Занятие № 1. Знакомство с кафедрой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 1. Знакомство с кафедрой.



ПРАКТИКУМ

ПО НОРМАЛЬНОЙ

ФИЗИОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Для студентов КрасГМА по специальности лечебное дело

 

Красноярск

 

 

УДК 612(076.1)

ББК

И-

 

Практикум по нормальной физиологии (методические указания для практических занятий и самостоятельной внеаудиторной работы студентов по специальности лечебное дело) /Ю. И. Савченков, В. С. Медведев и др.; Под ред. Ю. И. Савченкова. - Красноярск, 2007. – 90 с.

 

В настоящем учебном пособии с учетом последних достижений в области нормальной физиологии и современных методических требований Высшей школы изложен разделы физиологии «Физиология системы крови, возбудимых тканей и ЦНС». Методический материал представлен в виде методических разработок к занятиям для студентов, в каждой из которых обязательно определены тема и цель занятия, контрольные вопросы, тестовые задания и вопросы самоконтроля.

 

Составители:

Савченков Ю. И., Медведев В. С., Пац Ю. С., Солдатова О. Г., Л.А. Михайлова, Л., Чеснокова, Т.В. Толмачева, Г.М. Потылицина, В.В. Потылицина, П.Н. Трегубчак, Е.А. Мальцева

 

 

Рецензент:

зав. кафедрой клинической физиологии и функциональной диагностики Красноярской медицинской академии, профессор, д. м. н. Шилов С. Н.,

 

 

Одобрено в качестве учебно-методического пособия решением

Ученого Совета ФФМО Красноярской государственной медицинской академии

(протокол №9 от 6 июня 2007 года)

 

 

Предисловие.

 

Данное методическое пособие является переработанным аналогом ранее изданных кафедрой пособий по темам «Физиология системы крови, возбудимых тканей и ЦНС» и «Физиология висцеральных систем», «Интегративная физиолия». Методические указания дпо самостоятельной работе студентов в аудитории и дома построены в соответствии с утвержденными в КрасГМА стандартами УМК дисциплин. Студенту предлагается следующий алгоритм самоподготовки к занятиям по “Физиологии человека”:

1) ознакомление с темой и целью занятия,

2) ознакомление с контрольными и профильными вопросами для составления общего впечатления о сути рассматриваемого вопроса и определения объема информации для самоподготовки,

3) чтение и разбор учебного материала:

- по конспектам лекций,

- по учебнику физиологии под ред. Р.С. Орлова и А.Д. Ноздрачева (2005) или под ред. В. М. Покровского (1997) с обязательным рассмотрением графического материала,

4) решение тестовых заданий из сборника, изданного кафедрой, с учетом профильности факультета;

5) решение ситуационных задач по теме из сборника «задачи и упражнения по физиоло гии», Красноярск, 1998;

6) подготовка к лабораторным работам:

- по учебному пособию Ю. И. Савченкова, В. И. Киселева “Практические навыки функцио нальных физиологических исследований” (1993);

- по учебному пособию “Практикум по нормальной физиологии”, для медицинских ВУЗов

под ред. Н. А. Агаджаняна;

- по «Руководству «Уроки физиологии с фирмой БИОПАК», Красноярск, 2007;

7) самоконтроль усвоенных знаний по вопросам рубрики “Вопросы для самоконтроля”,

 

Объем подготовки к занятию можно значительно увеличить за счет расширения объема самоподготовки. Это осуществимо при работе в методическом кабинете кафедры для самостоятельной работы студентов (предъявив собственный студенческий билет КрасГМА лаборантам кафедры физиологии в учебное время). Здесь можно ознакомиться со списком литературы, имеющейся в библиотеке КрасГМА, по интересующему Вас вопросу или поработать с находящейся здесь же литературой. Обязательно обратите внимание на тематический список программного обеспечения дисплейного класса нашей кафедры. Определившись с темой компьютерной программы, Вы можете позаниматься с ней (в обучающем или контролирующем варианте). Кроме того, в методическом кабинете имеются список вопросов рубрики “Вопросы для самоконтроля” и эталоны ответов по каждому занятию. Самоподготовка студента, таким образом, гарантирует ему прочные знания, хорошую успеваемость, высокий рейтинг и вероятность успешной сдачи тестового экзамена.

