Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 7. Частная физиология. Физиология мозжечка, про-

Поиск

МЕЖУТОЧНОГО МОЗГА И ПОДКОРКОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

Цель занятия: Изучение функций коры, подкорковых образований, мозжечка, вегетативной нервной системы.

Контрольные вопросы

1. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегета­тивные функции организма.

2. Таламус, функциональная характеристика и особеннос­ти ядерных групп таламуса.

3. Гипоталамус, функциональная характеристика его основ­ных ядерных групп. Участие гипоталамуса в регуляции вегетативных функций, формировании эмоций и мотивации.

4. Базальные ядра, их функциональная характеристика Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и. сложных двигательных актов.

5.Лимбическая система мозга, ее роль в формировании мо­тиваций и эмоций.

6. Локализация функций в коре больших полушарий.

7. Электроэнцефалография как метод объективной оценки функционального состояния мозга, клинические воз­можности.

8. Вегетативная нервная система, ее морфофункциональная организация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности.

9:; Решить задачи из сборника "задачи и упражнения по фи­зиологии" подред. Ю.И. Савченкова (1998): (№ 3.20,3.26, •jo 3.27, 3.32, 3.45,3.47, 3.48, 3.51, 3.53,3.54,3.58, 3.81, 3.85).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Практическая работа №1. ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

А. Исследование устойчивости.

Ход работы. Испытуемый стоит, носки и пятки вместе, руки - вдоль туловища, голова слегка приподнята. Такая поза должна удерживаться в течение 10 секунд.

Интерпретация результатов. В норме сохранение устой­чивости позы обследуемым на протяжении 5-10 секунд затруд­нений не вьвьшает. Успешное вьшолнение теста свидетельствует о полной сохранности функций вестибулярного аппарата.

 

Б. Исследование устойчивости в позе Ромберга.

Ход работы. Во время проведения теста обследуемого во избежание падения следует подстраховывать. Испытуемый сто­ит в позе Ромберга: носки и пятки вместе, руки вытянуты впе­ред на уровне груди, пальцы рук раздвинуты, голова слегка при­поднята, глаза закрыты. Оцените устойчивость позы в течение 10 секунд. С 10-20 секундным интервалом повторите исследование, усложняя выполнение позы поворотом головы на 90° вправо и влево.

Интерпретация результатов. В норме выполнение всех тестов не сопровождается нарушением равновесия тела. При выявлении нарушения равновесия исследуйте наличие и на­правление нистагма. Нарушение равновесия тела отмечается, как правило, при повороте головы в сторону, противополож­ную направлению нистагма. Направление выявленного нистаг­ма (вправо или влево) совпадает со стороной пораженного вестибулярного аппарата.

 

В. Фланговая походка.

Ход работы. Обследуемый отставляет правую ногу, затем приставляет к ней левую и делает таким образом пять шагов вправо. Затем аналогичным образом выполняет пять шагов влево.

Интерпретация результатов. В норме выполнение тес­та затруднений не вызывает. При нарушении функции моз­жечка наблюдается затруднение фланговой походки на сто­роне поражения. Поражение вестибулярного аппарата на выполнении фланговой походки не отражается. Таким об­разом, этот тест служит одной из дифференциальных проб для выявления нарушений функций мозжечка или вестибу­лярного аппарата.

Практическая работа № 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АСИНЕРГИИ.

А. Проба Ожеховского.

Ход работы. Врач и обследуемый становятся лицом к друг другу на расстоянии вытянутой руки. Обследующий держит свои руки (ладонями вперед) перед собой на уровне плечевого пояса испытуемого, который своими ладонями как бы опирается на врача, т.е. переносит на него незначи­тельную часть своего веса, достаточную для поддержания равновесия. При внезапном убирании рук врача книзу ис­пытуемый стремится сохранить равновесие тела.

Интерпретация результатов. В норме испытуемый успешно сохраняет равновесие, оставаясь неподвижным, или слегка отклоняется назад. У больного человека выполне­ние пробы приводит к явному наклону туловища вперед (с подшагиванием или без него).

