Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие № 7. Частная физиология. Физиология мозжечка, про-Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕЖУТОЧНОГО МОЗГА И ПОДКОРКОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. Цель занятия: Изучение функций коры, подкорковых образований, мозжечка, вегетативной нервной системы. Контрольные вопросы 1. Физиология мозжечка, его влияние на моторные и вегетативные функции организма. 2. Таламус, функциональная характеристика и особенности ядерных групп таламуса. 3. Гипоталамус, функциональная характеристика его основных ядерных групп. Участие гипоталамуса в регуляции вегетативных функций, формировании эмоций и мотивации. 4. Базальные ядра, их функциональная характеристика Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и. сложных двигательных актов. 5.Лимбическая система мозга, ее роль в формировании мотиваций и эмоций. 6. Локализация функций в коре больших полушарий. 7. Электроэнцефалография как метод объективной оценки функционального состояния мозга, клинические возможности. 8. Вегетативная нервная система, ее морфофункциональная организация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. 9:; Решить задачи из сборника "задачи и упражнения по физиологии" подред. Ю.И. Савченкова (1998): (№ 3.20,3.26, •jo 3.27, 3.32, 3.45,3.47, 3.48, 3.51, 3.53,3.54,3.58, 3.81, 3.85).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Практическая работа №1. ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. А. Исследование устойчивости. Ход работы. Испытуемый стоит, носки и пятки вместе, руки - вдоль туловища, голова слегка приподнята. Такая поза должна удерживаться в течение 10 секунд. Интерпретация результатов. В норме сохранение устойчивости позы обследуемым на протяжении 5-10 секунд затруднений не вьвьшает. Успешное вьшолнение теста свидетельствует о полной сохранности функций вестибулярного аппарата.
Б. Исследование устойчивости в позе Ромберга. Ход работы. Во время проведения теста обследуемого во избежание падения следует подстраховывать. Испытуемый стоит в позе Ромберга: носки и пятки вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди, пальцы рук раздвинуты, голова слегка приподнята, глаза закрыты. Оцените устойчивость позы в течение 10 секунд. С 10-20 секундным интервалом повторите исследование, усложняя выполнение позы поворотом головы на 90° вправо и влево. Интерпретация результатов. В норме выполнение всех тестов не сопровождается нарушением равновесия тела. При выявлении нарушения равновесия исследуйте наличие и направление нистагма. Нарушение равновесия тела отмечается, как правило, при повороте головы в сторону, противоположную направлению нистагма. Направление выявленного нистагма (вправо или влево) совпадает со стороной пораженного вестибулярного аппарата.
В. Фланговая походка. Ход работы. Обследуемый отставляет правую ногу, затем приставляет к ней левую и делает таким образом пять шагов вправо. Затем аналогичным образом выполняет пять шагов влево. Интерпретация результатов. В норме выполнение теста затруднений не вызывает. При нарушении функции мозжечка наблюдается затруднение фланговой походки на стороне поражения. Поражение вестибулярного аппарата на выполнении фланговой походки не отражается. Таким образом, этот тест служит одной из дифференциальных проб для выявления нарушений функций мозжечка или вестибулярного аппарата. Практическая работа № 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АСИНЕРГИИ. А. Проба Ожеховского. Ход работы. Врач и обследуемый становятся лицом к друг другу на расстоянии вытянутой руки. Обследующий держит свои руки (ладонями вперед) перед собой на уровне плечевого пояса испытуемого, который своими ладонями как бы опирается на врача, т.е. переносит на него незначительную часть своего веса, достаточную для поддержания равновесия. При внезапном убирании рук врача книзу испытуемый стремится сохранить равновесие тела. Интерпретация результатов. В норме испытуемый успешно сохраняет равновесие, оставаясь неподвижным, или слегка отклоняется назад. У больного человека выполнение пробы приводит к явному наклону туловища вперед (с подшагиванием или без него).
