Практическая работа №5. Составление заключения о состоянии системы крови. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа №5. Составление заключения о состоянии системы крови.



Общий анализ крови включает анализ содержания фор­менных элементов (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоци­тов), общего количества гемоглобина, цветного показателя, скорости оседания эритроцитов (СОЭ), соотношения форменных элементов и плаз­мы крови (гематокритный показатель), и процентного соотношения раз­личных форм лейкоцитов (лейкоцитарная формула).

Нормальные показатели. При оценке результатов анализа крови больного сравнивают полученные пока­затели с нормой.

 

 

Эритроциты, кл/л у мужчин 4,0—5,0-1012 у женщин 4,0—4,5 • 1012
Лейкоциты, кл/л У мужчин 4,0—6,0-109 у женщин 6,0—8,0-109
Тромбоциты, кл/л 200—400-109
Гемоглобин, г/л у мужчин 130—160 у женщин 120—140
СОЭ, мм/ч. у мужчин 1 — 10 у женщин 2—15
Гематокрит, % 40—45
Лейкоцитарная формула, % базофилы эозинофилы нейтрофилы юные палочкоядерные сегментоядерные лимфоциты моноциты 0,1 1—5 0—1 1—5 45—70 20—40 2- 10

 

Эталон заключения по общему анализу крови

Эритроцитоз (эритропения, анемия), гипо-, нормо- или гиперхромия (при сочетании с эритропенией— гипо- или гиперхромная анемия), увеличение (уменьшение или нор­ма) СОЭ, ретикулоцитоз (ретикулопения), лейкоцитоз (лейкопения) со сдвигом лейкоцитарной формулы влево или вправо (при отсутст­вии сдвига не указывается), относительный базофилез (базофилопения), эозинофилез (эозинопения), нейтрофилез (нейтропения), лимфоцитоз (лимфопения), абсо­лютный (относительный) моноцитоз (моноцитопения), тромбоцитоз (тромбоцитопения).

Нормальные показатели системы крови, как правило, в заключении отражаются фразой: «показатели крови и норме».

 

Тестовые задания к занятию № 11 – см. Сборник тестов по нормальной физиологии, Красноярск, 2007, для своего факультета.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое лейкоцитоз?
  2. Какие лейкоциты относятся к гранулоцитам?
  3. Напишите формулу для подсчета лейкоцитов в камере Горяева.
  4. Что понимают под микроцитозом?
  5. Что такое лейкоцитарная формула?
  6. Какие функции выполняют эозинофилы?
  7. Какова валентность железа в метгемоглобине?
  8. Какие соединения гемоглобина Вы знаете?
  9. Какие лейкоциты называют макрофагами?
  10. Что такое лейкопения?
  11. Что такое гиперхромия? В каких случаях она наблюдается?
  12. Какие виды гемоглобина вы знаете?
  13. Что называют внутренним фактором кроветворения?
  14. Какую основную функцию выполняют нейтрофилы?
  15. Сколько базофилов в норме содержится в периферической крови?
  16. Чему в норме равно количество эритроцитов у мужчин?
  17. Какие размеры в норме имеет эритроцит? Как называется такой эритроцит?
  18. Какие эритроциты называются макроцитами?
  19. На какие группы делят лимфоциты?
  20. В каких случаях развиваются истинные лейкоцитозы?
  21. Что такое цветной показатель?
  22. Каково в среднем нормальное содержание гемоглобина у женщиин?
  23. Какие лейкоциты называют микрофагами?
  24. Какие функции выполняют базофилы?
  25. Какие формы Т-лимфоцитов Вы знаете?
  26. Как влияют на эритропоэз продукты распада эритроцитов?
  27. Какие изменения наблюдаются со стороны крови во время воспалительных процессов?
  28. Какими методами определяется концентрация гемоглобина в периферической крови?
  29. Какими путями происходит разрушение эритроцитов?
  30. Основная функция эритроцитов.
  31. Сколько лимфоцитов содержится в крови?
  32. Какие эритроциты называются нормохромными?
  33. Что такое эритроцитоз?
  34. В какой желчный пигмент превращается Нв при разрушении эритроцитов?
  35. Какие виды физиологического лейкоцитоза вы знаете?
  36. Что такое сдвиг лейкоцитарной формулы влево?
  37. При каком воздействии на кровь образуется метгемоглобин?
  38. Какова функция лимфоцитов?
  39. Перечислите характерные признаки перераспределительного лейкоцитоза?
  40. В какой среде моноциты проявляют максимум фагоцитарной активности?
  41. Что такое эритропения?
  42. На какие группы делят лимфоциты?
  43. В каких случаях наблюдается абсолютная эритропения?
  44. Напишите допустимые колебания количества гемоглобина у мужчин.
  45. Что такое абсолютный эритроцитоз? В каких случаях наблюдается?
  46. Почему молодые эритроциты называются ретикулоцитами?
  47. Основная функция моноцитов.
  48. Что такое относительный эритроцитоз? В каких случаях наблюдается?
  49. Какие специфические стимуляторы эритропоэза Вы знаете?
  50. Сколько времени живет эритроцит?
  51. Где происходит эритропоэз и какие клетки относятся к незрелым формам?
  52. Сколько эозинофилов содержится в периферической крови (по лейкоцитарной формуле)?
  53. При каких состояниях организма увеличивается количество эозинофилов в крови?