 

 

Список сокращений

 

АД - артериальное давление
АКТГ - адренокортикотропный гормон
БАВ - биологические активные вещества
ДЖЕЛ - должная жизненная емкость легких
ЖЕЛ - жизненная емкость легких
МОК - минутный объем кровообращения
ПД - потенциал действия
РЭС - ретикулоэндотелиальная система
СВ - систолический выброс
ЧДД - частота дыхательных движений
ЧСС - частота сердечных сокращений
ЭКГ - электрокардиограмма

ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЮ

ЗАНЯТИЕ № 1. ЗНАКОМСТВО С КАФЕДРОЙ.

Тема. Вводное занятие. Задачи практикума по физиологии, методы физиологических исследований.

Цель занятия: сформировать у студента современные представления о нормальной физиологии, ее целях и задачах, методах исследования, понять ее значение для медицины

Этапы занятия:

1. Знакомство с группой

2. Знакомство с кафедрой, ее историей, коллективом, областью научных интересов

3. Информация преподавателя о предмете, целях и задачах нормальной физиологии

4. Организация учебного процесса на кафедре

5. Знакомство с порядком освоения практических навыков, работы на практических и итоговых занятиях, рейтингом текущей успеваемости, требованиями к заключительному экзамену

6. Беседа со студентами по материалам вводной лекции

Вопросы занятия:

1.Физиология как фундаментальная биомедицинская наука, предмет и методы нормальной физиологии

2.Организм, основные функции организма

3. Механизмы регуляции жизнедеятельности

4. Понятие о функциональных системах. Структура функциональных систем

5. Основные принципы системогенеза

 

ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

ЗАНЯТИЕ № 2. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ

Цель занятия: На основе общебиологических представлений изучить физиологические механизмы возбуждения, возбудимости, возникновения мембранного потенциала и потенциала действия.

Контрольные вопросы

1. Общие свойства возбудимых тканей..

2. Строение и функции мембран. Активный и пассивный транспорт веществ через мембраны.

3. Электрические явления в возбудимых тканях. Мембранный потенциал и его происхождение.

4. Современное представление о процессе возбуждения. Местное и распространяющееся возбуждение.

5. Потенциал действия и его фазы.

6. Законы распространения возбуждения.

7. Возбудимость и ее изменение при возбуждении. Параметры возбудимости.

8. Действие постоянного тока на возбудимые ткани.

9. Решение заданий по сборнику «Задачи и упражнения по физиологии для студентов (методические рекомендации)» под ред. Ю. И. Савченкова, 1980. №№ 1-23, 30, 39-47 (стр. 16-22).

ПРОСМОТР УЧЕБНОГО ФИЛЬМА

«История открытия биоэлектрических явлений» - 15 мин.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Практическая работа № 1. ЗАВИСИМОСТЬ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛА ДЕЙСТВИЯ ОТ КОНЦЕНТРАЦИИ ИОНОВ ПО ОБЕ СТОРОНЫ МЕМБРАНЫ.

Работа с электронной моделью возбудимой мембраны – на компьютерах в учебной комнате или в компьютерном классе.

Ход работы – запустите на компьютере (операционная система не выше Windows 1997) программу XX_NEW.EXE и выполняйте ее требования. Изменяя концентрацию ионов К и Na по обе стороны мембраны, выявите зависимость амплитуды потенциала действия от этих условий.

 

Практическая работа № 2. ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЯ

Работа проводится в учебном кабинете функциональной диагностики кафедры.

