Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По лечебной физической культуре (лфк)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многие учащиеся, особенно младших классов, нуждаются в специальных занятиях, направленных на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики. С целью проведения этой работы в учебные планы специальных школ в настоящее время введены специальные коррекционные занятия ЛФК в 1 — 4-х классах. Рассмотрим на примере специальной (коррекционной) школы VIII вида принципы комплектования трупп для занятий ЛФК; содержание и методику занятий; вопросы осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; педагогического и врачебного контроля; обеспечения взаимосвязи занятий лечебной физкультурой с другими формами физического воспитания. Принципы комплектования групп. Занятия по ЛФК предназначены для детей с грубыми нарушениями физического развития и моторики. Наиболее целесообразным следует считать зачисление в группы для коррекционных занятий по ЛФК детей, имеющих по сравнению с основным составом класса более грубые нарушения физического развития, это нарушения осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, а также недостатки моторики — слабость мышечных групп, нарушения координации движений, точности мышечных усилий и др. Комплектование групп производится в начале учебного года на основании заключения врача врачебно-физкультурного диспансера (отделения, кабинета), обслуживающего территорию, на которой расположена школа. Группы рекомендуется комплектовать по классам. С учениками 1-го класса следует проводить занятия по 20 — 25 мин два раза в неделю. С учениками остальных классов занятия проводятся в соответствии с общим учебным планом (45 мин). В особо сложных случаях проводятся индивидуальные занятия с отдельными учащимися. Для детей с текущими заболеваниями внутренних органов (печени, желудка, дыхательных путей и пр.) целесообразно организовать занятия в группе ЛФК с учетом рекомендаций врача-специалиста и врача ЛФК. Содержание занятий. На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром может служить программа по физкультуре для соответствующего класса специальной школы. Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия. В группах детей с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, кифосколиозы) и другими грубыми нарушениями осанки рекомендуется применять следующие виды специальных упражнений и выполнять их в различных положениях. Упражнения в положении стоя способствуют выпрямлению позвоночника и расширению грудной клетки. Например, наклоны и повороты туловища в положении «руки за голову»; упражнения с гимнастической палкой; упражнения возле гимнастической стенки (стоя спиной к гимнастической стенке на шаг от нее, поднять руки вверх назад и взяться за рейку стенки, подняться на носки и прогнуться в верхней части туловища) и др. Упражнения для развития мышц туловища, которые укрепляют «мышечный корсет», и упражнения для увеличения подвижности позвоночника (наклоны и повороты туловища, разнообразные движения руками, упражнения с набивными мячами и др.). С этой же целью следует использовать и упражнения в балансировании набивным мячом (вес до 1 кг) или с кубиком на голове в положении стоя, при ходьбе, выполняя повороты, полуприседания, приседания. Упражнения в положении «сидя на гимнастической скамейке». Например, из исходного положения «сидя на скамейке, ноги вытянуты, ступни зафиксированы, руки вдоль туловища (позже вариант — руки за голову)» наклонить туловище назад, приблизить затылок к полу. Постепенно усложнять упражнение поворотами туловища влево и вправо в положении «наклон назад». Такие задания требуют, однако, строгой индивидуальной дозировки. Упражнения стоя на коленях и в положении лежа способствуют разгрузке позвоночника. Стоя на коленях, поднять левую руку вверх-вперед, правую ногу вверх-назад, прогнуться; потом сделать то же другой рукой и ногой. Лежа на спине, руки согнуты в локтях — поднять туловище, опираясь на локти, прогнуть спину. Лежа на животе, поднять голову вверх, развести руки в стороны и свести лопатки, прогнуться и слегка приподнять грудь от пола. Упражнения в висе на гимнастической стенке способствуют вытягиванию позвоночника, увеличивают его гибкость и укрепляют мышцы плечевого пояса и туловища. Применяются: вис спиной к стенке, поочередное поднимание ног (согнутых, прямых), поднимание двух ног согнутых, а потом прямых. На занятиях с учащимися, имеющими грубые нарушения моторики (сглаженные парезы, нарушения пространственной и временной регуляции движений и регуляции мышечных усилий, недоразвитие движений кистей и пальцев рук и др.), применяется сочетание упражнений с учетом характера нарушений. При сглаженных парезах делаются упражнения, способствующие развитию элементарных движений: упражнения в сгибании и разгибании, вращения, круговые движения. Следует использовать также сложные упражнения, включающие движения пораженных мышечных групп. Результативными являются упражнения с предметами (малыми, средними и большими мячами, гимнастическими палками, набивными мячами), специально подобранные игры. Совершенствованию регуляции направления, амплитуды, быстроты мышечного усилия движений способствуют упражнения, требующие точной дозировки этих характеристик движения и при выполнении которых учащимся очевидна связь между характером и результатом движения. Такими упражнениями являются бросание и