Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма

Поиск

СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

4.1 Характеристика современных оздоровительных систем и средств.

4.2 Диагностика состояния организма.

4.3 Объективные и субъективные показатели самоконтроля.

4.4 Педагогический контроль.

4.5 Определение уровня физиче­ского здоровья.

4.6 Оценка физического развития и физической подготовленности.

4.7 Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля.

4.8 Дневник самоконтроля.

4.9 Паспорт здоровья.

Ключевые слова и понятия

 

Валидность (воспроизводимость) тестов – неизменность результатов измерений.

Двигательные способности — индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Нонограмма — график геометрических величин, используемых при расчетах уровня физического развития и физической работоспособности.

Общая физическая подготовка (ОФП) — разностороннее воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но так или иначе обуславливают успех спортивной деятельности.

Оздоровительная физическая культура — специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе учебы, организацию активного отдыха и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Резистентность организма — способность организма противостоять вирусным респираторным инфекциям, антропогенным загрязнениям внешней среды.

Рекрекация от лат. (recreatio) — восстановление отдых, восстановление сил человека.

Самочувствие — субъективное ощущение человека своего состояния.

Специальная физическая подготовка (СФП) — разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной специализации.

Физическое развитие — закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Его основу составляют морфологические и функциональные резервы организма.

Физическая подготовленность — это результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, в сформированных прикладных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективной целевой деятельности.

Физическая работоспособность — определенное состояние организма, позволяющее выполнять тот или иной объем физической работы.

Физическое состояние — комплексная характеристика организма человека, отражающая уровень готовности к выполнению активной мышечной деятельности. Оно обусловлено морфологическими особенностями, состоянием здоровья, уровнем функциональных возможностей и физической подготовленностью человека.

 

Характеристика современных оздоровительных

Систем и средств

 

Физическая культура студенческой молодежи используется обществом как действенное и эффективное средство формирования, развития, социализации молодых людей, успешной социально-биологической адаптации их к новым динамичным условиям современного общества.

Одной из приоритетных задач физического воспитания в вузе является укрепление и поддержание здоровья студентов средствами физической культуры, приобщение к здоровому образу жизни. Поэтому широкое применение в настоящее время нашла оздоровительная физическая культура (ОФК) и популярные оздоровительные системы физических упражнений.

На современном этапе развития физического воспитания появились новые направления ОФК, дающие оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джейм, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой, акваджагинг, шейпинг, стретчинг), оздоровительный фитнесс и т. д.

Методическая специфика современных оздоровительных систем заключается в строгой регламентации объема и интенсивности физической нагрузки в зависимости от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся, соответствие применяемых физических упражнений двигательным, физическим их способностям, использование упражнений с предметами, снарядами, тренажерами и др.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем.

Атлетическая гимнастика — эффективная форма физического развития, физической подготовленности и оздоровления.

Упражнения атлетической гимнастики с использованием отягощений способствуют устранению различных дефектов телосложения (узкие плечи, сутулость, непропорциональность развития), укрепляет мышцы, отстающие в развитии, что, несомненно, способствует повышению работоспособности. Сильные мускулы обеспечивают хорошее функциональное состояние внутренних органов, увеличивают продолжительность активной жизнедеятельности человека. Красивое тело придает уверенность в себе, бодрость, хорошее настроение — качества, которые можно занести в актив любого здорового человека.

Методической основой занятий атлетической гимнастики с оздоровительной целью является многократное повторение упражнений с малым весом. В зависимости от возраста, физической подготовленности, целей и задач занятий меняется масса отягощения, количество подходов и повторений, время отдыха между подходами, выбор снаряда и соотношение ОФП и СФП.

Ритмическая гимнастика — разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ору, бег, прыжки, танцевальные и хореографические элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным способом (почти без пауз и остановок для объяснения упражнений). Ритмическая гимнастика отличается неограниченным выбором движений, способствует развитию основных физических качеств: ловкости, гибкости, выносливости, силы. Занятия ритмической гимнастикой оттачивают красоту, легкость и координацию движений.

