А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения).



А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения).

Вспомнить упражнения по орфоэпии! См.: Приложение 1 «Орфоэпический словарь»

А2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, паронимы).

Объяснить лексическое значение паронимов. Заменить один пароним другим и выбрать вариант с правильным словосочетанием.

А3. Морфологические нормы (образование форм слова).

Знать типы ошибок:

· Ошибки при образовании степеней сравнения:

более (менее) светл ЕЕ (норма: более (менее) светлый), наиболее светл ЕЕ (норма: наиболее светлый), самый светл ЕЙШ ий (норма: самый светлый);

· Ошибки в склонении числительных:

нет шестьсот рублей (норма: шестисот. Сотни склоняем по типу словосочетания «пять нот»); тремя тысячами пяти стами восьми десятью семью (норма: тремя тысячами пятьюстами восемьюдесятью семью. В сложных числительных, обозначающих десятки, оба корня должны заканчиваться одинаково); полторами стаканами, полутораста м друзьям (норма: полутора стаканами, полутораста друзьям. Числительные «полтора, полтораста» имеют две формы: И,В падежи – полтора, полтораста; Р,Д,Т,П падежи – полутора, полутораста;); девяностам тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам (норма: девяноста тетрадям, о сорока событиях, к ста книгам. Числительные «сорок, девяносто, сто» имеют две формы: И,В падежи – сорок, девяносто, сто; Р,Д,Т,П падежи – сорока, девяноста, ста); двое девчонок; семеро женщин, трое кошек ( норма: двух девчонок, семи женщин, трех кошек. Собирательные числительные «двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро» нельзя сочетать с существительными, обозначающими лицо женского пола, а также с названиями взрослых особей животных); к обоим старушкам, у обеих мальчиков (норма: к обеим старушкам, у обоих мальчиков).

· Неправильное образование глагольных форм:

поклади в сумку (норма: положи, положите, клади, кладите. Нельзя: ложи, ложите!); ехай быстрее (норма: поезжай, поезжайте), пробежи сто метров (норма: пробеги), жгёт костер (норма: разжигает), давай попробоваем (норма: попробуем), оденьтеся теплее (норма: оденьтесь), прочитая рассказ (норма: прочитав), пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует), я победю его (норма: одержу победу, смогу победить).

· Неправильное образование местоименных форм:

посреди его ( норма: посреди него), вокруг их ( норма: вокруг них), ближе её ( норма: ближе неё), ихняя судьба (норма: их судьба).

· Нарушения в употреблении форм существительных:

двое сапог ов ( норма: двое сапог), несколько румын ов ( норма: несколько румын), взвод солдат ов (норма: взвод солдат), пять ампер ов ( норма: пять ампер), красивых полотенцев ( норма: красивых полотенец), молодые инженерА ( норма: молодые инженеры), кусок сырА ( норма: кусок сыру), пять апельсин, помидор, мандарин, баклажан, килограмм, грамм ( норма: пять апельсинов, помидоров, мандаринов, баклажанов, килограммов, граммов), в кусных яблоков ( норма: вкусных яблок), вкусные торта (норма: торты), пирожки с повидлой (норма: с повидлом), новый туфель (норма: туфля), у новых туфлей (норма: у новых туфель), в аэропорте (норма: в аэропорту).

А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).

Деепричастие преобразовать в глагол-сказуемое, поставить между ним и глаголом-сказуемым из варианта предложения союз И, подумать над смыслом получившегося предложения. Выбрать вариант с подлежащим, которое может выполнять оба действия: глагола-сказуемого и деепричастия.

Помни:

деепричастный оборот не может быть употреблен

1) в безличном предложении (кроме тех, что начинаются словами «можно, невозможно, нельзя, необходимо, нужно» + инфинитив);

2) в предложении, выраженном конструкцией со страдательным причастием.

А6. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте).

Прочитать текст. Определить тему, основную мысль. В первом предложении заявляется тема или основная мысль. Выбрать вариант, наиболее близко отражающий содержание текста.

