Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребенка с проблемами в развитииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «социальная реабилитация учащихся специальных школ» нуждается в определении — что представляет собой это словосочетание: научную дисциплину, дисциплину прикладного характера, какую-либо из сторон социальной работы? Само слово «реабилитация» (rehabilitatio — лат.) приобрело со временем несколько устойчивых конкретных значений: 1) восстановление (по суду или в административном порядке) в правах; 2) восстановление доброго имени, прежней репутации; 3) восстановление (или компенсация) нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий*. Слово «социальный» (socialis — лат.) имеет значения: общественный; связанный с жизнью и отношениями людей в обществе и т.п. Еще один очень важный термин, без которого нельзя интерпретировать и социальную реабилитацию: «социализация» — процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Очень часто в научно-методической литературе можно встретить такое определение: «реабилитация — комплекс медико-социальных мероприятий, способствующих социализации личности». И можно подумать, что медицинские мероприятия не относятся к социальным, а составляют нечто отдельное, особенное, хотя известно, что, говоря о социальной сфере, мы всегда имеем в виду образование, здравоохранение, социальную защиту. Таким образом, понятие «социальная реабилитация» имеет многоплановую структуру, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в развитии, коррекционные меры воздействия на развитие их высших психических функций, преодоление двигательных нарушений и недостатков их физического развития. Напомним: в настоящее время в России около 10 млн. людей или инвалиды, или близки к данной категории по мировым стандартам, и немалую долю в их числе составляют дети до 18 лет, живущие с родителями, в домах ребенка, детских домах и школах- интернатах. И безусловно, все дети с проблемами в развитии нуждаются в социальной реабилитации.
* Современный словарь иностранных слов. — М., 1993. — С. 513. Кем должна осуществляться социальная реабилитация детей? Без сомнения, такая обширная сфера деятельности может быть под силу только всему коллективу учебного учреждения (как педагогам, так и всем другим работникам), родительской общественности, вышестоящим организациям. Мы должны понимать, что под коррекционной работой подразумевается система различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии аномального ребенка. Поэтому социальная реабилитация включает в себя коррекционную работу, между этими двумя понятиями существует диалектическая взаимосвязь. В настоящее время разработано немало педагогических технологий оздоровления аномального ребенка средствами физической культуры, что является одним из направлений его социальной реабилитации. Одной из таких технологий является паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка. Паспортизация состояния здоровья и физического развития ребенка. У специалистов, занимающихся рассмотрением вопроса паспортизации здоровья населения, нет единодушного мнения о содержании паспорта здоровья населения, т. е. из каких составных частей он должен состоять, что включать в себя, как он должен использоваться. Ведь медицинская карта в поликлинике или карта во врачебно-физкультурном диспансере — тоже своеобразный паспорт здоровья, только в поликлинике он больше свидетельствует о болезнях. Школьной же практике социальной реабилитации нужен такой документ, который: • был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям; • концентрировал бы в себе основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности; • позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения (можно начать и с детского сада, а продолжить после окончания школы). Разработанный нами «Паспорт здоровья и физического развития учащегося» может стать основой для создания саморегулирующейся системы управления и контроля за состоянием здоровья и физического развития учащихся, важным рычагом оптимизации системы физического воспитания школьников, а в конечном итоге физической реабилитации ученика. Содержанием паспорта являются показатели физического развития, двигательных способностей, а также ряд параметров, характеризующих состояние здоровья. Методические аспекты его внедрения заключаются в следующем: • паспорта здоровья вкладываются в личное дело ребенка; • показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры; показатели физической подготовленности — учителем физической культуры; они регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорт; • показатели медицинского профиля (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в паспорт врачом или медсестрой также дважды в год. Следующим этапом использования данного документа является реализация принципов гласности и соревновательности. Один из стендов «Уголка физической культуры» должен быть полностью посвящен отражению состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности учеников всех классов. Каждый показатель будет средним результатом класса. Могут отражаться также и наилучшие индивидуальные показатели. Паспорт станет показателем содержания физического воспитания детей, улучшением профилактических мероприятий в школе, позволит объективно и реально оценивать и управлять состоянием здоровья детей. Он позволит родителям увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, может стать результатом практического воплощения идей гласности и соревновательности в системе физического воспитания. Безусловно, первые шаги при внедрении чего-то нового, нестандартного, оригинального чаще всего начинаются с трудностей. Одна из них заключается в том, что учителю вменено в обязанность заполнять последние страницы классного журнала (где проставляются показатели физической подготовленности учеников). Поэтому на него ложится двойная нагрузка: по заполнению паспортов и этих страниц журнала. При использовании же паспорта отпадает необходимость в заполнении этих последних страниц журнала. При внедрении данного документа следует думать о том, как включить в сферу борьбы за здоровье ребенка большинство учителей школы, ибо функциональное развитие ребенка — дело не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива школы. С личными делами учащихся работает классный руководитель, где он поневоле сталкивается с паспортом здоровья, анализирует его показатели, оценивает. Таким образом, большинство педагогического коллектива школ становятся сотрудниками учителя физической культуры. Школе необходимо позаботиться о том, чтобы данными своих детей интересовались и родители, предлагали свои варианты повышения их физической подготовленности, улучшения состояния здоровья. Паспорт позволяет в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровья. Он отражает работу учителя физической культуры и врача, родителей и всего педагогического коллектива на основе конкретных данных. Отпадает необходимость выставлять оценки учащимся в течение года. При этом у ученика исчезает страх перед оценкой (такой подход активно пропагандируют в своих работах В. Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н.Лысенкова и другие видные педагоги). Паспорт позволит ученику увидеть себя со стороны и сравнить со сверстниками, он будет служить стимулом повышения своих результатов, самостоятельной работы над собой, формирования привычек и склонностей к систематическим занятиям физической культурой, стремления к здоровому образу жизни. Итак, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что паспортизация состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей — это один из подходов к созданию саморегулирующейся системы физического воспитания в детских дошкольных и школьных учреждениях. А создание такой системы — один из важнейших факторов физической реабилитации аномальных детей как составной части их социальной реабилитации.
Программы здоровья. К одной из педагогических технологий, направленных на оздоровление ребенка, можно отнести различные программы здоровья. В каждой школе, в каждой группе, классе, каждой семье должна быть своя «программа здоровья», которая была бы направлена на оздоровление ребенка. В реализации такой программы участвуют весь педагогический коллектив и родители. Руководство программой осуществляется директором школы или старшим воспитателем. Обязательно участвуют учитель физической культуры, врач, медсестра, председатель родительского комитета. В качестве примера приведем ряд программ.
Примерная программа «Здоровье» для школы на учебный год
Примерный вариант «Кодекса здоровья» Соблюдай режим дня. Физической культуре и спорту — 1,5 ч в день. Питайся 4 раза в день, тщательно пережевывай пищу. Соблюдай чистоту тела и одежды. Закаливайся. Постоянно улучшай свои спортивные результаты.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.53.7 (0.008 с.) |