Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны



В XVII] веке среди простого народа бытовали излюб­ленные физические упражнения, к которым в первую оче­редь можно отнести борьбу и кулачный бой.

Борьба и кулачный бой проводились в праздничные дни, когда на соревнования приходило много зрителей. Были выработаны неписаные правила соревнований, кото­рых неуклонно придерживались противники.

Имена кулачных бойцов были широко известны в горо­де и в деревне. В России славились не только Петербургские и московские бойцы, но и казанские, калужские и тульские. В Москве был известен своей недюжинной силой Семен Трещала. В Петербурге лучшим кулачным бойцом долгое время был целовальник Гордей. Не менее известным был тульский оружейник Алеша Родимый.

Среди молодежи были популярны такие игры, как го­родки, свайка, игры в мячик (ножик, мушка, чушка). Все эти игры на ловкость, силу и скорость были древнейшего происхождения и полностью сохранили свою самобытность в XVIII веке.

Сохранились в XVIII в. также и другие виды народных развлечений: качели, катание с гор и на коньках.

Вот как описывает А. Ровинский (1881) народные уве­селения: «Одним из главных увеселений на масленице бы­ли борьба и кулачные бои... Борьба была разная - простая... и охотничья.... Практиковался и особый способ борьбы, так называемый московский, при котором борец, покосив про­тивника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ногой его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног-на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: «Матушка, Москва, бьет родимая с носка».

Впрочем, борьба один на один не давала народу на­стоящего простора и потому далеко не была в таком ходу, как бой на кулачках, который представлял возможность принимать участие не только взрослым, но и малолеткам... Присутствующие разделялись на двое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали в небольших боях - мальчики, в больших заправских боях - заводные, один на один» потом шли все остальные, стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить про­тивная сторона. Сцеплялка - свалка, в которой бой обра­щался в беспорядочную свалку и бесцельное тузение, не причислялась к охотничьим боям, а представляла переход ц простой обиходной драке».

Физическое воспитание в быту дворянства

В этот период в физическом воспитании привилегиро­ванных сословий, в отличие от народных его форм, про» изошли значительные изменения.

Первое, что следует отметить, - широкое применение физического воспитания в форме военизированных игр в потешных войсках Петра I. Ни до Петра I, ни после него, вплоть до появления в России перед Первой мировой вой­ной скаутского движения, мы не знаем ничего подобного этому в истории физической культуры. Широко задуман­ный, а затем и осуществленный проект военной и физиче­ской подготовки юношества, состоящий из увлекательных потех на суше и на воде, с постепенным охватом значи­тельного числа дворянской молодежи и детей «иных чи­нов» - таков был путь развития физического воспитания в потешных войсках, положивших начало регулярной армии Петра I.

После смерти Петра I придворное дворянство стало культивировать модные в Западной Европе «светские» фи­зические упражнения. На первом плане была охота и стрельба. Во дворцах устраивались тиры, где проводилась стрельба, обязательная для всех придворных.

Культивирование верховой езды, являвшейся излюб­ленным видом спорта среди знатных дам, носило характер подражания Западной Европе. Специальные берейторы обучали главным образом красивой посадке. Придворное дворянство не только могло широко пользоваться ино­странной литературой, но получило руководство на рус­ском языке, изданное в 1795 г. Байером, под названием «Школа верховой езды для охотников, желающих обучать­ся и т.д.»

В 60-х годах XVIII в. придворная знать стала увлекаться «каруселью» ~ конной военной игрой, заимствованной опять же на Западе и считавшейся «рыцарским упражнени­ем». Лучшими ездоками считались братья Орловы - Григо­рий и Алексей.

1 азвитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания

Педагогические идеи в России после Петра I тесно свя­заны с возвышением дворянского класса и его стремлением не только к приобретению материальных благ, но и к полу­чению образования. Дворянство стремилось получить соот­ветствующее его значению, как привилегированного клас­са, воспитание. Поскольку русская педагогика того времени находилась еще в зачаточном состоянии и не соответство­вала тем требованиям, которые предъявляло русское дво­рянство, приходилось опять обращаться к накопленным веками педагогическим идеям Запада. Теория физического воспитания стояла далеко не на втором плане. Это понимал уже младший современник Петра I, Василий Никитич Та­тищев (1686 - 1750), пытавшийся обосновать в своем «Раз­говоре о пользе наук и училищ» (1733) значение его для дворянского класса. Татищев был одним из образованней­ших людей своего времени. Он был хорошо знаком с за­падноевропейской философией и политической литерату­рой. Татищев понимал, интересы своего класса и знал, что именно внешний лоск, «щегольские науки» дадут русскому дворянству полное равноправие с западноевропейским дво­рянством. Характерно также, что Татищев в своей класси­фикации наук (полезные, нужные, вредительские, щеголь­ские, любопытные) - фехтование и верховую езду, стрельбу из пистолета относил к «нужные наукам». Изучение эта наук, по мысли Татищева, дворянину нужно не только для обороны отечества, но и «для отвращения общего •реда», т.е. для защиты своих классовых интересов.

