ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



Основными формами внеурочной работы по физической культуре с учащимися специальных школ являются: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки на общеобразовательных уроках, подвижные игры на переменах и во второй половине дня, прогулки, спортивные часы, кружковая работа. Каждая форма имеет свою специфику, но все они логически взаимосвязаны решением задач по коррекции двигательных нарушений детей. При этом следует исходить из того, что общий объем активной двигательной деятельности ребенка в течение дня должен составлять не менее 1,5-2 ч.

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) — комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала уроков.

Эта форма занятий физическими упражнениями призвана решать главным образом оздоровительные и воспитательные задачи. Упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой. Коллективное выполнение физических упражнений до уроков дисциплинирует, организует и сплачивает учащихся, повышает их работоспособность.

Учитель физической культуры разрабатывает план проведения утренней гимнастики, в котором 4—6 комплексов упражнений расписаны на год. Занятия могут вести не только учителя физкультуры, воспитатели, но также моторно способные учащиеся 8—10 классов.

Дети, которые не могут выполнять упражнения, от гимнастики освобождаются.

По возможности утреннюю гигиеническую гимнастику нужно проводить на открытом воздухе, под музыкальное сопровождение и раздельно для 1 -4-х и 5 —8-х классов. При температуре ниже + 10°С занятия проводятся в помещении, которое предварительно хорошо проветривают. Учащиеся занимаются в школьной форме (мальчики — расстегнув ворот рубашки, ослабив пояс).

Продолжительность утренней гимнастики 8—10 мин. Она должна состоять из 6—10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения гимнастики, возрасту, подготовленности детей. Выбираются упражнения, уже хорошо знакомые учащимся по урокам физкультуры и имеющие общеразвивающий характер: ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание (из 6—10 упражнений 3 — 4 можно проводить без остановок).

Комплекс УГГ должен начинаться со сравнительно легких и малоинтенсивных упражнений, в середине комплекса эти параметры достигают максимума, а к концу снижаются.

Хотелось бы отметить, что в осеннее и весеннее время можно несколько отойти от этих стандартов: увеличить продолжительность УГГ в 6 —9-х классах до 15 — 20 мин, включить в комплекс спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол), но последние 2 — 3 упражнения обязательно должны выполняться в медленном темпе, иметь успокоительное воздействие на организм.

При выполнении упражнений внимание школьников, особенно учащихся младших классов, следует заострять на правильном дыхании. В некоторые комплексы специально введены командные слова «вдох» и «выдох».

Физкультминутки — небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Особенно важно проведение их с учащимися начальных классов, которые быстро утомляются и теряют возможность сосредотачивать внимание на ходе уроке.

Комплекс упражнений состоит из 3 — 4 простых и хорошо знакомых упражнений (быстрые сжимания-разжимания пальцев рук, разгибание в позвоночнике с потягиванием, наклоны, приседания). Время выполнения 1—3 мин на каждом уроке, после завершения какой-либо его стадии.

Упражнения для физкультминуток рекомендует учитель физкультуры. Комплекс упражнений обновляется постепенно: заменяется по одному упражнению в неделю.

При дифференциации учащихся следует учитывать тяжесть дефекта и сопутствующие ему заболевания. Для детей с тяжелыми нарушениями надо подобрать 1 —2 простых упражнения, которые они могут выполнять на протяжении всей физкультминутки. Для возбудимых детей подбирают упражнения, способствующие уменьшению их возбудимости, а для заторможенных, наоборот, включают упражнения, способствующие некоторому повышению возбудимости.

Физкультминутки на уроках трудового обучения имеют свою специфику.

Один из основополагающих принципов: если производственная деятельность сложна — упражнения должны быть простыми; при относительно простых рабочих движениях, повторяемости одних и тех же двигательных циклов в комплекс следует включать сложные и разнообразные упражнения.

Чтобы подбирать упражнения, оптимально соответствующие характеру трудовой деятельности, необходимо классифицировать ее виды по таким признакам: 1) рабочая поза и рабочие движения; 2) величина физической нагрузки; 3) темп работы; 4) монотонность труда; 5) степень напряжения анализаторов и внимания; 6) степень и характер умственного и нервно-эмоционального напряжения.