Ход работы и анализ результатов - см. «Руководство по проведению уроков физиологии с полиграфом БИОПАК», Красноярск, 2007.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – см. Тестовые задания по нормальной физиологии, Красноярск, 2007»,.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Что такое критический уровень деполяризации?
  2. Перечислите известные Вам параметры возбудимости.
  3. Какие две величины определяют величину порога раздражения?
  4. Что такое полезное время (порог времени)?
  5. Что такое хронаксия?
  6. Нарисуйте кривую силы-времени Гоорвега-Вейса.
  7. Что называется аккомодацией возбудимой ткани?
  8. Зависит ли критический уровень деполяризации от характера раздражения?
  9. Какие изменения ионной проницаемости мембраны обуславливают аккомодацию?
  10. Что называется лабильностью?
  11. Что называется мерой лабильности?
  12. Какие биохимические изменения происходят в возбудимых тканях при возбуждении?
  13. Какое соотношение содержания ионов натрия, калия и хлора вне и внутри клетки в покое?
  14. Для каких ионов проницаемость мембран в покое выше?
  15. Какие факторы обеспечивают наличие мембранного потенциала?
  16. Как меняется заряд мембраны при увеличении диффузии ионов К?
  17. Как меняется заряд мембраны при увеличении диффузии ионов Nа?
  18. Каково соотношение проницаемости мембраны для ионов К и Nа в покое?
  19. Какими изменениями свойств мембраны обусловлена фаза деполяризации?
  20. Каков характер выделения тепла в нервах и мышцах при возбуждении?
  21. Как меняется заряд мембраны при увеличении диффузии ионов Nа?
  22. Как меняется заряд мембраны при уменьшении диффузии ионов К?
  23. Почему для работы натрий-калиевого насоса должна тратиться энергия?
  24. Чем обусловлен локальный ответ?
  25. Как зависит амплитуда локального ответа от силы раздражения?
  26. Как изменится возбудимость ткани во время локального ответа?
  27. Перечислите отличия локального ответа от потенциала действия.
  28. Какова максимальная величина локального ответа?
  29. Когда локальный ответ перерастает в потенциал действия?
  30. Нарисуйте схему локального ответа нервного волокна и перерастание его в потенциал действия.
  31. Нарисуйте схему потенциала действия.
  32. Какова величина потенциала действия при внутриклеточном отведении?
  33. Что называется пороговым потенциалом или порогом деполяризации?
  34. Зависит ли величина потенциала действия от силы раздражения?
  35. Какова амплитуда и длительность следовых потенциалов?
  36. Какими изменениями свойств мембраны обусловлена фаза реполяризации?
  37. Как зависит амплитуда локального ответа от силы раздражения?
  38. Что называется возбудимостью?
  39. Чем обусловлен отрицательный следовой потенциал?
  40. Чем обусловлен следовой положительный потенциал?
  41. Как будет изменяться возбудимость ткани, если мембранный потенциал будет приближаться к критическому уровню деполяризации?
  42. Назовите законы распостранения возбуждения?
  43. Как классифицируются нервные волокна?
  44. Какие фазы изменения возбудимости наблюдаются в нервной и мышечной ткани при возбуждении?
  45. Какими преимуществами обладает электрический ток как раздражитель?
  46. Сформулируйте закон полярного действия постоянного тока.
  47. Как изменяется критический уровень деполяризации под катодом при катодической депрессии?
  48. Кто и когда установил, что электрический ток обладает способностью изменять возбудимость ткани?
  49. Нарисуйте график изменения возбудимости нерва при его возбуждении.
  50. Как изменяется мембранный потенциал клетки при замыкании цепи постоянного тока в области анода?

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Практическая работа №1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫПРЯМИТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА.

Ход работы: В качестве подопытного животного используется кролик. Животное укладывается набок и после удержания в неестественной позе в течении 5-10 секунд отпускается.

Интерпретация результатов. Оцените последовательность и стадийность восстановления позы кроликом последующем моментом: 1) подъем головы, 2) выпрямление туловища, 3) принятие естественной позы. Перечислите рефлексогенные зоны, участвующие в осуществлении рефлекса восстановления позы.