А7. Средства связи предложений в тексте.

Выполняя данное задание, нужно очень внимательно вдуматься в смысл соседних предложений.

А8. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения. Определяем грамматическую основу так: находим сказуемое (то есть главную информацию предложения, то, что сообщается в нем), задаем от него двойной вопрос: КТО? ЧТО? (подлежащее – это то, о ком или о чем сообщается, то есть объект речи). Выполняя задание, применить метод исключения: не рассматривать варианты, содержащие второстепенные члены предложения или неполную грамматическую основу.

Сочинительные союзы

соедини­тельные и, да (в значении И), ни... ни, как...так и  
противи­тельные а, но, да (в значении НО), однако, же, зато, а то, не то  
раздели­тельные или, либо, ли...ли, то...то, не то... не то, то ли... то ли  
присоедини­тельные да, да и, тоже, также  
пояснительные то есть, а именно  
градационные не только... но и, не то чтобы... но  

А11. Определяю лексическое значение слова, исходя из контекста.

А12. Правописание Н, НН.

Определяю форму слова (полная или краткая). В краткой форме ПРИЧАСТИЯ пишу всегда одну Н (причастие ЗАМЕНЯЕТСЯ глаголом, от него можно задать вопрос КЕМ? ЧЕМ?), в краткой форме прилагательного пишу столько Н, сколько было в полной (краткое прилагательное НЕ ЗАМЕНЯЕТСЯ глаголом). Для полной формы определяю часть речи. В отЫМЕНном прилагательном (образованном от существительного) пишу одну Н в суффиксах ИН, АН, ЯН и в слове «ветреный»; две буквы Н - в суффиксах ОНН, ЕНН и в словах «деревянный, оловянный, стеклянный». В отГЛАГОЛьном прилагательном (образованном от глагола) пишу одну Н (если НЕТ приставки, суффиксов ОВА, ЕВА, ИРОВА, зависимых слов и вид несовершенный); в причастии – две буквы Н (если ЕСТЬ приставка (кроме НЕ), суффикс ОВА, ЕВА, ИРОВА, зависимые слова, образовано от глагола совершенного вида). В слове РАНЕНЫЙ пишу одну Н, если НЕТ приставки или зависимых слов: ране н ый солдат, НО: изране нн ый солдат, ране нн ый на войне солдат.

ПОМНЮ слова-исключения:

Н – посажёный отец(мать), прощёное воскресенье, названый брат, незваный гость, непрошеный гость, смышлёный малыш, конченый человек, приданое невесты, кованый, жёваный, клеваный.

НН – нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, отчаянный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, священный, медленный, неожиданный, несчитанный, данный.

А13. Безударные гласные в корне.

ПОМНЮ: нельзя проверять ударением словарные слова и чередующиеся гласные в корне! Исключаю варианты, в которых есть словарные слова или слова с чередующимися гласными в корне (ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ, РАЩ/РОС (= «вырастать»), СКАК/СКОЧ, ГАР/ГОР (= «пламя, огонь, горение»), КЛАН/КЛОН, ТВАР/ТВОР, ЗАР/ЗОР, РАВН/РОВН, МАК/МОК, ПЛАВ/ПЛОВ, КАС/КОС (= «дотрагиваться»), А,Я / ИНа, ИМа, БЕР/БИР, МЕР/МИР (= «умирание»), ДЕР/ДИР, ТЕР/ТИР, БЛЕСТ/БЛИСТ, СТЕЛ/СТИЛ, ЖЕГ/ЖИГ, ЧЕТ/ЧИТ), а также вариант, где пропущен гласный не в корне.

А15. Правописание глаголов и глагольных форм.

• если глагол или причастие имеют форму настоящего (будущего времени) времени, то выполняю три шага:

1) возвращаю в инфинитив того же вида

2) определяю спряжение

3) применяю правило сигнальных букв: I спр.– Е, У, Ю. II спр.– И, А, Я.

