ТОП 10:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ



С первых дней Великой Отечественной войны физкуль­турное движение стало перестраиваться на военный лад.

Задачи,вставшие перед физкультурными организациями в годы войны, формулировались так: 1) подготовить резер-

Красной Армии; 2) проводить массовую военно-физи-ческукю подготовку населения; 3) готовить кадры специали­стов по лечебной физической культуре для работы в госпи­талях.

Физкультурные организации включились в проведение

военно-физической подготовки населения, предоставив для этого кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование. Для ведения занятий на военно-учебные пункты направлялись преподаватели и тренеры, инструкто­ры физической культуры, студенты физкультурных учеб­ных заведений.

В сентябре 1941 г. было введено всеобщее военное обу- ^ чение трудящихся. Физкультурные организации совместно | , с Осоавиахимом и Красным Крестом помогали органам Всеобуча готовить воинов прикладных специальностей.

Составной частью военно-физической подготовки насе- X ления стали массовые лыжные и легкоатлетические кроссы, военизированные походы, марш-броски, сдача норм на зна­чок ПО. В целях приближения комплекса ГТО к требова­ниям военного времени в 1942 г. в него были внесены неко- * торые дополнения: изучение материальной части винтовки, 2 знание топографии, оказание санитарной помощи и др. В ' годы войны физкультурные организации много сделали по внедрению лечебной физической культуры в госпиталях.

Преподаватели и студенты ИФК им. П.Ф. Лесгафта только за вторую половину 1941 г. подготовили по военно-прикладным видам 140 тыс. человек. В эти годы коллектив Государственного центрального института физкультуры дал Красной Армии и народному ополчению свыше 340 тыс. обученных военно-прикладным специальностям бойцов.

Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны

С первых дней войны на фронт добровольно ушли мно­гие спортсмены ДСО профсоюзов, «Динамо», «Спартака», НДКА, студенты, учащиеся средних учебных заведений физкультурного профиля.

В рядах защитников Родины были лучшие представите­ли советского спорта, они становились мастерами разведки и саперного дела, рукопашных схваток и снайперской стрельбы, меткими артиллеристами и пулеметчиками.

Неоднократный чемпион страны по боксу Николай Ко­ролев сражался в партизанском отряде Героя Советского Союза Д.Н. Медведева, будучи его адъютантом. Он дважды выносил с поля боя раненого командира.

Многие выдающиеся спортсмены служили в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН), Воины выполняли особые задания командования. В одном из отрядов ОМСБОНа находился студент ГЦОЛИФК Борис Галушкин. Он смело ходил в разведку, умело брал «языка» пускал под откос вражеские воинские эшелоны, взрывал мосты. В начале ноября 1944 г. противник окружил парти­занскую базу, на которой находился отряд Б. Галушкина. В бою при выходе из окружения лейтенант Галушкин пал смертью героя. Ему было присвоено звание Героя Совет­ского Союза. Из ОМСБОН 24 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

В отрядах народных мстителей «Смерть фашизму» им. К.Е. Ворошилова Минского партизанского соединения были взводы спортсменов. В боях с оккупантами они про­являли образцы отваги и героизма.

Боевыми подвигами отмечен путь 13 партизанских от­рядов, сформированных из студентов и преподавателей Ленинградского института физической культуры (ИФК) им. П.Ф. Лесгафта. Отряд под руководством преподавателя института Д.Ф. Косицина в течение 1941 — 1942 гг. четыре раза уходил в глубокий тыл врага, выполняя ответственные задания Ленинградского штаба партизанского движения. В 1942 г. за боевые подвиги институт им. П.Ф. Лесгафта был награжден Орденом Красного Знамени. Высокими прави-

тельственными наградами были отмечены многие препода­ватели и студенты украинского, грузинского, белорусского и азербайджанского ИФК, активно сражавшиеся в Красной Армии и партизанских отрядах.

С кровавых полей войны не вернулось много замеча­тельных спортсменов, тренеров, преподавателей и других физкультурных работников.

В память о подвигах советских спортсменах до сих пор по традиции проводятся традиционные спортивные соре нования в их честь.

Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины

Перед учебными заведениями в этот период встала за-| дача большой государственной значимости - воспитывать! молодежь, владеющую основами военного дела, сильную,] выносливую, дисциплинированную.

Физическое воспитание в школах проводилось по про­грамме всевобуча, а в вузах - по специальным программам, ^н В ходе войны потребовалось изменить содержание физиче- ской подготовки.

Специальными постановлениями правительства На 1729 и № 1730 от 24 октября 1942 года с 1942/43 учебного года во всех начальных школах и в 1 - 4 классах неполной и средних школ была введена военно-физическая подготовка учащихся, а для учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ, техникумов - начальная и допризывная военная подготовка. Были разработаны и соответствующие программы.

На военно-физическую подготовку в учебных планах начальных и в 1 - 4 классах неполных и средних школ от­водилось: в 1 и 2 классах по одному часу, в 3 и 4 классах по два часа в неделю. Содержанием военно-физической подго­товки являлись: гимнастические упражнения и военизиро ванные игры, строевая подготовка. В 5 - 7 классах прово­дились военные занятия, на которых учащиеся получали необходимые практические навыки. В 8 - 10 классах и тех­никумах осуществлялась допризывная подготовка и реша­лась задача подготовки одиночного бойца-стрелка.