Стержнем многочисленных разновидностей РГ, культивируемых в РБ, содержанием занятий и методологической основой является гимнастика с ее безграничными возможностями развивающего и оздоровительного воздействия.

Аэробика — система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т. п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Основные требования при выполнении аэробных упражнений заключается в том, чтобы пульс в течение всей физической нагрузки достигал, по меньшей мере 130 уд/мин, и по возможности был близок к оптимальному.

В результате занятий аэробикой в состоянии организма происходят следующие положительные сдвиги:

– укрепляется костная система;

– замедляются процессы старения;

– повышается физическая и интеллектуальная работоспособность;

– снижается риск сердечных заболеваний, улучшается сон.

Шейпинг (shaping — придавать форму, формировать) — это научно-обоснованная система оздоровительной физической культуры для девушек и женщин в возрасте 13—50 лет, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Она основана на последних достижениях в области физиологии, диетологии спортивной медицины и психологии.

Суть шейпинга состоит в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой. Правильному выбору программ помогает тестирование каждой женской фигуры в сочетании с их классификацией. Определяющим в тестировании является степень развития кости верхних и нижних конечностей. При занятиях шейпингом интенсивность физических упражнений дозируется строго индивидуально, так как только в этом случае она дает наибольший эффект.

Калланетика — программа для женщин из 30 упражнений, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активизацию глубоко расположенных мышечных групп. Калланетика напоминает йогу. Во время занятий рекомендуется смотреть на себя в зеркало. При выполнении упражнений необходимо избегать резких движений, чрезмерного напряжения, используются в основном изгибы, наклоны, прогибы, поднимание ног и туловища, в положении лежа, полушпагаты, качание с акцентом на растягивание мышц.

Программа предусматривает интенсивное выполнение физических упражнений в течение 1 часа два раза в неделю. Комплекс упражнений состоит из 4 частей:

– разминка (6 упражнений);

– красивый живот (4 упражнения), стройные ноги (4 упражнения), ягодицы и бедра (5 упражнений);

– растягивание мышц (6 упражнений);

– «танец живота» (3 упражнения), укрепление ног (2 упражнения).

Оздоровительный фитнеcс — это наука о здоровом образе жизни, помогающая вырабатывать готовность организма свою деятельность в непостоянном, изменчивом мире, это образ жизни, направленный на улучшение самочувствия и физического состояния человека, снятия усталости, стресса, напряжения, поддержание формы и верный путь к отличному настроению. В фитнесе применяются упражнения низкой, средней и высокой интенсивности.

Упражнения низкой интенсивности требуют для выполнения менее 50% функционального резерва, при этом слегка учащается дыхание, нет ощущения дискомфорта; обычно рекомендуются для неподготовленных людей, за исключением больных или крайне слабых, для расходования калорий и уменьшение риска заболеваний кардиореспираторной системы. Физические упражнения низкой интенсивности рекомендуются как общеозоровительные.

Упражнения средней интенсивности — это упражнения, выполнение которых требует от 60 до 85% функционального резерва, сопровождающиеся появлению одышки. Нетренированные люди могут при этом ощущать некоторый дискомфорт и болезненность. Физические упражнения средней интенсивности рекомендуются для поддержания хорошего состояния здоровья.

Упражнения высокой интенсивности — требуют затрат от 80 до 120% функционального резерва, рекомендуют только лицам, достигшим высоких спортивных результатов, разрешается после медицинского обследования.

Ушу — один из видов оздоровительной гимнастики национальной системы физических упражнений китайского народа. Ушу является одним из основных средств оздоровительного и психорегулирующего воздействия, мобилизации ресурсов организма, исторически сложившееся в Китае на основе трудовой и военной деятельности.

Изучение отдельных современных оздоровительных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные тренировки. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект, который наблюдается лишь в тех случаях, когда физические упражнения сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся.

 

Педагогический контроль

Основным источником для получения информации о состоянии и эффективности деятельности студентов в процессе 4-летней физической подготовки является педагогический контроль.

Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы определить, на сколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Цель педагогического контроля — оптимизация учебно-тренировочного процесса в вузе.

