Занятие № 17. Нервно-гуморальные механизмы регуляции деятельности сердца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 17. Нервно-гуморальные механизмы регуляции деятельности сердца.



Цель занятия: Изучить закономерности регуляции деятельности сердца.

Контрольные вопросы

Структурная организация регуляции деятельности сердца.

Миогенные механизмы регуляции деятельности сердца (закон Франка-Старлинга, эффект Анрепа).

Интракардиальная нервная регуляция деятельности сердца.

Экстракардиальная нервная регуляция деятельности сердца: иннервация сердца, характеристика влияния парасимпатических и симпатических нервных волокон на деятельность сердца.

Рефлекторные влияния на сердечную деятельность (рефлекс Данини-Ашнера, Гольца). Роль коры головного мозга и гипоталамуса в регуляции сердечной деятельности.

Гуморальные влияния на сердечную деятельность.

Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1980) №№7, 15-19, 23, 24, 26, 29, 40-41, 43, 48,83, 85, 88, 96 на стр. 33-38.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Практическая работа №1. РЕФЛЕКТОРНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА СЕРДЦЕ С ЭКСТЕРО- И ИНТЕРОРЕЦЕПТОРОВ.

Опыт Данини - Ашнера.

У человека при осторожном надавливании на глазные яблоки частота сердечных сокращений обычно замедляестя. Это явление объясняется рефлекторным возбуждением ядер блуждающего нерва. Рефлекторная дуга этого рефлекса состоит из афферентных волокон глазодвигательного нерва, нейронов продолговатого мозга и блуждающих нервов, которые при возбуждении оказывают тормозящее действие на сердце.

Для работы необходимо: секундомер. Стерилные салфетки, и объект исследования – человек.

Ход работы: У испытуемого определяют (по пульсу) частоту сердечных сокращений. Экспериментатор через стерилные марлевые салфетки большими пальцами рук в течении 10 с медленно надавливает на оба глаза (не сильно). Сразу после надавливания на глазные яблоки вновь подсчитывают частоту сердечных сокращений. Обычно в этих условиях пульс становится реже в среднем на 10 ударов.

Результаты работы и их оформление: Отметьте в протоколе частоту пульса у испытуемого до и после надавливания на глазные яблоки. Нарисуйте схему рефлекторной дуги наблюдаемого рефлекса. Объясните механизм возникновения глаз-сердечного рефлекса и сделайте выводы о возможности его использования в лечебно-диагностических целях.

Практическая работа №2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТОТОЙ ПУЛЬСА И МОЩНОСТЬЮ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ.

Ход работы: В течение 1,5 минут сделайте 20 наклонов туловища вниз с опусканием рук. Сосчитайте пульс за 10 сек трижды: 1) до наклонов (П1), 2) сразу по окончании наклонов (П2), 3) через 60 сек. после наклонов (П3). Рассчитайте индекс (И) по формуле: И = (П1 + П2 + П3 - 33): 10.

Интерпретация результатов. Если полученный результат находится в пределах: 0-0,3 - состояние сердца отличное, 0,31-0,6 - хорошее, 0,61-0,90 - удовлетворительное, 0,91-1,20 - посредственное, более 1,20 - неудовлетворительное.

Практическая работа №3. ИЗУЧЕНИЕ «РЕФЛЕКСА НЫРЯЛЬЩИКА»

Работа поводится в учебном кабинете функциональной диагностики с использованием полиграфа М30.

Анализ и интерпретация результатов. См. Руководство «Уроки физиологии с BIOPAC Student Lab».

 

Тестовые задания - см. «Сборник тестов для смостоятельной работы студентов по нормальной физиологии» для соответвующго факультета, Красноярск, 2007.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите уровни регуляции сердечной деятельности.

2. Тонус какого центра преобладает в регуляции сердечной деятельности?

3. Как меняется деятельность сердца при мышечной работе?

4. В чем заключается гемодинамическая связь между правым и левым отделами сердца, осуществляемая интеркардиальной регуляцией сердца?

5. Как влияет норадреналин на проницаемость мембран для ионов кальция?

6. Как меняется деятельность сердца при гиперкалиемии?

7. Объясните механизмы миогенной регуляции сердечной деятельности.

8. Назовите механизмы регуляции сердечной деятельности.

9. Из каких клеток состоит внутрисердечная рефлекторная дуга?

10. Какие факторы обуславливают тонус центров, регулирующих деятельность сердца?

11. Каким образом объясняется учащение ритма сердца при болевых раздражениях и мышечной работе?

12. Дать определение закона Франка-Старлинга в современной интерпретации.