Б. Проба Бабинского. Ход работы. Испытуемый ложится на жесткую кушетку, скрещивает руки на груди. Врач предлагает испытуемому встать с кушетки, не изменяя положения рук, и наблюдает за процессом вставания. Интерпретация результатов. В норме человек успешно пытается поднять туловище. При поражении мозжечка попытка встать не выполнима и ограничивается подъемом ног, а не туловища. Практическая работа №3. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ АТАКСИИ А. Пальце-носовая проба. Ход работы. Обследуемому предлагают указательным пальцем сперва одной, потом другой руки попасть в кончик собственного носа с открытыми и с закрытыми глазами. Интерпретация результатов. Оценивается наличие и сравнительная точность попадания пальцем в кончик носа обеими руками, траектория движения пальцев, проявление тремо-ра (дрожания) патьцев во время выполнения пробы. В норме выполнение пробы с открытыми и закрытыми глазами достигается без видимых усилий и напряжения обеими руками. На стороне поражения мозжечка наблюдается промахивание, иногда сочетающееся с дрожанием кисти и пальца, которое усиливается по мере приближения пальца к носу, особенно при выполнении пробы с закрытыми глазами.
Б. Коленно-пяточная проба. Ход работы. Для выполнения пробы испытуемый ложится на жесткую кушетку. Ему предлагается с открытыми, а затем с закрытыми глазами достать пяткой одной ноги колено другой, а потом пяткою провести по передней поверхности голени от колена до голеностопного сустава и обратно. Оцениваются промахи попадания в коленку, наличие избыточных движений, соскальзьгоание пятки с траектории движения. Интерпретация результатов. В норме выполнение пробы с открьпыми и закрытыми глазами производится безоншибочно. При патологии мозжечка на стороне поражения отмечается затруднение выполнения пробы, а неточность выполнения возрастет при закрывании глаз. В. Проба на адиадохокинез. Ход работы. Испытуемый в положении стоя и вытянув руки перед собой максимально быстро выполняет кистью супинацию с пронацией. Оценивается симметричность выполнения теста разными руками. Интерпретация результатов. В норме прослеживается олая симметричность движения кистями. Наличие чрезмерных движений (адиадохокинез) указывает на поражение мозжечка. Практическая работа № 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСМЕТРИИ. А, Проба Стюарт-Холмса, Ход работы. Испытуемому предлагают поочередно согнуть руку в локтевом суставе, оказывая ему при этом сопро-ивление с последующим резким прекращением сопротивле-ия. Оценивается объем движений руки после прекращения опротивления. Интерпретация результатов. В норме движение руки обследуемого после прекращения сопротивления минимально. При поражении мозжечка на стороне поражения наблюдается избыточное движение, проявляющееся ударами руки обследуемого о собственную грудь.
Б. Пронаторная проба Тома. Ход работы. Испытуемый с закрытыми глазами вытягивaет руки ладонями вверх перед собой. Затем ему предлагается одновременно обеими руками повернуть кисти ладонями вниз. Оценивается наличие избыточной пронации кисти. Интерпретация результатов. В норме объем движения кистей одинаков. Наличие избыточной пронации для одной из рук свидетельствует о стороне поражения мозжечка. Практическая работа № 5. ИЗУЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ РЕФЛЕКТОРНОЙ РЕАКЦИИ. Работа проводится в учебном кабинете функциональной диагностики. См. «руководство п поведению уроков физиологии с полиграфом БИОПАК», Красноярск, 2007, Часть 1, с.??7. Практическая работа № 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНАНТНОГО ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ТЕСТ ДЖ. ДЖЕЙНА).
Посмотрите на предствленные на рисунке лица и определите, какая из них кажется Вам более веселой. Если левая – значит, у Вас преобладает правое полушарие мозга. Если же более довольным кажется Вам правый потртрет, значит, домининирует лвое полушарие. Тесты для проверки знаний – см. Сборник тестов по нормальной физиологии, Красноярск, 2007» для своего факультета.
Вопросы для самоконтроля:
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.133 (0.011 с.) |