 

Б. Проба Бабинского.

Ход работы. Испытуемый ложится на жесткую кушет­ку, скрещивает руки на груди. Врач предлагает испытуемо­му встать с кушетки, не изменяя положения рук, и наблю­дает за процессом вставания.

Интерпретация результатов. В норме человек успешно пытается поднять туловище. При поражении мозжечка по­пытка встать не выполнима и ограничивается подъемом ног, а не туловища.

Практическая работа №3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ АТАКСИИ

А. Пальце-носовая проба.

Ход работы. Обследуемому предлагают указательным пальцем сперва одной, потом другой руки попасть в кончик собственного носа с открытыми и с закрытыми глазами.

Интерпретация результатов. Оценивается наличие и сравнительная точность попадания пальцем в кончик носа обе­ими руками, траектория движения пальцев, проявление тремо-ра (дрожания) патьцев во время выполнения пробы. В норме выполнение пробы с открытыми и закрытыми глазами дости­гается без видимых усилий и напряжения обеими руками. На стороне поражения мозжечка наблюдается промахивание, иног­да сочетающееся с дрожанием кисти и пальца, которое усили­вается по мере приближения пальца к носу, особенно при вы­полнении пробы с закрытыми глазами.

 

Б. Коленно-пяточная проба.

Ход работы. Для выполнения пробы испытуемый ложит­ся на жесткую кушетку. Ему предлагается с открытыми, а за­тем с закрытыми глазами достать пяткой одной ноги колено другой, а потом пяткою провести по передней поверхности голени от колена до голеностопного сустава и обратно. Оцениваются промахи попадания в коленку, наличие избыточных движений, соскальзьгоание пятки с траектории движения.

Интерпретация результатов. В норме выполнение пробы с открьпыми и закрытыми глазами производится безоншибочно. При патологии мозжечка на стороне поражения отмечается затруднение выполнения пробы, а неточность выполнения возрастет при закрывании глаз.

В. Проба на адиадохокинез.

Ход работы. Испытуемый в положении стоя и вытянув руки перед собой максимально быстро выполняет кистью супинацию с пронацией. Оценивается симметричность выполнения теста разными руками.

Интерпретация результатов. В норме прослеживается олая симметричность движения кистями. Наличие чрезмерных движений (адиадохокинез) указывает на поражение мозжечка.

Практическая работа № 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСМЕТРИИ.

А, Проба Стюарт-Холмса,

Ход работы. Испытуемому предлагают поочередно согнуть руку в локтевом суставе, оказывая ему при этом сопро-ивление с последующим резким прекращением сопротивле-ия. Оценивается объем движений руки после прекращения опротивления.

Интерпретация результатов. В норме движение руки обследуемого после прекращения сопротивления минимально. При поражении мозжечка на стороне поражения наблюдается избыточное движение, проявляющееся ударами руки обследуемого о собственную грудь.

 

Б. Пронаторная проба Тома.

Ход работы. Испытуемый с закрытыми глазами вытягивaет руки ладонями вверх перед собой. Затем ему предлагается одновременно обеими руками повернуть кисти ладонями вниз. Оценивается наличие избыточной пронации кисти.

Интерпретация результатов. В норме объем движения кистей одинаков. Наличие избыточной пронации для одной из рук свидетельствует о стороне поражения мозжечка.

Практическая работа № 5. ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ РЕФЛЕКТОРНОЙ РЕАКЦИИ.

Работа проводится в учебном кабинете функциональной диагностики. См. «руководство п поведению уроков физиологии с полиграфом БИОПАК», Красноярск, 2007, Часть 1, с.??7.

Практическая работа № 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ТЕСТ ДЖ. ДЖЕЙНА).

 
 


 

Посмотрите на предствленные на рисунке лица и определите, какая из них кажется Вам более веселой. Если левая – значит, у Вас преобладает правое полушарие мозга. Если же более довольным кажется Вам правый потртрет, значит, домининирует лвое полушарие.