Физическая подготовка в вузах проводилась с целью со­вершенствования физических качеств и навыков, необхо­димых студентам, как будущим командирам запаса, а также с целью привлечения студентов к активному участию в систематических занятиях спортом и к сдаче норм ком­плекса ПО.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 13 ап­реля 1944 года о военной подготовке студентов высших гражданских учебных заведений физическая подготовка была включена в общевойсковую подготовку студентов и проводилась по программе вузов на 1 и 2 курсах и частично выносилась на лагерный сбор. Занятия включались в распи­сание учебного заведения, и посещение их являлось для студентов обязательным.

В физическую подготовку в вузах входили следующие виды: гимнастика, фехтование, легкая атлетика, лыжная подготовка, баскетбол, плавание. Учебными пособиями яв­лялись руководства по отдельным разделам физической подготовки в Красной Армии. Объем материала учебно-тренировочных занятий был в основном одинаковым как для юношей, так и для девушек.

Кроме тренировочных занятий по расписаниям, в вузах проводилась и спортивная работа. На лагерных сборах практиковались состязания в преодолении штурмовой по­лосы, в беге на средние дистанции, в парных и групповых боях на винтовках с мягким наконечником, в гранатомета­нии по неподвижным, движущимся и появляющимся целям

и Др.

Выполняя постановление Госкомитета обороны СССР о всеобщем военном обучении населения, физкультурные организации и учебные заведения проделывали большую ра­боту по подготовке резервов армии, авиации и флота.

Физкультурная работа в тылу страны

В декабре 1941 г. был разыгран кубок Москвы по рус­скому хоккею. Победила команда ЦДКА. В конькобежных соревнованиях участвовали К. Кудрявцев, А. Калчинский, И. Ипполитов и другие мастера скоростного бега на конь­ках. В напряженный момент боев за Москву, в период но­ябрьского наступления немцев, в городе состоялся шахмат­ный чемпионат, привлекший внимание спортивной обще­ственности СССР и зарубежных стран.

В 1942 г. офицер Феодосии Ванин достиг высокого ре­зультата в беге на 10000 м, установив новый всесоюзный рекорд 30.35,2. Большое военно-политическое значение приобрел матч по футболу в осажденном Ленинграде в 1942 г. Он показал, вопреки гитлеровской пропаганде о гибели Ленинграда, что город жив, борется и уверен в сво­ей победе над фашистами.

В том же году в оккупированном Киеве проходил фут­больный матч между командой «Динамо» и фашистской командой «Люфтваффе». Динамовцы, проявив огромное мужество и патриотизм, победили, за что многие из них поплатились своей жизнью.

Оживление спортивно-массовой работы в стране нача­лось в 1943 г., когда в ходе войны произошел коренной перелом. В этом же году состоялись всесоюзные соревно­вания по гимнастике, легкой атлетике, рукопашному бою. В стране восстанавливались старые и создавались новые спортивные школы.

В 1942 г. их насчитывалось 140, а в 1943 - уже 280. В 1943 г. правительство приняло решение о создании спор­тивного общества «Трудовые резервы». Это значительно улучшило спортивно-массовую работу среди учащихся ремесленных школ и училищ. Среди студентов вузов прово­дились соревнования по лыжам, легкой атлетике, штыко­вому бою - видам, характерным для военных лет.

В 1944 г. после освобождения территории СССР от не­мецко-фашистских захватчиков в стране создались благо­приятные условия для организации спортивно-массовой работы. Первенство СССР в этом году проводилось по 14 видам спорта.

Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии

В годы Великой Отечественной войны физкультурные организации и физкультурные учебные заведения провели значительную работу по лечебной физической культуре (ЛФК) в госпиталях и батальонах выздоравливающих.

ЛФК занимала видное место среди средств, способст­вующих восстановлению здоровья раненых воинов и улуч­шению их физической подготовленности. Год от года она применялась во все более широких масштабах. Если в на­чале войны ЛФК было охвачено лишь 25% раненых, то к концу войны до 88%. Благодаря применению ЛФК раненые значительно быстрее выздоравливали.

Большую помощь оказывали лесгафтовцы госпиталям блокадного Ленинграда. Специалисты по ЛФК, в числе которых профессора А.Н. Крестовников, А.Б. Гандельсман, АД Пуни, преподаватели Н.К. Косицына, К.А. Кузьмина, ЕХ. Котельникова, Л.П. Орлов и многие другие, помогали воинам вернуться в строй. В начале войны вуз организовал курсы медсестер и инструкторов по ЛФК. Выпускники этих курсов впоследствии успешно применяли полученные зна­ния на фронтах войны, в госпиталях и батальонах выздо­равливающих.

Ученые института анализировали и обобщали накоп­ленные наблюдения, вырабатывали новые методы лечебной физкультуры.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.6 (0.009 с.)