ловля мячей, метания в цель, упражнения на равновесие, подвижные игры: «Прыжки по кочкам», «Охотники и утки», «Мяч — среднему» и др. Развитию регуляции движений способствует также повторное выполнение общеразвивающих упражнений с соблюдением одинаковой амплитуды, направления, быстроты мышечного усилия, а также выполнение упражнений с изменением какой-либо из этих характеристик. Например, упражнение выполнить в медленном, среднем и быстром темпе; свободно или с мышечным напряжением; плавно или прерывисто; меняя амплитуду и направление. Такая вариативность приводит к более глубокому чувственному познанию детьми своих движений, а это повышает четкость их регуляции. С целью развития движений кисти и пальцев рук применяются упражнения в сжимании и разжимании кистей рук; одновременное сжимание кисти в кулак на одной руке и разжимание на другой; то же, с разведением и сведением пальцев; последовательное сгибание пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) и разгибание в таком же порядке (вначале это упражнение выполняется правой рукой, потом левой, а позже одновременно двумя руками). Эффективно способствуют развитию движений кистей и пальцев рук упражнения с предметами (малыми и средними мячами, малыми обручами, флажками). К тому же эти упражнения совершенствуют взаимодействие функций рук и глаз. Методика занятий. Коррекционное влияние занятий лечебной физкультурой зависит не только от подбора упражнений, но и от методики их применения. На первом занятии следует объяснить детям значение этих занятий для их здоровья и физического развития. Обратить внимание учащихся на то, что их успехи зависят от добросовестного и правильного выполнения упражнений. Структура занятия по лечебной физкультуре имеет свои особенности. Подготовительная часть его длится 15 — 20 мин. Она состоит из общеразвивающих и корригирующих ранее изученных упражнений. Движения выполняются в медленном и среднем темпе, в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Основная часть длится 20—25 мин. Она посвящается изучению новых упражнений, а также усложненному выполнению ранее усвоенных. В конце этой части следует применять специально подобранные игры. Заключительная часть продолжительностью 5 мин включает ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц. На занятиях нужно делать 2 — 3 перерыва по 1 — 2 мин для отдыха детей. Отдых протекает более эффективно в положении сидя или лежа при расслабленных мышцах. В процессе проведения занятий следует уделять особое внимание овладению детьми правильными навыками дыхания. С этой целью применяются дыхательные упражнения, а также упражнения для выработки умения согласовывать дыхание с различными движениями руками, наклонами и поворотами туловища при ходьбе и т. п. С целью стимулирования познавательных процессов следует побуждать учащихся анализировать и сравнивать движения, точно регулировать их по направлению, быстроте, усилию, сочетать выполнение простых движений по показу и словесному объяснению. Осознанное выполнение упражнений способствует формированию у детей умения планировать движения, осуществлять анализ и коррекцию их выполнения, давать конечную оценку двигательного действия. Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям. Интерес обеспечивается посильностью, привлекательностью и разнообразием упражнений, правильной индивидуальной дозировкой физической нагрузки. Необходимо своевременно и тактично оказывать помощь учащимся, вселяя в них уверенность в собственные силы и возможности, обеспечивать положительное эмоциональное состояние детей на занятиях, проявление ими волевых, умственных и физических усилий. Положительный эмоциональный климат на уроках способствует формированию доброжелательных отношений между учащимися, атмосферы взаимопомощи, моральной поддержки. Особого внимания в этом вопросе требуют дети, отличающиеся повышенной возбудимостью, и дети с психопатоподобными проявлениями. Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам в процессе занятий ЛФК. Учет индивидуальных особенностей физического развития и моторики, а также уровня интеллектуального развития детей позволяет более целенаправленно и эффективно корригировать имеющиеся у них недостатки. В одной и той же группе часто оказываются дети, которым требуются разные физические упражнения. В таких случаях внутри группы следует формировать микрогруппы или подгруппы детей с аналогичными нарушениями. Индивидуальный и дифференцированный подход должен осуществляться с учетом состояния здоровья детей. Так, например, дети, имеющие соматические отклонения, должны быть ограничены по сравнению с остальными детьми в длительности выполнения упражнения. Такому ребенку лучше выполнять упражнения небольшими, но частыми, дробными дозами. Специалист, ведущий занятия по ЛФК, должен постоянно обращаться к индивидуальным картам медицинского освидетельствования детей и на основе их данных планировать объем и интенсивность упражнений для каждого ребенка. При реализации индивидуального и дифференцированного подхода следует помнить, что коррекция имеющихся у детей грубых нарушений физического развития и моторики должна сочетаться с общим всесторонним физическим развитием, иначе узконаправленное воздействие физических упражнений на нарушенные функции не принесет желаемых результатов. Необходимо также выявить сохранные двигательные возможности данного ученика, с учетом которых и проводить коррекционную работу.