При Екатерине И вопросы физического воспитания ста-ли ставиться совершенно по-новому и серьезнее, на прак­тике этим занимался Иван Иванович Бецкой (1704 - 1795). Прекрасный знаток французской просветительной филосо­фии, Бецкой занимал посты президента Академии худо­жеств и директора сухопутного шляхетского корпуса. Именно в этих учебных заведениях, а также в московском коммерческом училище, в воспитательном обществе для благородных девиц и воспитательных домах стал прово­дить Бецкой новые идеи физического воспитания. Им были написаны уставы для этих заведений, составившие два об­ширных тома «Учреждений и уставов, касающихся до вос­питания и обучения в России юношества обоего пола» (1774 г.). Кроме того, Бецкой составил «Краткое наставле­ние, выбранное из лучших авторов с некоторыми физиче­скими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», в котором впервые на русском языке под­робно и систематически излагались правила физического воспитания.

Основное, к чему стремился Бецкой, - это к созданию новой «породы» людей путем воспитания, т.е. «новых от­цов и матерей, кои бы детям своим те же прямые и основа­тельные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них де передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие века». По* этому основной задачей является изолирование детей от «звероподобных и неистовых в словах и поступках» людей м создании воспитательных домов и училиш, в которых должна проводиться новая система воспитания. Для него было важно, чтобы дети были крепкого сложения, которое достигается закаливанием и суровым физическим воспита­ние уже с младенческих лет. «Для порядочного воспитания и обучения» Бецкой определил пять возрастов, причем для каждого полагались определенные физические упражнения.

Основное для физического развития - это движения, и чем они разнообразнее, тем здоровее ребенок. Вот почему Бец­кой придает большое значение подвижным играм на откры­том воздухе. Он решительно высказывается против тех игр, в которых нет или мало движения, а рекомендовал: чистый воздух, увеселение забавами, играми.

Стремясь к тому, чтобы ребенок получил «крепкое сло­жение», Бецкой не заботился о том, чтобы обеспечить это на практике.

Таким образом, с одной стороны, сказалась малолодго-товленность я необоснованность применения западноевро­пейской теории физического воспитания в условиях рус­ской действительности, вследствие чего реформы Бешсого| потерпели неудачу; с другой стороны, классовый характер

ОЧНО|

яркое подтверждение в системе организации воспитатель­ных домов, так как дворянство было равнодушно к интере-; сам малоимущих классов населения.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) призна­вал, что особое значение для сохранения здоровья и физи-1 ческого развития имеет движение. Он планировал поднять вопрос о государственных мероприятиях по развитию фи­зического воспитания в России, а одну из статей собирался Г назвать «Олимпийские игры».

Возможно, под влиянием идей М.И. Ломоносова Екате­рина II учредила в 1766 г. «Петербургские олимпийские игры» - праздник, в программе которого, помимо аттрак­ционов и разнообразных развлечений, были состязания всадников, борцов и кулачных бойцов. Победителям вруча­ли золотые медали с подписью «С Алфеевых на Невские берега». Образец такой медали хранится среди экспонатов Эрмитажа.

Академик АЛ. Протасов в 1765 г. выступил с доклада­ми о «Физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья», где утверждал, что Физические упражнения являются средством сохранения здоровья укрепления организма, закаливания.

