Структурные части отдельного занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурные части отдельного занятия



На каждом занятии соблюдается последовательность в соотнесении его структурных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия включает организа­цию детского коллектива, беседы психологического харак­тера, речевые зарядки, повторение и закрепление пройден­ного на предыдущем занятии речевого материала, подготовку ребенка к предстоящей работе.

Основная часть Занятия содержит новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых они проводятся.

В заключительной части занятия логопед закрепляет новый материал, подводит итоги работы детей, обращает внимание на их успехи, дает советы и задания для трени­ровки речи вне логопедических занятий.

Такое построение отдельного логопедического занятия позволяет увидеть его в ряду других, составляющих в це­лом единую последовательную цепь направленного и систе­матического коррекционно-педагогического воздействия на заикающегося ребенка.

Цель логопедических занятий логопед должен видеть не только в преодолении самого речевого дефекта, его про­явлений, но и связанных с ним особенностей поведения и личности самого заикающегося; в необходимости перестройки его отношения к себе, к дефекту, к оценке окру­жающих.

Владение логопедическими приемами преодоления про­явлений заикания, особенностей своего поведения и речи позволяет заикающемуся активнее и успешнее включаться в процесс преодоления дефекта речи и связанных с ним не­достатков. Заикающийся, своей активностью добившийся избавления от заикания, как считал Г. Д. Неткачев, будет всегда помнить, что его правильная речь есть его собствен­ное приобретение — плод труда и энергии и уже никогда не отнимется у него. В работе с заикающимися логопед опира­ется также на специфические средства обучения.

На логопедических занятиях с заикающимися исполь­зуются соответственно их возрасту общепринятые в учеб­ном процессе пособия и технические средства обучения и специфические, направленные непосредственно на коррек­цию неправильной речи.

К первым относятся: учебные наглядные пособия, учеб­ники, литература, произведения искусства, настольные игры, маски, кукольный и пальчиковый театр, диафиль­мы, радио- и телепередачи, магнитофонные записи, плас­тинки и пр.

К специфическим техническим средствам относятся: кор-ректофон Деражне, аппарат «Эхо» (АИР), аппарат звуко­усиления, магнитофон, «Видеоречь» и другие компьютер­ные программы.

АппаратДеражне (как и трещотка Барани) построен на эффек­те звукозаглушения. Разной силы шум (в корректофоне он регули­руется с помощью специального винта) подается через резиновые трубочки, оканчивающиеся оливами, прямо в слуховой проход, заглушая собственную речь. Для заикающихся, у которых имеется фиксированность на дефекте, отключение слухового контроля облег­чает проведение речевых упражнений. Уменьшая силу заглушения, они успешно учатся говорить и без корректофона.

Но далеко не во всех случаях метод звукозаглушения может быть применим. Некоторые заикающиеся плохо переносят шум, который вызывает у них головные боли, раздражительность. Постоянный шум может мешать выполнению сложных речевых упражнений. Отсут­ствие слухового контроля снижает возможность активного речевого общения заикающегося с окружающими.

Аппарат «Эхо», сконструированный Б. Адамчиком, состоит из двух магнитофонов с приставкой. Записанный звук воспроизводит­ся через долю секунды, что создает отсроченный эффект эха. Отече­ственными конструкторами создан портативный аппарат «Эхо» (АИР) разных модификаций для индивидуального пользования.

Своеобразный аппарат для работы с заикающимися был предло­жен В. А. Раздольским. Принцип его работы построен на звукоуси­лении речи заикающихся через громкоговорители или воздушные телефоны к слуховому аппарату «Кристалл». Воспринимая свою речь звукоусиленной, заикающиеся меньше напрягают речевую мус­кулатуру, чаще начинают пользоваться мягкой атакой звуков, что благотворно отражается на их речи. Положительным является и тот факт, что при использовании звукоусиления заикающиеся с первых же занятий слышат свою правильную речь, а это ускоряет выработ­ку положительных рефлексов и свободной, ненапряженной речи. Ряд исследователей используют в практике различные варианты отстав­ленной речи («белого шума», звукозаглушения и др.).

В процессе логопедических занятий с заикающимися в психоте­рапевтических целях можно использовать звукозаписывающую ап­паратуру. При магнитофонном занятии с последующей беседой ло­гопеда у заикающегося повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий, растет доверие к логопеду. На пер­вых магнитофонных занятиях материал для выступления заикаю­щегося отбирается и тщательно репетируется.

Выработке навыков правильной речи способствуют обучающие магнитофонные занятия. Цель этих занятий заключается в том, что­бы обратить внимание заикающегося на темп и плавность его речи, звучность, выразительность, грамматическую правильность фразы. После предварительных бесед о качествах правильной речи, про­слушивания соответствующих образцов речи, после неоднократных репетиций заикающийся выступает перед микрофоном со своим тек­стом в зависимости от этапа занятий. Задача — следить и управ­лять своим поведением, темпом, плавностью, звучностью речи, не допускать грамматических неправильностей в ней. Руководитель фиксирует в своей тетради состояние речи и поведение заикающегося в момент выступления перед микрофоном. Закончив выступление, заикающийся сам оценивает свою речь (говорил тихо-громко, быстро-медленно, выразительно-монотонно и т. д.). Затем, послушав речь, записанную на магнитофонной пленке, заикающийся вновь оценивает ее. После этого логопед анализирует речь заикаю­щегося, его умение дать правильную оценку своей речи, выделяет положительное в его выступлении, в поведении на занятии и под­водит общий итог.

Вариантом обучающих магнитофонных занятий является подра­жание выступлениям артистов, мастеров художественного слова. В этом случае прослушивается художественное выступление, выу­чивается текст, отрабатывается воспроизведение, записывается на магнитофонную пленку, а затем сравнивается с оригиналом, конста­тируются сходства и различия.

Полезны сравнительные магнитофонные занятия, на которых за­икающемуся предоставляется возможность сопоставить свою настоя­щую речь с той, что была у него раньше. В начале курса речевых заня­тий при включенном микрофоне ему задаются вопросы на бытовые темы, предлагаются сюжетные картинки для описания их содержания и составления рассказа и пр. Магнитофонная пленка фиксирует случаи судорог в речи: их место во фразе, частоту, длительность. В по­следующем эта первая запись речи заикающегося служит мерилом успешности проводимых речевых занятий: с нею сравнивается состо­яние речи в последующем.

По окончании логопедического курса логопед строит заключи­тельную беседу на материале последнего сравнительного магнито­фонного занятия. Используя его, логопед советует заикающимся си­стематически наблюдать за своей речью, ежедневно закреплять приобретенные на занятиях умения и навыки. На логопедических занятиях и в процессе самостоятельной работы могут использовать­ся диктофоны.

Магнитофонные занятия рекомендуется проводить в тех случа­ях, когда у заикающегося имеется фиксированность на своем дефек­те и осознание своей неправильной речи.

В настоящее время существует ряд логопедических ме­тодик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошколь­никами, школьниками, подростками и взрослыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.007 с.)