Педагогический контроль призван решать следующие задачи:

· определить уровень развития физических качеств;

· определить функциональные возможности организма, обеспечивающие эффективную двигательную деятельность;

· определить реакцию организма на предлагаемые объемы и интенсивность тренировочных нагрузок (оптимальность нагрузок);

· оценить техническую и тактическую подготовленность;

· оценить уровень теоретических и методических знаний.

· Выделяют следующие виды педагогического контроля:

· поэтапный — оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе;

· текущий — определить повседневные изменения в подготовке занимающихся;

· оперативный — экспресс оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Однако, главное направление педагогического контроля — оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой. Специалисты различают три типа состояния занимающихся физической культурой. Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени. Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий. Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений.

Система педагогического контроля является фактором, положительно влияющим на процесс физического воспитания, с его помощью осуществляют не только контроль за развитием двигательных способностей, технического и тактического мастерства, но и судят об эффективности учебно-тренировочного процесса.

 

Подготовленности

Физическое развитие выступает ведущим фактором, определяющим гармоничное развитие человека, поэтому при проведении самоконтроля важно владеть методами его оценки.

Оценка физического развития основывается на измерении морфологических параметров, антропометрических показателей, функциональных показателей и двигательных способностей человека. С помощью наружного осмотра можно определить тип телосложения, осанку, состояние опорно-двигательного аппарата; форма и объем грудной клетки, свидетельствующие о здоровье органов респираторной системы; изменение формы стопы, обусловленное опущением ее сводов, т. е. степень плоскостопия.

Дополняют данные наружного осмотра антропометрические измерения: рост (длину тела), вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, динамометрия, спирометрия. По антропометрическим данным можно сделать оценку физического развития методом индексов.

Еще один способ оценки физического состояния — использование нонограмм.На рисунке 4.1 показана нонограмма определения жизненной емкости легких в зависимости от роста, возраста и пола. Соединив точки, обозначающие возраст и рост линией, получим место пересечения, которое означает должную для данного возраста жизненную емкость легких.

Р и с у н о к 4.1 — Нонограмма для определения должной жизненной емкости легких в зависимости от пола, возраста и роста (по Сорисону)

 

Для оценки физической подготовленности применяют тестирование — принятие контрольных нормативов. Для комплексной оценки физической подготовленности (уровня развития физических качеств) студентов в РБ применяют вариант, в котором при постоянном количестве тестов оценивают изменения по каждому из тестов, характеризующему отдельные стороны подготовленности. Как правило, эти тесты прошли испытание на валидность и могут быть рекомендованы для контроля уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Тестирование студентов основного и подготовительного отделений проводится по шести тестам программы с помощью контрольных упражнений представленных в таблице 4.4.

 

Т а б л и ц а 4.4 — Тесты для определения уровня ОФП

Тесты для определения уровня ОФП Двигательные способности
Прыжок в длину с места Скоростно-силовые способности
Наклон вперед из положения, сидя ноги врозь Гибкость
Подтягивание в висе на перекладине (юноши) Поднимание туловища из положения, лежа на спине (девушки) Силовые способности
Челночный бег 4 х 9 м Координационные способности
Бег 30 м с низкого старта Скоростные способности
Бег 1500 м (девушки), 3000 м (юноши) Общая выносливость

 

Далее определяют уровень физической подготовленности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) по каждому тесту (таблица 4.5).

Т а б л и ц а 4.5 — Оценка уровня физической подготовленности

Уровень физической подготовленности Соответствие 10-бальной шкале
Низкий 0 — 2
Ниже среднего 3 — 4
Средний 5 — 6
Выше среднего 7 — 8
Высокий 9 — 10

Данные тестирования уровня физической подготовленности в период обучения в вузе позволяет проследить 4-летнюю динамику двигательных способностей каждого студента, и используются для индивидуализации и коррекции содержания образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура».

Дневник самоконтроля

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля, используемая спортсменами — это ведение специального дневника.

Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей физической подготовленности, функциональных проб и контрольных испытаний, выполнения недельного двигательного режима.

