По лечебной физической культуре (лфк) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По лечебной физической культуре (лфк)



Многие учащиеся, особенно младших классов, нуждаются в специальных занятиях, направленных на коррекцию и компенсацию имеющихся у них недостатков физического развития и моторики. С целью проведения этой работы в учебные планы специальных школ в настоящее время введены специальные коррекционные занятия ЛФК в 1 — 4-х классах.

Рассмотрим на примере специальной (коррекционной) школы VIII вида принципы комплектования трупп для занятий ЛФК; содержание и методику занятий; вопросы осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; педагогического и врачебного контроля; обеспечения взаимосвязи занятий лечебной физкультурой с другими формами физического воспитания.

Принципы комплектования групп. Занятия по ЛФК предназначены для детей с грубыми нарушениями физического развития и моторики.

Наиболее целесообразным следует считать зачисление в группы для коррекционных занятий по ЛФК детей, имеющих по сравнению с основным составом класса более грубые нарушения физического развития, это нарушения осанки, стопы, окружности грудной клетки, подвижности суставов, а также недостатки моторики — слабость мышечных групп, нарушения координации движений, точности мышечных усилий и др.

Комплектование групп производится в начале учебного года на основании заключения врача врачебно-физкультурного диспансера (отделения, кабинета), обслуживающего территорию, на которой расположена школа.

Группы рекомендуется комплектовать по классам. С учениками 1-го класса следует проводить занятия по 20 — 25 мин два раза в неделю. С учениками остальных классов занятия проводятся в соответствии с общим учебным планом (45 мин).

В особо сложных случаях проводятся индивидуальные занятия с отдельными учащимися.

Для детей с текущими заболеваниями внутренних органов (печени, желудка, дыхательных путей и пр.) целесообразно организовать занятия в группе ЛФК с учетом рекомендаций врача-специалиста и врача ЛФК.

Содержание занятий. На занятиях лечебной физкультурой используются общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, прикладные упражнения. Ориентиром может служить программа по физкультуре для соответствующего класса специальной школы. Основными видами занятий являются специальные упражнения с целью избирательного коррекционного воздействия.

В группах детей с деформациями позвоночника (сколиозы, кифозы, кифосколиозы) и другими грубыми нарушениями осанки рекомендуется применять следующие виды специальных упражнений и выполнять их в различных положениях.

Упражнения в положении стоя способствуют выпрямлению позвоночника и расширению грудной клетки. Например, наклоны и повороты туловища в положении «руки за голову»; упражнения с гимнастической палкой; упражнения возле гимнастической стенки (стоя спиной к гимнастической стенке на шаг от нее, поднять руки вверх назад и взяться за рейку стенки, подняться на носки и прогнуться в верхней части туловища) и др.

Упражнения для развития мышц туловища, которые укрепляют «мышечный корсет», и упражнения для увеличения подвижности позвоночника (наклоны и повороты туловища, разнообразные движения руками, упражнения с набивными мячами и др.). С этой же целью следует использовать и упражнения в балансировании набивным мячом (вес до 1 кг) или с кубиком на голове в положении стоя, при ходьбе, выполняя повороты, полуприседания, приседания.

Упражнения в положении «сидя на гимнастической скамейке». Например, из исходного положения «сидя на скамейке, ноги вытянуты, ступни зафиксированы, руки вдоль туловища (позже вариант — руки за голову)» наклонить туловище назад, приблизить затылок к полу. Постепенно усложнять упражнение поворотами туловища влево и вправо в положении «наклон назад». Такие задания требуют, однако, строгой индивидуальной дозировки.

Упражнения стоя на коленях и в положении лежа способствуют разгрузке позвоночника. Стоя на коленях, поднять левую руку вверх-вперед, правую ногу вверх-назад, прогнуться; потом сделать то же другой рукой и ногой. Лежа на спине, руки согнуты в локтях — поднять туловище, опираясь на локти, прогнуть спину. Лежа на животе, поднять голову вверх, развести руки в стороны и свести лопатки, прогнуться и слегка приподнять грудь от пола.

Упражнения в висе на гимнастической стенке способствуют вытягиванию позвоночника, увеличивают его гибкость и укрепляют мышцы плечевого пояса и туловища. Применяются: вис спиной к стенке, поочередное поднимание ног (согнутых, прямых), поднимание двух ног согнутых, а потом прямых.

