Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля

Поиск

Эффективность физического воспитания в значительной мере обусловлена возможностью определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на занимающихся в соответствии с объективной информацией об их физическом состоянии.

Коррекция (исправление, направление) непосредственно связана с управлением процессом физического воспитания. Характеристика уровней физического состояния и программ занятий физическими упражнениями представляют план действий, который должен корректироваться с учетом фактических изменений, происходящих в организме занимающихся. Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля осуществляется с учетом индивидуальных особенностей адаптационных реакций организма, которые проявляются в неспецифической резистентности к условиям окружающей среды.

В программах по физическому воспитанию рекомендуется следующее соотношение средств: силовой направленности — 30—35%, на выносливость — 20—25%, скоростной и скоростно-силовой направленности — 20—25%, профилактико-оздоровительной — 10—15%, на гибкость — 5—10%.

Неадекватность программы проявляется в несоответствии фактических величин контролируемых показателей запланированным. Эти величины могут быть ниже запланированных (ЧСС после выполнения бега на выносливость — 120 вместо 140 уд/мин), что препятствует решению поставленных задач и приводит к отсутствию тренирующего эффекта при развитии физических качеств и выше запланированных, что может привести к функциональным расстройствам и срыву адаптации.

Полученная информация требует принятия решения о коррекции программы, которая включает педагогические и организационные действия.

Регулирование физической нагрузки на занятии осуществляется изменением объема и интенсивности, которые находятся в обратной зависимости. Педагогические действия по коррекции программы связаны с использованием параметров физических упражнений как фактора, регулирующего нагрузку.

Текущая коррекция программы занятий осуществляется по результатам контроля восстановления функции организма после предыдущего занятия, после серии занятий или вынужденного перерыва в занятиях, связанных с болезнью. При трех-, четырехразовых занятиях в неделю «след» от предыдущего занятия по среднему объему и интенсивности нагрузкой сохраняется на протяжении 48 — 62 часов, а восстановление наступает в течение 24 часов. Если нагрузка была большой по объему, то восстановление может проходить дольше, и следующее занятие попадает в стадию недовосстановления, что требует снижения нагрузки на занятии, введение рекреационных мероприятий.

После заболевания в зависимости от нозологии и длительности протекания возобновление занятий осуществляется согласно рекомендациям врача, и нагрузка снижается на 30-40%.

Коррекция программ занятий осуществляется по завершении этапа подготовки, о чем свидетельствует достижение модельной характеристики более высокого уровня физического состояния, с учетом индивидуальных адаптационных реакций организма занимающихся.

 

Дневник самоконтроля

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля, используемая спортсменами — это ведение специального дневника.

Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей физической подготовленности, функциональных проб и контрольных испытаний, выполнения недельного двигательного режима.

Дневниковые записи позволяют с очень высокой степенью объективности судить о физическом состоянии и физическом развитии. В дневнике фиксируется как объективные, так и субъективные показатели самоконтроля (Таблица 4.6).

 

Т а б л и ц а 4.6 — Дневник самоконтроля

№пп Показатели самоконтроля Дата
09 10.2010    
  Самочувствие и настроение Хорошее    
  Сон 8-часовой, хороший    
  Аппетит Хороший    
  Масса тела (кг)      
  Частоту пульса за 1 минуту - утром после сна в положении лежа - до занятий физическими упражнениями - после занятий - через 5 мин после окончания занятий     62 уд/мин 60 уд/мин   72 уд/мин 64 уд/мин    
  Частота дыхания в 1 мин - до занятий - после занятий   16 уд/мин 34 уд/мин    
  Работоспособность Хорошая    
  Тренировочные нагрузки Ускорения 8*30м, бег 100м, темповый бег 6*200 м    
  Болевые ощущения Нет    
  Нарушения режима Нет    
  Спортивные результаты Бег 100м за 14,2 с    

 

Основное место в программе систематического самоконтроля и дневниковых записей занимают оценка и фиксирование субъективных ощущений и впечатлений.

Важным показателем, отражающим психическое состояние занимающегося, является настроение и самочувствие. Они могут быть оценены как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия всегда доставляли удовольствие.

Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). В дневнике указывается продолжительность сна и его качество — «глубокий», «спокойный», «беспокойный», «прерывистый», а также характер засыпания.

