Ребенка с проблемами в развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребенка с проблемами в развитии



Понятие «социальная реабилитация учащихся специальных школ» нуждается в определении — что представляет собой это словосочетание: научную дисциплину, дисциплину прикладного характера, какую-либо из сторон социальной работы?

Само слово «реабилитация» (rehabilitatio — лат.) приобрело со временем несколько устойчивых конкретных значений: 1) восстановление (по суду или в административном порядке) в правах; 2) восстановление доброго имени, прежней репутации; 3) восстановление (или компенсация) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий*.

Слово «социальный» (socialis — лат.) имеет значения: общественный; связанный с жизнью и отношениями людей в обществе и т.п.

Еще один очень важный термин, без которого нельзя интерпретировать и социальную реабилитацию: «социализация» — процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Очень часто в научно-методической литературе можно встретить такое определение: «реабилитация — комплекс медико-социальных мероприятий, способствующих социализации личности». И можно подумать, что медицинские мероприятия не относятся к социальным,

а составляют нечто отдельное, особенное, хотя известно, что, говоря о социальной сфере, мы всегда имеем в виду образование, здравоохранение, социальную защиту.

Таким образом, понятие «социальная реабилитация» имеет многоплановую структуру, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в развитии, коррекционные меры воздействия на развитие их высших психических функций, преодоление двигательных нарушений и недостатков их физического развития.

Напомним: в настоящее время в России около 10 млн. людей или инвалиды, или близки к данной категории по мировым стандартам, и немалую долю в их числе составляют дети до 18 лет, живущие с родителями, в домах ребенка, детских домах и школах- интернатах. И безусловно, все дети с проблемами в развитии нуждаются в социальной реабилитации.

 

* Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 513.

Кем должна осуществляться социальная реабилитация детей? Без сомнения, такая обширная сфера деятельности может быть под силу только всему коллективу учебного учреждения (как педагогам, так и всем другим работникам), родительской общественности, вышестоящим организациям.

Мы должны понимать, что под коррекционной работой подразумевается система различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии аномального ребенка.

Поэтому социальная реабилитация включает в себя коррекционную работу, между этими двумя понятиями существует диалектическая взаимосвязь.

В настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления аномального ребенка средствами физической культуры, что является одним из направлений его социальной реабилитации. Одной из таких технологий является паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка.

Паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка. У специалистов, занимающихся рассмотрением вопроса паспортизации здоровья населения, нет единодушного мнения о содержании паспорта здоровья населения, т. е. из каких составных частей он должен состоять, что включать в себя, как он должен использоваться. Ведь медицинская карта в поликлинике или карта во врачебно-физкультурном диспансере — тоже своеобразный паспорт здоровья, только в поликлинике он больше свидетельствует

о болезнях.

Школьной же практике социальной реабилитации нужен такой документ, который:

• был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям;

• концентрировал бы в себе основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности;

• позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения (можно начать и с детского сада, а продолжить после окончания школы).

Разработанный нами «Паспорт здоровья и физического развития учащегося» может стать основой для создания саморегулирующейся системы управления и контроля за состоянием здоровья и физического развития учащихся, важным рычагом оптимизации системы физического воспитания школьников, а в конечном итоге физической реабилитации ученика.

Содержанием паспорта являются показатели физического развития, двигательных способностей, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья.

Методические аспекты его внедрения заключаются в следующем:

• паспорта здоровья вкладываются в личное дело ребенка;

• показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры; показатели физической подготовленности — учителем физической культуры; они регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорт;

• показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год.

Следующим этапом использования данного документа является реализация принципов гласности и соревновательности.

Один из стендов «Уголка физической культуры» должен быть полностью посвящен отражению состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учеников всех классов. Каждый показатель будет средним результатом класса. Могут отражаться также и наилучшие индивидуальные показатели.

Паспорт станет показателем содержания физического воспитания детей, улучшением профилактических мероприятий в школе, позволит объективно и реально оценивать и управлять состоянием здоровья детей.

Он позволит родителям увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, может стать результатом практического воплощения идей гласности и соревновательности в системе физического воспитания.

Безусловно, первые шаги при внедрении чего-то нового, нестандартного, оригинального чаще всего начинаются с трудностей.