Решительно выступал против дворянской системы вос­питания того времени великий русский просветитель и фи. Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802). Он считал что она рассчитана на подготовку «высокомерных шеголе'й», а главным, по его мнению, должно быть воспи­тание «истинных сынов отечества, активных борцов за сча­стье народа». Этой цели должно подчиняться и физическое воспитание, которому А.Н. Радищев отводил важную роль. Лучшими средствами физического воспитания он считал закаливание, естественные упражнения, широко применяе­мые в народном быту, физический труд. В своем знамени­том произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев пишет: «Прежде всего, необходимо закалять фи­зическими упражнениями свое тело. Не надо огорчаться если юноша не получил «светского» воспитания, но «вспомните, что вы бегаете быстро, что плаваете не утом­ляясь, что подымаете тяжести без натуги, что умеете водить соху, вскопать гряду, владеете косою и топором, стругом и долотом, умеете ездить верхом, стрелять». То есть все ука­занные автором навыки он считает гораздо более полезны­ми, чем «светское» воспитание. На страницах повести отве­дено место рекомендациям и по физическому воспитанию девушек.

Взгляды А.Н. Радищева на физическое воспитание вы­текали из его философского понимания человека как суще­ства социального. Поэтому он считал, что оно должно но­сить общественный характер и одним из первых в России провозглашал идею государственной организации системы воспитания для детей всех сословий, а не только дворян.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 - 1848), Алек­сандр Иванович Герцен (1812 - 1870) критиковали офици­альную педагогику, считали, что в содержание воспитания

в равной степени должны входить умственное, нравствен­ное, эстетическое и физическое развитие.

 

ученые Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов.

В работах русского хирурга-анатома Николая Иванови­ча Пирогова (1810 - 1881) была обоснована идея о зависи­мости строения органов тела от их функций. Это позволило выяснить влияние повторных физических упражнений на развитие и изменение форм тела, развитие мышечной мас­сы. На этой основе разрабатываются принципы функцио­нальной анатомии. Им был впервые в России издан анато­мический атлас.

Русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 -1905) показал наличие прочной связи между деятельностью центральной нервной системы и мышечными движениями. Труды Сеченова заложили основы изучения физиологии физических упражнений, проблем утомления и активного отдыха при мышечной деятельности человека.

Научные положения Сеченова получили развитие в тру­дах русского физиолога И.П. Павлова (1849 - 1936). Его учение о высшей нервной деятельности, единстве физиче­ского и психического, об образовании условных рефлексов имело значение для изучения роли физических упражнений в формировании двигательных навыков и умений для тру­довой и спортивной деятельности. Учение Павлова о типах нервной деятельности помогли в развитии теории и мето­дики физического воспитания, врачебного контроля за за­нимающимися физическими упражнениями.

Врач-гигиенист Егор Арсеньевич Покровский (1834 -1895) оставил большое литературное наследие по теории и методике физического воспитания детей. Этой теме По­кровский посвятил более 70 работ. Наиболее значимый труд - «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России», По мнению автора, «физичес-кие Упражнения способствуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и обра­зованию ума». К основным средствам физического воспи­тания Покровский относил народные игры, ходьбу, бег, борьбу. Ценил проведение соревнований по плаванию, гребле, верховой езде, лыжам, конькам и играм, но при со­блюдении правил гигиены и медицинском контроле. Отри­цательно относился к упражнениям на снарядах.

 

Физическое воспитание в учебных заведениях (конец 19 – нач. 20 века)

В ходе школьной реформы 60 - 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимнази­ях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.

В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в во­енные гимназии, в них был расширена программа изучае­мых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гим-

назии отличались хорошей постановкой физического вос­питания.

В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнитель­ным средством военной муштры и издевательства над каде­тами.

С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.

В 1873 г. было издано руководство по гимнастике для сельских школ.

В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа пре­подавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусмат- ривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.

В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли за­интересованности в улучшении постановки физического 1 воспитания.

Лишь общественные деятели и отдельные педагоги : стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физи- ческим воспитанием детей. Они во внеучебное время орга­низовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми тяжелейшими ус­ловиями, в которых жила основная масса детей в России.

В начале XX в. наблюдается подъем физического вос­питания и спорта в учебных заведениях.

В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности кото­рого входило наблюдение за физическим состоянием и здо­ровьем детей.

В 1908 г. по инициативе военного министра и с участи­ем Николая II в начальных школах вводится обучение во­енному строю и гимнастике. Преподавателями были унте»-офицеры, солдаты, урядники.

В эпох период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (19)0 - 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных», К 1914 г. эти отряды перестали существовать.

В средних учебных заведениях ~ частных гимназиях. реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах -учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педаго­гами. На них отводилось 2-3 часа в неделю .

В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала про­грамму, с учетом занятий спортом и ручным трудом.

В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учи­телей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу Сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпуск­ники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.21.182 (0.008 с.)