В дневнике отмечается аппетит («хороший», «повышенный», «плохой»), случаи повышения жажды.

Масса тела определяется занимающимися периодически (1 — 2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

Работоспособность записывается в дневник как «хорошая», «пониженная», «обычная». В дневнике самоконтроля также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру и силе проявления. В дневнике отмечаются субъективные признания (головная боль, головокружение), которые появляются в связи с выполнением физических упражнений.

Регулярное ведение дневника дает возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. Дневник самоконтроля позволяет правильно строить тренировки и добиваться хороших результатов.

При этом следует помнить, что самокон­троль не заменяет, а лишь дополняет врачебный контроль.

 

Паспорт здоровья

 

С целью привлечения студентов СМГ к контролю за собственным здоровьем рекомендуется ведение паспорта здоровья. Паспорт здоровья предназначен для постоянного контроля за физическим состоянием организма и выдачи рекомендаций по двигательной активности с учётом отклонений от нормы жизненно важных физиологических показателей и под диагноз.

Паспорт здоровья состоит из шести разделов.

Первый раздел «общие сведения» заполняется по данным анамнеза учётной медицинской карточки студента и дополняется информацией о некоторых показателях, отражающих факторы риска.

Второй раздел «алгоритм расчета функционального состояния организма» включает изложение необходимых обследований в течение учебного года. Здесь предлагается ряд формул для расчета отдельных показателей физического состояния организма, куда входят показатели функционального состояния (таблица 4.7), физического развития, физической подготовленности (таблица 4.8), физической и умственной работоспособности обследуемых лиц.

 

Т а б л и ц а 4.7 — Показатели физического состояния

Показатели Результат Индексы Результат
Рост, см      
Вес, кг   Индекс массы тела: вес (кг)/рост (м)2  
Спирометрия, мл   Жизненный индекс: спирометрия (мл)/вес (кг)  
Динамометрия   Силовой индекс: динамометрия (кг)/вес (кг)*100  
ЧСС1 в покое, уд./мин ЧСС2 после 30 приседаний, уд./мин ЧСС3 после 1 мин отдыха, уд./мин       Проба Руфье-Диксона: ((ЧСС2-70)+(ЧСС3-ЧСС1))/10  
Интегральная оценка

 

Т а б л и ц а 4.8 — Показатели физической подготовленности

Бег 100 м, с Бег 1000м (жен.), 2000 м (муж.), сек Подтягивание (муж.), подним. туловища (жен.), кол-во раз Прыжок в длину с места, см Уровень физической подготовленности
результат оценка результат оценка результат оценка результат оценка  
                 

 

В разделе «таблицы оценок физического состояния организма» содержится материал для оценки уровня физического состояния организма. В таблице 4.9 представлены числовые значения каждого исследуемого параметра, отражающего статус здорового организма. Оценка показателей физического состояния испытываемого проводится путем сравнения фактических величин с экспертными величинами для соответствующих половозрастных групп студентов.

 

Т а б л и ц а 4.9 — Интегральная оценка уровня физического состояния

Показатель (баллы) Уровень физического состояния
Очень низкий Низкий Удовлетворительный Хороший Отличный
муж жен муж жен муж жен муж жен муж жен
Индекс массы тела   -2   -2 45-500 -1 40-450 -1 401-450   375-400   37-400 35-374    
Жизненный индекс     51-55 41-45 56-60 46-50 61-65 51-57    
Силовой индекс     61-65 41-50   66-70 51-55 71-80 56-60    
Индекс Руфье-Диксона 10,1 и более   -2 8,1-10   6,1-8   3-6   2,9 и более
Интегральная оценка   3-5 6-9 10-13 14 и более

 

Раздел «Рекомендации по двигательному режиму»состоит из таблицы направленности упражнений в зависимости от отклонений отдельных показателей от наиболее характерных величин для вашего пола и возраста. Особое внимание уделяется наиболее отстающим от нормы показателям функционального состояния, физического развития.

Раздел «протоколы этапного обследования» содержит исходные величины отдельных показателей, протоколы динамики этих показателей, и на основании расчётов по формулам, разработанным узкими специалистами медицинского профиля, выявляются уровень функций отдельных показателей и коэффициент эффективности учебного процесса относительно исходного уровня (первого обследования в начале учебного года).

Раздел «протоколы текущего обследования» состоит только из показателей функционального состояния, результаты которых вносятся в конце каждой недели.