На занятиях с учащимися, имеющими грубые нарушения моторики (сглаженные парезы, нарушения пространственной и временной регуляции движений и регуляции мышечных усилий, недоразвитие движений кистей и пальцев рук и др.), применяется сочетание упражнений с учетом характера нарушений. При сглаженных парезах делаются упражнения, способствующие развитию элементарных движений: упражнения в сгибании и разгибании, вращения, круговые движения. Следует использовать также сложные упражнения, включающие движения пораженных мышечных групп. Результативными являются упражнения с предметами (малыми, средними и большими мячами, гимнастическими палками, набивными мячами), специально подобранные игры.

Совершенствованию регуляции направления, амплитуды, быстроты мышечного усилия движений способствуют упражнения, требующие точной дозировки этих характеристик движения и при выполнении которых учащимся очевидна связь между характером и результатом движения. Такими упражнениями являются бросание и ловля мячей, метания в цель, упражнения на равновесие, подвижные игры: «Прыжки по кочкам», «Охотники и утки», «Мяч — среднему» и др.

Развитию регуляции движений способствует также повторное выполнение общеразвивающих упражнений с соблюдением одинаковой амплитуды, направления, быстроты мышечного усилия, а также выполнение упражнений с изменением какой-либо из этих характеристик. Например, упражнение выполнить в медленном, среднем и быстром темпе; свободно или с мышечным напряжением; плавно или прерывисто; меняя амплитуду и направление. Такая вариативность приводит к более глубокому чувственному познанию детьми своих движений, а это повышает четкость их регуляции.

С целью развития движений кисти и пальцев рук применяются упражнения в сжимании и разжимании кистей рук; одновременное сжимание кисти в кулак на одной руке и разжимание на другой; то же, с разведением и сведением пальцев; последовательное сгибание пальцев (указательного, среднего, безымянного, мизинца) и разгибание в таком же порядке (вначале это упражнение выполняется правой рукой, потом левой, а позже одновременно двумя руками). Эффективно способствуют развитию движений кистей и пальцев рук упражнения с предметами (малыми и средними мячами, малыми обручами, флажками). К тому же эти упражнения совершенствуют взаимодействие функций рук и глаз.

Методика занятий. Коррекционное влияние занятий лечебной физкультурой зависит не только от подбора упражнений, но и от методики их применения.

На первом занятии следует объяснить детям значение этих занятий для их здоровья и физического развития. Обратить внимание учащихся на то, что их успехи зависят от добросовестного и правильного выполнения упражнений.

Структура занятия по лечебной физкультуре имеет свои особенности. Подготовительная часть его длится 15 — 20 мин. Она состоит из общеразвивающих и корригирующих ранее изученных упражнений. Движения выполняются в медленном и среднем темпе, в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Основная часть длится 20—25 мин. Она посвящается изучению новых упражнений, а также усложненному выполнению ранее усвоенных. В конце этой части следует применять специально подобранные игры. Заключительная часть продолжительностью 5 мин включает ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении мышц.

На занятиях нужно делать 2 — 3 перерыва по 1 — 2 мин для отдыха детей. Отдых протекает более эффективно в положении сидя или лежа при расслабленных мышцах.

В процессе проведения занятий следует уделять особое внимание овладению детьми правильными навыками дыхания. С этой целью применяются дыхательные упражнения, а также упражнения для выработки умения согласовывать дыхание с различными движениями руками, наклонами и поворотами туловища при ходьбе и т. п.

С целью стимулирования познавательных процессов следует побуждать учащихся анализировать и сравнивать движения, точно регулировать их по направлению, быстроте, усилию, сочетать выполнение простых движений по показу и словесному объяснению. Осознанное выполнение упражнений способствует формированию у детей умения планировать движения, осуществлять анализ и коррекцию их выполнения, давать конечную оценку двигательного действия.

Эффективность ЛФК во многом зависит от интереса учащихся к этим занятиям. Интерес обеспечивается посильностью, привлекательностью и разнообразием упражнений, правильной индивидуальной дозировкой физической нагрузки. Необходимо своевременно и тактично оказывать помощь учащимся, вселяя в них уверенность в собственные силы и возможности, обеспечивать положительное эмоциональное состояние детей на занятиях, проявление ими волевых, умственных и физических усилий. Положительный эмоциональный климат на уроках способствует формированию доброжелательных отношений между учащимися, атмосферы взаимопомощи, моральной поддержки. Особого внимания в этом вопросе требуют дети, отличающиеся повышенной возбудимостью, и дети с психопатоподобными проявлениями.

Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам в процессе занятий ЛФК. Учет индивидуальных особенностей физического развития и моторики, а также уровня интеллектуального развития детей позволяет более целенаправленно и эффективно корригировать имеющиеся у них недостатки. В одной и той же группе часто оказываются дети, которым требуются разные физические упражнения. В таких случаях внутри группы следует формировать микрогруппы или подгруппы детей с аналогичными нарушениями.

Индивидуальный и дифференцированный подход должен осуществляться с учетом состояния здоровья детей. Так, например, дети, имеющие соматические отклонения, должны быть ограничены по сравнению с остальными детьми в длительности выполнения упражнения. Такому ребенку лучше выполнять упражнения небольшими, но частыми, дробными дозами.

Специалист, ведущий занятия по ЛФК, должен постоянно обращаться к индивидуальным картам медицинского освидетельствования детей и на основе их данных планировать объем и интенсивность упражнений для каждого ребенка.

При реализации индивидуального и дифференцированного подхода следует помнить, что коррекция имеющихся у детей грубых нарушений физического развития и моторики должна сочетаться с общим всесторонним физическим развитием, иначе узконаправленное воздействие физических упражнений на нарушенные функции не принесет желаемых результатов.

Необходимо также выявить сохранные двигательные возможности данного ученика, с учетом которых и проводить коррекционную работу.

 

К примеру, у ребенка являются сохранными такие качества, как подвижность в суставах, сила, быстрота, но у него имеются нарушения осанки. В этом случае следует применять упражнения на силу, быстроту, подвижность в суставах, но с направленностью на преодоление нарушений в осанке (быстрый бег на коротких дистанциях с сохранением правильной осанки; упражнения на развитие силы мышц спины, живота, ног, плечевого пояса с сохранением правильной осанки). Выполнение упражнений на коррекцию нарушений осанки следует чередовать с упражнениями, направленными на общее физическое развитие, формирование движений и развитие тонкой моторики.

 

Педагогический контроль за коррекцией нарушений. Критериями коррекционной работы по преодолению недостатков двигательной сферы ребенка являются уровень его физического развития, двигательных способностей, а также степень восстановления нарушенных функций. Это определяет необходимость для преподавателя ЛФК овладения методикой систематического контроля за физическим развитием и двигательными возможностями учеников.

С этой целью на каждого ученика заводится карта контроля за его физическим развитием и моторикой. По существу это своеобразный учительский журнал, состоящий из отдельных карт на каждого ребенка. Данные контроля отражаются в карте в течение всего I периода занятий учащегося в группе ЛФК.

В конце каждой четверти в карте фиксируются данные о результативности коррекционной работы, отмечаются и оцениваются продвижения в физическом развитии и моторике. В течение учебного года, но не реже 1 раза в четверть рекомендуется проводить педагогический консилиум с участием классных руководителей, учителей физической культуры и ЛФК, воспитателей, на котором дается оценка динамики в психофизическом развитии ребенка и особое внимание обращается на степень сформированное его движений в учебной и трудовой деятельности. На этом же консилиуме намечаются дальнейшие формы и виды работ по исправлению нарушенных функций. Преподаватель ЛФК должен давать консультации учителям об использовании в учебном процессе определенных коррекционных упражнений, способствующих преодолению двигательных нарушений у учащихся.

Параметры физического развития и двигательных способностей измеряет преподаватель ЛФК. Определенную сложность в этой работе составляет оценка состояния осанки и стопы, которые профессионально может оценить только хирург или врач ЛФК. Поэтому для контроля за динамикой коррекции деформаций тела необходимо приглашать специалистов из врачебно-физкультурного диспансера или других учреждений для получения консультаций; по этим вопросом. Преподаватель же ЛФК в карте отмечает, есть или нет улучшения состояния осанки и стопы.

В приводимой на с. 89 карте дается перечень основных показателей физического развития и двигательных способностей, по которым следует оценивать результативность коррекционной работы.

Сила правой кисти измеряется детским динамометром, рассчитанным на максимальное усилие в 30 кг. Скорость бега определяется на отрезке 30 м с высокого старта.

Метание набивного мяча весом 1 кг производится сидя вперед из-за головы; на дальность. Прыжок в длину с места проводится отталкиванием двумя ногами со взмахом руками. Изолированные движения пальцами рук выполняются попеременно на правой и левой руке с открытыми и закрытыми глазами.

Может быть гак, что ученики 1-го или 2-го класса не смогут выполнить некоторые контрольные упражнения в силу имеющихся у них грубых нарушений в психофизическом развитии, в этом случае в графу данного показателя будет поставлен прочерк.

 

КАРТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.199 (0.017 с.)