Одна из них заключается в том, что учителю вменено в обязанность заполнять последние страницы классного журнала (где проставляются показатели физической подготовленности учеников). Поэтому на него ложится двойная нагрузка: по заполнению паспортов и этих страниц журнала. При использовании же паспорта отпадает необходимость в заполнении этих последних страниц журнала.

При внедрении данного документа следует думать о том, как включить в сферу борьбы за здоровье ребенка большинство учителей школы, ибо функциональное развитие ребенка — дело не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива школы. С личными делами учащихся работает классный руководитель, где он поневоле сталкивается с паспортом здоровья, анализирует его показатели, оценивает. Таким образом, большинство педагогического коллектива школ становятся сотрудниками учителя физической культуры.

Школе необходимо позаботиться о том, чтобы данными своих детей интересовались и родители, предлагали свои варианты повышения их физической подготовленности, улучшения состояния здоровья.

Паспорт позволяет в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровья. Он отражает работу учителя физической культуры и врача, родителей и всего педагогического коллектива на основе конкретных данных. Отпадает необходимость выставлять оценки учащимся в течение года. При этом у ученика исчезает страх перед оценкой (такой подход активно пропагандируют в своих работах В. Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н.Лысенкова и другие видные педагоги).

Паспорт позволит ученику увидеть себя со стороны и сравнить со сверстниками, он будет служить стимулом повышения своих результатов, самостоятельной работы над собой, формирования привычек и склонностей к систематическим занятиям физической культурой, стремления к здоровому образу жизни.

Итак, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что паспортизация состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей — это один из подходов к созданию саморегулирующейся системы физического воспитания в детских дошкольных и школьных учреждениях. А создание такой системы — один из важнейших факторов физической реабилитации аномальных детей как составной части их социальной реабилитации.

 

Программы здоровья. К одной из педагогических технологий, направленных на оздоровление ребенка, можно отнести различные программы здоровья. В каждой школе, в каждой группе, классе, каждой семье должна быть своя «программа здоровья», которая была бы направлена на оздоровление ребенка.

В реализации такой программы участвуют весь педагогический коллектив и родители. Руководство программой осуществляется директором школы или старшим воспитателем. Обязательно участвуют учитель физической культуры, врач, медсестра, председатель родительского комитета. В качестве примера приведем ряд программ.

 

Примерная программа «Здоровье» для школы на учебный год

 

№ п/п   Содержание работы   Сроки   Ответственный
       
  Введение паспортов здоровья   Сентябрь Ст. воспитатель
  Установка конторок в классах   Октябрь Завуч
  Строительство и оборудование «тропы здоровья» Сентябрь-октябрь Ст. воспитатель, учитель физической культуры
  Организация соревнования между группами по состоянию здоровья, физического развития и двигательных способностей детей   Октябрь Учитель физической культуры
  Организация конкурса «Самый здоровый класс»   Ноябрь Медработник
  Планомерное закаливание детей В течение года Ст. воспитатель, учитель физической культуры, медработник
  Организация и проведение дней здоровья Раз в месяц Ст. воспитатель, учитель физической культуры
  Организация работы по домашним заданиям по физической культуре Октябрь Учитель физической культуры, воспитатель
  Внедрение активных форм, средств обучения в процессе физического воспитания (словесное опосредование, самоанализ, самооценка, работа в динамических парах)   В течение года Учитель физической культуры, завуч
  Расширение материальной базы для занятий физической культурой В течение года Директор, завуч, учитель физической культуры
  Организация группы здоровья воспитателей и учителей Октябрь Ст. воспитатель, учитель физической культуры
  Разработка системы поощрений за осуществление программы «Здоровье»   Ноябрь Директор, завуч, воспитатель
  Составление и утверждение «Кодекса здоровья» Ноябрь Учитель физической культуры, медработник

 

 

Примерный вариант «Кодекса здоровья»

Соблюдай режим дня.

Физической культуре и спорту — 1,5 ч в день.

Питайся 4 раза в день, тщательно пережевывай пищу.

Соблюдай чистоту тела и одежды.

Закаливайся.

Постоянно улучшай свои спортивные результаты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.02 с.)