Глаголы II спряжения:

1) все глаголы на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ)

2) 11 глаголов-исключений: гнать, держать, дышать, слышать,

зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть (и производные от них с помощью приставок и постфикса –СЯ).

ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ, а также брить, стелить, зиждиться относятся I спряжению.

• если глагол или причастие имеют форму прошедшего времени, то перед Л (суффиксом прошедшего времени глагола) или перед суффиксом прошедшего времени причастия ВШ, суффиксом деепричастия В вставляю гласный инфинитива, что перед ТЬ. ПОМНЮ: причастие, образованное от глагола на –ИТЬ пишется с суффиксом ЕНН)

А19. Запятая перед И.

Определяю количество грамматических основ: одна – запятую НЕ ставлю, если союз И между однородными членами одиночный; две основы – запятую ставлю (при условии, что нет общего второстепенного члена предложения: обстоятельство времени (когда?) или места (где?) в начале предложения, которое можно отнести к обеим грамматическим основам)

А21. Вводные конструкции.

Если вводную конструкцию можно опустить, то она выделяется запятыми.

• ЗАПОМНИТЕ: не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:

АВОСЬ, БИШЬ, БУКВАЛЬНО, БУДТО, ВДОБАВОК, В ДОВЕРШЕНИЕ, ВДРУГ, ВЕДЬ, В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЁ-ТАКИ, ДАЖЕ, ЕДВА ЛИ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ИМЕННО, ИНОГДА, КАК БУДТО, КАК БЫ, КАК РАЗ, МЕЖДУ ТЕМ, НЕБОСЬ, НИКАК, ПОИСТИНЕ, ПОЧТИ, ПОЭТОМУ, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, ПРИМЕРНО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ПРОСТО, РЕШИТЕЛЬНО, СЛОВНО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЯКОБЫ и др.подобные (частицы, наречия)

В3. Словосочетание.

Внимание!

Согласование: от главного слова к зависимому задаем вопрос КАКОЙ? (в нужном падеже). Зависимое слово будет изменяться вместе с главным по типу изменения имени прилагательного.

Управление: от главного слова к зависимому задаем вопрос косвенного падежа (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?). при изменении главного слова зависимое не меняет форму.

Примыкание: вопрос задаем от главного слова к неизменяемой части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ однородные члены предложения, служебная часть речи и самостоятельная, подлежащее и сказуемое, а также слова, не связанные по смыслу.

В6. Виды придаточных.

Виды подчинения.

В8. Выразительность речи.

Способ решения:

1) определяю значение термина (смотри: Приложение 1)

2) читаю рецензию, обращая внимание на ключевые слова

3) опираясь на указанные в скобках примеры слов или предложений, выбираю методом исключения подходящее средство