Рабочая поза — обусловленное производственной операцией, рабочим местом и двигательными возможностями человека положение туловища, ног, рук, головы.

Величина физической нагрузки — количество механической работы, выполненной за единицу времени.

Темп работы — частота повторений одинаковых движений или их циклов. Темп определяется длительностью пауз между производственными операциями. Чем они короче, тем выше темп. Частота движений до 25 % от максимальной величины — это умеренный темп, от 25 до 50% — средний, от 50 до 75% — быстрый, выше 75% — очень быстрый.

Монотонность труда — выполнение однообразных операций при постоянном ритме. Работа ограниченной группы мышц и нервных центров ведет к быстрому функциональному истощению клеток коры головного мозга и развитию в них охранительного торможения.

Чем выше степень напряжения анализаторов и внимания, тем интенсивнее расходуется нервная энергия, быстрее падает работоспособность.

Чем выше степень и характер умственного и нервно-эмоционального напряжения, тем выше нагрузка на психические функции (восприятие, память, внимание и т.д.).

 

Так, например, у обувщиков и картонажников рабочие действия просты, при этом каждое непродолжительно. Производственные операции выполняются стоя или сидя. Наиболее характерные движения — ограниченные и частые движения лучезапястного сустава, повороты предплечья вокруг своей оси, сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Такие движения требуют сложной координации, точной оценки расстояния, времени и усилий в стереотипно меняющихся условиях. Физическая нагрузка незначительна и в основном приходится на верхние конечности. Нижние конечности и туловище в движениях ограничены.

 

Легкий физический труд с наличием мелких движений руками и пальцами при статической позе туловища связан с постоянным напряжением внимания и зрения и быстро утомляет работающего. При выполнении мелких однообразных операций в нервных центрах головного мозга довольно быстро развивается процесс торможения, следствием которого является снижение внимания, остроты зрения, скорости и точности движений. Утомляются мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей, возникают застойные явления, снижается работоспособность, что, естественно, отражается и на качестве выполняемой работы. При этом деятельность сердечно-сосудистой системы организма находится на уровне 120— 140 ударов пульса в минуту, т.е. соответствует средней и ниже средней напряженности работы организма.

Физкультминутки, направленные на снятие утомления определенных мышц, должны содержать упражнения на расслабление, растягивание, этих мышц. Так снимается напряженность, оптимизируется самомассаж, кровоснабжение, нормализуется мышечный тонус.

Поэтому в физкультминутки на уроках швейного дела целесообразно включать динамические дыхательные упражнения; упражнения, направленные на формирование правильной осанки, нормализацию кровообращения и устранение застойных явлений в конечностях и крестцово-поясничной части, а также специальные упражнения для совершенствования зрительного восприятия. Не рекомендуются упражнения силовые и статического характера.

Объективным критерием эффективности физкультминуток являются изменение частоты сердечных сокращений после выполнения упражнений, соответствие этой динамики характеру трудовой деятельности на уроке.

Так, специальные исследования показали, что на уроках швейного дела можно рекомендовать комплексы упражнений, повышающих частоту сердечных сокращений на 20—30 ударов в минуту. После таких физкультминуток учащиеся быстрее и лучше выполняли трудовые операции.

Для динамики работоспособности на уроках труда характерны: быстрое вхождение в работу; непродолжительный период высокой работоспособности; утомление, наступающее спустя 20 — 40 мин после начала работы.

Учитывая, что функциональная задействованность организма находится уже на достаточно высоком уровне, ученикам не нужно предлагать какие-либо разминочные упражнения — следует начинать физкультминутку сразу с движений, направленных на решение конкретных задач.

Регулярное выполнение физических упражнений поможет поддержать устойчивую работоспособность и хороший трудовой настрой.

Комплексы упражнений физкультминуток составляет учитель физкультуры и разучивает их с детьми в подготовительной или заключительной части урока. Затем с этими комплексами знакомится учитель труда. По нашим наблюдениям один комплекс физкультминутки разучивают обычно в течение одного-двух уроков физкультуры без специальных затрат времени на них, поскольку эти же упражнения можно использовать в подготовительной и заключительной частях урока для различных целей. Разучивание проходит сначала в медленном, затем в более быстром темпе.