А. Коленный рефлекс.

Ход работы. Испытуемому в положении сидя, положив ногу на колено другой неврологическим моточком наносят легкий удар по сухожилию четырехглавой мышце бедра в области нижней ямки коленной чашечки. В норме произвольное разгибание хорошо отслеживается при правильном положении ноги и еще более усиливается, если обследуемый сильно сомкнет пальцы рук.

Интерпретация результатов. Дайте заключение о наличии проприоцептивной чувствительности в поясничном отделе позвоночника (дуга рефлекса замыкается на уровне L2-L4 и приходит в составе бедренного нерва).

В. Ахиллов рефлекс.

Ход работы. Испытуемый становится коленями на стол и неврологическим молоточком исследующий наносит легкий удар по ахиллову сухожилию икроножной мышцы в области нижней трети (у пяточной кости). В норме наблюдается подошвенное сгибание стопы.

Интерпретация результатов. Дайте заключение о наличии проприоцептивной чувствительности в пояснисно-крестцовом отделе позвоночника (дуга рефлекса замыкается на уровне L3-S1 и проходит в составе большеберцового нерва).

Практическая работа № 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ НА ВИЗУАЛЬНЫЙ СТИМУЛ У ЧЕЛОВЕКА.

Ход работы:

1. Каждая пара студентов должна получить измеритель времени реакции и поручить одному студенту выполнять роль исследователя, а другому студенту - роль пациента. Измерителем может быть длинная линейка, имеющая деления в см. или в миллисекундах.

2. Войти в нужное положение.

Пациент должен сидеть на стуле, в то время как исследователь должен быть напротив пациента.

Исследователь должен держать измеритель за конец, и пациент должен поместить большой палец и указательный палец доминирующей руки с обеих сторон измерителя напротив линии начального отсчета, приблизительно на расстоянии один дюйм. То есть марка первой линии на измерителе должна быть между большим пальцем пациента и указательным пальцем.

3. Пациент должен указать, когда он готов начать, и исследователь должен в любое время в пределах следующих 10 секунд выпустить измеритель из пальцев, предоставив ему возможность свободно падать вниз между пальцами пациента

Исследователь не должен смотреть на пациента, или давать любой знак о том, когда он собираются освобождать измеритель.

4. Пациент должен пробовать поймать измеритель между большим пальцем и указательным, как только он начинает падать.

5. Проделайте 10 таких проб, и затем повторите это упражнение еще раз. Запишите результаты 10 измерений в Протоколе.

Число миллисекунд, которые требуется для пациента, чтобы поймать измеритель, читается по значениям на измерителе; используйте величину, находящуюся под центром большого пальца.

Для перевода сантиметров в миллисекунды используйте следующее преобразование:

 

Расстояние Время Реакции
5 см 0.10 sec (100 ms)
10 см 0.14 sec (140 ms)
15 см 0.17 sec (170 ms)
20 см 0.20 sec (200 ms)
25.5 см 0.23 sec (230 ms)
30.5 см 0.25 sec (250 ms)
43 см 0.30 sec (300 ms)
61 см 0.35 sec (350 ms)
79 см 0.40 sec (400 ms)
99 см 0.45 sec (450 ms)
123 см 0.50 sec (500 ms)

 

или, чтобы быть более точными, используйте следующую формулу:

где, t = время (в секундах); y = расстояние (в см); g = 980 cm/sec2 (ускорение свободного падения).

Запишите результаты эксперимента в протокольной тетради.

Поменяйте местами пациента и исследователя и повторите исследование.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ – см. Сборник тестов по нормальной физиологии, Красноярск, 2007» для своего факультета.