Приложение 1

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

А Б В Г
Августовский агЕнт агронОмия алкогОль алфавИт анАлог анАтом анонИм апартамЕнт апострОф арАхис арбУз, арбУза аргумЕнт ассиметрИя астронОм Атлас (собрание географических карт) атлАс (ткань) афЕра (не афЁра)   балОванный баловАть бАнт, мн. бАнты бАржа и баржА безУдержный без Умолку беспрецедЕнтный блАговест блокИрованный блокИровать, блокИруешь боЯзнь братАние братАться бредовАй брОня (закрепление чего-либо за кем-либо) бронЯ (защитная облицовка из стали) буржуазИя бытиЕ (не бытиЁ) бюрокрАтия   валовОй ваЯние ваЯтель вЕрба вероисповЕдание взрывнОй вИдение (способность видеть) видЕние (призрак) включИть, включИшь, включЁнный вОр, вОра, мн. вОры ворОта временщИк втОргнуться   Е   египтЯнин едИнство единоврЕменный еретИк     газирОванный газИровать гастронОмия гегемОния гЕнезис гЕрб, гербА, мн.гербЫ глИссер госпитАльный гофрирОванный гравЁр граждАнство гренадЕр (не гренадЁр) грУшевый Ж   жалюзИ житиЕ (не житиЁ) железА, мн. жЕлезы, желЁз, железАм жЕмчуг, мн. жемчугА жестОко  
Д З И К
давнИшний двоЮродный дЕвичий демокрАтия департАмент дЕспот дефИс децимЕтр диалОг диспансЕр [сэ] добЫча договОр, мн. договОры договорЁнность дозвонИться, дозвонИшься докумЕнт донЕльзя доскА, мн. дОски, дОсок и досОк, дОскам и доскАм досУг драматургИя дремОта духовнИк     Л лассО легкоатлЕт ленИться летаргИя литогрАфия ломОта ломОть     П пАмятуя паралИч партЕр [тэ] пАсквиль пАхота пепелИще переведЁнный перИстые (облака) пЕтля и (разг.) петлЯ плАнер плЕсневеть побелЁнный побудИть повАренная (соль) погрУженный (на платформу) погружЁнный (в воду; в мысли) подарИть, подАришь подзаголОвок подметЁнный пОристый пОручни постамЕнт поутрУ (есть) прислАла   забронИровать (закрепить что-либо за кем-либо) забронировАть (покрыть броней) завИдно завсегдАтай зАговор заговОрщик заголОвок задОлго заЁм законнорождЁнный зазвонИть, зазвонИшь заИндеветь и заиндевЕть закУпорить занятОй (человек) зАнятый (дом) запломбировАть запломбирОванный заржАветь и заржавЕть зАсуха звонИть, звонИшь здрАвница зимОвщик злОба знАчимость зубчАтый   М магазИн манЁвры мАркетинг мастерскИ мастерствО медикамЕнты мЕльком металлургИя и (разг. и проф.) металлУргия метеорОлог мИзерный и (реже) мизЕрный молодЁжь монолОг монумЕнт мУскулистый и мускулИстый муштрА мЫкаться мытАрство     иерОглиф избалОванный избаловАть избрАнник изваЯние изгнАнник Издавна издрЕвле изобретЕние Изредка изЫск Иконопись инАче и Иначе иноплемЕнный Импульс индустрИя инструмЕнт инцидЕнт Искра искрИться исповЕдание Исподволь истЕкший истерИя исчЕрпать и (разг.) исчерпАть     Н нАбело навЕрх наговОр нАголо (остричь) наголО (держать шашку) надоУмить нАискось наковАльня налОговый начАть намЕрение наОтмашь недоИмка недУг некролОг немотА нЕнависть неподалЁку непревзойдЁнный несессЕр [нэсэсэр] новорождЁнный