В старших классах (8 —9-х) физкультминутку может проводить учащийся с хорошей двигательной подготовленностью (под контролем учителя).

Соблюдение гигиенических условий и техники безопасности должно стать неотъемлемым условием проведения физкультминуток.

Важно верно определить расположение учителя и учащихся при выполнении упражнений. Желательно, чтобы от столов, стульев, станков, машин учащихся отделяло такое расстояние, которое не мешало бы делать наклоны, приседания, вращения туловищем, выполнять махи ногами. Если же этого сделать нельзя, следует подбирать другие упражнения.

Учитель должен видеть всех учащихся, быть в состоянии контролировать их, поддерживать. Особого внимания требуют ученики с серьезными отклонениями в психофизическом развитии. Они пытаются выполнить упражнения, но движения получаются беспорядочными, незаконченными. Однако учитель должен поощрять их стремления.

Необходимо обеспечить приток свежего воздуха в помещение. В конце физкультминутки проводится гипервентиляция легких посредством нескольких (5 — 6) глубоких вдохов и выдохов (вдох через нос, выдох через рот).

Комплексы упражнений для УГГ и физкультминуток составили Приложение II.

Физкультпауза представляет собой обычно подвижную или спортивную игру, которую проводят на большой перемене или во время спортчаса, в течение 10 — 20 мин — в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся.

В первой и четвертой учебных четвертях нетрудно организовать физкультпаузы на открытом воздухе. В зимнее время возникают определенные трудности, однако по возможности детей нужно выводить на улицу, организовывать катание на санках, игры.

Физкультпаузы рекомендуют и проводят учителя физкультуры, воспитатели, классные руководители.

Внеурочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук. Ребенок с плохой координацией движений рук с трудом овладевает навыками письма, рисования, другими действиями.

Степень развития ловкости движений рук у детей 7—9 лет можно определить по такому тесту. Бросается мяч диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если за 30 с ребенок бросил мяч больше

20 раз — координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз — удовлетворительная, меньше 15 раз — плохая.

Совершенствовать координацию движений рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. Очень полезны игры и упражнения с мячом.

Научите ребенка перекладывать, а затем и перебрасывать мяч из руки в руку; подбрасывать мяч на разную высоту и ловить его одной и двумя руками; ловить мяч после дополнительных движений (хлопка в ладоши перед собой, за собой, поворота на 360 градусов, приседания).

Эффективность занятий можно проверять с помощью очень простых контрольных заданий:

1) ударять мячом о пол и ловить его после отскока — сначала снизу, затем сверху;

2) ударять мячом о пол, стоя на месте, передвигаясь в разных направлениях; ловить поочередно каждой рукой отдельно, потом обеими руками;

3) бросать мяч о стенку с расстояния 1,5 — 2 м и ловить его двумя руками, затем одной;

4) метать в цель, расположенную на высоте 1; 1,5; 2 м, мячи разного диаметра попеременно то правой, то левой рукой.

По мере совершенствования ребенок легче справляется с этими контрольными упражнениями, может увеличивать темп их выполнения, а также число повторений каждого упражнения.

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук с другими предметами и без предметов:

Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски.

Переставление палочек в доске с отверстиями.

Написание букв по трафарету.

Сжимание-разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно, поочередно.

Сжимание мелких резиновых мячей разными пальцами — большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Круговые движения кистями.

Отведение-приведение пальцев.

Сжимание старательной резинки разными пальцами.

Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев поочередно. То же самое, другими пальцами. Вариация темпа и силы надавливания.

Руки в замок — круговые движения влево-вправо, вперед- назад.

Постукивание пальцами рук по столу попеременно с большого до мизинца и в обратном направлении.

Пальцы — в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

Исходная позиция: сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах.

Сжимание - разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу.

Перекатывание в пальцах карандаша.

Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

Держать 3 — 4 теннисных шарика, вращать при этом кисти рук.

 

Вопросы и задания

1. Каковы отличия УГТ физкультминуток и физкультпауз?

2. Какие физические упражнения способствуют формированию навыков письма?

 

Глава 6

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.117 (0.01 с.)