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Какие методы применяются для изучения функций ЦНС?
  2. Перечислите главные нисходящие пути спинного мозга.
  3. Что произойдет с мышечным тонусом после перерезки ствола мозга по границе между продолговатым мозгом и средним?
  4. Какую структуру мозга называют ретикулярной формацией?
  5. Какие явления происходят при повреждении красного ядра?
  6. Какое экспериментальное животное называют «спинальным»?
  7. Какой нисходящий путь начинается от красного ядра?
  8. Назовите главные ядра среднего мозга?
  9. Что является причиной децеребрационной ригидности?
  10. Как меняется положение головы и глаз при вращательных движениях?
  11. Назовите функции спинного мозга.
  12. Как изменится тонус конечности при повороте головы влево?
  13. Почему после перерезки ствола мозга средним и продолговатым возникает децеребрационная ригидность?
  14. В чем заключается анатомо-клинический метод исследования ЦНС?
  15. Через какие нейроны осуществляется активирующее влияние ретикулярной формации на рефлексы спинного мозга?
  16. Сформулируйте закон Белла-Мажанди.
  17. Назовите главные рефлекторные центры спинного мозга.
  18. Какие ядра ствола мозга необходимо разобщить, чтобы вызвать децеребрационную ригидность?
  19. Что является вторым этапом выпрямительного рефлекса?
  20. В чем проявляется тормозящее влияние ретикулярной формации на деятельность спинного мозга?
  21. Как в эксперименте можно доказать закон Белла-Мажанди?
  22. Откуда начинается вестибулоспинальный путь?
  23. Какое ядро продолговатого мозга принимает участие в регуляции мышечного тонуса?
  24. Какую функцию выполняют передние и задние бугры четверохолмия?
  25. Через какие нейроны происходит тормозящее влияние ретикулярной формации на рефлексы спинного мозга?
  26. Перечислите главные восходящие пути спинного мозга.
  27. Что называется децеребрационной ригидностью?
  28. Какие виды статических рефлексов Вы знаете?
  29. Как изменится тонус разгибателей при подъеме головы животного кверху?
  30. В чем проявляется активирующее влияние ретикулярной формации на деятельность спинного мозга?
  31. Откуда начинаются пирамидные пути?
  32. За счет какого отдела ЦНС осуществляются познотонические рефлексы?
  33. При каких условиях возникают статокинетические рефлексы?
  34. Назовите основные особенности строения ретикулярной формации
  35. Импульсы от каких рецепторов возбуждают ядро Дейтрса в продолговатом мозгу?
  36. В каких сегментах спинного мозга находятся центры дефекации и мочеиспускания?
  37. Перечислите функции продолговатого мозга?
  38. Какие рефлексы называются статическими?
  39. Откуда исходят импульсы. восстанавливающие положение головы при выпрямительных рефлексах?
  40. Какое влияние оказывает ретикулярная формация на функции спинного мозга?
  41. Где в спинном мозгу расположены центры симпатической нервной системы?
  42. Перечислите жизненно важные функции продолговатого мозга.
  43. Какое действие оказывают импульсы красного ядра на альфа – и гамма – нейроны спинного мозга?
  44. Как осуществляется рефлекторная активация ретикулярной формации?
  45. Где в спинном мозге расположены центры парасимпатической нервной системы?
  46. Какое экспериментальное животное называют «бульбарным»?
  47. Как изменится тонус конечностей животного при запрокидывании его головы назад?
  48. Как изменится тонус конечностей животного при наклоне его головы вперед?
  49. Какие рефлексы называются статокинетическими?
  50. Что происходит у животного после перерезки задних корешков спинного мозга с одной стороны?
  51. Какое преимущественное влияние оказывает ретикулярная формация на деятельность коры больших полушарий?
  52. Какую роль выполняют задние корешки спинного мозга?

 

 

МЕЖУТОЧНОГО МОЗГА И ПОДКОРКОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

Цель занятия: Изучение функций коры, подкорковых образований, мозжечка, вегетативной нервной системы.

Контрольные вопросы

1. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегета­тивные функции организма.

2. Таламус, функциональная характеристика и особеннос­ти ядерных групп таламуса.

3. Гипоталамус, функциональная характеристика его основ­ных ядерных групп. Участие гипоталамуса в регуляции вегетативных функций, формировании эмоций и мотивации.