Дневниковые записи позволяют с очень высокой степенью объективности судить о физическом состоянии и физическом развитии. В дневнике фиксируется как объективные, так и субъективные показатели самоконтроля (Таблица 4.6).

 

Т а б л и ц а 4.6 — Дневник самоконтроля

№пп Показатели самоконтроля Дата
09 10.2010    
  Самочувствие и настроение Хорошее    
  Сон 8-часовой, хороший    
  Аппетит Хороший    
  Масса тела (кг)      
  Частоту пульса за 1 минуту - утром после сна в положении лежа - до занятий физическими упражнениями - после занятий - через 5 мин после окончания занятий     62 уд/мин 60 уд/мин   72 уд/мин 64 уд/мин    
  Частота дыхания в 1 мин - до занятий - после занятий   16 уд/мин 34 уд/мин    
  Работоспособность Хорошая    
  Тренировочные нагрузки Ускорения 8*30м, бег 100м, темповый бег 6*200 м    
  Болевые ощущения Нет    
  Нарушения режима Нет    
  Спортивные результаты Бег 100м за 14,2 с    

 

Основное место в программе систематического самоконтроля и дневниковых записей занимают оценка и фиксирование субъективных ощущений и впечатлений.

Важным показателем, отражающим психическое состояние занимающегося, является настроение и самочувствие. Они могут быть оценены как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия всегда доставляли удовольствие.

Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). В дневнике указывается продолжительность сна и его качество — «глубокий», «спокойный», «беспокойный», «прерывистый», а также характер засыпания.

В дневнике отмечается аппетит («хороший», «повышенный», «плохой»), случаи повышения жажды.

Масса тела определяется занимающимися периодически (1 — 2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

Работоспособность записывается в дневник как «хорошая», «пониженная», «обычная». В дневнике самоконтроля также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру и силе проявления. В дневнике отмечаются субъективные признания (головная боль, головокружение), которые появляются в связи с выполнением физических упражнений.

Регулярное ведение дневника дает возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. Дневник самоконтроля позволяет правильно строить тренировки и добиваться хороших результатов.

При этом следует помнить, что самокон­троль не заменяет, а лишь дополняет врачебный контроль.

 

Паспорт здоровья

 

С целью привлечения студентов СМГ к контролю за собственным здоровьем рекомендуется ведение паспорта здоровья. Паспорт здоровья предназначен для постоянного контроля за физическим состоянием организма и выдачи рекомендаций по двигательной активности с учётом отклонений от нормы жизненно важных физиологических показателей и под диагноз.

Паспорт здоровья состоит из шести разделов.

Первый раздел «общие сведения» заполняется по данным анамнеза учётной медицинской карточки студента и дополняется информацией о некоторых показателях, отражающих факторы риска.

Второй раздел «алгоритм расчета функционального состояния организма» включает изложение необходимых обследований в течение учебного года. Здесь предлагается ряд формул для расчета отдельных показателей физического состояния организма, куда входят показатели функционального состояния (таблица 4.7), физического развития, физической подготовленности (таблица 4.8), физической и умственной работоспособности обследуемых лиц.

 

Т а б л и ц а 4.7 — Показатели физического состояния

Показатели Результат Индексы Результат
Рост, см      
Вес, кг   Индекс массы тела: вес (кг)/рост (м)2  
Спирометрия, мл   Жизненный индекс: спирометрия (мл)/вес (кг)  
Динамометрия   Силовой индекс: динамометрия (кг)/вес (кг)*100  
ЧСС1 в покое, уд./мин ЧСС2 после 30 приседаний, уд./мин ЧСС3 после 1 мин отдыха, уд./мин       Проба Руфье-Диксона: ((ЧСС2-70)+(ЧСС3-ЧСС1))/10  
Интегральная оценка

 

Т а б л и ц а 4.8 — Показатели физической подготовленности

Бег 100 м, с Бег 1000м (жен.), 2000 м (муж.), сек Подтягивание (муж.), подним. туловища (жен.), кол-во раз Прыжок в длину с места, см Уровень физической подготовленности
результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка  
                 

 

В разделе «таблицы оценок физического состояния организма» содержится материал для оценки уровня физического состояния организма. В таблице 4.9 представлены числовые значения каждого исследуемого параметра, отражающего статус здорового организма. Оценка показателей физического состояния испытываемого проводится путем сравнения фактических величин с экспертными величинами для соответствующих половозрастных групп студентов.

