А29. Определение стиля и типа речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А29. Определение стиля и типа речи.



На ЕГЭ тексты в основном публицистические или художественные. Чтобы определить стиль речи, нужно внимательно прочитать текст, подумать о том, в какой речевой ситуации используется этот текст (где, с кем, зачем). Если он может быть использован в научной литературе, то это научный стиль, в периодической печати – публицистический, в художественной литературе – художественный. Таблица также поможет разобраться.

А30. Определение лексического значения слова.

лексика Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка
фразеологизм Лексически неделимое словосочетание, воспроизводимое в готовом виде: от корки до корки, бить тревогу, повесить нос, одержать победу.
Лексическое значение слова Отражение сложившихся у людей представлений об основных сторонах предметов, явлений, признаков и т.д.
Многозначность слова (полисемия) Явление, при котором у слова может быть несколько лексических значений: голова (человека) – голова (сыра); лук (овощ) – лук (оружие)
синонимы Слова, разные по звучанию, но близкие по значению: контуры – очертания – линии - силуэт
Контекстные (или контекстуальные) синонимы Слова, являющиеся синонимами только в исходном тексте. Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д.Гранин)
антонимы Слова, противоположные по значению: добрый – злой.
Контекстные (или контекстуальные) антонимы Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес. (С.Довлатов)
Заимствованные слова Слова, пришедшие в русский язык из других языков с какими-либо явлениями, процессами: педагогика, грамматика, анализ.
диалектизмы Слова, употребление которых ограничено определенной территорией: петух – кочет, говорить – балакать, гутарить.
жаргонизмы Слова, встречающиеся в речи людей, связанных родом деятельности, времяпрепровождением: предки (родители), заливать (обманывать).
архаизмы Слова, вышедшие из употребления: десница (правая рука), выя (шея).
неологизмы Новые слова, возникающие в языке с каким-либо новым явлением в жизни: сайт, хакер, биоритм.
лексикология Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка

В1. Определение способа словообразования.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ:

Внимание! Способ словообразования определяем через подбор производящего слова (т.е. находим слово с тем же смыслом, но более простое по количеству морфем)

Приставочный: приставка добавлена к целому слову.

Суффиксальный: суффикс добавлен к производящей основе (слова на –ение, -ание, -ние – это отглагольные существительные и образованы суффиксальным способом).

Приставочно-суффиксальный: к производящей основе добавлены приставка и суффикс (чаще всего таким способом образуются наречия от прилагательных). Запись этого способа не помещается в бланке ответа, поэтому такая версия ответа на задание В1 ошибочна.

Бессуффиксный: этим способом образуются только имена существительные, у которых нет суффикса и которые можно вернуть в глагол.

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ (переход из одной части речи в другую):

1) сращение частей словосочетания в одно слово:

скоро портящиеся в жару продуктыскоропортящиеся продукты; глубоко уважаемый коллегами врач – глубокоуважаемый врач.

2) переход слова из одной части речи в другую:

- прилагательных в существительные: столовая комната – столовая;

- причастий в существительные: учащийся мальчик – учащийся;

- причастий в прилагательные: блестящий на солнце снег – блестящий ответ.

В2. Морфологический анализ слова.

Необходимый материал смотри в задании А10 данного справочника.

В3. Словосочетание.

Внимание!

Согласование: от главного слова к зависимому задаем вопрос КАКОЙ? (в нужном падеже). Зависимое слово будет изменяться вместе с главным по типу изменения имени прилагательного.

Управление: от главного слова к зависимому задаем вопрос косвенного падежа (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?). при изменении главного слова зависимое не меняет форму.

Примыкание: вопрос задаем от главного слова к неизменяемой части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ однородные члены предложения, служебная часть речи и самостоятельная, подлежащее и сказуемое, а также слова, не связанные по смыслу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.008 с.)