4. Базальные ядра, их функциональная характеристика Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и. сложных двигательных актов.

5.Лимбическая система мозга, ее роль в формировании мо­тиваций и эмоций.

6. Локализация функций в коре больших полушарий.

7. Электроэнцефалография как метод объективной оценки функционального состояния мозга, клинические воз­можности.

8. Вегетативная нервная система, ее морфофункциональная организация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности.

9:; Решить задачи из сборника "задачи и упражнения по фи­зиологии" подред. Ю.И. Савченкова (1998): (№ 3.20,3.26, •jo 3.27, 3.32, 3.45,3.47, 3.48, 3.51, 3.53,3.54,3.58, 3.81, 3.85).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

В. Фланговая походка.

Ход работы. Обследуемый отставляет правую ногу, затем приставляет к ней левую и делает таким образом пять шагов вправо. Затем аналогичным образом выполняет пять шагов влево.

Интерпретация результатов. В норме выполнение тес­та затруднений не вызывает. При нарушении функции моз­жечка наблюдается затруднение фланговой походки на сто­роне поражения. Поражение вестибулярного аппарата на выполнении фланговой походки не отражается. Таким об­разом, этот тест служит одной из дифференциальных проб для выявления нарушений функций мозжечка или вестибу­лярного аппарата.

А. Проба Ожеховского.

Ход работы. Врач и обследуемый становятся лицом к друг другу на расстоянии вытянутой руки. Обследующий держит свои руки (ладонями вперед) перед собой на уровне плечевого пояса испытуемого, который своими ладонями как бы опирается на врача, т.е. переносит на него незначи­тельную часть своего веса, достаточную для поддержания равновесия. При внезапном убирании рук врача книзу ис­пытуемый стремится сохранить равновесие тела.

Интерпретация результатов. В норме испытуемый успешно сохраняет равновесие, оставаясь неподвижным, или слегка отклоняется назад. У больного человека выполне­ние пробы приводит к явному наклону туловища вперед (с подшагиванием или без него).

 

Б. Проба Бабинского.

Ход работы. Испытуемый ложится на жесткую кушет­ку, скрещивает руки на груди. Врач предлагает испытуемо­му встать с кушетки, не изменяя положения рук, и наблю­дает за процессом вставания.

Интерпретация результатов. В норме человек успешно пытается поднять туловище. При поражении мозжечка по­пытка встать не выполнима и ограничивается подъемом ног, а не туловища.

А. Пальце-носовая проба.

Ход работы. Обследуемому предлагают указательным пальцем сперва одной, потом другой руки попасть в кончик собственного носа с открытыми и с закрытыми глазами.

Интерпретация результатов. Оценивается наличие и сравнительная точность попадания пальцем в кончик носа обе­ими руками, траектория движения пальцев, проявление тремо-ра (дрожания) патьцев во время выполнения пробы. В норме выполнение пробы с открытыми и закрытыми глазами дости­гается без видимых усилий и напряжения обеими руками. На стороне поражения мозжечка наблюдается промахивание, иног­да сочетающееся с дрожанием кисти и пальца, которое усили­вается по мере приближения пальца к носу, особенно при вы­полнении пробы с закрытыми глазами.

 

Б. Коленно-пяточная проба.

Ход работы. Для выполнения пробы испытуемый ложит­ся на жесткую кушетку. Ему предлагается с открытыми, а за­тем с закрытыми глазами достать пяткой одной ноги колено другой, а потом пяткою провести по передней поверхности голени от колена до голеностопного сустава и обратно. Оцениваются промахи попадания в коленку, наличие избыточных движений, соскальзьгоание пятки с траектории движения.

Интерпретация результатов. В норме выполнение пробы с открьпыми и закрытыми глазами производится безоншибочно. При патологии мозжечка на стороне поражения отмечается затруднение выполнения пробы, а неточность выполнения возрастет при закрывании глаз.