 

Т а б л и ц а 4.9 — Интегральная оценка уровня физического состояния

Показатель (баллы) Уровень физического состояния
Очень низкий Низкий Удовлетворительный Хороший Отличный
муж жен муж жен муж жен муж жен муж жен
Индекс массы тела   -2   -2 45-500 -1 40-450 -1 401-450   375-400   37-400 35-374    
Жизненный индекс     51-55 41-45 56-60 46-50 61-65 51-57    
Силовой индекс     61-65 41-50   66-70 51-55 71-80 56-60    
Индекс Руфье-Диксона 10,1 и более   -2 8,1-10   6,1-8   3-6   2,9 и более
Интегральная оценка   3-5 6-9 10-13 14 и более

 

Раздел «Рекомендации по двигательному режиму»состоит из таблицы направленности упражнений в зависимости от отклонений отдельных показателей от наиболее характерных величин для вашего пола и возраста. Особое внимание уделяется наиболее отстающим от нормы показателям функционального состояния, физического развития.

Раздел «протоколы этапного обследования» содержит исходные величины отдельных показателей, протоколы динамики этих показателей, и на основании расчётов по формулам, разработанным узкими специалистами медицинского профиля, выявляются уровень функций отдельных показателей и коэффициент эффективности учебного процесса относительно исходного уровня (первого обследования в начале учебного года).

Раздел «протоколы текущего обследования» состоит только из показателей функционального состояния, результаты которых вносятся в конце каждой недели.

Ведение паспорта здоровья следует рассматривать как профилактическое обследование всех студентов, особенно отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Накопленные за годы данные окажутся полезными самим испытуемым, педагогам, врачам для оценки эффективности оздоровительных мероприятий и многих других целей. По этим данным можно выявить отношение студента к собственному здоровью, оценить влияние разнонаправленных физических нагрузок. А здоровье — это вершина, на которую каждый человек должен взобраться сам.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте общую характеристику современных оздоровительных систем.
  2. Раскройте сущность диагностики состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
  3. Перечислите основные виды диагностики, их цели и задачи.
  4. Каковы цель, задачи и методы самоконтроля?
  5. Охарактеризуйте объективные показатели самоконтроля.
  6. Охарактеризуйте субъективные показатели самоконтроля.
  7. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой и спортом, его содержание и периодичность.
  8. Раскройте содержание педагогического контроля. Назовите его виды.
  9. Как осуществляется коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля?
  10. Какие методы используют в практике физического воспитания для оценки физического развития?
  11. Как определить уровень физической подготовленности?
  12. Как определить уровень своего физического здоровья по трем критериям?
  13. Какие показатели необходимые для интегральной оценки адаптивного потенциала системы кровообращения?
  14. Назовите показатели самоконтроля, которые фиксируют в дневнике самоконтроля.
  15. Из каких разделов состоит паспорт здоровья?

 

 

Г Л А В А 5

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

5.1 Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения.

5.2 Принципы дозирования физиче­ской нагрузки.

5.3 Содержание само­стоятельных занятий физическими упражнениями.

5.4 Составление инди­видуальных комплексов упражне­ний.

5.5 Домашние задания по физиче­ской культуре.

 

Ключевые слова и понятия

Ключевые понятия:

Самостоятельные занятия физическими упражнениями

Педагогическая технология

Физическая нагрузка

Двигательная активность

Самоконтроль

Основные понятия

Здоровье — динамическое состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максималь­ной продолжительности жизни. Понятие "практически здоров" означает, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы не от­ражаются существенно на самочувствии и работоспособности.

Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает адекватно окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.

Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.

