходу используют следующие упражнения: руки подняты вперед и находятся на ширине плеч, кисти — на уровне глаз, плечи и туловище в целом подаются максимально вперед и вверх так, чтобы учащийся, выпрямив ноги в коленях и поднявшись на носки, смог зафиксировать такое статическое положение. Стопы должны быть параллельны друг другу, расстояние между ними 10—12 см. После того как зафиксировано это положение, начинают выполнять имитационные движения. Делают движение туловищем вперед-вниз и доводят его до горизонтального положения, после чего акцентируют внимание на продолжении имитации толчка руками. Ноги при этом ставят на обе стопы, слегка сгибая их в коленных суставах, а заканчивается толчок кистями выпрямленных рук, которые находятся в горизонтальном положении сзади. Движения выполняют сначала медленно, затем скорость выполнения постепенно увеличивается до оптимальной. При этом могут быть такие ошибки: начиная движение, занимающиеся спешат выполнить толчок руками; недостаточно наклоняют туловище; сильно сгибают ноги при толчке руками; не заканчивают толчок кистями рук; рано выпрямляют туловище для очередного толчка; поднимают руки выше уровня глаз; широко разводят руки при толчке.

Для исправления этих ошибок занимающимся следует предложить выполнять имитационные упражнения медленно, с постепенным увеличением скорости их выполнения. Все имитационные упражнения можно выполнять в спортзале и продолжить обучение можно на лыжне. Сначала отрабатывают все элементы сразу на небольшой скорости с постепенным ее увеличением. Совершенствуют ход на лыжне с уклоном крутизны 2 — 3 градусов и на равнинных участках. Можно практиковать выполнение одновременного бесшагового хода на подъеме с уклоном крутизны в 1 — 2 градуса с акцентированием внимания на толчке руками.

Одновременный одношажный ход имеет ту же структуру движений, что и бесшаговый, но с добавлением толчка одной ногой. К его изучению можно переходить, хорошо освоив предыдущий ход. К специально-подготовительным упражнениям относят: имитационные движения на месте с отведением ноги назад; нога отводится назад прямая, при этом руки выносятся вперед; при имитации толчка руками маховая нога приставляется к опорной. Положение ног меняют через 30 — 40 с.

Следующее упражнение состоит в выполнении толчка левой ногой с вынесением рук вперед и небольшим прыжком. После приземления толчковую ногу приставляют к опорной, выполняется имитация толчка руками. В этом упражнении необходимо добиваться, чтобы движения выполнялись синхронно.

При выполнении одновременного бесшагового хода на снегу основное внимание следует обращать на то, чтобы не было двух опорного скольжения, чтобы толчок руками и ногой выполнялся достаточно эффективно.

Изучив одновременные бесшаговый и одношаговый ходы, переходят к следующему, более сложному по структуре и выполнению — одновременному двухшаговому ходу, состоящему из двух скользящих шагов и одного толчка двумя руками. При обучении этому ходу следует использовать все имитационные упражнения для одновременных ходов и добавить к этому имитацию одновременного двухшагового хода, которая выполняется так: толчок левой ногой — прямые руки выносят немного вперед; толчок правой ногой — руки поднимают до уровня глаз. Затем приставляют маховую ногу к опорной и в этот момент производится имитация толчка руками с наклоном туловища. В этом движении важно, чтобы руки не останавливались при вынесении их вперед и чтобы сохранялось 1 — 2 с статическое положение туловища по окончании толчка руками.

При проведении уроков по лыжной подготовке рекомендуется выполнять упражнения на осанку, равновесие, точность и др., обязательно использовать подвижные игры на лыжах и без лыж.

 

Спортивные игры. При коррекции мелкой моторики рук, координации движений, точности, развитии быстроты движений, скоростно-силовых способностей большое значение имеют спортивные игры или их элементы, броски и ловля учащимися больших и малых мячей, поэтому в программу включены упражнения с малыми, большими и набивными мячами.

У большинства учащихся могут быть усвоены навыки игры и понимание упрощенных правил соревнований. Эмоциональность игр создает хорошее настроение, школьники стремятся сыграть как можно лучше, на них нетрудно оказать педагогическое воздействие. Безусловно, учеников нужно вовремя остановить и переключить на неинтенсивные физические упражнения, приводящие организм в относительно спокойное состояние.