В. Проба на адиадохокинез.

Ход работы. Испытуемый в положении стоя и вытянув руки перед собой максимально быстро выполняет кистью супинацию с пронацией. Оценивается симметричность выполнения теста разными руками.

Интерпретация результатов. В норме прослеживается олая симметричность движения кистями. Наличие чрезмерных движений (адиадохокинез) указывает на поражение мозжечка.

А, Проба Стюарт-Холмса,

Ход работы. Испытуемому предлагают поочередно согнуть руку в локтевом суставе, оказывая ему при этом сопро-ивление с последующим резким прекращением сопротивле-ия. Оценивается объем движений руки после прекращения опротивления.

Интерпретация результатов. В норме движение руки обследуемого после прекращения сопротивления минимально. При поражении мозжечка на стороне поражения наблюдается избыточное движение, проявляющееся ударами руки обследуемого о собственную грудь.

 

Б. Пронаторная проба Тома.

Ход работы. Испытуемый с закрытыми глазами вытягивaет руки ладонями вверх перед собой. Затем ему предлагается одновременно обеими руками повернуть кисти ладонями вниз. Оценивается наличие избыточной пронации кисти.

Интерпретация результатов. В норме объем движения кистей одинаков. Наличие избыточной пронации для одной из рук свидетельствует о стороне поражения мозжечка.

Практическая работа № 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ТЕСТ ДЖ. ДЖЕЙНА).

 
 


 

Посмотрите на предствленные на рисунке лица и определите, какая из них кажется Вам более веселой. Если левая – значит, у Вас преобладает правое полушарие мозга. Если же более довольным кажется Вам правый потртрет, значит, домининирует лвое полушарие.

Тесты для проверки знаний – см. Сборник тестов по нормальной физиологии, Красноярск, 2007» для своего факультета.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите функции зрительных бугров.
  2. Какое количество нервных ядер находится в гипоталамусе7
  3. В чем выражается атония (гипотония) после удаления мозжечка?
  4. Какие образования ЦНС входят в состав лимбической системы
  5. В чем заключается атетоз при повреждении полосатого тела?
  6. Какой отдел головного мозга является высшим центром ВНС?
  7. Какие функции выполняет мозжечок?
  8. Какие отделы выделяются в составе вегетативной нервной системы7
  9. Как изменяется функция бледного ядра при повреждении полосатого тела7
  10. Назовите функции гипоталамуса.
  11. В чем выражается астения при удалении мозжечка?
  12. В чем выражается астазия при удалении мозжечка?
  13. Где расположены низшие центры симпатической нервной системы
  14. Какие ядра таламуса вам известны?
  15. Является ли бледное ядро частью двигательного анализа­тора
  16. В каком отделе ЦНС вырабатываются релизинг-факторы (либерины)
  17. Что наблюдается после односторонней экстирпации моз­жечка7
  18. Где расположены низшие центры парасимпатической нервной системы?
  19. Что произойдет при поражении бледных ядер у человека?
  20. Какую роль играют ассоциативные ядра таламуса?
  21. Где находится центр терморегуляции?
  22. В чем выражается атаксия при удалении мозжечка?
  23. На какие две группы делятся специфические ядра тала­муса?
  24. Какие ядра головного мозга входят в стриопаллидарную системы?
  25. Какова частота им амплитуда тета-ритма ЭЭГ?
  26. Какова частота и амплитуда дельта-ритма ЭЭГ?
  27. В чем выражается атаксия при удалении мозжечка?
  28. Какие явления возникают при поражении полосатого тела?
  29. Как изменяется тонус мышц при поражении бледных ядер?
  30. Какова роль специфических ядер таламуса?
  31. Что понимают под нейросекрецией в гипоталамусе?
  32. Какие изменения тонуса скелетных мышц могут возни­кать после удаления мозжечка?
  33. Какое количество ядер содержится в таламусе?
  34. Какие основные процессы в организме связаны с функции ей лимбической системы?
  35. Какова частота альфа ритма ЭЭГ?
  36. В чем заключается явление дизэквилибрации при повреж­дении мозжечка?
  37. Какие явления возникают при повреждении полосатого тела?
  38. Какую роль играют неспецифические ядра таламуса?
  39. Что наблюдается при электрическом раздражении сенсор­ных зон коры больших полушарий?
  40. Какую роль играет мозжечок в регуляции вегетативных функций организма?
  41. Какое действие оказывают релизинг-факторы на гипофиз?
  42. Какие образования лимбической системы входят в боль­шой круг Пейпеца?
  43. Как изменяется мимика при повреждении бледного шара?
  44. Как изменяется тонус мышц при повреждении полосатого тела?
  45. Какой отдел ЦНС управляет всеми основными гомеостатическими процессами?
  46. Какие образования ЦНС относят к базальным ядрам?
  47. В чем заключается явление хореи при повреждении поло­сатого тела?
  48. Какое действие оказывают статины гипоталамуса на гипофиз?
  49. Какие структуры мозга участвуют в формировании эмо­ций?
  50. Как отражается на двигательной деятельности организма поражение бледного шара?
  51. В чем выражается дизартрия при поражении мозжеч­ка?
  52. В чем проявляются содружественные движения?
  53. Как изменяется походка при повреждении мозжечка?
  54. Какое животное называется гипоталамическим?
  55. Какие гормоны образуются в гипоталамусе?
  56. Какой отдел ЦНС регулирует функции периферических желез внутренней секреции?
  57. Какую роль играют переключающие ядра гипоталамуса?
  58. Какова частота и амплитуда бета ритма ЭЭГ?
  59. Назовите главные группы ядер гипоталамуса.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Напишите химическую классификацию гормонов.