Образ жизни — нормы индивидуальной и групповой жизнедеятельно­сти, типичные для конкретных социальных и биологических условий. Проявляется как единство социальных, биологических и индивидуально неповторимых особенностей поведения, мышления, общения, быта, обще­ственной и трудовой деятельности. Подвижен и изменчив.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основан на нравственных и культур­ных нормах и ценностях образа жизни, характеризующийся укреплением здоровья. Основными его элементами доя студентов выступают: мотива­ция и культура учебного труда, межличностного общения и поведения в коллективе; самоуправление и самоорганизация; сексуальное поведение; организация режимов питания, сна, пребывания на воздухе, индивидуаль­но целесообразного режима двигательной активности; выполнение сани­тарно-гигиенических требований, закаливающих процедур; преодоление вредных привычек; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Самостоятельные занятия — система организации занятий физиче­скими упражнениями, обусловленная задачами и их содержанием, необхо­димым для жизнедеятельности человека.

Психофизиологическое воздействие спортивной тренировки обуслов­лено комплексной реакцией организма человека на физические нагрузки, которые являются необходимой составляющей ЗОЖ.

Градация интенсивности физических нагрузок. В зависимости от лучших индивидуальных результатов студентов можно определять и ис­пользовать на занятиях различные уровни интенсивности физической на­грузки.

Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности. Энергетические затраты организма при выполнении различных физиче­ских упражнений определяют критерий интенсивности физической на­грузки. Оценка интенсивности по энергозатратам выполненной физиче­ской работы определяется с учетом ЧСС по соответствующей формуле.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

План

  • Малоподвижный образ жизни и его неблагоприятное влияние на организм человека.
  • Основы методики занятий самостоятельными физическими упражнениями.
  • Способы организации, особенности содержания и формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.
  • Особенности организации индивидуальной двигательной активности студентов.
  • Выбор систем физических упражнений и видов спорта для самостоятельных тренировочных занятий.

· Интенсивность и рациональность физической нагрузки.

· Медико-биологические средства восстановления после занятий.

· Формирование мотивов для целенаправленных самостоятельных занятий физической культурой.


Вопросы для самоконтроля

1. Что вы знаете о самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

2. Какие вы знаете этапы технологии самостоятельных занятий.

3. Назовите способы выполнения самостоятельных занятия.

4. Назовите мотивы, побуждающие вас заниматься физческой культурой.

5. Что для вас потребностно-мотивационные ориентации для занятий физической культурой.

6. На что влияют самостоятельные занятия физической культурой.

7. Назовите основные формы занятий физическими упражнениями.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

4.1 Характеристика современных оздоровительных систем и средств.

4.2 Диагностика состояния организма.

4.3 Объективные и субъективные показатели самоконтроля.

4.4 Педагогический контроль.

4.5 Определение уровня физиче­ского здоровья.

4.6 Оценка физического развития и физической подготовленности.

4.7 Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля.

4.8 Дневник самоконтроля.

4.9 Паспорт здоровья.

Ключевые слова и понятия

 

Валидность (воспроизводимость) тестов – неизменность результатов измерений.

Двигательные способности — индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Нонограмма — график геометрических величин, используемых при расчетах уровня физического развития и физической работоспособности.

Общая физическая подготовка (ОФП) — разностороннее воспитание физических качеств, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в избранном виде спорта, но так или иначе обуславливают успех спортивной деятельности.

Оздоровительная физическая культура — специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе учебы, организацию активного отдыха и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Резистентность организма — способность организма противостоять вирусным респираторным инфекциям, антропогенным загрязнениям внешней среды.

Рекрекация от лат. (recreatio) — восстановление отдых, восстановление сил человека.

Самочувствие — субъективное ощущение человека своего состояния.

Специальная физическая подготовка (СФП) — разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной специализации.

Физическое развитие — закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Его основу составляют морфологические и функциональные резервы организма.

Физическая подготовленность — это результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности, в сформированных прикладных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективной целевой деятельности.

Физическая работоспособность — определенное состояние организма, позволяющее выполнять тот или иной объем физической работы.

Физическое состояние — комплексная характеристика организма человека, отражающая уровень готовности к выполнению акти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.107 (0.015 с.)