Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,



промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Формами текущего контроля успеваемости являются опрос (устный и письменный), контрольная работа, тестирование, практические задания, ситуационные задачи (казусы). Тестовые задания, практические задания содержатся в составе учебно-методического комплекса дисциплины на кафедре.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ И прАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. Подготовка к семинарским занятиям является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов. Целью семинарских занятий является закрепление знаний, полученных на лекционных занятиях и в ходе самостоятельной работы, а также выработка навыков работы с учебной и научной литературой и правовыми источниками. Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с повторения материала лекции по соответствующей теме, а потом переходить к изучению материалов учебников, руководствуясь планами семинарских занятий. Только после того, как студент освоит учебный материал, следует обращаться к изучению норм первоисточников по истории государства и права зарубежных стран и научной литературы. После того как изучение рекомендованной литературы завершено, студенты могут проверить свои знания с помощью вопросов для самоконтроля, содержащихся в конце плана каждого семинара по соответствующей теме. Следует помнить, что одной из целей любого семинарского занятия является выработка у студентов навыков ораторского искусства и юридического языка, поэтому ответы на семинарских занятиях должны представлять собой самостоятельное изложение материала. Подготовка к семинарскому занятию должна завершиться решением ситуационных задач (казусов) по каждой теме. Решение задач способствует закреплению и более углубленному пониманию изученного материала, а также приобретению навыков анализа конкретных юридических ситуаций и норм первоисточников.

 

 

Раздел I.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

Тема 1. Государство и право Древнего Вавилона

Вопросы

1. Особенности возникновения Древневосточных государств.

2. Общественный строй Др. Вавилона.

3. Государственный строй Вавилонского царства.

4. Законы Хаммурапи:

· общая характеристика;

· правовое положение населения;

· имущественные отношения;

· семейное и наследственное право;

· преступления и наказания, система доказательств.

Вопросы для самоконтроля и казусы к теме

1. В чем заключается сущность патриархального рабства?

2. Правовое положение рабов.

3. В чем заключается сущность долгового рабства?

4. Правовое положение рабов-должников.

5. КАЗУС. Мушкенум Сумид, взяв у ростовщика серебро в дом, не смог его вернуть. В счет погашения долга он отдал заимодавцу в кабалу свою дочь. В течение какого срока должна отрабатывать долг дочь Сумида в доме кредитора? Будет ли привлечен кредитор к ответственности, если дочь Сумида умрет в его доме из-за плохого обращения?

6. КАЗУС. Эшнун арендовал у Эдлина участок земли, уплатив за него сразу всю арендную плату. Однако из-за наводнения урожай на арендованном участке погиб. Эшнун обратился в суд с требованием, чтобы Эдлин возвратил ему арендную плату, т.к. с арендованной земли он не собрал урожая. Будет ли удовлетворен иск Эшнуна по “Законам Хаммурапи”?

7. КАЗУС. Вавилонянин Хумбад отдал на хранение тамкару 50 сиклей серебра. По возвращении Хумбада из путешествия тамкару отказался вернуть серебро, ссылаясь на то, что его у него украли и тому есть свидетели. Хумбад обратился в суд. Какие могут быть варианты судебных решений?

8. Правовое положение имущества наемного воина.

9. Правовое положение супругов.

10. Имущественные правоотношения между супругами.

11. Укажите круг законных наследников по “Законам Хаммурапи”.

12. Наследование по завещанию в Законах Хаммурапи.

13. КАЗУС. Рабыня – наложница родила хозяину трех сыновей, которых отец признал своими и воспитал вместе с сыновьями от законной жены. После смерти отца дети наложницы стали требовать доли в наследстве, а сыновья от законной жены, в свою очередь, предъявили иск об обращении своих единокровных братьев в рабство. В связи с этим между детьми жены и детьми наложницы возникла ссора, и в драке сын наложницы сломал руку сыну законной жены. Каково будет решение спора на основе Законов Хаммурапи?

14. КАЗУС. У Шхума было три сына. Однако больше всего он благоволил младшему, которому завещал дом. После смерти отца старшие братья потребовали отменить завещание и поделить дом поровну. Наследник дома обратился в суд с просьбой рассудить его с братьями.

Каким будет решение суда по “Законам Хаммурапи”?

15. Какие виды преступлений и наказаний указаны в Законах Хаммурапи?

16. Найдите в “Законах Хаммурапи” примеры членовредительских наказаний.

17. КАЗУС. Авилум Мардук-Мубаллит нанял строителя Эриб-Ураша для постройки дома. Когда дом уже был построен, обрушилась часть крыши и погиб малолетний сын Мардук-Мубаллита. Мардук-Мубаллит потребовал у судьи казни Эриб-Ураша. Какие решения может принять суд на основании Законов Хаммурапи?