2. Каков механизм действия пептидных гормонов, увеличивающих активность клетки?

3. Перечислите виды гормональных воздействий.

4. Как следует понимать пусковое действие гормонов? Приведите пример.

5. Как следует понимать корригирующее действие гормонов?

6. Какова роль гормонов-либеринов?

7. Какова роль гормонов-статинов?

8. Какой механизм лежит в основе поддержания постоянства гормонального состава крови.

9. Как объясняется специфическое действие гормонов?

10. В каких ядрах гипоталамуса образуются гормоны вазопрессин и окситоцин?

11. Как следует понимать трансгипофизарную регуляцию гормональной системы?

12. Какие гормоны образуются в передней доле гипофиза?

13. Какова роль тиреотропного гормона?

Рекомендации по учебно-исследовательской работе студентов (УИРС) или курсантов. Студентам предлагается работа по составлению задач, упражнений и кроссвордов по теме занятия.

Темы рефератов:

1.Расстройства, связанные с недостатком минералкортикоидов.

2. Расстройства, связанные с недостатком глюкокортикоидов.

3.Гипотиреоз у взрослых и детей. Микседема.

4.Гипертиреоз

5 Расстройства, связанные с нарушением инкреторной функции поджелудочной железы.

 

ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ

 

СРЕДА ОРГАНИЗМА.

Цель занятия: Сформировать представление о крове как средстве транспорта веществ и внутренней среде организма.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие о системе крови, свойствах и функциях периферической крови.

2. Состав циркулирующей крови, основные физиологические константы крови и механизм их поддержания.

3. Электролитный состав плазмы крови. Осмотическое давление крови. Функциональная система крови, поддерживающая постоянство осмотического давления крови.

4. Понятия о рН крови и кислотно-щелочном равновесии. Функциональная система, обеспечивающая постоянство кислотно-щелочного равновесия.

5. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональная значимость. Онкотическое давление крови и его значение.

6. Понятие о СОЭ и ее клиническое значение.

7. Деонтологические аспекты забора, хранения, использования крови.

8. Решение заданий из сборника “Задачи и упражнения по физиологии для студентов” под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№1-10 на стр. 5-6.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Вопросы для самоконтроля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.204.14 (0.12 с.)