нормировАть и (разг.) нормИровать     каталОг каучУк кАшлянуть квартАл (часть города; четверть года) кедрОвый кЕта и кетА кЕтовый и кетОвый киломЕтр кинематогрАфия кИрзовый китОвый (ус) кичИться клАдбище кладовАя клАла крАла коклЮш колОсс (гигант) комбАйнер и комбайнЁр кОмпас компрометИровать копИровать корЫсть крапИва красИвее кремЕнь кулинАрия и кулинарИя кУхонный О обезУметь обеспЕчение обесцЕнить обетовЕнный облнгчЁнный облегчИть обменЁнный ободрИть обострИть обЫденный огУлом одолжИть, одолжИшь озлоблЁнный окнО, мн. Окна, Окон олигАрхия опЕка (не опЁка) оперИться оптОвый освЕдомить осведомлЁнный откУпорить отчАсти    
П П Р Р
пОхороны, на похоронАх премировАть претендЕнт прецедЕнт приблИженный (к чему-либо) приближЁнный (близкий) прибЫть, прибЫвший приговОр придАное призЫв призывнИк   призывнОй (пункт, возраст) призЫвный (зовущий) принорОвленный принУдить прИнцип приобретЕние прОклятый (преданный проклятию) проклЯтый (ненавистный) прОсека процЕнт псевдонИм     развитОй (ребенок), развитАя (промышленность) рАзвитый (развитые в докладе положения) развИтый (локон) ракУшка рассердИться, рассЕрдишься рассредотОчение револьвЕр ремЕнь   ржАветь и ржавЕть руднИк руководИть, руководИшь рУсло рысИстый
С Т Ф Ц
сажЕнь и сАжень салютовАть, салютУешь санитарИя сантимЕтр свЁкла, свекОльный сечь, прош.вр. сЁк, секлА, секлО, секлИ (рубить) силЁн сИлос симмЕтрия и симмЕтрия сиротА, мн. сирОты слОженный (из деталей) сложЁнный (обладающий тем или иным телосложением) слИвовый слУчай сметлИвый сОгнутый соболЕзнование совершЕнный (достигший совершенства) совершЁнный (сделанный) совремЕнный созЫв сОмкнуты сосредотОчение срЕдство, мн. срЕдства стабИльный стАтус статУт стАтуя стеногрАфия столЯр сУдно счастлИвый, счАстлив [сл]   тамОжня танцОвщица творОг и (разг.) твОрог тЕплиться террОр тЕфтели и тефтЕли тигрОвый тиранИя тОрт, тОрта, тОрты тОпливный тошнотА трЕнер тЯжба   У Уголь, род. п. Угля и углЯ Угольный (от уголь) угОльный (от угол) увЕдомить, увЕдомленный углубИть, углублЁнный узаконЕние украИнский умЕрший упрОчение усугубИть, усугублЁнный утИль, утИля утолщЁнный уценЁнный   факсИмиле фарфОр фейервЕрк фенОмен фетИш филантрОпия филателИя фОрзац фОрум фундАмент   Х   хАнжество хАос (в древнегреческой мифологии) хаОс и хАос (беспорядок) хвОя хирургИя хлОпок (растение) хлопОк (удар) хлОпковый ходАтайство ходАтайствовать, ходАтайствуешь хозЯева хОленый и холЁный хребЕт христианИн хронОграф хронОметр       цемЕнт цИтрусовые цыгАн     Ч   чабАн, чабанА чЕрпать     Ш   шАрф, шАрфа, шАрфы шассИ швеЯ шофЁр, шофЁры шпрИц, шпрИца, шпрИцы штабЫ (мн.)     Щ   щавЕль, щавелЯ щеголИха щегольскИ щелочнОй щепОтка     Э Экскурс экспЕрт экспЕртный Экспорт эпИграф эпилОг     Ю юрОдивый Юрта     Я языковОй (относящийся к словесному выражению мыслей) языкОвый (относящийся к органу в полости рта) ячмЕнный  