18. КАЗУС. Вавилонянин Этан был ограблен неизвестными лицами на территории одной из сельских общин. Преступники не были найдены. Через год Этан обнаружил свои похищенные драгоценности выставленными для продажи. Продавец заявил, что купил драгоценности у наследников недавно умершего ювелира, но лица, которые могут засвидетельствовать факт этой сделки, временно отсутствуют. Какие возможные варианты судебного решения по данному делу согласно Законам Хаммурапи?

19. В чем заключается сущность принципа талиона?

20. Что такое ордалий?

21. На основе анализа положений Законов Хаммурапи найдите нормы процессуального характера, и с их помощью дайте характеристику процесса в Вавилонском царстве.

22. Какие доказательства использовались для судебных разбирательств в Др. Вавилоне?

Литература

Основная: [1-3,5-11], дополнительная: [12, 14, 16-18,20,23,25-29, 33,36,38,43-44, 48-52, 54].

 

Тема 2. Государство и право Древней Индии

Вопросы

1. Особенности общественно-политического развития Индии в ведийский период.

2. Государственный и общественный строй империи Маурьев.

3. Законы Ману:

· общая характеристика;

· закрепление кастового строя;

· имущественные отношения;

· семейное и наследственное право;

· уголовное право, процесс.

Вопросы для самоконтроля и казусы к теме

1. Укажите способы приобретения рабства в Др. Индии.

2. Какие занятия отводились каждой из каст?

3. Чем каста отличается от варны?

4. Назовите способы приобретения имущества согласно Законам Ману.

5. Какие договоры существовали в Древнеиндийском государстве?

6. Укажите условия, при которых заключенный договор признавали недействительным в Др. Индии.

7. Правовое положение женщин по Законам Ману.

8. Порядок наследования в Др. Индии.

9. Укажите виды преступлений и наказаний по Законам Ману.

10. КАЗУС. Ремесленник шудра грубо обругал брахмана за то, что тот задерживал оплату выполненной работы. В результате разгоревшейся ссоры шудра ударил брахмана рукой по голове, не нанеся, однако, сильной травмы. Каковы будут последствия этого инцидента для шудры? На каком принципе будет основываться наказание?

11. Проанализировав Законы Ману, найдите и назовите 18 видов судебного разбирательства по гражданским и уголовным делам.

Литература

Основная: [1-3,5-11], дополнительная: [12-14, 16-18,20,23,25-29, 33,36,38,43-44, 48-52, 54].

Тема 3. Рабовладельческое государство и право Афин и Спарты

Вопросы

1. Особенности образования античных государств на Балканах.

2. Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена.

3. Общественный и государственный строй Афин в 5-4 вв. до н.э.

4. Афинское право.

5. Общественный и государственный строй Спарты. Законодательство Ликурга.

Вопросы для самоконтроля и казусы к теме

1. Общее и особенное в происхождении античных государств.

2. Что предполагает полисная система?

3. Реформы Тесея, их роль в становлении афинской государственности.

4. Оформление органов публичного управления.

5. Реформы Солона. Роль реформ в разрушении родовой организации власти.

6. Понятие сисахфии.

7. Сущность реформ Клисфена, их влияние на образование государственного аппарата.

8. Укажите органы управления Афинского государства в 5-4 вв. до н.э. и их функции.

9. Стадии законодательного процесса в Древних Афинах.

10. Сущность классического рабства, его отличие от рабства патриархального (страны Древнего Востока).

11. Судебные органы в Афинах.

12. Организация Афинской армии.

13. Упадок афинской демократии.

14. Источники права в Афинском государстве.

15. Право собственности и обязательства в афинском праве. Виды договоров.

16. КАЗУС. В 585 г. до н.э. афинский крестьянин Феодор взял в долг под залог своего земельного участка 100 драхм у знатного землевладельца Иона. В назначенный срок ему не удалось рассчитаться с кредитором. Каковы могли быть последствия неуплаты долга? Изменится ли решение задачи, если описанное событие происходило бы после

594 г. до н.э.?

17. Правовое положение супругов в афинской семье.

18. Система преступлений и наказаний в Древних Афинах.

19. Особенности образования государства Спарта.

20. Сравнение реформ Солона, Клисфена (Афины) и Ретры Ликурга (Спарта).

21. Роль Ретры Ликурга в процессе образования государства.

22. Правовое положение спартиатов, периеков, илотов.

23. Органы управления в Спарте.

24. Кризис политической системы Спарты.

Литература

Основная: [1-3,5-11],, дополнительная: [12,14,16-20,24-29, 33,36, 38,43-44, 48-52, 54].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.022 с.)