13. При участии каких отделов ЦНС осуществляется системная регуляция сердечной деятельности?

14. Каким образом можно доказать роль коры головного мозга в регуляции сердечной деятельности?

15. Какие отделы ЦНС участвуют в регуляции деятельности сердца?

16. Раздражение каких отделов головного мозга вызывает изменения в сердечно-сосудистой системе?

17. В чем заключается интегрирующая роль гипоталамуса при регуляции сердечной деятельности?

18. Какие изменения в функции сердца можно наблюдать при локальных раздражениях некоторых центров гипоталамуса?

19. Где локализуется симпатический сердечный центр?

20. Где находятся вторые нейроны симпатического отдела нервной системы, иннервирующие сердце?

21. Как меняется время развития медленной диастолической деполяризации в клетках водителя ритма сердца при раздражении симпатических нервов?

22. Как называется медиатор, выделяющийся в симпатических окончаниях нервов, иннервирующих сердце?

23. Как влияют симпатические центры на функцию сердца?

24. Как изменится деятельность сердца при возбуждении адренорецепторов?

25. Какие эффекты на сердце развиваются при раздражении периферического конца симпатического нерва?

26. Почему наблюдается учащение сердечных сокращений после перерезки нервов, идущих от дуги аорты и каротидного синуса?

27. С каких рецепторов миокарда катехоламинами запускаются эффекты учащения ритма?

28. Где находятся тела первых нейронов парасимпатических нервов, иннервирующих сердце?

29. К какому отделу сердца подходит правый вагус? Левый вагус?

30. Как меняется время развития медленной диастолической деполяризации в клетках водителя ритма сердца под влиянием вагуса?

31. Какой медиатор выделяется в окончаниях блуждающих нервов?

32. Каковы механизмы поддержания тонуса блуждающих нервов?

33. Как изменится ритм сердечной деятельности у собаки при перерезке обоих блуждающих нервов?

34. Как меняется мембранный потенциал клеток водителя ритма сердца при раздражении вагуса?

35. Когда развивается "ускользание" сердца из-под влияния блуждающего нерва?

36. Какие афферентные нервы влияют на тонус блуждающих нервов?

37. Как у человека можно снять высокий тонус вагуса?

38. Как доказать отсутствие тонуса ядер блуждающих нервов у детей?

39. Что понимают под гомеометрической регуляцией деятельности сердца?

40. Как меняется сила сокращения желудочков при увеличении сопротивления в артериальной системе?

41. К какому виду регуляции относится эффект Анрепа?

42. Как меняется ЧСС и сила при раздражении рецепторов правого предсердия большим притоком крови?

43. Какие изменения в деятельности сердца наблюдаются при механической воздействии на брюшную стенку у человека?

44. Как влияет на деятельность сердца адреналин, введенный в мышцу сердца?

45. Какие эффекты влияния на сердце называют хронотропным, инотропным, дромотропным, батмотропным?

46. Какова роль афферентных импульсов от механорецепторов сердца?

47. Может ли сердце отвечать на дополнительные раздражения в фазу относительной или абсолютной рефрактерности?

48. Каким БАВ активируется аденилатциклаза, участвующая в регуляции сердечной деятельности?

49. Могут ли условные сигналы явиться причиной нарушения сердечной деятельности?

50. Какой механизм регуляции сердечной деятельности лежит в основе изменения ЧСС у спортсменов перед стартом?

ЗАНЯТИЕ № 18. ФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ.

ПАРАМЕТРЫ ГЕМОДИНАМИКИ И МЕТОДЫ ИХ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Цель занятия: научиться определять и оценивать основные параметры кровообращения и артериального давления различными методами.

Контрольные вопросы:

Основные законы гидродинамики и использование их для объяснения движения крови по сосудам. Функциональная структура различных отделов сосудистой системы.

Объемная и линейная скорости движения крови в различных отделах сосудистого русла и факторы, обуславливающие их.

Факторы, обеспечивающие движение крови по венам.

Морфофункциональная характеристика основных компонентов микроциркуляторного русла и его роль в обмене жидкости и различных веществ между кровью и тканями.

Кривая артериального давления. Бескровные методы определения артериального давления (метод Рива-Роччи, Короткова, артериальная осциллография.

Решение заданий из сборника «Задачи и упражнения по физиологии для студентов» под редакцией проф. Савченкова Ю. И. (1998)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Практическая работа №1. ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА ПО МЕТОДУ КОРОТКОВА.

Ход работы и интерпретация результатов: - см. стр. 38-39 учебного пособия “Практические навыки функциональных физиологических исследований” Савченков Ю. И., Киселева В. И. (1993).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1003; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.017 с.)