Тесты для проверки знаний – см. Сборник тестов по нормальной физиологии, Красноярск, 2007» для своего факультета.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите функции зрительных бугров.
  2. Какое количество нервных ядер находится в гипоталамусе7
  3. В чем выражается атония (гипотония) после удаления мозжечка?
  4. Какие образования ЦНС входят в состав лимбической системы
  5. В чем заключается атетоз при повреждении полосатого тела?
  6. Какой отдел головного мозга является высшим центром ВНС?
  7. Какие функции выполняет мозжечок?
  8. Какие отделы выделяются в составе вегетативной нервной системы7
  9. Как изменяется функция бледного ядра при повреждении полосатого тела7
  10. Назовите функции гипоталамуса.
  11. В чем выражается астения при удалении мозжечка?
  12. В чем выражается астазия при удалении мозжечка?
  13. Где расположены низшие центры симпатической нервной системы
  14. Какие ядра таламуса вам известны?
  15. Является ли бледное ядро частью двигательного анализа­тора
  16. В каком отделе ЦНС вырабатываются релизинг-факторы (либерины)
  17. Что наблюдается после односторонней экстирпации моз­жечка7
  18. Где расположены низшие центры парасимпатической нервной системы?
  19. Что произойдет при поражении бледных ядер у человека?
  20. Какую роль играют ассоциативные ядра таламуса?
  21. Где находится центр терморегуляции?
  22. В чем выражается атаксия при удалении мозжечка?
  23. На какие две группы делятся специфические ядра тала­муса?
  24. Какие ядра головного мозга входят в стриопаллидарную системы?
  25. Какова частота им амплитуда тета-ритма ЭЭГ?
  26. Какова частота и амплитуда дельта-ритма ЭЭГ?
  27. В чем выражается атаксия при удалении мозжечка?
  28. Какие явления возникают при поражении полосатого тела?
  29. Как изменяется тонус мышц при поражении бледных ядер?
  30. Какова роль специфических ядер таламуса?
  31. Что понимают под нейросекрецией в гипоталамусе?
  32. Какие изменения тонуса скелетных мышц могут возни­кать после удаления мозжечка?
  33. Какое количество ядер содержится в таламусе?
  34. Какие основные процессы в организме связаны с функции ей лимбической системы?
  35. Какова частота альфа ритма ЭЭГ?
  36. В чем заключается явление дизэквилибрации при повреж­дении мозжечка?
  37. Какие явления возникают при повреждении полосатого тела?
  38. Какую роль играют неспецифические ядра таламуса?
  39. Что наблюдается при электрическом раздражении сенсор­ных зон коры больших полушарий?
  40. Какую роль играет мозжечок в регуляции вегетативных функций организма?
  41. Какое действие оказывают релизинг-факторы на гипофиз?
  42. Какие образования лимбической системы входят в боль­шой круг Пейпеца?
  43. Как изменяется мимика при повреждении бледного шара?
  44. Как изменяется тонус мышц при повреждении полосатого тела?
  45. Какой отдел ЦНС управляет всеми основными гомеостатическими процессами?
  46. Какие образования ЦНС относят к базальным ядрам?
  47. В чем заключается явление хореи при повреждении поло­сатого тела?
  48. Какое действие оказывают статины гипоталамуса на гипофиз?
  49. Какие структуры мозга участвуют в формировании эмо­ций?
  50. Как отражается на двигательной деятельности организма поражение бледного шара?
  51. В чем выражается дизартрия при поражении мозжеч­ка?
  52. В чем проявляются содружественные движения?
  53. Как изменяется походка при повреждении мозжечка?
  54. Какое животное называется гипоталамическим?
  55. Какие гормоны образуются в гипоталамусе?
  56. Какой отдел ЦНС регулирует функции периферических желез внутренней секреции?
  57. Какую роль играют переключающие ядра гипоталамуса?
  58. Какова частота и амплитуда бета ритма ЭЭГ?
  59. Назовите главные группы ядер гипоталамуса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.133 (0.011 с.)