 

Приложение 3

Тропы

(троп – употребление слова в переносном значении)

 

Перечень тропов Значение термина Пример
гипЕрбола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении Глаза громадные, как прожекторы. (В.Маяковский)
гротЕск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
ирОния Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый Откуда, умная, бредешь ты голова? (И.А.Крылов)
литОта Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе) Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н.В.Гоголь)
Метафора, развернутая метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова и выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин)
метонИмия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека – на его одежду, с населённого пункта – на жителей, с организации – на участников, с автора – на произведения. Когда же берег ада Навек меня возьмет, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.С.Пушкин)
олицетворение Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев)
перифрАз (или перифраза) Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи Царь зверей (вместо лев)
синЕкдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения; часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении множественного; замена числа множеством; замена видового понятия родовым Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С.Пушкин)
сравнение Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением Лед неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов)
эпИтет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С.А.Есенин)

 

Фигуры речи

(обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении)

 

Фигура Значение термина Пример
анАфора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… (А.С.Пушкин)
антитЕза Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий; часто основана на употреблении антонимов Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.А.Некрасов)
градАция (постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдет, как с белых яблонь дым. (с,а,Есенин)
инвЕрсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А.С.Пушкин)
лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить! (А.Блок)
оксЮморон Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом Мертвые души
риторический вопрос, восклицание, обращение Приемы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (М.Ю.Лермонтов)  
синтаксический параллелизм Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… (М.Ю.Лермонтов)
умолчАние Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании Поедешь скоро ты домой: Смотри ж … Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М.Ю.Лермонтов)
Элипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
аллитерАция Прием усиления изобразительности путем повторения согласных звуков Ш и п е н ье п е н истых б ока л ов И п у нш а пл амень го л у б ой. (А.С.Пушкин)
ассонАнс Прием усиления изобразительности путем повторения гласных звуков Скучна мне о ттепель: в о нь, грязь, весн о й я б о лен… (А.С.Пушкин)
звУкопись Прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине Соловей: «То мелкой др обью в др уг по р още р ассыпался» (И.А.Крылов)
звукоподражАние Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы Когда гремел мазурки гром… (А.С.Пушкин)

А1. Орфоэпические нормы (постановка ударения).

Вспомнить упражнения по орфоэпии! См.: Приложение 1 «Орфоэпический словарь»

А2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, паронимы).

Объяснить лексическое значение паронимов. Заменить один пароним другим и выбрать вариант с правильным словосочетанием.

А3. Морфологические нормы (образование форм слова).

Знать типы ошибок:

· Ошибки при образовании степеней сравнения:

более (менее) светл ЕЕ (норма: более (менее) светлый), наиболее светл ЕЕ (норма: наиболее светлый), самый светл ЕЙШ ий (норма: самый светлый);

· Ошибки в склонении числительных:

нет шестьсот рублей (норма: шестисот. Сотни склоняем по типу словосочетания «пять нот»); тремя тысячами пяти стами восьми десятью семью (норма: тремя тысячами пятьюстами восемьюдесятью семью. В сложных числительных, обозначающих десятки, оба корня должны заканчиваться одинаково); полторами стаканами, полутораста м друзьям (норма: полутора стаканами, полутораста друзьям. Числительные «полтора, полтораста» имеют две формы: И,В падежи – полтора, полтораста; Р,Д,Т,П падежи – полутора, полутораста;); девяностам тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам (норма: девяноста тетрадям, о сорока событиях, к ста книгам. Числительные «сорок, девяносто, сто» имеют две формы: И,В падежи – сорок, девяносто, сто; Р,Д,Т,П падежи – сорока, девяноста, ста); двое девчонок; семеро женщин, трое кошек ( норма: двух девчонок, семи женщин, трех кошек. Собирательные числительные «двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро» нельзя сочетать с существительными, обозначающими лицо женского пола, а также с названиями взрослых особей животных); к обоим старушкам, у обеих мальчиков (норма: к обеим старушкам, у обоих мальчиков).

· Неправильное образование глагольных форм:

поклади в сумку (норма: положи, положите, клади, кладите. Нельзя: ложи, ложите!); ехай быстрее (норма: поезжай, поезжайте), пробежи сто метров (норма: пробеги), жгёт костер (норма: разжигает), давай попробоваем (норма: попробуем), оденьтеся теплее (норма: оденьтесь), прочитая рассказ (норма: прочитав), пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует), я победю его (норма: одержу победу, смогу победить).

· Неправильное образование местоименных форм:

посреди его ( норма: посреди него), вокруг их ( норма: вокруг них), ближе её ( норма: ближе неё), ихняя судьба (норма: их судьба).

· Нарушения в употреблении форм существительных:

двое сапог ов ( норма: двое сапог), несколько румын ов ( норма: несколько румын), взвод солдат ов (норма: взвод солдат), пять ампер ов ( норма: пять ампер), красивых полотенцев ( норма: красивых полотенец), молодые инженерА ( норма: молодые инженеры), кусок сырА ( норма: кусок сыру), пять апельсин, помидор, мандарин, баклажан, килограмм, грамм ( норма: пять апельсинов, помидоров, мандаринов, баклажанов, килограммов, граммов), в кусных яблоков ( норма: вкусных яблок), вкусные торта (норма: торты), пирожки с повидлой (норма: с повидлом), новый туфель (норма: туфля), у новых туфлей (норма: у новых туфель), в аэропорте (норма: в аэропорту).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.062 с.)