Преемственность в программе от 1-го класса и до окончания школы вполне соответствует дидактическому принципу постепенности, поскольку в 1—3-х классах проводится коррекционная работа со школьниками в виде передач мяча из рук в руки, перекатывания его по полу в парах, по кругу, ловли его. В 4-м классе, когда умения и навыки обращения с мячом достаточно освоены, целесообразно переходить к игре в пионербол. Учащихся обучают расстановке игроков на площадке, перед ними впервые сетка — все это создает особый фон. Верхний край сетки в 4-м классе устанавливают на уровне 160 — 180 см от уровня пола. В программах 4-го и 5-го классов хотя и нет пионербола, но его можно включать в уроки вместо подвижных игр.

Следует заметить, что принципиальных различий в методике обучения и использования спортивных и подвижных игр нет, так как ребенок с недостатком интеллекта и спортивную игру с мячом воспринимает как подвижную. Конечно, возможности воздействия подвижных игр на ребенка в известной мере ограничены, так как в них меньше движений, чем в спортивных, в которых одновременно есть и бег, и прыжки, и броски мяча, и передачи его, и ловля и другие движения, но умственно отсталые дети обучаются и играют все равно по упрощенным правилам. Например, при игре в баскетбол они делают пробежку, не понимают многих судейских жестов и т.д., поэтому большого различия в методике использования подвижных и спортивных игр нет, в силу этих причин в программе они объединены в один раздел — игры.

Хотелось бы подчеркнуть, что нельзя отождествлять упражнения с малыми, большими и набивными мячами в гимнастике с материалом по баскетболу, так как и в том и другом случае хотя и корригируются такие движения, как хватательные, связанные с темпом, амплитудой, точностью, но все равно они играют разную роль: в гимнастике — это коррекция элементарных движений, в играх — более координированных, тонких движений. При проведении уроков по спортивным играм следует активно использовать подвижные, которые являются подготовительным материалом в обучении спортивным играм.

Игровой учебный материал нацелен на развитие быстроты движений, прыгучести, ловкости, т. е. на качества, необходимые в быту и на производстве. В программе даны кроме пионербола еще две игры: баскетбол и волейбол.

Для обучения баскетболу и решения коррекционных задач используются такие упражнения: стойка баскетболиста; передвижение в защитной стойке приставными шагами влево, вправо, вперед, назад; остановка шагом и прыжком без мяча; передача мяча двумя руками от груди с места и с шагом; ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди; ведение мяча на месте, по прямой, правой и левой рукой; бросок мяча по корзине с места двумя руками от груди и двумя руками снизу.

Затем разучиваются остановка шагом и прыжком после ведения мяча. Повороты на месте вперед и назад на ноге, стоящей сзади. Передача мяча одной рукой с плеча с места и с шагом, двумя руками от груди в движении. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу в движении. Штрафной бросок двумя руками снизу. Высота баскетбольной корзины 2,1 — 2,2 м.

Затем школьников обучают передачам мяча двумя руками сверху, двумя руками от груди с отскоком от площадки, двумя руками от груди в парах с продвижением вперед. Ловля двумя руками мяча, катящегося, низко и высоко летящего. Ведение мяча с обводкой препятствий. Ведение мяча с остановкой и передачей. Бросок мяча по корзине одной рукой от плеча после ведения. Далее эстафеты с элементами игры в баскетбол, учебные игры по простейшим правилам.

 

Ритмические упражнения. При обучении трудовым и бытовым движениям большую роль играет процесс усвоения правильного ритма двигательных действий. Движения, выполняемые в правильном ритме, легче автоматизируются. Чтобы быстрее усвоить рациональный ритм двигательного действия, нужно развивать чувство ритма, под которым понимается способность человека с большой точностью различать свои движения во времени, в пространстве и по затраченным усилиям.

Развитие чувства ритма имеет большое значение для повышения эффективности физического воспитания умственно отсталых школьников. Владея хорошим чувством ритма, школьники быстрее овладевают двигательными навыками и умениями. Известно, что чувство ритма у учащихся специальной школы развито слабее, чем у их сверстников, обучающихся в массовой школе, поэтому этот недостаток следует корригировать с помощью физических упражнений.

Ритмические упражнения предполагают главным образом слуховое восприятие с участием зрительного и тактильного анализаторов, что создает условия для коррекции самых разных нарушений.

