СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР



22 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об обязательном

обучении военному искусству», согласно которому

было учреждено Главное управление всеобщего военного

обучения и формирование резервных частей Красной Л ар-

мим (всевобуч). В его составе был организован отдел фи-

культурного развития и спорта* ведавший физической под.

готовкой в частях Краской Армии, на пунктах допризывной

подготовки, а также срели гражданского населенна.

Военное обучение проходили граждане от 16 до 40 лет Оно включало в себя и физическую подготовку - замятия гимнастикой м различными видами спорта. Военное обуче­ние строилось по 96-часовой программе

Но для того, чтобы осуществлять физическую подго-шику по программе всевобуча, нужны были специалисты В связи с этим в Москве в 1918 г. было создано высшее специальное физкультурное заведение, а в 1919 г, на бале бывших курсов П.Ф. Лесгафга открылся Государственный институт физического образования.

В 1919 гн руководствуясь программой по военному де­ду, было разработано содержание занятий физкультурой с детьми и юношеством. Эти материалы служили основой для составления губернскими отделам и народного образо­вания примерных программ.

Программы разрабатывались учителями, инслеггорами и инструкторами физкультуры и утверждались губернски­ми научио-мсгодическнми советами. Программы значи-

тельно отличились по содержанию. Например, в основ! программы, разработанной Иркутским Г^бОНО (губерн ский отдел народного образованна), была положена соколь скал система о сохранением се терминологии. Ааторм про­граммы не отказывались от исторического наследил а об ласти теории и практики физического воспитания, макси мально используа асе лучшее, полезное, что было накопле­но ранее. Материалами при составлении программы служи-ли «Теория и практика, курс физического воспитания (Ж. Дсменн, Ж. Филипп), «Физическое воспитание» (В.В. Го* риневский).

В апреле 1929 г. состоядса первый Всероссийский съезд* по физической культуре, спорту и допризывной полипов! кс, который выработал программу разни гид советского фи! шческого воспитанна и спортивного движения на военный] период. |

Охваченная кольцом интервенции Советская Россия не подучила приглашения на Олимпийские игры, проходиьЧ шие в 1920 г. в Антверпене. И было решено провести в стране областные соревнование иод названием «Среднази-атская», «Сибирская», «Кавказская» олимпиады. Но из-за необходимости сосредоточить силы против Колчака прове дение в Москве финалов не состоялось,

В середине 20-х гг. вместе с созданием ликбезов развер нулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности" которое сопровождалось вовлечением широких масс насс лення в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной роли занятий физическими упражнения ми.

27 июня 1923 г. был образовал центральный орган управлении - Высший Совет физической культуры (ВСФК) который учредил свои отделы в республиках* губерниях и городах, решал задачи, сказанные с физической культу рой.

Физическое воспитание В начальной, средней и высшей школах.

1923/24 учебные Высший Совет физкультуры ввел на изкультуры в годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры.

Такая же Но этот процесс шел очень медленно. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. сь

Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями,

нехваткой гимнастических залов и специалистов ,основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры.

В связи с этим возникло много всевозможных направ­лений в вопросах определения содержания и методов со­циалистической физической культуры.

Выступавшие под знаком центризма детского физиче­ского воспитания видели развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.

Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике, они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей в практи­ке школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием. Гигиеническое направление и его преемники исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни про­шлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую уста­лость, и поэтому дальнейшую нагрузку, связанную с гим­настической и спортивной деятельностью, они считали только подрывом здоровья.

Специальную форму пути развития физкультуры представлял Комитет художественного физического воспита­ния. По представлению Комитета, действительное ф-ское воспитание должно основываться на художествен! переживании в процессе работы. В предлагаемых фор] были отброшены буржуазные системы упражнений и вме­сто них введены стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.). Основным со­держанием физической культуры должны стать - гимна­стика, спорт, подвижные игры.

В 1927 г. была выпущена программа по физической культуре, ставшая исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации, также ею предусматривалось проведение в начальной школе уроков физической культуры три раза в неделю. Схема урока состояла из 6 серий (как в уроке у Ж. Демени) для начальной школы и 8 серий для средней: 1) порядковые упражнения; 2) подготовительные упражнения; 3) метание; 4) сопротивления; 5) прыжки; 6) специальные упражнения профилактического и корригирующего харак­тера для отдельных групп мышц; 7) ходьба; 8) заключи­тельная часть.

Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала кон­кретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиеничес­ких навыков - с изучением явлений окружающей среды (производство, рынок, пекарня). Это сокращало время на физические упражнения.

В 1927 - 1928 гг. физическое воспитание было включе­но в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях России, а с 1930 г, оно стало обязательным предметом во всех вузах СССР. Для осуществления работы в данном направлении в вУзах были созданы кафедры физ воспитания, приглашены специалисты спорта, Студенты занимались лыжным спортом, стрелковым спортом, гимнастикой, баскетоолим лом. Серьезным препятствием ДЛ* осуществления физиче­ского воспитания студентов являлось отсутствие матери­альной базы, спортивных сооружений и инвентаря.

В конце 30-х гг. физическое воспитание и спорт все прочнее занимали свое место в системе учебно-воспита­тельной работы средних и высших учебных заведений.

В 1939 г. были внесены изменения в школьные про­граммы физического воспитания. Введена была начальная и допризывная военная подготовка школьников, которой предусматривались строевая подготовка, стрельба, правила противовоздушной обороны и противохимической защиты. В новых программах отводилось место внеклассным и внешкольным формам занятий гимнастикой, спортом и иг­рами.

В стране регулярно проводились соревнования на пер­венство школ, районов, городов, областей, республик и Со­ветского Союза.

Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе комплекса БГГО и ГГО, а также Единой Всесоюзной классификации.

Спортивно-массовая работа с населением

Развернувшееся физкультурное движение в стране тре­бовало значительного улучшения материально-технической базы. Несмотря на большие финансовые затруднения, в стране началось строительство крупных спортивных со­оружений. В ноябре 1927 г. в Ленинграде открылся первый в стране зимний плавательный бассейн, в 1928 г. вступил в строй московский стадион «Динамо».

Первая Всероссийская спартакиада была проведена в августе 1928 г. На Красной площади прошло торжествен­ное ее открытие. В течение года в городах, селах, областях и республиках проводились отборочные соревнования по легкой атлетике, футболу, плаванию, велоспорту, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, гребле и другим видам спорта. В финальной части соревнований приняли участие 7225 человек, из них 960 девушек, 612 участников - из капита­листических стран (Чехословакии, Германии, Англии, Фран­ции, Норвегии, Финляндии, Аргентины, Уругвая), которые состязались в 21 виде спорта (проходившие в эти же дни XI Олимпийские игры в Амстердаме включали в програм­му 17 видов). В течение двух недель шли соревнования по легкой атлетике, футболу, плаванию, велосипедному спор­ту, баскетболу, волейболу, ручному мячу, теннису, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, городкам, народной гребле, фехтованию, национальным танцам.

В Москве построили два стадиона «Динамо» и «Юных пионеров». В ходе спартакиады было установлено 80 новых всесоюзных рекорда. Но главное заключалось не в рекор­дах, а в самой идее спартакиады - привлечь к спорту как можно больше юношей и девушек, вызвать подъем физ­культурного движения, выявить талантливых спортсменов, дать толчок развитию спорта в национальных республиках.

Героем спартакиады стал молодой ленинградский пло­вец Александр Шумин, Он участвовал в девяти заплывах и в восьми из них победил с рекордными результатами. В последующие годы Шумин 120 раз устанавливал рекорды страны на различных дистанциях. Он был одним из органи­заторов первой в стране детско-юношеской спортивной школы плавания. В 1934 г. ему в числе первых было при­своено звание «Заслуженный мастер спорта».

В числе призеров гребной регаты был заслуженный мастер спорта П. Дементьев.

В результате I место заняла команда РСФСР 2 Ук-раины, 3 - Белоруссии, IV - Узбекистана, V - Закавказья, VI - Туркменистана.

Спартакиада вскрыла ряд недостатков в организации физкультурной работы: 1) несмотря на рост массовости, уровень спортивного мастерства основной массы участни­ков был невысок; 2) передовой опыт Москвы и Ленинграда распространялся слабо; 3) по-прежнему ощущался недоста­ток учебно-методической литературы, спортивных соору. жений и инвентаря, квалифицированных преподавателей и тренеров.

Важным вкладом в создание советской системы физиче­ского воспитания явился комплекс ГТО (готов к труду и обороне), введенный в 1931 г., который помог устранить разнобой в средствах и методах физкультурной работы.

Нормы ГТО, учитывающие возрастные и половые осо­бенности человека, были пригодны для школьного и вне­школьного физического воспитания молодежи. Система ГТО требовала относительно малого количества специали­стов и играла большую роль в вовлечении общественных организаций в спортивную жизнь. Стержень норм ГТО со­ставляла гимнастика, легкая атлетика, игры, борьба и на­циональные виды спорта.

С 1931 г. была введена сдача норм ГТО I ступени, в ко­торую входили нормативы по бегу, прыжкам и метаниям подтягиванию (для мужчин), лазанию по канату (для жен­щин), плавание, езда на велосипеде, лыжные переходы гребля, передвижение в противогазе. А также в этот ком­плекс входило знакомство с оказанием первой медицинской помощи, с основами самоконтроля.

С января 1933 г. введена сдача норм ГТО II ступени в которую входило 22 нормы и 3 требования, а также военно-прикладные виды: прыжки на лыжах, прыжки в воду, фех­тование на штыках, преодоление полосы препятствий и др.

В 1934 г. введен комплекс БГТО (будь готов к труду и обороне), который носил прикладной, оздоровительный характер. Установление этого комплекса завершило оформ­ление всей системы комплекса ГТО, в котором нашли от­ражение основные принципы советской системы физиче­ского воспитания - прикладность, всесторонность и оздо­ровительная направленность. Благодаря комплексу ГТО советские люди приобщались к систематическим занятиям физической культурой. Со сдачи норм ГТО начали свой путь многие известные спортсмены. Только за 1933 -1937 гг. нормы ГТО I ступени сдавали 4 млн. 458 тыс. че­ловек, II ступени - 35 тыс., БГТО - 759,5 тыс. человек.

Идеи и принципы ГТО получили свое дальнейшее раз­витие в Единой спортивной классификации (ЕВСК), соз­данной в 1935 - 1937 гг. Это повлекло за собой введение разрядных норм, спортивных званий. Классификация дала возможность установить единые принципы определения спортивной подготовки на всей территории СССР.

В Конституции 1936 г. было закреплено право трудя­щихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. В течение 1935я! 1936 гг. в СССР создается система ДСО.

21 июня 1936 г. начинает функционировать Всесоюзный Комитет по делам физкультуры и спорта при Совете На­родных Комиссаров, который работал вплоть до 1958 г.

В 1937 - 1940 гт. физкультурное движение развивалось во всех союзных республиках. В стране проводилось боль­шое количество соревнований и спортивных праздников. Смотром достижений физкультурной работы в стране стали Всесоюзные дни физкультурника, проводившиеся в 1939 и 1940 годах. В стране было построено 378 стадионов, около 70 тыс. спортивных площадок, 6 тыс. спортивных залов и других сооружений.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.008 с.)