Ведение паспорта здоровья следует рассматривать как профилактическое обследование всех студентов, особенно отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Накопленные за годы данные окажутся полезными самим испытуемым, педагогам, врачам для оценки эффективности оздоровительных мероприятий и многих других целей. По этим данным можно выявить отношение студента к собственному здоровью, оценить влияние разнонаправленных физических нагрузок. А здоровье — это вершина, на которую каждый человек должен взобраться сам.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте общую характеристику современных оздоровительных систем.
  2. Раскройте сущность диагностики состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
  3. Перечислите основные виды диагностики, их цели и задачи.
  4. Каковы цель, задачи и методы самоконтроля?
  5. Охарактеризуйте объективные показатели самоконтроля.
  6. Охарактеризуйте субъективные показатели самоконтроля.
  7. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой и спортом, его содержание и периодичность.
  8. Раскройте содержание педагогического контроля. Назовите его виды.
  9. Как осуществляется коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля?
  10. Какие методы используют в практике физического воспитания для оценки физического развития?
  11. Как определить уровень физической подготовленности?
  12. Как определить уровень своего физического здоровья по трем критериям?
  13. Какие показатели необходимые для интегральной оценки адаптивного потенциала системы кровообращения?
  14. Назовите показатели самоконтроля, которые фиксируют в дневнике самоконтроля.
  15. Из каких разделов состоит паспорт здоровья?

 

 

Г Л А В А 5

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

5.1 Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения.

5.2 Принципы дозирования физиче­ской нагрузки.

5.3 Содержание само­стоятельных занятий физическими упражнениями.

5.4 Составление инди­видуальных комплексов упражне­ний.

5.5 Домашние задания по физиче­ской культуре.

 

Ключевые слова и понятия

Ключевые понятия:

Самостоятельные занятия физическими упражнениями

Педагогическая технология

Физическая нагрузка

Двигательная активность

Самоконтроль

Основные понятия

Здоровье — динамическое состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максималь­ной продолжительности жизни. Понятие "практически здоров" означает, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы не от­ражаются существенно на самочувствии и работоспособности.

Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает адекватно окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.

Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.

Образ жизни — нормы индивидуальной и групповой жизнедеятельно­сти, типичные для конкретных социальных и биологических условий. Проявляется как единство социальных, биологических и индивидуально неповторимых особенностей поведения, мышления, общения, быта, обще­ственной и трудовой деятельности. Подвижен и изменчив.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основан на нравственных и культур­ных нормах и ценностях образа жизни, характеризующийся укреплением здоровья. Основными его элементами доя студентов выступают: мотива­ция и культура учебного труда, межличностного общения и поведения в коллективе; самоуправление и самоорганизация; сексуальное поведение; организация режимов питания, сна, пребывания на воздухе, индивидуаль­но целесообразного режима двигательной активности; выполнение сани­тарно-гигиенических требований, закаливающих процедур; преодоление вредных привычек; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Самостоятельные занятия — система организации занятий физиче­скими упражнениями, обусловленная задачами и их содержанием, необхо­димым для жизнедеятельности человека.

Психофизиологическое воздействие спортивной тренировки обуслов­лено комплексной реакцией организма человека на физические нагрузки, которые являются необходимой составляющей ЗОЖ.

Градация интенсивности физических нагрузок. В зависимости от лучших индивидуальных результатов студентов можно определять и ис­пользовать на занятиях различные уровни интенсивности физической на­грузки.

Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности. Энергетические затраты организма при выполнении различных физиче­ских упражнений определяют критерий интенсивности физической на­грузки. Оценка интенсивности по энергозатратам выполненной физиче­ской работы определяется с учетом ЧСС по соответствующей формуле.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

План

  • Малоподвижный образ жизни и его неблагоприятное влияние на организм человека.
  • Основы методики занятий самостоятельными физическими упражнениями.
  • Способы организации, особенности содержания и формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.
  • Особенности организации индивидуальной двигательной активности студентов.
  • Выбор систем физических упражнений и видов спорта для самостоятельных тренировочных занятий.

· Интенсивность и рациональность физической нагрузки.

· Медико-биологические средства восстановления после занятий.

· Формирование мотивов для целенаправленных самостоятельных занятий физической культурой.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.189 (0.01 с.)