Для определения уровня развития чувства ритма в программе предусмотрены несложные контрольные задания. Учащийся должен воспроизвести хлопками в ладоши, маршировкой тот или иной ритмический рисунок или суметь отличить тот или иной музыкальный размер.

Наиболее оптимален для развития чувства ритма младший школьный возраст, но это не значит, что в среднем и старшем работу по развитию чувства ритма у детей нужно прекратить или уменьшить. Наоборот, следует разучивать более сложные ритмические рисунки, использовать ритмические игры. В разделе программы по гимнастике достаточно ритмических игр и различных музыкальных ритмов.

Целесообразно включать в уроки физкультуры несколько специальных упражнений или игр ритмического характера. Лучше в конце основной и в заключительной частях урока. Обучать незнакомым ритмическим рисункам целесообразно в подготовительной или основной части, при этом можно использовать различные способы организации учащихся на уроке. С детьми, которые не могут справиться с заданием, нужно проводить индивидуальную работу, давать упрощенные варианты ритмических рисунков.

Развивается чувство ритма и на других уроках — пения, труда, при декламировании стихов, подготовке к «Празднику песни и строя» и т.д.

Упражнения, развивающие чувство ритма: отстукивание или прохлопывание заданного ритма; ходьба с хлопками в различном темпе; ходьба в различном темпе под музыкальный аккомпанемент; ходьба с акцентом на первый счет; выполнение элементарных движений под музыку на каждый первый счет; выполнение движений в заданном темпе после прекращения музыки; движение в одном ритме с проговариванием слов — «пи-ли, пи-ла, ру-би, то-пор, сту-чи, мо-ло-ток» и т.д.; на четный счет — выполнение движений, на нечетный — остановка; ходьба с замедлением, ускорением, переходом на бег; передвижение в соответствии с характером музыки; выдвижение ноги в сторону, вперед; парные, групповые упражнения под музыку; полуприседания; прыжки; движения «галопа» и «польки» по кругу; выполнение упражнений под музыку вальса, польки, марша; переменный шаг в сторону и вперед; поточное выполнение общеразвивающих упражнений под музыку, звучащую в различном темпе; выполнение упражнений с предметами под музыку; вальсирование вперед, в сторону; прыжки со сменой положения ног, с поворотом на 90—180 градусов; сочетание различных движений, выполняемых в различном темпе и ритме; сочетание шагов «польки», «галопа», переменных шагов; вальсирование вперед и назад с поворотом кругом; прыжки с короткой скакалкой.

Из приведенного дидактического материала учитель сможет выбрать упражнения, соответствующие возрасту, подготовленности и индивидуальным особенностям учеников.

 

Занятия на коньках и плавание. В связи с тем, что в специальных школах не всегда есть условия для полного выполнения программы по физкультуре, можно использовать плавание или конькобежный спорт как материал, заменяющий какой-либо из разделов. В некоторых школах катанием на коньках заменяют лыжную подготовку. Спортплощадка заливается льдом и дети с удовольствием играют в хоккей или просто катаются на коньках. Однако такие виды физических упражнений используются крайне редко. Как правило, учащиеся специальных школ не умеют плавать, боятся воды, да и учить их негде. В бассейн дети не всегда могут прийти по разным причинам, а в летнее время плаванием на естественных водоемах с ними практически никто не занимается. Нам думается, что это упущение необходимо по возможности исправлять.

Занятие плаванием имеет прикладное значение, развивает основные двигательные способности, а на этой основе корригируются нарушения физического развития и моторики.

При проведении занятий на открытом водоеме следует строжайше соблюдать правила техники безопасности:

• температура воздуха в тени должна быть не ниже 20 — 22 °С;

• глубина воды 60 — 80 см, скорость течения не более 0,8— 1 м/с; вода должна быть прозрачной, чтобы видно было дно;

• дно должно быть чистое, без острых камней, желательно песчаное;

• бассейн размерами 5 —6х 10—12 м должен быть огражден буями;

• к занятиям плаванием допускает врач;

• занятия следует проводить так, чтобы в воде одновременно находилось не более 5 — 6 человек;

• надо систематически проверять наличие детей.

 

Для более быстрого обучения плаванию нужен соответствующий инвентарь — плавательные доски, резиновые круги, деревянные шесты, мячи. Обучение можно начинать уже в 1-м классе, сначала на суше — имитацией движений пловца. Знакомство с водой начинается с элементарных упражнений: ходьба по дну парами, погружения в воду с задержкой дыхания, выпрыгивания из воды, выдохи в воду. Это приучает детей не бояться воды, приучает к ней, стимулирует желание научиться плавать.