К примеру, у ребенка являются сохранными такие качества, как подвижность в суставах, сила, быстрота, но у него имеются нарушения осанки. В этом случае следует применять упражнения на силу, быстроту, подвижность в суставах, но с направленностью на преодоление нарушений в осанке (быстрый бег на коротких дистанциях с сохранением правильной осанки; упражнения на развитие силы мышц спины, живота, ног, плечевого пояса с сохранением правильной осанки). Выполнение упражнений на коррекцию нарушений осанки следует чередовать с упражнениями, направленными на общее физическое развитие, формирование движений и развитие тонкой моторики.
Педагогический контроль за коррекцией нарушений. Критериями коррекционной работы по преодолению недостатков двигательной сферы ребенка являются уровень его физического развития, двигательных способностей, а также степень восстановления нарушенных функций. Это определяет необходимость для преподавателя ЛФК овладения методикой систематического контроля за физическим развитием и двигательными возможностями учеников. С этой целью на каждого ученика заводится карта контроля за его физическим развитием и моторикой. По существу это своеобразный учительский журнал, состоящий из отдельных карт на каждого ребенка. Данные контроля отражаются в карте в течение всего I периода занятий учащегося в группе ЛФК. В конце каждой четверти в карте фиксируются данные о результативности коррекционной работы, отмечаются и оцениваются продвижения в физическом развитии и моторике. В течение учебного года, но не реже 1 раза в четверть рекомендуется проводить педагогический консилиум с участием классных руководителей, учителей физической культуры и ЛФК, воспитателей, на котором дается оценка динамики в психофизическом развитии ребенка и особое внимание обращается на степень сформированное его движений в учебной и трудовой деятельности. На этом же консилиуме намечаются дальнейшие формы и виды работ по исправлению нарушенных функций. Преподаватель ЛФК должен давать консультации учителям об использовании в учебном процессе определенных коррекционных упражнений, способствующих преодолению двигательных нарушений у учащихся. Параметры физического развития и двигательных способностей измеряет преподаватель ЛФК. Определенную сложность в этой работе составляет оценка состояния осанки и стопы, которые профессионально может оценить только хирург или врач ЛФК. Поэтому для контроля за динамикой коррекции деформаций тела необходимо приглашать специалистов из врачебно-физкультурного диспансера или других учреждений для получения консультаций; по этим вопросом. Преподаватель же ЛФК в карте отмечает, есть или нет улучшения состояния осанки и стопы. В приводимой на с. 89 карте дается перечень основных показателей физического развития и двигательных способностей, по которым следует оценивать результативность коррекционной работы. Сила правой кисти измеряется детским динамометром, рассчитанным на максимальное усилие в 30 кг. Скорость бега определяется на отрезке 30 м с высокого старта. Метание набивного мяча весом 1 кг производится сидя вперед из-за головы; на дальность. Прыжок в длину с места проводится отталкиванием двумя ногами со взмахом руками. Изолированные движения пальцами рук выполняются попеременно на правой и левой руке с открытыми и закрытыми глазами. Может быть гак, что ученики 1-го или 2-го класса не смогут выполнить некоторые контрольные упражнения в силу имеющихся у них грубых нарушений в психофизическом развитии, в этом случае в графу данного показателя будет поставлен прочерк.
КАРТА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.015 с.) |