ЗАНЯТИЕ № 14. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ ФИЗИОЛОГИИ “СИС

ТЕМА КРОВИ”

 

Цель занятия: контроль:

1) качества знаний по физиологии системы крови

2) усвоения практических навыков и умений по физиологии системы крови

3) возможности вербальной интерпретации анализов крови с учетом предложенных клинических ситуаций.

Объем самоподготовки к контрольному (итоговому) занятию включает в себя материал для подготовки к занятиям №№2-4.

Для успешной сдачи этапного контроля необходимо:

знать лекционный и учебный материал,

решить задания тестового контроля знаний (по тестам 1) учебного пособия “Практические навыки функциональных физиологических исследований” Ю. И. Савченкова, В. И. Киселева, 2) сборника “Задачи и упражнения по физиологии для студентов” под редакцией проф. Савченкова Ю. И., 3) настоящей методической разработки),

ознакомиться и выполнить набор компьютерных программ по разделу “Физиология системы крови”,

уметь: выполнить лабораторные работы, подобрать реактивы и оборудование для их проведения, рассказать последовательность манипуляций, предположить возможные результаты опыта и оценить полученные.

На итоговом занятии студент должен ответить на 100 тестов по теме (I этап), выполнить две практические работы из списка обязательных практических навыков (II этап), решить одну ситуационную задачу и ответить на один из контрольных вопросов по данной теме (III этап).

СТРУКТУРА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗА ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

 

Этапы Коли-чество Min балл Max балл Количество баллов для оценки
Отлично Хорошо Удовл.
I - тесты       91-100 81-90 70-80
II -практические умения       9-10 7-8 6-7
III - задача и опрос       9-10 7-8 6-7

 

Итоговая оценка за контрольную по теме «Физиология системы крови» рассчитывается по формуле:

Оценка = А*0,3 + В*0,3 + С*0,4

Где А – оценка за практический навык, В –оценка за тесты, С – оценка за устный ответ.

Критерии оценки практических умений и знаний при устном собеседовании на контрольной

ОЦЕНКА   КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ  
  ОТЛИЧНО Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа. Весь алгоритм действий при выполнении практического навыка воспроизводится без ошибок  
    ХОРОШО Ответ правильный, но не совсем полный. Допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок, которые после уточнения студент способен исправить самостоятельно. Все действия при выполнении практического навыка верные, ошибки и неточности выявляются и исправляются самостоятельно
    УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный. Ошибки и неточности, как при выполнении работы, так и при устном ответе студент способен исправить после наводящих вопросов. Допускается не более двух не исправленных ошибок.
  НЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано. Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений о механизмах физиологических процессов, нормативах показателей гомеостаза. Самостоятельно выполнить практический навык не может.

 

ФИЗИОЛОГИЯ СЕРДЦА

 

ЗАНЯТИЕ № 15. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ

СЕРДЦА.

Цель занятия: На основе изучения лекционного материала и материала учебника научиться определять границы сердца методом перкуссии и уметь дать оценку морфофункциональным показателям работы сердца, полученным другими методами.

 

Контрольные вопросы

Система кровообращения и ее значение для организма.

Положение и размеры сердца у человека в различные возрастные периоды.

Сердце, его гемодинамическая функция. Фазы сердечного цикла.

Изменение давления в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла.

Клапанный аппарат, его роль в движении крови.

Систолический выброс (СВ) и минутный объем кровообращения (МОК). Изменения при физической нагрузке. Методы определения СВ и МОК.

Факторы, обеспечивающие наполнение сердца кровью.

Внешние проявления деятельности сердца:

а) механические: верхушечный толчок (апекс-кардиография), колебания тела (баллистокардиография),

б) звуковые: тоны сердца - их происхождение, выслушивание, регистрация (аускультация, фонокардиография), клиническое значение.

8. Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1998). №№ 5.1-5, 10, 13-14, 20-22, 25, 27-28, 31, 33-35, 42, 99-100.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.01 с.)