Постепенно, от класса к классу, усложняется учебный материал: дети начинают плавать со вспомогательными предметами, играть в игры на воде и только к 4 — 5-м классам они начинают плавать самостоятельно, сначала на расстояние до 3 — 5 м, затем дальше. Главная задача занятий — скорригировать нарушенные акты моторики и дыхания, научить детей не бояться воды, держаться на воде и проплывать расстояние 10— 15 м, закалить их.

Школьники, которые по каким-либо причинам не могут участвовать в занятиях наравне с другими, могут побродить по воде, 10—15 мин позагорать на солнце, отдохнуть в тени. Это способствует укреплению их здоровья.

Для занятий на коньках нужны определенные условия — ледовая площадка при школе, недалеко от школы, на стадионе. Обучение проводится на простых коньках. Одежда — примерно такая же, как и на уроках по лыжной подготовке. В школе должен быть станок для затачивания коньков.

Занятия способствуют прежде всего развитию координации движений, равновесию, закаливанию, профилактике плоскостопия, правильному дыханию. Если есть возможность, то полезно обучать детей игре в хоккей по упрощенным правилам.

При обучении учащихся на льду упражнения выполняются шеренгой или поточно по прямой. Фронтальный и групповой способы организации занимающихся на уроке применяются при обучении торможениям или бегу со старта; при обучении поворотам лучше использовать индивидуальный метод обучения. Обычно дети, особенно в начале обучения, быстро устают, поэтому время от времени они должны отдыхать, расшнуровав ботинки.

Занятия на коньках способствуют развитию и таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, выносливость. Развитие быстроты осуществляют при повторном пробегании коротких отрезков на высокой скорости; ловкость — при играх на льду; выносливость — при длительном посильном катании (до 400 — 600 м в средних классах за урок и более 1000 м — в старших).

Дети, которые не могут по разным причинам кататься на коньках, бегают, играют рядом, катаются на санках. За ними также нужен постоянный контроль во избежание обморожений или простуд.

При занятиях на коньках возможны падения, поэтому детям с травматическим слабоумием, менингоэнцефалитом занятия на коньках противопоказаны.

 

Теоретические сведения по физической культуре. Получение учащимися некоторого объема знаний по физической культуре, ознакомление с правилами личной гигиены, умение их применять и другие сведения способствуют развитию личности аномального ребенка. В программе не указано, сколько часов отводится на теоретический раздел, он сравнительно невелик, но необходимость его очевидна. Теоретический материал может преподноситься учащимся во вводной или заключительной части урока — в виде рассказа или беседы с последующим контролем усвоения.

Умственно отсталые школьники должны знать о пользе утренней гигиенической гимнастики, физкультпауз, физкультминуток, других форм занятий физкультурой. Они должны быть ознакомлены с тем, что такое правильная осанка, режим дня, закаливание организма, должны иметь знания о правильном дыхании, играх на свежем воздухе. Весь этот материал сосредоточен в разных разделах программы, например, в разделе «Гимнастика» — об одежде учеников на уроках гимнастики, о понятиях «направляющий», «замыкающий», «напряжение», «расслабление». На уроках по лыжной подготовке учащиеся также должны получить знания об одежде и обуви занимающихся, выборе лыжного инвентаря, правилах поведения на уроках.

От класса к классу теоретические сведения усложняются. В старших классах учащиеся уже должны быть знакомы с упрощенными правилами соревнований по легкой атлетике, спортивным играм, лыжным гонкам. При возможности учащимся имеет смысл преподавать и более сложные теоретические познания в области физической культуры. Чтение популярной литературы по физической культуре, журналов, газет позволит им в большей степени развить свой словарный запас. Конечно, заложенное в программе поймут не все, не все будут интересоваться литературой. Но из наиболее успевающих учитель сможет выбрать себе помощников по изготовлению простейшего оборудования, организации соревнований, судейству и т.д.

Освоение теоретического материала программы должно также отражаться в документах планирования учебного процесса.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие физические упражнения воспитывают культуру совместных действий?

2. Какие упражнения развивают восприятие звучащего слова, речи; способствуют различению цвета, изображений?

 

Глава 8

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.152 (0.045 с.)